История одного преступления

До окончания лекции оставалось пять минут и профессор,посмотрев на часы сказал,обратившись к аудитории пятикурсников юридического факультета:
-Если есть вопросы,я готов ответить.
Это была последняя лекция и в солнечно-дождливый московский день все спешили распрощаться с душной атмосферой университета,желая вырваться на улицу столицы,редко радоющей жителей хорошей погодой.
-Профессор,а какое дело из адвокатской практики вам запомнилось больше всего?
Человек за кафедрой перестал складывать в коричневый кожаный портфель бумаги и книги и с интересом посмотрел на девушку,задавшую этот непрограмный вопрос:
-Чем вызван ваш интерес?Вы хотите стать адвокатом?
-Я еще не решила.-Девушка немного засмущалась ,но продолжила-Мы больше говорим о теории,а реальная юридическая практику нам не преподают.
Девушка ,сидящая на первом ряду,была юной и привлекательной и в ее глазах читался неподдельный интерес.
-С моей стороны будет непедагогично рассказывать вам о тех непростых ситуациях,которые возникают в повседневной работе адвокатов,судей,прокуроров и следователей и возможно это может изменить ваше отношение в выбранной профессии.
-А разве лучше будет,если мы разочаруемся потом?
Девушка была явно неглупа и настойчива.В один из лучших университетов страны попасть было непросто,но современные финансовые и политические ньюансы неизбежно и непосредственно отражались на всех социальных и общественных процессах .
Еще довольно молодой и подтянутый профессор с внешностью человека,имеющего хороший вкус и производящий впечатление лондонского денди,задумался.Вдаваться в подробности непростой адвокатской практики,о которой студенты имеют представление из кинофильмов,рассказов и впечатлений родственников не хотелось,но и явная фальшь грозила потерей тонкой нити взаимопонимания,которая сложилась между ним и студентами.
-Вы наверное слышали выражение одного из самых известных адвокатов,доктора наук,о том,что только небольшой процент членов коллегии адвокатов приносит ощутимую пользу своим клиентам.Я с ним полностью согласен,зачастую адвокаты не выполняют свои функции и только создают видимость работы,думая только о гонораре.Сегодня не является секретом,что судебная реформа не состоялась и состязательности процесса ,объявленная довольно давно,не стала реальностью и недоверие к судам растет.вместе с тем уровень подготовки судей и адвокатов оставляет желать лучшего,а люди,которые выполняют эти важные функции,больше думают о карьере и собственном благополучие,чем о фигурантах дел,которые поставлены на поток и в которых у них нет ни времени ,ни желания разобраться.
-И что же делать?-это прозвучало уже с дальних рядов.
-Я не могу ответить на этот вопрос-вздохнул профессор втянутый в нелегкую для себя тему-Думаю,что нужно честно и справедливо делать свою работу.
Профессор прекрасно знал,что среди его слушателей есть дети членов Верховного суда,Администрации Президента,Генеральной прокуратуры,Государственной Думы и других важных структур,которым явно не понравится его отступление от университетского курса.
-Расскажите нам свое самое интересное дело-попросила девушка.
-Хорошо.-профессор осмотрел зал читая заинтересованные взгляды своих слушателей.
-Это было довольно давно.Один мой хороший высокопоставленный знакомый,которому я оказывал юридические учлуги,попросил меня занятся делом своего друга,обвиняемого в убийстве своей молодой жены.
Я встретился с ним уже в Сизо,где он провел несколько дней по обвинению в преднамерянном убийстве на почве ревности.Вы должны понимать,что следственный изолятор не только заставляет задумываться виновных лиц в чистосердечном признании совершенных преступлений,но и ломает судьбы и жизни ,и используется работниками правоохранительных структур,для воздействия не всегда законными методами,для раскрытие преступлений.
Я увидел совершенно подавленного и уничтоженного человека,который еще вчера был здоровым и успешным.Его посадили в камеру с уголовниками и под воздействием физической и психологической обработки,его превратили в послушное подобие человека,который уже не хотел не только добиться невиновности,но и жить.
-Я признал свою вину,что вам еще нужно?-тусклые,почти безжизненные глаза не выражали возможности наладить диалог.
-Я хочу доказать вашу невиновность.-сказал я-поминая сложность ситуации.
-Невиновносто?-на его сером и равнодушном лице появилась горькая усмешка-Не нужно разыгрывать спектакль,господин адвокат,у меня нет сил и желания бороться.
Пряча лицо в воротник пиджака,он беззвучно зарыдал.
-Меня били трое суток….И вы хотите,что бы я поверил вашим словам?
Я не знал,как его успокоить.В моей практике были дела,когда даже бывалые уголовники признавали вину и брали на себя дела под воздействием угроз,побоев и обещаний.
Его дело не представляло сложности для следствия.В небольшой квартире на окраине Москвы,было найдено два трупа,его молодой жены и любовника.Они были застреляны прямо в постели и иного мотива кроме ревности,а также другого подозреваемого на горизонте не было.Пули были выпущены непрофессионально и вся обойма ненайденного пистолета была выпущена в различные,жизненноважные органы любовников.Ситуация осложнялось еще и тем,что мой клиент незадолго до этого воспользовался услугами частного детектива,который ему предоставил информацию о месте встречи жены с ее обожателем и при таких обстоятельствах дело выглядело заведомо проигрышным.Кроме того,на месте совершения преступления,была обнаружена бутылка вина и штопор с отпечатками пальцев подосреваемого.Этого было вполне достаточн,что бы убедить суд и присяжных в виновности и получить если не пожизненное,то двадцатилетний сроз заключения.Алиби у моего клиента не было.
-Расскажите,то что считаете нужны-я протянул ему пачку сигарет и налил из термоса горячий кофе с молоком.Если вы хотите расположить к себе клиета,нужно дать им возможность порадовать себя привычными для вас мелочами,которые для них в этой ситуации кажутся подарком.
-Алла меня моложе на двадцать пять лет.Была.-он опять беззвучно зарыдал,но все же взял себя в руки,жадно затягиваясь сигаретой и дела глотки кофе-Я любил ее и считал чувство взаимным.Мы прожили вместе полтора года.Почти сразу я начал замечать,что ее интересы находились в основном в области денег,шмоток и машин,но я не мог ничего с собой сделать ,меня тянуло к ней и я старался создавать для нее все условия.Через полгода семейной жизни у нас наступила пора охлаждения отношений,но я не придавал этому значения.Она была восхитительна,красива,нежна и всегда проявляла заботу и внимание.По роду своей деятельности я не мог уделять ей много внимания,и старался компенсировать это подарками и отдыхом на престижных курортах.Я руководил филиалом банка и это требовало от меня сосредоточенности .Много времени я проводил на работе ,чем раздражал свою жену.Время и сил на тусовки у меня не хватало,а театры и выставки,ее не особо интересовали.Появилось некоторое охлаждение и она много времени стала проводить со своими подругами.По образованию она актриса,занималась модельным бизнесом,но особых достижений ни в том ни в ином деле не достигла.Иногда она закатывали истерики и требовала от меня каких- либо действий для того,что бы сделать ей карьеру,но подобных возможностей и средств у меня не было.В конце концов мы остановились на том,что я купил ей салон красоты,который она назвала своим временем вроде бы все успокоилось.
Но это было ненадолго.Появилось отчуждение и мы много времени проводили порознь.Она мотивировала это тем,что ей не совсем удобно появлятся со мной в обществе ее молодых подруг и сверстников и я с этим смирился.Но разница в возрасте и интересах не давала мне покоя и я начал ревновать.Я видел как на нее смотрели мужчины и понимал,что в молодости и телосложение я им не конкурент,а что бы видеть мои имеющиеся преимущества,нужно иметь вкус и интеллект.И конечно деньги были важнейшим стимулом наших отношений.Но в принципе,и это меня устраивало,красота бывает недолгой,а материальная стабильность и возможность пользоваться благами цивилизации,сегодня,а не в туманном будующем,это как раз тот фактор,который удерживает красивых девушек возле богатых мужчин.
Он попросил еще сигарету ,а я слушал эти вполне здравые рассуждения человека,находящегося в следственном изоляторе и все меньше верил в возможность того,что этот здравый,состоявшийся человек,мог совершить такое жестокое преступление на почве ревности.
-И что было дальше-спросил я,стараясь не нарушить хрупкую грань доверия,возникшую между нами.
-Месяца за два до трагедии я услышал разговор,который меня заставил усомниться в искренности наших отношений.Я случайно подслушал разговор моей молодой жены с подругой,в котором она восторженно отзывалась о романе с молодым возлюбленным,восторгаясь его сексуальностью и красивыми ухаживаниями.Для меня это был шок.Человека ,которому я безпредельно доверял и любил ,в моей жизни не стало и все потеряло смысл.я стал больше времени проводить на работе,где в это время складывалась непростая ситуация в связи с большими финансовыми потоками международного инвестиционного транша.На меня давили со всех сторон, речь шла о многомиллионных сделках.Моя позиция не устраивала руководство и учредителей,а я не желал идти на криминальные варианты которые мне предлагались.
Вместе с тем,я обратился к частному детективу,который представил мне достоверные доказательства сексуальных развлечений моей жены.
В тот злополучный день,мне сообщили о том,что жена и ее любовник уединились в его квартире и я поспешил туда,желая все увидеть своими глазами.Это было глупо,но так получилось.Дальше вы знаете.Меня задержали у подъезда,но в квартиру я не заходил.
-Да,печальная история.-произнес я ,искренне сочувствуя этому человеку,несмотря на то,что практически разучился верить клиентам,за многие годы адвокатской практики-
А как же на штопоре и бутылке могли оказаться ваши отпечатки?
-Не знаю.Вы же не думаете,что я мог их застрелить и после этого открыть бутылку вина?-с надеждой спросил мой собеседник.
-Я вам верю.-задумчиво произнес я-Ну какое то объяснение должно быть?
-Мне нечего вам добавить.-в глазах задержанного угасала вдруг мелькнувшая надежда на спасение.
-А у вас в баре было такое вино?-спросил я.
-Нет.Однозначно нет.Это была недорогая бутылка испанского вина,которое я никогда не пил и не покупал.
-А может где то в гостях вы открывали бутылку?
-Этого тоже небыло.По гостям я хожу редко,а на банкетах и в ресторанах бутылки открывают официанты и сомелье.
-Печально.-сказал я,не зная как успокоить собеседника.
-У меня нет шансов?-его глаза выражали испуг и в то же время безнадежность.
-Шансы есть всегда,но что бы я мог ими воспользоваться,вы должны мне помочь.
-Я все рассказал.
Время свидания подходило к концу и я стал закручивать крышку пустого термоса.
-Постойте…Я не знаю,может ли это помочь,но за день до случившегося,произошла небольшая история.Я только о ней вспомнил…
-Слушаю вас.
-Понимаете,я люблю гулять пешком и при первой возможности это делаю,снимая галстук и отпуская машину.Иногда я могу гулять долго по старой Москве,останавливаясь в любимых местах и любуясь городскими пейзажами.И за день до произошедшего,я отпустил машину и пошел по Новому Арбату в сторону своего дома.Недалеко от метро ко мне подошла девушка,которая вышла из припаркованной машины и попросила открыть бутылку вина.Я удивился просьбе и немного повозился,боясь облить новый костюм ,но она держала бытылку в руках и все получилось нормально.
-А что было за вино и как выглядила девушка?-насторожился я.
-Да обычная девушка,не красавица и не уродина.Немного пьяная.В каком –то цветном легком платье.Я не придал значение,какое было вино.Помню,что нож был с синей ручкой и она сказала,что они с подругой купили вино и не могут открыть.
-А подругу вы видели?
-Нет.Я обернулся и посмотрел в ее сторону,но даже не понял в какую машину она села.
-Странно.Но Новом Арбате обычно много народа…Почему же она обратилась к вам?-задумчиво спросил я,не веря в такие совпадения.
-Да я тоже тогда этому удивился,но не придал значения и сразу об этом забыл.А сейчас вспомнил.
Мы расстались ,я пошел по своим делам ,а моего клиента увели в камеру,где его ждало немало испытаний и ежедневная борьба,за свое существование и выживание.
Я всегда считал,что судей,прокуроров и следователей,необходимо приводить на экскурсии по этим каторжным местам,где содержаться люди,еще не признанные виновными ,в которых их полностью лишают человеческого достоинства и создают ежедневную угрозу здоровью и жизни.Оглашая приговор и провозглашая ,что воспитание и исправление осужденного невозможно без изоляции его от общества,обличенные властными полномочиями служители Фемиды,даже задуматься не желают,о том,что знают все-никого эта система еще не перевоспитала и не исправила,за все годы своего существования.Если вы обратитесь к истории и посмотрите как содержались декабристы и революционеры,вы поймете,что цари были намного заботливее к своим подданным чем мы сегодня.
Я поехал к книжкам на Новом Арбате,который мне помнится еще проспектом имени Калинина,и попытался осмотреть то место,где мой клиент встретился с девушками и открыл роковую для себя бутылку вина.Немного оглядевшись,я увидел то,что и ожидал,-камеры видеонаблюдения .Вычислив место,откуда могли запечатлить эту встречу,я пообщался со службой безопасности и за пятьсот долларов стал обладателем бесценной видеозаписи,на которой можно было разглядеть не только как мой клиент открывает бутылку,но и девушку,и номера машины,в которой она отъезжала от этого места.Это давало мне неоспоримое доказательство невиновности моего клиента,или хотя бы вариант версии не совпадающей с представленной следствием.
Мне еще предстояло долго бороться с следственно-судебной системой,не желающей признавать свои ошибки и отпускать моего клиента,так хорошо упакованного в удобную и всех устраивающую комбинацию.Было очевидно-дело сфабриковано и соправождается властными структурами,или их представителями,которые как обычно,мотивируя свои поступки госудаорственными интересами и опуская туманность секретности,решают свои личные вопросы прикрываясь государством.
-И что было потом?-мой рассказ звучал в полной тишине и его прервала все та же девушка,сидящая в первом ряду.
-Потом восторжествовала справедливость и моего клиента освободили,а уголовное дело прекратили.
-А виновных лиц нашл?-спросил кто-то из зала.
-Я не знаю об этом.
-И вы не поинтересовались?-это снова спросила девушка и в ее голосе звучало удивление.
-Я подробно рассказываю об этом.желая донести до вас,что адвокат тоже может занимать активную позицию и влиять на ход расследования.К моему большому сожалению, мои бывшие коллеги,устремляясь за гонораром,часто не вникают в суть дела и не интересуются нравственно-моральным аспектом своей деятельности,забывая об интересах клиента и своей роли.Этим грешат и те,кто вершит правосудие,рассматривая человеческие жизни как пешки на шахматной доске,не имея возможности и желания разобраться в делах и сути произходящего.
-Неужели все так плохо?-снова спросила девушка.
-А вы представляете сколько сегодня заключенных?Около двух миллионов человек!А сколько осужденных условно или уже отбывших наказание?А сколько потенциальных жертв системы,в которой проступки и ошибки превращаются в преступления ,становятся официальной статистикой,позволяющей получать чины и звездочки,бюджетные деньги и льготы для чиновников?В нашей стране,где число работоспособного населения сокращается,продолжительность жизни на уровне африканских стран,а доходы и общий уровень культуры оставляет желать лучшего,происходят процесс,на который никто не хочет обращать внимание-мы сами становимся производителями преступного сообщества.
Профессор понял,что начал говорить лишнее,и если кто-то из высокопоставленных сынков и дочек,доведет его размышления до ушей своих высокопоставленных родителе,он может лишиться кафедры,как когда-то лишился статуса адвоката под воздействием административного ресурса.
«Значит буду консультантом по юридическим вопросам»-с грустью подумал преподаватель,глядя как задумчивые студенты покидают аудиторию.
Нельзя сказать,что он сильно жалел о том.что высказал свои наболевшие суждения о современной юриспруденции.Конечно ,можно было бы менее категорично высказываться о наболевших проблемах,но ведь завтра эти мальчики и девочки станут судьями и прокурорами и будут вершить судьбы людей,операясь на небезгрешный опыт своих руководителей.А жизнь,это не компьютерная игра,где можно ошибаться и снова начанать все сначала.Если инженер,экономист,и даже учитель или врач,имеют возможность получить совет или вовремя исправить свою ошибку,молодой юрист,зачастую получая неограниченныю власть даже в начале своей карьеры,имеет возможность испортить не одну жизнь и судьбу,злоупотребляя ее.
Он вышел из аудитории и медленно пошел к выходу.Рабочий день окончился,а настроение оставляло желать лучшего,несмотря на какое-то внутреннее очищение.
-Профессор,я могу вас попросить уделить мне несколько минут?-его размышления прервала все та же девушка с первого ряда.
Он вздрогнул от неожиданности и с удивлением посмотрел на девушку.Вблизи она была настоящей красавицей,а легкое платье с красными розами на белом фоне ,подчеркивало грациозность и стройность фигуры.
«Далась ей эта юриспруденция.С такой внешностью нужно быть актрисой»-мелькнула мысль и профессор с грустью подумал о том,что на фоне такой грации,он наверное кажется стариком.
-Да,я к вашим услугам.
-Мне очень интересна та тема,которую вы затронули.
-И чем вызван интерес,если не секрет?
-Я много думаю о том,чем заняться после выпуска и чему посвятить свою жизнь.
-Странно.Я думал,что красивые девушки думают совсем о другом.
-Спасибо ,конечно.Но я надеюсь,что не произвожу впечатление глупышки.-девушка немного обидилась
-Нет конечно.Вы производите очень хорошее впечатление.-профессор улыбнулся и девушка ему ответила очаровательной улыбкой.
-А мы можем побеседовать где-то вне стен университета?-спросила девушка.
«Старею»-подумал профессор-«У меня даже не хватает смелости предложить это самому»
-Хорошо.-смущенно сказал он-Давайте продолжим беседу в каком-нибудь кафе.
-А вы любите ходить пешком?-спросила девушка.
-Да.Но от случайного предложения открыть бутылку –откажусь.
Они засмеялись и вышли на улицу.


Рецензии
Здравствуйте!
Предлагаем вам опубликовать этот рассказ на сайте ГлавНарСуд.Рф
С уважением,
Администратор сайта.

Правовая Нарсуд   07.08.2015 15:28     Заявить о нарушении