Как понять ребёнка

Невозможно воспитывать ребенка, если не чувствовать его внутреннего состояния, не понимать его. В этом нам помогает таинственная способность, называемая «эмпатией».

Воспитательница нашего детского сада Елена Михайловна как-то рассказала мне такую историю.
«У меня была девочка, полная тезка героини «Капитанской дочки» Пушкина, Маша Миронова. Маленькая смешная полненькая девочка. Она отличалась редкой медлительностью. Если бы это было связано с какими-то ее физическими или психическими особенностями, меня бы это не раздражало. Но ничего такого не было: девочка была совершенно нормальная. Без особых способностей, но неглупая. Однако очень неуверенная в себе и нерешительная. Когда она что-то делала, пусть даже что-то очень простое, например, одевалась на прогулку, ела и т.п., то всегда страшно «копалась» и всех задерживала. А я из-за этого нервничала.
Долгое время я не могла ничего сделать, чтобы изменить такое положение. Иногда даже сердилась на Машу, но от этого становилось только хуже.
И вот однажды, когда дети играли в лото «Обитатели моря», я  подошла посмотреть, как они играют, и остановилась за спиной Маши. Она как всегда «копалась»: все уже положили свои фишки, а она все еще думала. Голову она втянула в плечи, низко наклонилась над игровым полем. Вроде бы уже хотела положить фишку, но опять убрала руку. Беспокойно огляделась по сторонам, почесала голову кулачком.
И в этот момент я вдруг ощутила ее состояние: это были растерянность, беспокойство и даже страх. Обычный уравновешенный человек испытывает такие эмоции, попав в неожиданную для него и опасную ситуацию. Она боялась: а вдруг не туда положу? Вдруг меня опять будут ругать, смеяться надо мной?
После того, как я «влезла в ее шкуру», я стала очень терпеливой и внимательной, даже ласковой с Машей. Интересно, что это не было моим сознательным решением, а стало естественным следствием моего вчувствования в ее душевное состояние во время игры.
В результате Маша постепенно стала успокаиваться и чувствовала себя в детском саду все лучше и лучше».

Что же такое эмпатия?
Эмпатия – это непосредственное вчувствование в состояние другого человека, когда эмоциональное состояние другого в какой-то момент ощущается как свое.
Эмпатия невозможна без желания понять другого человека, причем, понять не чисто интеллектуально, а именно непосредственно эмоционально – «стать этим человеком» хотя бы на короткое время, «влезть в его шкуру и походить в ней».
Не следует путать эмпатию с активным наблюдением и с интеллектуальным постижением. Можно, наблюдая за ребенком, слушая его, сопоставляя все то, что знаешь о нем, придти к определенным выводам о том, что он чувствует в данный момент, что это вообще за человек, какой у него характер, какие эмоции для него характерны. Однако, это не эмпатия.
Эмпатия часто сопутствует активному наблюдению – если я наблюдаю не просто так, из любопытства, а действительно очень хочу понять этого человека – но прямо не вытекает из него. Может быть активное наблюдение без эмпатии, и наоборот – эмпатия без активного наблюдения. Эмпатия – это чувства, а не мысли. Поэтому женщины проявляют гораздо больше способностей к эмпатии, чем более рациональные мужчины.
Существует – и многократно описана в литературе (к сожалению, в той, которую современные люди обычно не читают, т.н. «парапсихологической») – т.н.«телепатическая эмпатия», когда один человек (как правило, женщина) ощущает состояние другого, близкого человека (сына, мужа, отца, матери), в тот момент, когда с этим близким человеком что-то случилось (например, он умирает, на него кто-то напал, он тяжело заболел), находясь при этом на огромном расстоянии от него: в другом городе, другой стране и т.п. Соответственно, его нельзя видеть, слышать, неизвестно, где он и что с ним. Однако, эмпатия происходит.
«Эмпатия» – термин, часто встречающийся в педагогической и психологической литературе. Тем не менее, мы плохо понимаем, что такое эмпатия; этот феномен пока мало изучен.
Можно определенно утверждать только, что не все люди способны к эмпатии: однако, здесь дело не в т.н. «способностях». Никаких особых способностей для эмпатии не нужно. Никогда не испытывают эмпатии только очень эгоистичные люди, относящиеся к другим только как средству для достижения своих целей; воспринимающие других только относительно себя самих. Такое – нечеловеческое по сути своей – отношение к другим людям исключает возможность эмпатии.
Не может быть эмпатии и тогда, когда мы равнодушны, нас не интересует человек, с которым мы общаемся, он для нас чужой, мы не стремимся его понять.
Эмпатия не пассивное переживание. Она позволяет взять ситуацию в общении с ребенком под свой контроль и активно изменить ее так, как нам нужно.
Мы это видим в рассказе Елены Михайловны. Пока она не «влезла в шкуру» «копуши» Маши, она не могла к ней правильно относиться: Маша ее раздражала, так как Елене Михайловне непонятна была причина Машиной патологической медлительности. Когда же воспитательнице удалось почувствовать эмоциональное состояние малышки как свое, она без всяких усилий изменила свое отношение к девочке на более конструктивное: перестала раздражаться, стала терпимой и ласковой с ребенком.
Эмпатия что-то «поворачивает» в нашей душе, позволяя нам самим в какой-то мере измениться и благодаря этому положительно влиять на ребенка.

Вот еще одна любопытная история, связанная с эмпатией: ее рассказала мне другая воспитательница, Любовь Борисовна.
«Однажды я поднималась по лестнице в свою группу. Смотрю, на лестничной площадке второго этажа дерутся мальчишки. Двое. Оба из подготовительной группы, так что я их не знала ни в лицо, ни по именам. Один мальчик крупный, полненький. Другой худощавый. Тот, что покрупнее, ужасно разъярился: так и молотит своего противника кулаками по чему попало. А тощенький мальчишка, видно, испугался, но тоже не отступает, потому что ему стыдно: вокруг стояли зрители, в том числе и девочки.
Я их, конечно, поскорее оттащила друг от друга. И тут этот толстячок вдруг как толкнет меня, да еще возьми и скажи:
- А вы не имеете права мешаться! Вы не наша воспитательница!
- Ишь, - говорю, - какой! Не ваша! А ты какое имеешь право его бить?
- Не знаете, а еще говорите! – это он мне.
- Чего я не знаю? У меня глаза есть, вижу пока хорошо.
В общем, я ужасно возмутилась, у меня уже созрел план примерного наказания этого хулигана: сначала все рассказать Лейле Рустамовне, их воспитательнице: она человек решительный, дети ее побаиваются – пусть придумает для него расправу.
Но пока я так раздумывала, я стояла и держала этого мальчишку за руку. Чувствую, он прямо весь дрожит, как в лихорадке. Я посмотрела на него. Лицо у него смешное, надутое, по щеке ползет слеза.
И вдруг я ощутила его состояние. Как ему сейчас плохо, больно, тревожно. Я почувствовала себя им. И мне сразу стало понятно, что он никакой не хулиган. Мне стало его жалко. И я его отпустила, велела идти в группу.
Потом поговорила с Лейлой, она мне про этого мальчика все рассказала. Оказалось, это самый незлобивый и мирный мальчишка в группе. А тот, с которым он дрался, наоборот, большой пакостник: любит обзываться, щипаться, обижать других детей.
И я Лейле ничего про их драку не сказала. Потому что поняла, что Сережа (так зовут моего нового в меру упитанного знакомого), скорей всего, ни в чем не виноват. Очевидно, тот хулиганчик его, что называется, довел.
А если бы я тогда не постояла спокойно и не почувствовала состояния Сережи, то быть бы ему наказанным, и очень строго. А ведь это было бы несправедливо!»

Как же можно научиться эмпатии?
Во-первых, если вы столкнулись с каким-то проявлением ребенка и оно вам непонятно, не торопитесь. Постарайтесь как бы поставить себя на его место, даже – если вас никто не видит – принять его позу, сделать какие-то характерные для него жесты. Ощутить себя им.
Во-вторых, не предпринимайте никаких действий, если не уверены в том, что правильно понимаете ребенка, его состояние.
Есть такая закономерность: когда мы активно действуем, эмпатия не происходит. Эмпатия связана с созерцанием, внешней пассивностью – при внутренней активности (активном стремлении понять ребенка).
Поэтому, если вам что-то в ребенке не совсем понятно, просто смотрите и слушайте, ничего не пытаясь предпринимать. Беда многих родителей в том, что они сразу действуют, ругают, наказывают, не пытаясь разобраться во внутреннем мире маленького человека.
Если эмпатия все-таки не происходит, не надо огорчаться. Прибегайте к простому наблюдению и делайте выводы из того, что видите.
Как я уже сказал, эмпатия – довольно таинственное свойство, связанное с духовной природой человека. А «дух дышит, где хочет, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит», как сказано в Евангелии. Закономерно вызвать эмпатию, как джинна из бутылки определенными заклинаниями, нельзя. Никакой определенной методики приведения себя в состояние эмпатии тоже не существует.
Можно определенно утверждать только то, что очень большой и искренний интерес к человеку весьма способствует эмпатии. Без такого интереса она даже невозможна.

Еще один очень распространенный способ понимания детей – наблюдение.
Активному наблюдению за детьми нужно учиться. У мамы, вышедшей в декрет, бывает много свободного времени, когда можно этим заняться. Помогут вам альбомы фотографий и фотожурналы, где много портретных и жанровых снимков. Внимательно рассматривая их, попробуйте понять, что это за человек, что можно сказать на основании этого снимка о его характере; что он чувствовал в тот момент, когда его фотографировали – и из чего, из каких деталей его внешности, можно сделать такой вывод. Это довольно интересное занятие.
Основную информацию о человеке дают его лицо, голос и т.н. манеры (особенности поведения). Свои наблюдения (разумеется, не фотографий – а своего ребенка) можно даже записывать: часто это способствует их систематизации. Некоторые мамы ведут такие «педагогические дневники».
Не надо думать, что активное наблюдение – процесс, не связанный с нашей личностью; что «работают» при этом только глаза, уши и интеллект.
Активно наблюдая, мы изменяем себя: свое отношение к малышу, свои эмоции. Это личностный процесс. Наблюдая, я взаимодействую с ребенком, за которым наблюдаю, даже если он об этом не подозревает, и это как-то влияет на меня.
Тому, кто еще не начал работать над собой в этом отношении, часто кажется, что учиться наблюдать не нужно: любой человек может посмотреть на другого человека и все увидеть. Однако, это не так.
На самом деле, наблюдение – это не только накопление видимых и слышимых деталей, но и их отбор, сопоставление, систематизация. Наблюдая, мы активно мыслим, делаем из увиденного и услышанного выводы.
Наблюдательный человек – не тот, кто видит как можно больше и все это запоминает. Наблюдателен тот, кто сразу замечает важные, существенные детали (позволяющие сделать вывод о характере и эмоциональном состоянии малыша), а несущественных как раз не замечает.
Посмотреть на человека и увидеть, что он высокого роста, у него большие оттопыренные уши, нос с горбинкой, карие маленькие глаза, темные волосы, загорелая кожа, на шее – желтый шарф – и пр., и пр. – действительно может каждый человек. Но о чем все это говорит? Ровным счетом ни о чем. Заметить только важное – вот что сложно.
Некоторым людям бывает непросто сосредоточиться на ребенке, особенно если что-то отвлекает. Этого – полной сосредоточенности, сконцентрированности – тоже необходимо добиваться от себя.
Так что активное наблюдение – довольно сложный процесс, которому стоит поучиться и иногда на это уходит немало времени. Но игра стоит свеч: освоив наблюдение за ребенком, мы узнаем о нем очень много нового, о чем не подозревали прежде.
Когда мы активно наблюдаем за ребенком, часто происходит и эмпатия, хотя, как я уже говорил, прямой связи между этими двумя процессами нет. Однако в основе и активного наблюдения, и эмпатии – интерес к человеку, стремление понять его.

Наблюдать за малышом, стараться понять его, его чувства, состояния, мысли – очень увлекательное дело. Понимание другого человека всегда обогащает нас, нам становится интересней жить. Еще и поэтому иметь ребенка – большое счастье.
Если бы не дети, мы бы многому не научились, многие стороны жизни остались бы закрытыми для нас.
Эмпатия – это незабываемое переживание душевной слитности двух разных существ в одно. Это доступно только человеку и потому прекрасно. Эмпатия имеет что-то общее с вдохновением и т.н. экстатическими состояниями. И притом она доступна каждому.
И, конечно, самые способные к эмпатии люди на свете – это женщины, у которых есть дети. Потому что никто так не чувствует состояния другого, как мать - состояние своего ребенка.
Наблюдать за ребенком, тем более – своим, значит не только получать много новой информации о малыше, но и… успокаивать себя. Наблюдение за человеком дает нам возможность как бы отстраниться от обыденных забот, уйти в особый мир, где нет суеты: мир мыслей о своем ребенке. Это тоже дает много прекрасных незабываемых переживаний.
Так что для любой матери эмпатия и активное наблюдение – нечто естественное и органичное. И это то, что помогает нам не допускать ошибок в общении с малышами и в воспитании наших детей.


Рецензии