Выбираем школу

Школа играет огромную роль в жизни ребенка. В школе дети проводят значительную часть своего времени, общаются, дружат (или, наоборот, ссорятся), осваивают многие социальные навыки, самоутверждаются, укрепляют уверенность в себе (или, наоборот, катастрофически ее подрывают). Поэтому очень важно, какая эта школа. Не секрет: школы бывают разные. И, конечно, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок ходил в хорошую школу.
Но что это такое – хорошая школа? Чем отличается хорошая школа от плохой? И что делать маме, как собрать информацию: куда идти, с кем разговаривать? Ведь наши школы в большинстве своем – чрезвычайно закрытые учреждения. Непросто понять, что там происходит внутри.
Очень многие родители начинают понимать, куда определили ребенка, только после того, как он уже проучился какое-то время – то есть когда уже поздно. Перевод в другое учебное заведение – процесс весьма болезненный. Тем более важно не ошибиться в выборе с самого начала.

У большинства современных школ есть свои сайты в Интернет. Многие публикуют в печатных и электронных СМИ рекламу (детей сейчас рождается мало, а хочется набрать побольше учеников), статьи о своей работе.
Читать все это можно, доверять – нельзя.
Как-то я прочел в газете об одном очень продвинутом лицее нашего города, что в здании его, оказывается, имеется бильярдная «для жителей микрорайона», где вечерами совместно проводят свой досуг дети и взрослые. Трогательная деталь, не правда ли? Однако вскоре мне довелось побывать в этом учебном заведении лично. Я полюбопытствовал и насчет бильярдной. Мне, смеясь, ответили, что да, есть такая, но ключ – только у директора: он там иногда играет с электриком и плотником (и, что интересно, всегда выигрывает!). В остальное время бильярдная на замке. Нетрудно догадаться, кто дал такую информацию в газету: сам директор.
Так что выйти из положения самым простым способом: часок «посидев» в Интернет – не лучший метод. Вы не сможете определить, что из прочитанного правда, что нет. Лучше верить собственным глазам и ушам.
Идти в школу (или школы) лучше в середине учебного года. Что же можно увидеть и услышать, «проникнув» внутрь «святая святых»?
Вот несколько «штриховых портретов» хорошо знакомых мне учебных заведений.
1. Лицей в спальном районе. Огромное здание. Почти 2000 учеников. На переменах узкие коридоры запружены человеческой толпой. Дети торопятся: надо успеть добежать до другого кабинета, чтобы не опоздать на следующий урок – перемена короткая, а коридоры длинные. Многие нервничают, толкаются, переругиваются. Но и во время уроков здесь нередко можно видеть «бродячих детей», которые не могут отыскать свой класс. Этот лицей – знаменитое учебное заведение. В вестибюле на видном месте – стенд, где вывешены десятки регалий: дипломов и всяческих наград, полученных самим лицеем, его учителями и учениками. В то же время рядом с раздевалкой, прямо на стене, - объявленьице, из которого видно, что тут порой пропадают вещи из раздевалки и родители обворованных потом сами пытаются найти украденное. Дети тут захлопотанные, суетливые, друг с другом говорят чаще всего об оценках. В здании лицея сделан роскошный евроремонт, но стены испорчены «граффити» (не всегда приличными), а полы засыпаны мусором, причем не только конфетными фантиками и шелухой от семечек, иногда попадаются и окурки, и даже банки из-под пива. А крыльцо все заплевано и буквально засыпано окурками.
2. Школа, опять же в спальном районе. Старое неказистое здание. Но стекла в окнах чистенькие, с аккуратными занавесями, рамы покрашены. Вокруг школы – цветники, детские и спортивные площадки, есть даже свой небольшой сад.
В здании тихо, прохладно, как-то удивительно уютно. Никаких евроремонтов, все очень скромно, нет стендов, кроме обычного – с объявлениями. Зато везде – цветы и огромное количество детских работ: макраме, мягкие игрушки, рисунки, керамика. На первом этаже, рядом с кабинетом директора, - фотографии детей, целая галерея. Здесь очень чисто. Почти всегда тихо, но иногда слышны веселые голоса, смех. И дети, и учителя здесь спокойные, улыбчивые, как правило, никто никуда особенно не торопится. Если послушать разговоры, дети беседуют о своем, о детском: обсуждают какие-то события свой жизни, фильмы.
3.             Языковая гимназия в центре города. Великолепные зеркальные двери, как в супермаркете. Три серьезных охранника. Стены оклеены дорогими обоями. Но – нигде ни цветочка, все это напоминает скорее офис, чем школу. Здесь все дети с первого класса учат три языка: английский, французский и еще один по выбору. Поэтому половина учителей – «иностранцы». Все это дамы, очень солидные, в летах, они прекрасно одеваются, многие носят драгоценности. Но с детьми общаются неохотно, на переменах не пускают их в свои кабинеты: дети толпятся в коридорах. Ученики тут попадаются колоритные: то встретишь тощую девицу, всю в лаковой коже, в цепях; то молодого человека с прической «саламандра» и с бритвенными лезвиями в ушах. Здесь все очень деловые, обращаются друг к другу только по делу. Многие дети – и почти все учителя – бывали за границей: они любят поговорить об этом друг с другом, причем разговор между ученицами 5 или 6 класса нередко идет на иностранном языке.
4.            Тоже гимназия, но другого профиля. У крыльца – огромные надписи белой эмалевой краской: «Любим тебя, родная гимназия!», «Всегда с тобой!», «Дорогие учителя, мы будем помнить о Вас!!!» - и т.п. Войдя в вестибюль, сразу натыкаешься на громадный, чуть не во всю стену, стенд с сочинениями учеников. Все эти сочинения – о любви к своей гимназии, к учителям и к директору. Но если обойти здание «с тылу», можно обнаружить, что вся стена исписана ругательными надписями по адресу тех же учителей и той же гимназии. Здесь часто стоят группки подростков, курят, но как-то опасливо, часто заглядывая за угол: не видит ли кто. Дети здесь какие-то мрачные, смотрят исподлобья. Когда рядом нет взрослых, часто можно услышать нецензурную брань.

Как известно, «жизнь делают детали». Если быть внимательными, заинтересованно слушать и наблюдать, можно многое понять, даже не заходя в классы, не знакомясь с учителями. Общая атмосфера – вот что важно. Постарайтесь найти школу, атмосфера которой вам нравится.
Хорошая школа всегда чем-то напоминает семью. Главное в школе – человеческие отношения: детей со взрослыми и между собой. Если вам они нравятся – это главное.
Если у вас есть знакомые, дети которых уже давно учатся в этой школе, поговорите с ними, а еще лучше – непосредственно пообщайтесь с самим «школяром» (или «школярами»). Расспросите об отношениях в классе, об учителях, о том, что они делают в школе после уроков. Хорошая школа всегда чем-то привлекает детей, там есть многое, кроме уроков по расписанию.
Если же это учебное заведение вроде бы с хорошей репутацией, но в атмосфере его вы почувствовали что-то казенное, холодное, официально-отчужденное; если в школе явно нет порядка; если многие дети явно терпеть ее не могут; если видно лицемерие руководства (как в примере-4) – будьте настороже! Скорее всего, такая школа вам не подходит.
Неплохо и познакомиться с директором: лучше сделать это, заблаговременно записавшись на прием (директора школ – занятые люди). Опять-таки: внимательно смотрите и слушайте. Директор школы должен производить на вас благоприятное впечатление: внушать уважение своей уверенностью, интеллигентностью, манерой держаться; то, что он говорит, не должно сводиться к хвастовству своими достижениями; постарайтесь понять, любит ли этот человек детей (а кто любит – интересуется детьми и много о них знает), хорошо ли понимает сильные и слабые стороны своих преподавателей.

Однако и это еще далеко не все.
Дело в том, что для учеников начальных классов крайне важно, какой будет их первая учительница. Поэтому обязательно нужно заранее познакомиться с теми педагогами, которые на следующий год будут набирать 1-е классы.
Самое лучшее – идите к ним на уроки. Если какая-то учительница вас на уроки не пускает, вычеркивайте ее из списка: учитель, который боится родителей, что-то скрывает от них, вам не нужен.
Но что я пойму на уроках? – можете вы спросить. – Ведь я не специалист!
А вам и не нужно разбираться в тонкостях методики. Здесь важно совсем другое. Прежде всего, опять-таки те же самые человеческие отношения. Опять внимательно смотрите и слушайте.
Портрет 1.  Молодая учительница Зинаида Александровна. Она красивая, хорошо одета, но надменная и холодная. Ее дети, заходя в класс, не здороваются друг с другом. С учительницей здороваются, но как-то принужденно, по обязанности. Подготовившись к уроку, сидят за партами скучно и молча. Урок у З.А. тщательно спланированный, идет четко, как по нотам, дети выполняют большой объем работы. Но учительница говорит с учениками мерным, четким голосом, глядя куда-то поверх их голов, как на митинге. Голос у нее без оттенков и интонаций.
В середине урока к доске была вызвана маленькая девчушка, смешная, с бантом, с большущими удивленными глазищами – из тех детей, которые не могут не вызывать улыбку. Учительница назвала номер упражнения, девочка в мертвой тишине стала записывать условие. Записала, спросила: «Делать?» - «Ну, конечно». Она начала что-то писать, вдруг – резкий окрик учительницы: «Да где ты пишешь?! Ты что, не видишь?» Оказывается, девочка стала писать на той стороне доски, где что-то уже было написано самой учительницей. От ее окрика класс словно сжался, девочка тоже вздрогнула, быстро все стерла – но тут: «Да зачем ты все-то стерла?!» Малышка окончательно растерялась, опустила руки. Но тут учительница, видимо, вспомнила, что в классе посторонний, и замолчала.
Но вот и перемена. Большинство детей вышло в коридор, оставшиеся по-прежнему производят впечатление незнакомых друг с другом людей. В коридоре – гвалт, беготня, лица у детей сумасшедшие, друг друга не замечают, падают, кричат – тоже мало похоже на общение.
Портрет 2. Пожилая учительница Клавдия Ивановна. Крупная, в очках, лицо у нее добродушно-насмешливое и немножко величественное, выражение – весело-оживленное, как будто она ждет, что вот сейчас должно случиться что-то очень интересное. Дети входят в класс оживленные, здороваются, улыбаясь. Одна девочка вбежала и полезла к Клавдии Ивановне целоваться. Та смеется: «Да ну тебя! Ты что?» А та вертится перед К.И. и спрашивает: «А вы ничего не заметили? Нет?» - «А что я в тебе должна заметить?» Наконец другие девочки ее выдали: оказывается, она накрасила губы перламутровой помадой (это третий класс). К.И. не поверила, нацепила очки, рассмотрела и рукой махнула: «Совсем с ума сошла! Смой сейчас же!» Та притворно ноет: «У-у, Клавдия Ивановна!» - «Смывай, и смотреть на тебя не хочу, пока не смоешь». И мне – с иронией: «Вот видите, какие теперь дети пошли». Зрители смеются, кто-то тащит Надюшку (так зовут юную кокетку) мыться, кто-то обсуждает происшествие. В классе – группки детей, все оживленно разговаривают, стоит гомон, но вот странно: у Зинаиды Александровны от тишины у меня заболела голова, а тут шумно – и ничего. Только одна полноватая девочка ни с кем не разговаривает, села за парту и читает какую-то книжку.
На уроке К.И. общалась с детьми так же, как на перемене. Урок был хороший, но без большого объема работы, без особой гладкости, без идеальной дисциплины и абсолютной тишины. Один мальчишка оказался непоседой, все время вертелся, будто у него в штанах уголек, делал рукой какие-то жесты, как дирижерской палочкой, и что-то приговаривал. Зовут его Димка. К.И. – ему: «Ди-имка!» Тот только улыбается, но развернулся обратно. К.И. подошла к нему и на него укоризненно посмотрела через очки, а глаза у нее смеются. Потом говорит мне: «Это у нас Димка. Мы этот подарочек еще как-то терпим, а вот как его терпят родители, я не понимаю. Ему же каждый день нужны новые штаны: эти он за четыре урока протирает!». Смех. Димка надувает губы и притворяется обиженным. К.И. дает классу отсмеяться – и мне, серьезно: «Но – лучший ученик класса».
Вызвали к доске Дениса. Он стал писать, но как-то странно: начал высоко (даже на цыпочки встал), а потом «поехал» вниз – получилась косая строчка через всю доску. К.И.: «Денис у нас будет спелеологом, поэтому его всегда под землю тянет». Опять смех (хотя не знают, наверное, что такое «спелеолог»).
А в конце урока дети писали упражнение, и та самая полная девочка, видимо, самая медлительная в классе, не успела за всеми. К.И. остановила работу, и все совершенно спокойно и молча ждали, пока эта девочка допишет, только Димка вытащил из парты книжку с картинками, лег головой на чужую парту (сзади себя), книжку поднял над собой и стал ее рассматривать, приговаривая: «Ого! Вот это да! Клёво!»
На четвертом уроке была физкультура, дети ушли, мы сидели с Клавдией Ивановной в кабинете, и она весь урок рассказывала о своих детях. Всех их она называет «подарочками» и знает про них всю подноготную: кто в кого влюблен, кто чем увлекается, у кого какие братья и сестры. И как-то так у нее получается, что все дети хотя и смешные и не без недостатков, но хорошие и даже в чем-то замечательные. О каждом она говорила немного с тем пафосом, с каким коллекционер-любитель рассказывает о ценных предметах своей коллекции: эта великолепно поет, тот спортсмен, силач, та самая добрая, а эта артистка. Они все ей интересны, - наверное, поэтому интересны и друг другу.

Итак, главное в учителе – его отношение к детям. Если учитель равнодушен к своим ученикам, если его интересует только свой предмет и учебная программа, то он может быть неплохим преподавателем, но и только. А в начальных классах это не главное. Маленьким детям нужен педагог-воспитатель и друг. Конечно, Старший Друг. У учителя должен быть и авторитет. Но любовь к детям для учителя начальных классов – это главное.
Выбирая школу и учителя для своего ребенка, обращайте внимание на общечеловеческое больше, чем на профессиональное. Хотя и профессиональные моменты имеют значение, но главное – теплая, почти семейная атмосфера и хорошее человеческое отношение к детям. Именно это стоит ценить в школе больше всего остального.


Рецензии