Один из аспектов теодицеи

     Как Бог допускает страдания?

     Есть попытка ответа на этот вопрос, может быть, не обладающая стопроцентной убедительностью, но все же…

     Ход мысли такой: человек – это все-таки наиболее важное творение Божие; человек – образ Божий. И поэтому человек наделен свободой. Он должен быть наделен свободой, потому что иначе это был бы не человек, а животное или машина. Это показывает очень высокий статус человека – Бог его наградил великим даром (свободой, свободой воли). Но что такое «свобода воли»? Это возможность как покоряться Богу, так и не покоряться. Если бы не было альтернативы – то где была бы свобода? Если бы не было никаких альтернатив, то человек был «запрограммированной машиной». Бог этого не желает. Поэтому Бог предоставил человеку альтернативу: быть добрым или нет. Человек не захотел этого. По христианскому пониманию (или, если угодно, по христианской мифологии) поступок человека надломил всё существующее; потому что человек – самое высокое творение, он выше других животных и неодушевленных предметов, и если «главный среди творений» – человек – надломился, то и низшие творения оказались вовлечены в эту деструкцию. Стихии стали опасными для человека; животные стали проявлять враждебность к нему. Также и сам человек начал проявлять враждебность к человеку (например, Первая мировая, или Вторая мировая войны; а Библия рассказывает о прообразе этих войн – убийстве Каином Авеля). Научно-технический прогресс породил риски – например, изобретение самолета породило опасность падения самолета. (И мы видим, что недавно два самолета потерпели крушение.) Человек изобрел самолет – и человек же погибает, разбиваясь на самолете. Многие риски произведены самим человеком (человеческим интеллектом); например, атомная бомба. А это порождает страдания – например, в Хиросиме и Нагасаки. Если бы Бог предотвращал все несчастья, все, от первого до последнего, то где была бы свобода, где был бы выбор между несколькими альтернативами?

     (На фотографии: Нижний Новгород. Декабрь 2013 г. Рассвет.)




.


Рецензии