Увлечение чтением

Все родители знают: читать очень полезно. Если ребенок любит читать, он и умнее, и учится лучше, и усидчивый. В общем, все хотят, чтобы их чада читали.
Есть спрос – есть предложение. В последние годы выпускается огромное количество книг для детей, как правило, отлично изданных и оформленных.
В то же время дети читают все меньше. Все больше детей, не любящих читать.
Довольно странная, даже парадоксальная ситуация.
Как же сделать так, чтобы ваш ребенок наверняка полюбил чтение? И возможно ли это вообще?

Как вы думаете, почему у клена листья резные?
Никак не думаете? А задавали ли такой вопрос своему малышу? Не задавали? И совершенно напрасно: вопрос-то интересный!
А листья у клена резные вот почему:
                Почему у клена листья резные.
Это было давным-давно, когда у Клёна были большие, круглые листья, Летучая мышь летела по лесу. Она отвлеклась и врезалась в Клён. Мышь больно ушиблась и сильно рассердилась. В злости набросилась она на листья дерева. Летучая мышь начала их грызть, кусать и рвать. Всю ночь Мышь трудилась и только звезды с высоты смотрели на ее проделки. К утру Летучая мышь устала и улетела, а у клена с тех пор листья обкусанные.
Вот, оказывается, в чем дело-то! А объяснил это нам, умным взрослым людям, Подъельский Саша. Было ему 6 лет, когда он сочинил эту правдивую историю.
Я лично пока не знаком с Сашей, но уверен, что ему не грозит нелюбовь к чтению. Такой проблемы у него никогда не будет.
Почему? Может быть, Саша – природный талант, феномен? Нет. Просто у ребенка живое воображение и он склонен задумываться над тем, что видит. Ему интересно, почему у клена резные листья, почему у деревьев кольца (есть у Саши и такая сказка).
И это не кажется его родителям глупостями. Когда Саша сочинил историю про листья клена и Летучую мышь, он еще не умел писать. Записала его произведение мама.
Более того, не только записала, но и читает своим знакомым. Не хвастается – просто читает. Интересно. Ей самой – интересно.
Конечно, здесь важно не перегнуть палку, чтобы у ребенка не развилось чрезмерное самомнение.
Но ведь бывает и так: кроха, захлебываясь от волнения, рассказывает маме интересную историю, им самим только что придуманную, а мама слушает нетерпеливо, с явной скукой.
Вот маленький мальчик придумал сказку про Жирафа, который жевал деньги, и перерабатывались они у него в животе на билеты в зоопарк. Этими билетами жираф, по ходу рассказа превратившийся почему-то в Осла, заплевал весь асфальт в Лялином переулке.
Интересно? Интересно! Но маме мальчика неинтересно, она торопит рассказчика: «Ну и что? Чем там кончилось-то?» (об этом рассказывает Елена Макарова в книге «Освободите слона»).
С точки зрения этой мамы сын занимается глупостями.
Что ж – он быстро поймет: сочинительство – глупость. И соответственно станет относиться ко всей мировой художественной литературе.
А мама потом будет жаловаться: ну почему мой-то читать не любит? Ну никак не усадишь за книгу!
С точки зрения этой мамы нет никакой связи между бессмысленной историей про Жирафа (то бишь – Осла) и Пушкиным, Толстым и Достоевским. Но связь есть.

Педагог и детский поэт Вадим Левин доказал, что всякий ребенок, как это ни странно, сначала бывает «писателем», а уже потом становится читателем. То есть нормальному здоровому ребенку дошкольного возраста свойственна буйная – с нашей, взрослой, точки зрения – фантазия, страсть к фантазированию, сочинительству (вспомните рассказ Н.Носова «Фантазеры»).
Это изначальная особенность детей. И очень важно, как к этому относятся родители. Если им выдумки малыша интересны, более того, они его поощряют и даже сами любят что-то придумывать, то, конечно, такой ребенок уверен: сочинительство – дело стоящее. У этого человека уже есть вкус к книге. Хотя он еще не умеет читать!
Это очень важный момент. Сейчас многие родители начинают учить детей читать года в три и даже раньше. И правильно делают. Вот только им кажется, что это решает все проблемы. А это не так. То, что ребенок НАУЧИЛСЯ ЧИТАТЬ, совсем не значит, что он ПОЛЮБИТ ЧТЕНИЕ. Технический навык чтения и любовь к книге никак не связаны друг с другом.

Давайте разберемся: почему мы любим читать?
Во-первых, нам не хватает событий. Жизнь однообразная, ничего такого не происходит. Индейцы из племени сиу не нападают на наш дом. В небе не летает громадная, величиной с теплоход, птица с железными крыльями и не охотится на детей. Наши знакомые почему-то никогда не превращаются в лягушек, жаб, пауков, червяков. В общем, скучно.
А в книге все может быть. Множество событий, превращений, удивительных вещей.
Во-вторых, эти необыкновенные события можно САМОМУ ПРОЖИТЬ. Кстати, у всех маленьких детей – просто феноменальная способность к перевоплощению. Не случайно говорят, что все гениальные актеры – как дети. Однако эта способность (как и многие другие) затухает с годами, если не находит себе применения.
В-третьих, можно себе все это ПРЕДСТАВИТЬ. Чем ярче, детальнее представление – тем интереснее. А это – работа воображения.
В-четвертых, узнаешь много нового: о людях, какие они бывают, а бывают они самые разные, смешные, иногда добрые, иногда и злые; о разных странах – в общем, обо всем.
Вот на этих четырех китах, в основном, держится интерес детей к чтению.
Чтение – это гедонистическая деятельность. Как, кстати, и еда. Едят нормальные люди, когда хотят есть. И читают, когда хотят читать. Для своего удовольствия.
Если же ребенок не полюбил чтение до школы, он в опасности. Потому что школа НАВЯЗЫВАЕТ то, что читать НАДО, ОБЯЗАТЕЛЬНО – а вовсе не по желанию. А это верный способ отвратить от чтения.

Итак, мы уже знаем первый способ приобщения детей к чтению задолго до того, как они научились читать: сочинительство, фантазирование. Вместе с ребенком. Только это не должно быть нарочито, вымученно, с педагогической целью. А вот качество «продуктов фантазии» значения не имеет. Важно, чтобы и вам, и малышу было интересно. Искренне, на самом деле интересно.
А как быть с воображением? Тут тоже все просто. Воображение – это умение (желание и способность) представить себе что-то (кого-то), что не находится в данный момент перед глазами. УВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ.
Воображение развивают занятия рисованием и лепкой, но только творческие: когда дети сами решают, что им рисовать и лепить.
Воображение развивается, когда ребенку читают хорошие книги или рассказывают сказки – вообще что-то рассказывают.
Воображение развивают некоторые игры. Когда коврик становится рекой, стулья – поездом, а сам малыш – машинистом. Когда все может стать всем.
Малышу нужны впечатления. Плохо, если он каждый день видит, слышит и трогает все то же самое.
При этом маленькие дети очень нетребовательны к качеству новых впечатлений. Какой-нибудь громадный лопух с метровыми листьями может их потрясти больше, чем нас – тысячелетний кедр со стволом в три обхвата. «Новое место» для малыша – это двор, где он еще не был; улица, куда они раньше не заходили с мамой.
Очень важно, что видит ребенок, что он слышит. Хорошую красивую музыку – или «попсу». Или – только телевизор. Показывают ли ему интересные книги с картинками. А можно показывать детям и альбомы репродукций хороших художников. Да, малыш многого не поймет. Но дело не в этом. Красота способна непосредственно влиять на детей, независимо от того, понятно ли им содержание картины.
Так же и хорошие стихи: они красиво звучат. Пусть многие слова непонятны малышу, он не в силах пока уловить смысл. Так для него даже интересней. Дети любят все таинственное и непонятное, если оно нестрашное.
Современные дети часто слышат первое в жизни стихотворение (а стихи надо именно СЛУШАТЬ) уже в школе. А это и поздно, и совсем не то. Было бы лучше, если бы мама читала малышу – пусть по одному стихотворению в неделю. И неважно, наизусть или нет. Важно, чтобы самой маме это стихотворение нравилось.
Смотрите на ребенка. Если он слушает вас, не отвлекается, если ему интересно – этого достаточно. Объясняйте только то, о чем малыш вас спросит. Когда все объясняют – это уже не так интересно.

Одна маленькая девочка, занимавшаяся в студии ИЗО, как-то нарисовала цветок. На вопрос учительницы, как он называется, ответила, что это «ЗАЯЧИЙ ЦВЕТОК». Почему «заячий»? Потому что «беленький и ЛЕПЕСТКИ УШАМИ».
Другая девочка изобразила фею, она была синяя, - и объяснила: фея синяя, потому что пьет не воду, а чернила (об этих детях тоже рассказала мой любимый автор – Елена Макарова).
К подобным сообщениям взрослые тоже относятся по-разному. Обычно смеются. Часто это довольно обидный смех. А дети очень чувствительны к одобрению или неодобрению взрослых.
Притом мы выражаем свое одобрение-неодобрение вовсе не всегда словами. Засмеялись – и ребенок чувствует: я глупость сказал. Впредь станет осторожнее. Постарается говорить ПРАВИЛЬНО. И скучно. И постепенно потеряет интерес к языковому творчеству.
Если же родители с интересом и С УВАЖЕНИЕМ относятся к словесным поискам своего малыша, не высмеивают, не проявляют высокомерия – и даже поощряют, то у крохи появляется «вкус к языку», чувство языка.
Язык и речь – дело творческое. А художественная литература – это «искусство слова». Тот, кто любит «играть с языком», придумывать интересные слова и выражения и ценит это умение, как правило, любит читать.
За что мы так любим некоторые литературных персонажей? Они интересно говорят!
Ведь это же замечательно, когда Ослик Иа-Иа на вопрос Пуха, как он себя чувствует, отвечает: «Не очень как! Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как». А человек с «погашенным» чувством языка ничего интересного здесь не увидит. Ему будет скучно.
Хорошо, если и сами родители любят и умеют «заковыристо выражаться». Что совсем не трудно, но часто просто не приходит нам в голову.
Почему бы не поиграть с малышом в языковые игры? Например, в игру «На одну букву»: задаете вопросы (или он вам задает), например, такие: как тебя зовут? как твоя фамилия? где ты живешь? что ты завтракал?  - и т.д., и т.п. – на которые нужно отвечать словами на одну определенную букву (заранее выбранную). Зовут меня Боря, живу в Борисоглебске, на завтрак ел банан, фамилия моя Бабушкин.
Или вот такая игра, которую любят почти все дошкольники: на сложенном в гармошку листе бумаги пишется самая простая строчка, например:
                В нашем парке есть сосна –
она становится первой строкой стихотворения. К ней придумывается другая – желательно (но не обязательно!) в рифму, но это делает уже малыш – например, так:
                Очень зеленая она.
Потом снова вы – строчку, он – строчку. Можно подключить кого-то еще, показав только самую последнюю строку (сложив гармошку). Связь с первыми строками теряется, получается абракадабра, вроде:
                В нашем парке есть сосна
                Очень зеленая она.
                На сосне сидит синица
                У нее есть рукавица.
                У нее есть валенки!
                Сидит на завалинке!
                Курит сигарету,
                А картошки нету!
Повторяю, детям это очень нравится: получается смешно, нужно придумывать, сочинять, ребенку приятно, что он это делает отчасти сам, да еще ВМЕСТЕ С МАМОЙ!
Опять-таки, важен не конечный продукт, а состояние увлеченности. Так кроха поймет, что язык, речь – это что-то интересное, увлекательное.
               
Если же ребенок все свое дошкольное детство слышал только бедную примитивную речь, если, в его представлении, язык служит для достижения чисто прагматических целей (что-то попросить, если нужно), а взрослым – главным образом, для окриков, то трудно ожидать, что он полюбит чтение.

Итак.
- почти всегда любят читать те мальчики, папы которых любят читать, и те девочки, мамы которых любят читать: если это так, то часто больше ничего и не нужно;
- но если это и не так, не отчаивайтесь!;
- фантазируйте вместе с ребенком: толчком может быть любой предмет, самый простой (шишка, палочка, листок, игрушка и пр.); поощряйте его фантазирование, относитесь к нему с интересом и достаточно серьезно;
- дайте возможность ребенку развить свое воображение, рисуя, занимаясь лепкой; читайте ему интересные книги, стихи, что-то рассказывайте, например, перед сном;
- старайтесь, чтобы ваша речь, когда вы говорите с малышом, не была бедной и стандартной; поощряйте его словотворчество и сами относитесь к языку творчески;
- приобщайте кроху к высокому искусству с самого раннего возраста: показывайте ему репродукции картин художников-классиков, включайте хорошую музыку, но делайте это ненавязчиво и без «педагогических целей»;
- постарайтесь, чтобы у малыша было достаточно интересных впечатлений;
- никогда не заставляйте ребенка читать, не усаживайте за книгу насильно!


Рецензии