Пожизненное заключение

      Этого старика, прогуливающегося по двору с котом на руках, я давно приметил и каждый раз, встретившись с ним на тротуаре или увидев из окна, радовался тому, что кот всё ещё жив. Старик, совершенно седой, розовощёкий, такой благообразный, гладенький выглядел лет на 80, передвигался  неторопливо, прогулочным шагом. Иногда он присаживался на пенёк отдохнуть. Пара пеньков, весьма удобных для сидения, часто востребованы студентами или мамашами, прогуливающимися по университетскому двору с малышами в колясках, а также бомжеватого вида личностями, забредающими посидеть покурить, а то и к бутылочке приложиться…
      Старику, живущему, скорее всего, где-то неподалёку, по-видимому, приглянулся тихий университетский двор, засаженный  старыми липами и американскими клёнами.   В хорошую погоду он приходил сюда достаточно регулярно, но чёткого графика прогулок у него не было.  Я то встречал его пару дней подряд, то не видел месяцами…  Увидев старика в очередной раз, я невольно задумывался о том, что случилось с котом, почему он так спокойно лежит, укутанный в небольшое одеяльце,  посматривает на то, что происходит вокруг, никак не реагируя на суетящихся поблизости воробьёв, на кошек и собак, пробегающих по своим делам, или дремлющих в тени деревьев.  По какой-то совершенно непонятной мне причине и кошки с собаками на кота не обращали внимания, они его как будто не замечали. Поскольку эти прогулки продолжались уже не первый год, я решил, что с котом стряслась какая-то беда, что ходить он не может – парализован, скорее всего… Какая жалость!
      Обычно я пересекаю двор, переходя из одного учебного корпуса в другой, достаточно быстро, чтобы успеть к началу занятий, но в этот раз спешить было некуда. Старик, как обычно, сидел на пеньке,  кот с явным безразличием смотрел перед собой и даже меня, когда я остановился рядом, не удостоил вниманием, так, слегка повёл глазами,  не шелохнувшись…
      - Извините, - обратился я к старику, – давно наблюдая, как Вы тут прогуливаетесь, я всё хотел спросить Вас о том, что случилось с котом, но как-то не решался. Столько лет Вы его носите на руках… Что-нибудь серьёзное?
      - Ничего с Василием не случилось, он у нас абсолютно здоров. – неторопливо ответил старик, явно обрадовавшись тому, что к нему кто-то проявляет интерес, - Вася по молодости таким гулёной был! Уйдёт, бывало, дня на три и домой возвращается худющий, грязный, морда поцарапана, уши рваные, а блох на нём видимо-невидимо! Отмою я его мылом специальным, шёрстку расчешу волосок - к волоску… Если блоха какая где-то затаилась, то снова его купаю! А ведь они, блохи-то, другой раз с него спрыгнут и – по углам сховаются, а потом на него, на чистенького попрыгают, и снова – купать…
     - Блохи… - разочарованно протянул я, в душе порадовавшись тому, что с Василием не так уж всё плохо.
      - Так и блохи, и грязь с него… - продолжил старик, ласково поглаживая своего питомца, - Он ведь, как порог переступит, то сразу - на кухню, к мисочке своей, а в руки не даётся, бегает туда-сюда, а с него всё сыпется, сыпется… Столько грязи натрусит! Надоело мне за ним убирать, надоело его после прогулки по три раза купать, вот и вышел ему запрет на гулянья. Заверну вот так его в одеяльце, и – на руках на свежий воздух… Хорошая погода – гуляем, а в снег-дождь дома сидим.  Дома теперь чистота-порядок!
      - Что ж он с тех пор так и не разу… - робко вставил я, представив каково коту слушать мартовские «концерты» через оконное стекло, - Ни разу не пытался сбежать, в дверь прошмыгнуть?
      - Разок прошмыгнул, разбойник! – улыбнулся старик, - но только – разок. Наказан был, как полагается. Присмирел в конце-концов…
      Кот Василий, как видно, понимал, что речь о нём идёт. Может быть он не раз уже слушал, как старик рассказывает эту историю… Взглянув на кота я понял, что в его глазах, кроме безразличия давно поселилась тоска. Обречённость читалась в его взгляде.
      Попрощавшись со стариком, я пошёл по своим делам. От разговора остался неприятный осадок. Мне бы порадоваться тому, что кот здоров, не  парализован, но всё оказалось гораздо хуже – Василий был приговорён на пожизненное заключение с правом регулярной прогулки на свежем воздухе. Если только это можно назвать прогулкой.

3.11.13.


Рецензии
Виктор! Хорошее название к вашему рассказу. А насчет кота: сколько их стерилизованных сидят по домам, а то ведь и действительно жизнь хозяев превращается в ад. Зато накорлены, обласканы. Так что здесь палка о двух концах: и жалко, и по другому нельзя. С ув.

Ирина Винтер   20.03.2014 09:08     Заявить о нарушении
Ирина, я тут ничего не придумал. Я просто опешил, когда этот дедок выложил мне свою историю. У моей дочери в Денвере живёт кот Ури, он ничуть не кастрирован и каждую ночь уходит гулять. Иногда приносит добычу (мышей, диких крольчат...), иногда приходит сильно побитый и исцарапанный. Разрешает обрабатывать раны (скорее всего, понял, что так они быстрее заживут и он снова пойдёт искать приключений...). Про Ури надо мне рассказ написать!

Виктор Батраченко   29.04.2014 00:41   Заявить о нарушении