Сказка про яффскую золотую рыбку

Фото Виталия Катсона

Сказка про яфскую золотую  рыбку


Нагулявшись по сказочным улочкам Яффо, я присела в порту  и сама не заметила, как вдруг в руке у меня оказалась рыбка, самая обычная золотая рыбка, большая, толстая и старая. Только успела я открыть рот от удивления , как услышала тихий шепот рыбки:
-Отпусти меня! Нет ,я не выполню твои желания, и не проси у меня напрасно ни новоe корытo, ни новую удочку, ни яхту, ни машину! Я  уже стара, говорю тебе честно: не исполню! И ,вообще, для этой цели у нас в Яффо есть мост желаний и переулок знаков Зодиака.
-Нечего напрасно меня беспокоить-ворчливо продолжила старушка-рыбка.  Главное, не перепутать свой знак зодиака , встать  под ним и можешь считать желания исполненными. Все, что пожелала, уже у тебя в кармане!

"Подожди, подожди"-перебила я ."Ты ведь назвалась честной рыбкой, так зачем ты меня обманываешь. Как понять и разобраться в ваших яффских легендах? Где у вас тут правда, а где ложь? Мифы и легенды так переплетаются с историей, с былью... "

-Я уже стара и мое волшебство с каждым днем исчезает.Но кое-что я еще могу! Я обещаю тебе три честных рассказа! Вот назови мне 3 вещи , любые, мне все равно, живые они или нет, и они заговорят с тобой. Они тебе расскажут правду! Но только три ! На большее не хватит моих старческих волшебных сил.

Я оглянулась. Рядом со мной сидела ободранная кошка, их так много в Яффо.

"Кошка"-не долго думая ,сказала я.

И  кошка моментально заговорила...

-Приходи к нам на наше кошачье собрание в "Натив Амазалот" (Переулок Знаков Задиака) .Нас там 12 ,столько же сколько и знаков, и каждая живет на  своей улице, у своего знака. У каждой кошки своя история.

"Моя прапрапрабабушка, например, приплыла сюда из Ливана вместе с  кедрами, которые привозили царю Шломо (Соломону). Из них был построен первый еврейский Храм, а кошка, случайно попавшая на корабль, осталась в Яффо. Храма давно нет, а память о зарождении нашего древнего кошачьего рода мы передаем из поколения в поколение"-гордо  произнесла удивительная кошка.

-Вот тебе на память от меня монета

-Монета с якорем! Откуда она? Что означает?-я была потрясена.

  А кошка была очень довольна моей реакцией. Вальяжно помахав мне хвостом , громко  уверенно ответила мне:

-Мы, кошки, подбирали эти монеты здесь, у берега во времена Макабеев. Тогда город Яффо стал частью еврейского царства, здесь чеканили эти монетки,а мы, т.е мои предки, часто утаскивали их  поиграть. Яффский порт был тогда большим , важным, необходимым для царства, и  яффские кошки тоже были богаты и знатны. Эх, было время, не то что сейчас, дышать нечем , говорить не с кем. Мы здесь сейчас никому не нужны. И сам порт никому  не нужен. И кошка жалобно замяукала.
- Хорошо хоть, что  рыбой  у рыбаков можно поживиться , да и из ресторанов  нас не выгоняют! Мы же яффские старожилы! Так что  и сейчас хотя бы  не голодаем!

Я взглянула на море ,заметив что оно стало волноваться, и случайно сказала  вслух: "Море"

И тут заговорило море, обращаясь ко мне.
-Неспокойно мне сегодня что-то... Вот вспоминаю я, как здесь, в моих водах, на этом самом яффском  берегу пророк Иона отправился в путь и попал в пасть к акуле.. Здесь, совсем рядом с местом, на котором ты сидишь, Ной строил свой ковчег...
Здесь же, вот к этой скале, на которую ты опираешься, была прикована
красавица Андромеда.
Как мне было тяжело наблюдать за страданиями прекрасной девушки, и волны мои бушевали .
Но я сразу успокоилось, как только Персей победил чудовище горгоны Медузы и освободил красавицу Андромеду!

Помню как сюда, на мой яффский берег, прибывали паломники! И евреи, и христиане, а позже и мусульмане. Ведь только так, через мой берег, они могли попасть в святой город Иерусалим. Ох, как трудно иногда приходилось кораблям с паломниками бороться с моими волнами. Но, в конце концов, я часто уступало им и они спускались на эту святую для всех Землю!
  Мне уже давно мешал слушать камень, который попал в сандаль. Я незаметно попыталась вытащить его, но, не стерпев, пожаловалась: " Камень дурацкий мне мешает".
И тут возмутился камень, непрошенный гость моего сандаля.
Это я дурацкий? А знаешь ли ты, что сам Наполеон, когда захватил Яффо, отдыхая здесь и обдумывая свои наполеоновские планы по захвату Палестины, держал меня в руках и даже бросил в море!  Я успел подслушать  его монологи. Он обещал местным арабам, что спасет их от турок-османов, которые здесь правили и даже примет мусульманство! Хитер он был, этот Наполеон! Слышал я, как евреям он в то же время обещал заново построить Храм!
Наполеон бросил меня в море и, возможно, я не знал бы столько, сколько знаю сейчас, если бы не ребенок, который вытащил  меня, чтобы поиграть на берегу.
Это былo дитя одной из тех 66 еврейских семей, которые построили новый район "Бейт Ахузим" , пригород Яффо.Это сейчас  младший брат нашего  Яффо ,Тель-Авив, заважничал ,поднял кверху нос и чувствует себя  таким большим и главным! А начиналось-то все с древнего  города Яффо, а Тель-Авив был маленьким пригородом , построенным отважными яффскими евреями. Да, надо отдать ему должное, он быстро вырос, расширился в границах. Но пусть не забывает о своем старшем брате-Яффо, который помог ему родиться на свет!
Теперь ты понимаешь, что мое место  в музее, а я здесь так несправедливо валяюсь !
В эту минуту я услышала звон часов с Османской  башни на главной яффской площади  и поняла,что пора прощаться с яффскими  историями, сказками и  легендами....
 Древний Город, с такой трудной судьбой, сложной историей...
Город, который так долго был единственной ниточкой,  связывающeй  с Иерусалимом всех, кто стремился попасть в него.
  Первые корабли в Палестину, первая  железнодорожная ветка из Яффо в Иерусалим, первый район  современного Тель-Авива, все это старый Яффо.
  Тут я, наконец, вспомнила про рыбку. Ей было неуютно у меня на ладони.
Я поблагодарила ее за рассказы .Было жаль расставаться с ней.
Для меня это была самая замечательная волшебная рыбка  и не променяла бы я эту мою рыбку ни на одну другую, даже если бы та другая пообещала сделать меня царицей или королевой!
"Будь осторожна и до новых встреч"- только и успела я крикнуть своей рыбке, отпуская ее на свободу...


Рецензии