Реалити для героя стр. 36-41
ПРЕДЫДУЩИЕ СТРАНИЦЫ http://www.proza.ru/2014/01/01/975
По пути в город заезжаем в монастырскую пекарню, где разливают ароматный чай и продают пирожки трех сортов.
- Возьмите себе хлеб, привезете домой в качестве сувенира, - отдает А.В. распоряжение приезжим.
Говорю, что хлеб в качестве сувенира мне не нужен.
- Все равно берите, - настаивает наш командир. – У вас такого нет.
- Ну конечно, у нас ведь только гамбургеры, - отшучиваюсь я.
А.В. не понимает мой юмор - ему достаточно своего.
- Всем чай с чабрецом? - деловито спрашивает он. – Кому какие пирожки? Денис, тебе какие? Георгий? Миша? А вам? - обращается он снова ко мне.
Меня начинает доставать его мелочная деловитость. Пытаюсь убедить себя, что только так он может контролировать ситуацию: кто рядом с ним, кто чем занят. Успокаиваю себя: ну как еще незрячему человеку получать сигналы из окружающего мира? В своем институте я преподаю теорию коммуникации - это про сигналы и системы связи.
За столом наш герой начинает с упоением травить байки про свою баню. Он подробно перечисляет, что его гости едят, что пьют и что поют. Приглашает съемочную группу в полном составе тоже как-нибудь заехать. Режиссер неопределенно кивает, оператор не подает никаких сигналов. Я же благодарю за чай и выхожу на сонную улицу между монастырем и сельпо.
«Акура» открыта, и я прячусь на заднем сидении. Из чайной выходит А.В. и обращается к Дамиру:
- Так, яблоки продают?
Тот отвечает, что два сорта, каждый по ведру.
- Так, купи ведро, - распоряжается А.В., загружаясь в машину.
Я сижу тихо, как бедная родственница или церковная мышь, но герой все равно меня вычисляет:
- Почему вы не стали покупать хлеб?
Дерзко отвечаю вопросом на вопрос:
- А почему я должна вам объяснять свои поступки?
Все, он обижен и гудит, будто самовар:
- Ну я же хочу вам добра!
- Да откуда вам знать, какое добро нужно людям? – скриплю я, точно несмазанная телега.
Больше нам разговаривать не о чем, и я с облегчением вздыхаю, когда любители чая рассаживаются по машинам. Теперь мы снова едем в город.
В центре, у Царицынских ворот, к нам подсаживается школьный товарищ А.В. Витя, который напомнил мне о походной юности - тайга, комары, отсутствие расчесок и зеркал. Виктор, и правда, только что вернулся с Байкала. А.В. очень рад другу. Тягостное молчание, наконец, прекращается.
Новый член экипажа такой же лохматый, как и я. Он говорит тихим голосом не торопясь, а его серые глаза смотрят куда-то поверх голов. Знакомимся, выясняем, кто откуда. Оказывается, Витя учился в том же Тульском училище, где когда-то служил и мой приятель Толя, тот самый, который втянул меня во всю эту авантюру.
Его мы навестили летом 1989 года. Мой бой-френд к тому времени уже вернулся из армии, а Толе предстояло еще целый год крепить обороноспособность теперь уже несуществующей страны. Он выглядел очень смешно - худой, бритый наголо, в гимнастерке и сапогах - совсем не похож на себя сегодняшнего.
Увидев нас, Анатолий первым делом спросил:
- Вы мне последний «Новый мир» привезли?
Мы с другом переглянулись и поняли, что прикатили зря. У нас, несмотря на "сухой закон", в запасе была лишь московская «Хванчкара» и пакет с местной выпечкой.
Интересно, а мои новые знакомые читали в юности Пастернака и Замятина, Оруэлла и Набокова, Мандельштама и Гумилева? Вопрос риторический, и ответ совершенно очевиден. В молодости у А.В. с приятелями были совсем другие интересы.
- А помнишь, как мы дрались с … ?(Тут он называет какой-то топоним.)
Виктор специально для меня уточняет, что они с А.В. всегда побеждали в драках между представителями враждующих микрорайонов. Кто бы сомневался?
Друзья с воодушевлением предаются брутальным воспоминаниям, я же с тоской гляжу на пробегающие за окном магазинчики. Решать вопросы с помощью кулаков представляется мне неэстетичным. Другое дело – шпаги, рапиры, пистолеты, секунданты... Мужчины, конечно, должны время от времени подтверждать свой социальный статус. Жаль только, что некоторые после таких схваток остаются инвалидами. Лучше бы они дрались только на дуэлях или турнирах, и лишь под наблюдением прекрасных дам.
Когда мужской разговор замолкает, то я решаю скрасить паузу светской беседой. Как бы между прочим, интересуюсь у А.В., как он представляет себе будущую спутницу жизни. Напоминаю о его намерении отдаться в любые руки. Неужели в первые встречные? Должны же быть некие ориентиры, параметры, показатели...
- Параметры такие, - перечисляет А.В., – 20-24 года, волосы длинные, желательно русые, носик острый, как у Алферовой. Должна уметь ходить на каблуках. Образование большого значения не имеет. Да и все остальное, вообще-то, тоже.
Да, интересно! Значит, она – Констанция Бонасье, а он – Д’Артаньян. Эдакий благородный рыцарь без страха и укропа.
- Мне нужна не кухарка, а королева. Главное, чтобы детей родила. Мои соратники тут интересовались насчет сестры Кейт Мидлтон...
Да уж, нашему герою романтики не занимать. Мужику 37 лет в обед, а на уме все еще принцессы.
Уточняю:
- А кто вы по гороскопу?
Я сторонник научного подхода.
По гороскопу он оказывается Лев. Впрочем, об этом я могла бы и не спрашивать: крупное телосложение, большие амбиции, романтическая натура. Спутницу жизни может искать годами. Требует королеву. Все сходится.
- Тогда с вами все понятно, - вздыхаю я и тут же зачем-то добавляю: - Вообще-то, вы описали портрет моей старшей дочери.
Эта информация его воодушевляет:
- Вот как? А в самом деле, почему бы ей за меня не выйти? И с вами бы породнились…
Перспектива, конечно, заманчивая. Все-таки, иметь дочь на выданье – это, выражаясь высоким штилем, «что за комиссия, создатель!». Как перспективная теща, я не против, чтобы у будущего зятя были большие амбиции, крупное телосложение и романтическая натура. Обещаю подумать на этот счет. У меня ведь, помимо дочери, есть еще и студентки, и выпускницы. Почти все они с длинными волосами и тоненькими носиками. Да и специальность у них подходящая – А.В. нужен пресс-секретарь. Жаль, конечно, отдавать перспективного жениха в чужие руки, но я при любом раскладе остаюсь в плюсе: либо решу свою семейную проблему, либо финансовую.
Самые дерзкие планы приходят ко мне на язык, когда нечего пожевать.
Подъезжаем к деревне, выходим возле ограды. Слева по курсу – хваленая баня, впереди – сад и старый бревенчатый дом. Кусты усыпаны ярко-красными ягодами. Может, попросить героя пособирать малину, а оператора это заснять? Тут же прогоняю бредовую идею. Человека нельзя ставить в неприглядное положение. Я бы ему и сама малины насобирала, но меня никто не зовет в кусты. Героя тянет поговорить. Значит, я должна внимательно его слушать.
Усаживаемся в садовые кресла, подставляем лица солнышку. Миша пытается пересадить раскрасневшегося А.В. в тень, но он геройски жарится на солнцепеке и делится своими мечтами - построить на этом участке дом для своей будущей семьи.
- Я уже и проект начертил, и смету составил. Но надо, чтобы жена утвердила.
От замков и прекрасных дам хозяин поместья переходит к рыцарям:
- Мой девиз: «Быть, а не казаться!». Я недавно узнал, что точно такие же слова были начертаны на гербе одного рыцарского ордена.
Послушно киваю: герб так герб, но уже дома, через неделю, на всякий случай уточняю: латинское изречение Esse, quam videri восходит к Цицерону. Сегодня его очень любят использовать в качестве девиза в американских частных школах. "Быть,а не казаться" - официальный девиз штата Северная Каролина. В начале девяностых, когда моя старшая малютка только появилась на свет, мне выпала возможность посетить этот гостеприимный штат с группой молодых предпринимателей. В том же году в России началась первая чеченская война.
Казаться или быть? Каждый волен отвечать на этот вопрос по-своему. Никколо Макиавелли в трактате "Государь" однозначно говорит: videri quam esse. Хочешь царствовать - займись имиджем.
Прикорнув на солнцепеке, представляю себе А.В. в блестящих латах с копьем наперевес. Не какой-нибудь малахольный Дон Кихот, а Зигфрид, Ланцелот, Персиваль и кто-то там еще из литературы Средневековья. Но больше всего А.В. похож на Ричарда Львиное Сердце - и по росту, и по цвету волос. Тот тоже много воевал на чужбине, был предан своими товарищами и не оставил наследников.
Наверное, рыцари всех времен и народов чем-то похожи: любят повоевать, попировать и поговорить на своем особом рыцарском языке.
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2014/01/03/1191
Свидетельство о публикации №214010201379