Талантливый ребёнок
И в самом деле: талант малыша – мнимый ли он или подлинный – это серьезная проблема его родителей. И иногда то, что дано как дар от Бога, становится для маленького человека источником многих бед и страданий.
Первые стихи Ники Турбиной появились в газете «Комсомольская правда» в марте 1983 г.
Однажды девочка весь вечер не могла найти себе места, пожаловалась маме: «Меня душат слова».
Ночью, когда все уснули, Ника вскочила: «Мамуля, запиши!» (сама Ника писать еще не умела). И она произнесла на одном дыхании, почти без запинки:
Жизнь моя – черновик,
На котором все буквы – созвездья.
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя – черновик.
Все удачи мои, невезенья
Остаются на нем,
Как надорванный выстрелом
Крик.
Продиктовав последнюю строчку, Ника упала на подушку и мгновенно уснула. С той поры мама стала на ночь оставлять под рукой тетрадь и ручку.
Этот эпизод подробно описан в книге «Диво-90. Чудеса. Рекорды. Достижения» (М., 1991).
Но и я тоже знаю нескольких таких детей, которые в 5-6 лет не только сочиняли стихи, но и, подобно Моцарту, писали музыку! И рисовали, и лепили, удивляя всех своими произведениями.
Замечательная карельская поэтесса Елена Сойни написала и опубликовала свои первые стихи в 7 лет. Александр Блок сочинял стихи с 5 лет, хотя, как и Ника Турбина, в то время он еще не умел писать.
Это очень важно, чтобы особость ребенка, его дар были сразу же замечены, оценены, чтобы малыш почувствовал, что то, что в нем есть, - это что-то важное для всех, что это не просто так.
Когда тоненький стебелек только поднялся из земли, ничего не стоит его затоптать. Тут даже не нужны никакие усилия, никакие насмешки и пр. Достаточно просто игнорирования, равнодушия. Никто не знает, и невозможно это учесть, сколько погибло блистательных талантов, потенциальных Бетховенов, Гейне и Рафаэлей, из-за равнодушного, пренебрежительного отношения родителей к их талантам.
Такие люди, в которых убит дар Божий, не могут, к сожалению, стать социально нормальными и счастливыми. Потому что счастливым такой человек может быть, только следуя своему предназначению, не изменяя ему.
Тому, кто лишен таланта, в каком-то смысле легче жить. Нельзя сказать – лучше, но – легче. Как правильно сказано в Евангелии: «Кому много дано, с того многое спросится».
Хорошо себя чувствовать в жизни талантливый человек, сколько бы ему ни было лет, может, только если его талант востребован, нужен людям, и если он полноценно развивается, крепнет – и дает свои плоды.
Увы, не у всех такие мамы, как у Ники.
Вот совсем другая история.
Женя рисовала с 3 лет. Росла болезненной, малоподвижной. Все ей было запрещено: гулять, бегать, заниматься спортом. Она целыми днями рисовала. Специалистов ее рисунки поражали, они настойчиво советовали маме отдать Женю в художественную школу. Но у мамы были другие планы.
Сейчас Жене 13. Она занимается с тремя репетиторами (двумя языками и математикой). Ходит в языковую гимназию, где задают кучу уроков. Рисовать она не перестала, но свои работы прячет от матери. Теперь это чаще всего злые карикатуры.
Девочка стала болезненно замкнутой, мрачной. Что ждет ее впереди? Найдет ли она в себе силы пойти по жизни своим собственным путем или смирится и выберет чужой?
Аня тоже в детстве много болела. В холод, в дождь ее не отпускали гулять. Когда малышке было 4 года, ей купили немецкое пианино фирмы «Ronisch», пригласили домашнего учителя. У девочки оказались абсолютный слух и совершенно уникальная моторика: через месяц она уже играла те гаммы, которые обычно разучивают года полтора. Учительница была в восторге и восторга своего не скрывала.
Анечка – очень послушная девочка. Болезненно привязанная к маме. Она видела, как маме приятны ее успехи, и очень старалась.
Первый концерт Аня дала в 6 лет, почти как Моцарт. Сейчас Ане 10. Она знаменитая пианистка. На ее счету уже десятки концертов, премии и даже гастроли.
Был однажды на ее сольном концерте и я. Бледненькая, тощенькая, маленькая девочка. Внешне – самая обычная. Отчетливо и совершенно одинаково играет любые произведения, в том числе те, которые и большинству взрослых понять мудрено, и детские пьесы Глиэра и Чайковского. Играет старательно, добросовестно. Музыку явно не любит и не чувствует. И, конечно, сама этого не осознает.
Пока она мала, ее техническое мастерство, действительно очень высокое, вызывает восторг и умиление тех (а их подавляющее большинство) взрослых, которые не способны чувствовать и понимать музыку. Но через несколько лет она сама станет взрослой. Что ждет ее?
Скорее всего, она будет тянуть лямку заштатного аккомпаниатора или станет преподавателем музыки. Плохим преподавателем, так как в ней разожгли честолюбие, а роль учителя музыки – скромная, честолюбивого человека она удовлетворить не может. А кроме того, Аня не любит музыку.
Зачем же взрослые умные солидные люди – и даже ее собственная мама – сбивали девочку с толку, внушая ей, что она музыкант, хотя это совсем не так?
Есть две основных опасности: не заметить действительно заложенный в маленьком человеке дар, не придать ему значения – и заметить то, чего на самом деле нет. И то, и другое опасно в равной мере.
Действительно талантливые дети не только нуждаются в признании (хотя и весьма сдержанном и разумном, без «охов» и «ахов», так как развратить можно любого ребенка, в том числе и самого наиталантливейшего) и понимании. Они еще и как люди другие. Более ранимые, тонкие, чувствительные.
От родителей обычного ребенка требуются любовь и элементарно разумное воспитание. Но если ребенок одаренный, то этого мало. В обращении с таким человеком, как бы он ни был мал, нужно очень много такта, терпения, понимания.
У художественно одаренных натур в детстве – и даже во вполне взрослом возрасте – бывают резкие и быстрые перепады настроения. Они подвержены депрессиям, хотя в то же время способны так ярко и глубоко радоваться жизни, что это не может не поражать. Они какие-то контрастные. В них нет благополучной середнячковости, принимаемой за норму и делающей жизнь приятной и удобной, хотя и несколько скучной.
Такой человек способен чувствовать, переживать что-то такое, что недоступно для его родителей. И нужно суметь смирить свой гонор (я же взрослый, а он еще такая кроха!), свою взрослую спесь. И отнестись с уважением к тому, чего нет в нас, но что дано этому совсем еще маленькому человеку.
Одаренные дети в гораздо большей степени, чем дети обычные, нуждаются в разнообразии, смене событий, впечатлений – в том, что называется «интересной жизнью». И если жизнь у них однообразная, они могут на это реагировать форменным бунтом – или депрессией, тогда как обычный ребенок будет себя более-менее нормально чувствовать, хотя и чуть-чуть томиться и скучать.
Одаренные дети весьма свободолюбивы, не любят многочисленных приказов и запретов, на которые мы, взрослые, иногда так щедры.
Одаренный ребенок, как правило, чувствует свою особость, у него поэтому есть чувство собственного достоинства. Такой ребенок в общении бывает холодноват, держит дистанцию, напоминает этакого юного графа или герцога.
Часто такие дети склонны замыкаться в себе, так как их внутренний мир богат настолько, что полностью занимает все их внимание. К внешнему миру, к людям, даже самым близким, в таком состоянии они могут быть удивительно нечувствительны. Однако это отнюдь не бездушие – просто особенность индивидуальности.
В действительности эти ранимые тонкие натуры как никто бывают привязаны к своим близким, но часто они не по возрасту сдержанны в выражении своих чувств. Поэтому эти чувства в ребенке еще нужно разглядеть.
В то же время нельзя освобождать талантливого ребенка от обычных обязанностей обычной жизни, делать из него этакого барина. Дескать, вот, он на фортепианах играет, зачем ему посуду мыть: ему надо беречь пальцы. Одаренный ребенок должен понимать, что его дар – не его заслуга, а его особенность, если хотите, его Миссия. В остальном же он обычный человек. Аристократически привилегированное положение такого дитяти, отношение к нему как к барину, разумеется, означает воспитание капризного бонзы и эгоиста, который от всех всю жизнь будет ждать поклонения и обслуживания – на том основании, что я, мол, большой талант, а вы валенки.
Никто не знает, почему одним дается талант, а другим нет. В любой семье может родиться талантливый человек: мы все это знаем. Ни Ломоносов, ни Шукшин не были потомственными интеллигентами. И в любой, самой что ни на есть художественной и суперинтеллигентной, семье может родиться абсолютно ординарный ребенок.
Чем же он хуже? Ничем. Был бы достойным и хорошим человеком. Всякий человек уникален, и не талант, не то, что дано от природы – главное в человеке. Но у родителей тоже бывает честолюбие. Особенно часто видят в своих детях то, чего в них и в помине нет, те родители, которые сами в молодости мечтали прославиться, многого достичь – а вот не удалось, не сложилось. И они переносят свои надежды на детей. Бедные дети!
Своего ребенка нужно уметь понять и принять таким, какой он есть на самом деле. Не приукрашивая, но и не обедняя его подлинный облик, его действительные способности.
Конечно, сложно «диагностировать» талант, тем более в раннем возрасте. И на т.н. «специалистов» тоже не всегда можно полагаться: восприятие искусства – тем более, если речь идет о произведениях детей – по определению субъективно.
Положитесь на свою интуицию. А еще есть такая закономерность: подлинно одаренный малыш всегда слегка напоминает одержимого. Он жить не может без своего любимого дела. А «искусственный талант» может. Ему нужно не дело – а похвалы. Лишите его похвал, и он быстро забудет о своих «дарованиях». А настоящий талант, хотя и тоже жаждет похвал, может обходиться и без них. И даже в неблагоприятных условиях продолжает упорно «гнуть свою линию».
Талантливый ребенок – это серьезный вызов его родителям. С ним нелегко. Но зато успехи детей и их человеческое счастье способны щедро вознаградить нас за терпение и понимание.
Свидетельство о публикации №214010201369