Яша-водовоз

Была середина апреля. Воинская часть выехала в тайгу в летний лагерь. Лагерь расположился в трёхстах метрах от неширокой таёжной реки.

Солдаты ежедневно в рабочие дни совершенствовали военное мастерство: изучали свою специальность; учились метко стрелять; осваивали способы ориентироваться по местным признакам, по ветвям деревьев, по мху на пеньку, чтобы не заблудиться в лесу; тренировали на занятиях по физкультуре свои мускулы и тело с пользой для военного дела; отрабатывали выносливость организма в длительных походах и марш-бросках.

Однажды солдаты подобрали в тайге и принесли в лагерь маленького медвежонка: то ли его мама погибла, то ли он сам потерялся или заблудился… Медвежонок сильно ослаб и пищал от голода. Заботливые солдаты принесли с кухни миску молока, подсунули под мордочку и окунули её в молоко, но медвежонок только фыркнул, разбрызгивая его, а лакать не стал.

- Эх! Сосочку бы сюда! – высказал пожелание один солдат.
- А где её достанешь в таёжной глуши? – спросил другой.

Третий солдат сорвался с места и убежал в палатку. Через пару минут он появился с бутылочкой в одной руке и соску в другой.

- Где ты её раздобыл?
- Где магазин, в котором ты её купил? – наперебой спрашивали его заинтересованные товарищи.
- Не ваше дело. Лучше будет, если мы накормим медвежонка, - последовал ответ.

Он вылил часть молока из миски в бутылочку, натянул на горлышко соску, усадил медвежонка на руки и нежно прижал к себе. Одной рукой он немного приоткрыл ротик медвежонка, другой – зачерпнул ложкой молоко из миски, осторожно вылил его в ротик и быстро сунул туда соску. Медвежонок поперхнулся, проглотил молоко и потянул соску. Молоко струйкой полилось в ротик и медвежонок причмокивая губами стал жадно сосать.

- И где это ты так ловко научился ухаживать за медвежатами? – в восторге спрашивали его товарищи.
- Проблема с кормлением младенца решена, -  спокойно ответил солдат. Это был помощник повара водовоз Костя. – Давайте теперь выберем ему имя, а я буду ему крёстным отцом.

Все единодушно решили звать медвежонка Яшей.

К середине лета Яша окреп и подрос. Бутылочку с соской совсем забыл и с удовольствием ел вкусную солдатскую кашу с мясом. От борща или супа отказывался и сердился, если ему наливали в миску вместо каши. Как только горнист проиграет сигнал «Обедать» и солдаты гуськом направлялись к кухне с котелками получить обед, Яша срывался с места, бежал в палатку в свой заветный угол, брал передними лапами свою миску и, ковыляя на задних лапах, бежал к походной кухне, всегда успевая быть первым. Повар насыпал ему полную миску каши и Яша, вдыхая аромат, направлялся в свой угол и с аппетитом, чавкая губами, её поедал. Если каша была слишком горячая, он подцеплял её когтями, держал на воздухе, и когда она остывала, слизывал языком с когтей. Закончив обед, Яша вылизывал чашку до блеска и ставил её в угол.

Для солдат Яша стал забавой и любимцем. В свободное время они резвились и забавлялись с ним, научив его некоторым солдатским премудростям и шуткам.
Соберутся солдаты на строевой площадке и Яша уже тут. Один из солдат подходит к Яше, наклоняется к его уху и шёпотом доверительным голосом, но так чтобы слышали солдаты, говорит:

- Яша, командир идёт.

Все солдаты принимают стойку «Смирно» и прикладывают правую руку к головному убору. Яша мгновенно становится на задние лапы, вытягивается «стрункой» и прикладывает обе лапы к голове.

- Вольно! – командует солдат и награждает Яшу конфетой.

В другой раз станут солдаты в кружок, заиграет плясовая музыка, кто-то пускается в пляс и кричит:

- Яша! Иди танцевать!

Яша заходит в круг и начинает плясать вприсядку: станет на задние лапы, присядет, поднимется, поднимет правую лапу, опустит её, снова присядет, поднимется и поднимет опять же правую лапу, опустит; а солдаты одобрительно подбадривают его и хлопают ладонями в такт музыки. Так пляска продолжается до тех пор, пока не смолкнет музыка. За пляску Яша получает пряник.

Идёт солдат по лагерю, увидит Яшу и кричит:

- Яша! Догони меня! – и начинает убегать.

Яша во всю прыть гонится за ним и, догнав, хватает его зубами за сапог. Это означает, что Яша догнал и должен остановиться и обязательно выдать угощение: никакого обмана не должно быть.

А вот на русскую борьбу Яша сам напрашивался и выбирал себе противника: подойдёт к выбранному партнёру, встанет на задние лапы, передними обхватится за талию и призывно рычит, вызывая противника на поединок. Солдат обхватывает Яшу за плечи и начинается потасовка. Каждый пытается повалить другого, делают обманные движения, подставляют подножки. А другие солдаты обступают их, улюлюкают и кричат:

- Давай Яша, жми его! Делай подножку!

Если Яше удастся сделать подножку, то противник падает и продолжается борьба на земле. Борцы катаются под одобрительные выкрики болельщиков, кувыркаются, пытаются положить другого на лопатки. Наконец, солдат-борец ложится на лопатки, Яша садится  верхом ему на грудь и с довольным видом торжествует победу под восторженные крики болельщиков. В этом случае угощение он не принимал: для него лучшей наградой была победа.

Но Яша не любил, если его клали на лопатки. В этом случае он сильно злился, по-настоящему пускал в ход когти и зубы. Вырвавшегося из его лап победителя догонял, хватал за пояс и грозно рыча, требовал реванша – повторной борьбы. Поэтому желающих положить Яшу на лопатки после первого случая больше не было.

Отношение Яши ко всем солдатам было одинаковое, и только с Костей, крёстным отцом, у него завязалась особая дружба. Как помощник повара, Костя обязан был: рубить дрова, топить печку, чистить картошку, мыть котлы, наполнять их водой. Пока солдаты были на занятиях, Яша всё время был рядом с Костей и «помогал» ему. Но главная обязанность Кости – доставка воды из речки водовозкой.
Водовозка – это одноупряжная низкая телега с подмостком вместо кузова. На нём горизонтально расположена и закреплена деревянная бочка. В верхней части бочки вырезано квадратное отверстие для заполнения водой, а в задней стенке бочки внизу просверлено круглое отверстие для слива воды, которое плотно закрывается деревянной затычкой – чопом. В верхней части на крючке цепляется ведро. Вот и всё.

Три раза в день Костя запрягал лошадь в водовозку и предлагал:

- Яша, едем на речку за водой.

Яша карабкался по колесу наверх и усаживался на бочку. Костя тоже садился верхом на бочку. Умная лошадь настолько запомнила маршрут и действия, что выполняла их самостоятельно, без понукания кнутом и управления вожжами. Как только Костя садился верхом на бочку, лошадь сама начинала движение по дороге к речке, заходила  в воду по самое брюхо, полукругом разворачивала водовозку на выезд из речки и останавливалась на берегу всегда в одном и том же месте так, что подмосток и задняя часть бочки были чуть-чуть погружены в воду. Костя снимал с крючка ведро и командовал:

- Яша! Начинаем игру: «Я помогаю!»

Яша спускался на подмосток, подбегал к Косте, зацеплял когтями передних лап дужку ведра и начиналась игра. Костя и Яша вдвоём окунали ведро в воду, поднимали его с водой наверх и выливали в бочку. Когда в верхней части отверстия бочки показывалась вода, Костя вешал ведро на крючок и командовал:

- Яша! Кончаем игру, едем в лагерь! Там ждёт тебя каша!

Яша усаживался на бочке, Костя угощал его пряником, садился верхом и лошадь самостоятельно начинала движение в лагерь. С приездом в лагерь лошадь распрягалась и получала ведро овса, а Яша получал дополнительную миску каши. Поэтому Яше очень нравилась игра: «Я помогаю». Яша настолько привык играть, что к концу лета стал сам наполнять бочку водой и сердился, если Костя пытался ему помогать: ведь в этом случае кашу надо отдать Косте, а Яша и сам горазд её съесть.

Постепенно Костя стал отправлять Яшу в самостоятельные поездки к речке за водой. Яша восседал на бочке, а лошадь везла водовозку. Встречавшиеся ему солдаты радостно приветствовали возгласами:

- Привет, Яша – водовоз! Смотри не опоздай к обеду!

Так Яша стал нештатным водовозом.

Наступила осень. Яша солидно повзрослел. Через неделю воинская часть собиралась возвратиться в город на зимние квартиры.

В воскресный день Яша в очередной раз отправился на водовозке к речке. Навстречу шли два солдата.

- Давай пошутим над Яшей, - предложил один из них.
- А как? – удивлённо спросил другой.

Первый что-то тихо ответил. Оба переглянулись и лукаво улыбнулись. Когда водовозка проезжала мимо, первый вытащил затычку из отверстия бочки и положил её в карман. Свернув с дороги, они поднялись на пригорок, удобно уселись на траве и стали наблюдать за Яшей.

Лошадь завезла водовозку в воду, развернулась и остановилась в положенном месте. Яша деловито сполз с бочки на подмосток, подхватил когтями ведро и начал наливать в бочку воду, которая через открытое отверстие внизу сразу же выливалась в речку: ведро в бочку – ведро из бочки, ведро в бочку – ведро из бочки. Прошло достаточно времени, вода вот-вот должна уже показаться в квадратном отверстии. Яша уже представлял, как будет есть кашу и даже мысленно почувствовал её аромат. Но вода не показывалась. Он заглянул в отверстие, но в бочке воды не было. Удивлённо посмотрев на бочку, то на воду в речке, он ускорил темп работы. Заглянув повторно в отверстие и не увидев воду, Яша забеспокоился и стал бегом носить воду, расплескивая её на себя.

А шутники сидели на пригорке, громко смеялись и, показывая руками в сторону водовозки, комментировали действия Яши, соревнуясь друг с другом в остроумии.
Обессилев, весь мокрый, Яша снова заглянул в бочку, но она была пустой, воды в ней не было. Взревев от ярости, Яша встал на дыбы, злостно ударил ведром по бочке и замертво свалился в воду. Испуганная лошадь рванулась с места и вскачь понеслась в лагерь.

Шутники, увидев случившееся, сначала оторопело смотрели друг на друга, потом вскочили на ноги и, насколько хватило сил, побежали к речке. Они вытащили Яшу на берег: у него произошёл разрыв сердца.

Весть о гибели солдатского любимца мгновенно облетела лагерь. Солдаты толпой прибежали к речке, с пристрастием допросили шутников и узнали, как всё случилось. Возмущаясь и негодуя поступком двух негодяев, солдаты потребовали от командира немедленно отправить их из лагеря в другую часть.

Чтобы не допустить проявления самосуда, командир немедленно отправил этих солдат на машине на гарнизонную гаупвахту.

Яшу в этот же день похоронили с почестями на опушке как  нештатного водовоза – «сына полка». В холмик был вбит кол с надписью на дощечке: «Здесь похоронен медвежонок Яша -нештатный водовоз части».


Рецензии