Информация в человеческой деятельности

Уважаемый читатель!    С новым Годом!
Поводом для настоящей статьи стало чудесная встреча в 2013 в интернете с творческими людьми, которые познакомили меня с новыми информационными технологиями. Привычка осмысливать новые, интересные явления и стала причиной для нашего, наде-юсь не скучного, разговора


ИНФОРМАЦИЯ  В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек Божественное создание, верят одни люди, он же – дитя природы так думают другие. Мы все знаем, что Человек – это звучит гордо и в нем все должно быть прекрасно… О человеке много говорят, много пишут,  его много и постоянно изучают разные науки. Наверное, каждый, читающий «серьёзную» и  «несерьёзную» литературу, читал или слышал выражение одного из мудрецов, что человек – социальное животное. Но, главное отличие человека от животного это наличие у него «второй сигнальной системы», т.е. речи или языка, как формы проявления мыслительной деятельности, или сознания. Мы знаем, что язык, речь бывают устными, письменными, знаковыми (иероглифы, клинопись), или, например, знаковая речь у глухонемых людей. И неважно, какой расы или исповедания человек, ученый он или обще образован, все люди в своей жизни и деятельности общаются, обучаются, овладевают профессией, работают, творят с помощью передачи информации друг другу. Например, в разговорах, в письмах, схемах, таблицах, фотографиях, рисунках, или кино…  Об информации знает каждый человек о ней много говорят философы, ученые в информационных видах науки и техники, в передаче данных и т.д.
       Сделав, самый общий вывод, можно сказать, что информация пронизывает жизнь человека от его рождения, до его ухода из мира сего. Можно также сказать, что информация – это, наряду с материей, энергией и пространством, является ещё одной составляющей единой сути нашей Вселенной.  Достаточно, вспомнить выражение «впервые было Слово», а ведь по сути, это означает, что в основе образования вселенной и самого человека была ИНФОРМАЦИЯ. Современные генетика и лингвистика, объединившись,  уже прямо утверждают, что человеческая речь, не зависимо от языков, может изменить состояние воды, влиять на ход болезни и общее состояние человека. Ученые уже сегодня говорят о тесной связи лингвистических кодов человеческой речи и генетических кодов, основы человеческого организма и существа человека – ДНК.

Но, тема предыдущего вывода, это тема другого разговора и  других размышлений. Для философов, лингвистов, биологов, культурологов, кибернетиков, социологов и т. д.

Темой данной статьи является  связь  и значение информации в деятельности чело-века в самом широком смысле. И  речь идет не столько в философском смысле, сколько в практическом, прикладном, как разговор о способе общения людей и передачи ими данных в общении, работе и творческой деятельности.
В качестве последнего общего замечания можно было бы высказать одно сожаление о возможностях человека.  Истории развития человека, всей цивилизации сложилась так, что человечество пошло по пути технократического и урбанистического развития. С развитием интеллекта, как прогресса в области «второй сигнальной системы»  Человек продвинулся в технологиях, передаче данных, хранении и обработке информации,  но на технологической основе. При этом, он значительно уступил своим предкам в памяти, с которой один пастух мог  запомнить следы каждого животного своего огромно-го стада. А великие полководцы прошлого  управляли огромным войском, при помощи своего могучего интеллекта, личных способностей и классных всадников-посыльных, готовых со своими физическими и психическими данными в условиях опасности переносить важные сведения. Конечно, человек лишь в отдельных личностях проявляет и сейчас чудеса передачи мысли на расстоянии, запоминании огромного объема данных, вычисления огромных чисел, с извлечением корней и т.д. Наконец, люди могут читать с завязанными глазами и даже бывать « вне тела» на космической орбите. Чудеса у человечества с помощью уникальных людей еще встречаются. Однако,  люди потеряли многие навыки в своей повседневной жизни…   Мы потеряли привычку читать книги, перестали чувствовать вкус к классике, мы перестали писать длинные душевные письма, потеряли так называемый эпистолярный жанр, Наконец, наша речь, живая речь на любом из развитых языков выродилась до урезанного интенет-сленга, мне не надо об этом уточнять больше. Становится катастрофической ситуация с душевным и интеллектуальным развитием наших детей и внуков. Здоровье наших ребят тоже уже не подходит даже для службы в армии…. А для счастливой жизни в современном мире ?…
      Сегодня уже появляется вполне оправданное выражение «деволюция» человека.
Однако жизнь  продолжается. Продолжается т.н. технический прогресс, в котором чело-век, копируя кое-как природу, создает некоторое подобие в своих созданных технических устройствах. Так, в области хранения и обработки информации появились компьютеры и затем, благодаря развитию связи,  человечество получило в своё распоряжение такой чудесный инструмент как интернет. Однако, мы не должны забывать никакой самый чудесный искусственно созданный инструмент не заменит способностей человека. Хотя, каждый инструмент и достижение человеческого гения можно использовать как в пользу развития человека, так и в сторону его деволюции. Вот, например, хорошо развитые редакторы и электронные словари  уже сегодня не позволяют молодым людям написать без ошибок диктант или сочинение, а буквопечатание перед экраном вынуждает  юношу писать заявление на работу, «как курица лапой». Или отсутствие навыка писать сочинения и дурацкая реклама не позволяют толково написать о себе резюме или по-хорошему себя «попиарить» в резюме. Впрочем, может,  я сгущаю краски…
Но, есть надежда, что не все молодые люди становятся приложением к хорошему инструменту.
Ведь сегодня творческие люди с развитыми душевными и интеллектуальными спо-собностями могут, не отходя от компьютера, создать от начала до конца новый фильм в три Д. Правда, это не всегда шедевры в стиле классиков мирового кино, как у Феллини или Д. Кемерона, или наших режиссеров С.Бондарчука,  или его сына, режиссеров Мотыля, Чухрая и др.
Не сходя с мест, а человек может сегодня написать повесть, книгу, роман и пере-дать его прямо в типографию или разместить, например в интернете.
А преподаватель сможет издать свое пособие с визуально оформленными приложениями на печать или  с «видеороликами».
Конструктор, например, может не только разработать новый механизм с полным комплектом документации, но и проверить отдельные узлы на математических моделях, не выходя из комнаты. А потом, не сходя с места, договориться о реализации своего творение,  на открытых интернет форумах…
При помощи компьютера и интернета не ленивые и творческие люди могут учиться, творить и работать. Особенно это удобно пенсионерам и людям с ограниченными физическими возможностями…   
     Любой может продолжить этот ряд примеров.
     Словом, человек, даже не развивая свои природные дары в памяти, сознании, в передаче мысли на расстоянии, чувствовании других людей, получил  возможность развивать своё сознание и как-то разнообразить свою жизнь. Жалко, что матушка природа «отдыхает» в современном человеке, не развиваясь, да и всё реже  видит человека один на один в лесу, на речке, в поле, на стадионе  с мячом или на лыжах…
Но это уже про нашу Жизнь.

**
Ко второй сигнальной системе: Человек Гомо Сапиенс, человек разумный
« От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериаль-ной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способно-стью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению[3]. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антрополо-гии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута.


** Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлён-ность») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.


     Сегодня, человек, не сходя с места, может владеть и обрабатывать целый комплекс информации, данных, сведений, материалов. Назовем, это скажем ИНФОРМАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЗНАНИЙ  по  любому предмету (в любой отрасли знания и деятельности).
Например:
     В книгоиздании:
Оглавления изданий, структура замысла, наброски и зарисовки по структуре  замысла, ил-люстрации к изданию, схемы, рисунки, графики, таблицы…
     в драматургии:
Структура замысла, структура действий и картин произведения, наброски, эскизы сцен, эскизы костюмов, структура действующих лиц и  исполнителей…
     В кинопроизводстве:
Структура замысла и сценарной истории;  сценарий к фильму, списки кандидатов для кастинга по сценарию, штатное расписание создателей фильма, видеопробы по сценарию, план съемок, финансовый план и бизнес-план по фильму, структура инвесторов и портфель инвестиций…
     В образовании:
Издание  учебников, пособий, тезисов и конспектов лекций (см. книгоиздание); планы организации учебного процесса, темы курсов, структура курсов и лекций, расписания занятий, списки студентов; комплекс лекций по курсам, структуры содержания тем по курсам и дисциплинам, комплекс учебников и пособий по курсам …
     В организации и управлении производством :
Бизнес-планы, инвестиционные планы, портфели заказов, планы строительства, комплексы стандартов, комплексы конструкторских документов, планы производства, другие документы и информация по производственным комплексам…
     В управлении отраслями производства :
Планы, программы по всем функциям управления,  и т.п.
     Любой может продолжить этот ряд из своего опыта жизни…

     Все это многообразие  имеющейся,  зарегистрированной и предлагаемой излагающим источником ИНФОРМАЦИИ  (персональному комплексу ИНФОРМАЦИИ или личному интеллектуальному представлению), благодаря мощным компьютерам, программному обеспечению и интернету,    любой творческий человек может  объединить и превратить в полезный другим людям продукт.
     Например, сегодня Комплекс передаваемой разнообразной по форме  информации и в интернет-сетях называют «контентом». Что вполне понятно базируется на базе английского международного языка. Есть надежда, что благодаря интернету и нашим «продвинутым» соотечественникам возможно в интернете зазвучат как норма корни  и славянских языков.
     Сегодня многие мастера  контента широко пользуются Интеллект-картами, как формой подачи комплекса информации и как технологией её обработки. Все это стало возможным, в первую очередь, благодаря творческому потенциалу молодых, людей, которые не стали приложением к интернету и его инструментарию, а сами разрабатывают для своих интеллектуальных способностей программные средства и технологии.

Предлагаю свое видение сути интеллект-карты в виде «интеллект-карты» в форме не забываемого способа изложения материала в виде «дерева знания». Впрочем, этот вид подачи может легко превратиться в графическое дерево и органически дополниться рисунками, фотографиями, видеороликами и схемами и фотографиями.
     И так.
ИНТЕЛЕКТ-КАРТА –    это:
                - структура, (структура формы) содержания комплекса знания  инфо-комплекса) о   предмете знания.
                - структура  инфо-комплекса с источниками подачи информации,               
                данных….
                - организационная структура  (структура формы), содержания знания  (инфо-комплекса) о   предмете знания с включенными именами классического и современного официального (опубликованного) знания, а также  знания разработчиков и ответственных за разработку ИНФО-КОМПЛЕКСА  и  ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ (ИК)

ИК – Это форма и метод представления комплекса информации  (контента).

ПО ФОРМЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИК:
1. В виде постатейного оглавления
2. В виде графического дерева с «корнем»,
3. В виде планетарной системы и дерева, др. формы

ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
1. Текстовая информация
2. Табличная
3. В виде схем и рисунков,
4. В фотографиях,
5. В видеоклипах, роликах, мультипликации и их комбинации в «живых схемах»,
6. В виде комплекса всех имеющихся форм представления информации

ПО СРЕДСТВАМ   СОЗДАНИЯ:
1. Средства до использования программно-технических комплексов: рисунки, плакаты, «меловые»  способы представления данных и т.д.
2. Программно-технические комплексы с набором периферийных устройств.

ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Структура дерева целей, предмета отражения в ИК.
2. Структура дерева функций ( действий, мероприятий, программ)

ПО ОБЛАСТЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В управлении (оргструктуры по видам деятельности)
2. В образовании
3. В поиске идей и решений, в разработках
4. В переработке форм представления информации:
- текст, аудио, видеообразы, изобразительное искусство, драматургия

ПО ВИДАМ НОСИТЕЛЕЙ
1.Непосредственное общение: образовательный процесс и др.
2. Бумажное представление: плакаты, книги,
3. Видеофильмы, диафильмы, слайды
4. Электронные носители
5. Галлографическое изображение
И другие свойства и качества Интеллект-карт по мере развития информационных технологий.
Пусть, уважаемый читатель, Вас не смущает, может излишнее или недостаточное «наукообразие» изложенного материала в данной статье. Но, Вы же, снисходительно поймете с высоты своего интеллекта или практического взгляда на жизнь, что каждый человек имеет право на свои «заморочки». Главное, чтобы он не становился в позу прорицателя, а чувствовал себя частью нашего общего с нашими предками и современным человечеством  информационного пространства. Может именно сейчас человечество начинает проявлять понятие известных  русских и мировых мыслителей, как НООСФЕРА. С развивающимся ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОЛЕМ, в котором и перед которым все равноправны. И это ни хорошо, ни плохо. Просто так развивается наше человечество…

01.01.2014


Рецензии