К этому уроку я шла всю жизнь

Из цикла "ШКОЛА - ЛЮБОВЬ МОЯ"

Титаева… Людмила Семёновна…
Это имя я хорошо знала по публикациям, любила её работы, отмеченные печатью литературного дарования, отличным знанием предмета, стремлением к вечному поиску. Чем-то ещё, непонятным и неуловимым, были её работы близки складу моего ума и душевного мира.
Хотелось личного знакомства.
 И вот случай представился.
 Недавно один мой давний друг – преподаватель мировой художественной культуры лицея (школа № 34) А. П. Иванов пригласил меня на необычный урок, который проводили сразу три преподавателя: Л. С. Титаева – словесник, С. Э. Ковалев – историк, А. П. Иванов, выступавший на этом уроке не только, и не столько в качестве преподавателя музыки, но человека, знавшего Гулаг не понаслышке.
В кабинете музыки – лицеисты десятого класса отделения естественных наук: двадцать три девочки и двое юношей (только двое! – печально, но факт, юноши учиться не хотят, и не только в лицее. К чему это приведёт – даже подумать страшно, но это уже тема другой статьи).
 Гостей много – завуч лицея, преподаватели из педагогического и музыкального училищ, университета, других школ. Одним словом, пришли все, кому нужно, интересно и кто был свободен в этот час.
Тональность уроку задала песня из серии гулаговских, с их особым, томящим душу настроем. Так начиналась тема: «Правда о сталинских лагерях» из цикла «Возвращённая литература».
 Конечно же, это был урок для знаний, но больше – для духа

Негромко, как бы из глубины далёких тяжких лет, пригласила Людмила Семеновна свою аудиторию к соучастию в беседе о тех – прошедших гулаговскую Голгофу, о них – слабых и сильных, сломавшихся или выстоявших… Речь лилась свободно, предельно точно выражая мысль, трогая глубиной искренности, вызывая благодатные слёзы сопереживания.
– Вспомним всех убиенных, – сказано просто, без ложного пафоса, и тишина принакрыла класс…
Стало понятным, что педагог овладел аудиторией, вызвал нужный резонанс, сделав аудиторию соучастником, соавтором этого необычного, но очень сильного по воздействию урока.
Поверьте, как-то даже не хочется назвать всё это уроком, да оно таковым и не было.
 Это скорее талантливое действо, благодатно влияющее на юные души, заставляющее их перенестись в ту страшную эпоху, всё увидеть, всё понять, содрогнуться, а значит – стать чуточку добрее и мудрее.
Разве не благородная цель?!
Исполняя роль опытного режиссера или диспетчера, Титаева, плавно модулируя, включала в беседу двух других своих коллег, а затем на равных и лицеистов, приятно удививших умением читать (и вникать!) серьёзную литературу.
Вот только один такой модулирующий фрагмент урока:
Титаева: – Готовясь к этому занятию, зная, что разговор пойдет об одном из Гулаговских писателей В. Шаламове, я дала его книгу прочесть А. П. Иванову и сейчас прошу его поделиться впечатлениями о ней.

Иванов: – Книга Шаламова для меня как долго закрытая форточка в прошлое, ведь в Гулаге прошли лучшие годы жизни – с двадцати двух до тридцати двух.
 В произведениях Шаламова мне понятно каждое слово, каждая его эмоция. Но мне думается, что ему повезло меньше, чем мне – он не имел того интересного, умного, талантливого окружения, какое было у меня, потому травма души была значительно сильней, что предопределило, по всей вероятности, окончание его земного пути в клинике для душевнобольных.

Обычно сильный, зычный голос Александра Петровича, который я знаю больше четверти века, звучит глухо; так бывает, когда мучат близкие тяжелые мужские слёзы. (Позже, на обсуждении урока, он признаётся, что тревожно спал ночью).
Всё это не воздействовать не может.

Лицеисты делятся прочитанным в том же ключе. Казалось, что они, эти девочки и мальчики мысленно (и душой, наверное, тоже) пробуют примерить на себя эти трагические судьбы и ощутить их бремя.
Вне сомнений – урок этот в эмоциональном плане невероятно сложен старшим, но они идут на это.
Недаром Людмила Семеновна сказала на обсуждении, что шла к этому уроку всю жизнь.

В наше тревожное время такой вот мощный синтез науки и искусства сумел ещё раз доказать, что человек жив не только гастрономическими радостями, что примеры величия духа и страданий не только плодотворны, но и заразительны. И ещё немного рассуждений…
Конечно же, все уроки не могут, да, наверное, и не должны быть такими, но что и такие уроки нужны – это бесспорно.
 Урок Титаевой – Ковалева – Иванова ( сдвоенный)– ещё одно тому доказательство.
После урока состоялось его обсуждение, в связи с чем не могу не сказать о добром, трогательно-бережном отношении, полном благодарности и гордости за своих преподавателей, ставшем лейтмотивом выступления завуча лицея Галяпиной А. П. Для неё, человека пожилого и опытного, очевидна истина, что хороший учитель – редкий дар природы.


Рецензии
Я, читая все, что о Сталине говорится, чувствую, как в душе поднимается волна неприятия. Как жаль, что Людмила Семеновна, обладая такими замечательными способностями, не догадалась провести параллель между эпохой, сформировавшей решения этого человека. Не будь его, как личности, что мы представляли после ВОВ из себя, как граждане? Было бы наше отечество, широкое, раздольное, свободно развивающееся?
Когда берешься за такие темы, нельзя ее рассматривать одностронне, как сделали в лицее. Так формируется в неокрепших душах презрение к своей истории, которая будет всегда " не такая".
Мне жаль Вас огорчать, Нелли, но я высказала свое мнение.
Вам спасибо за рассказ.
С уважением,

Асна Сатанаева   02.11.2014 08:06     Заявить о нарушении
Самое ценное на "ПР" - возможность высказать свою точку зрения. И это понимают и принимают, но почти никто не высказывается откровенно.
А жаль...Через откровения познаешь своего читателя.
Спасибо за откровение.
Нелли.

Нелли Мельникова   02.11.2014 09:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.