афоризмы часть 3-я 1-100

                Писать афоризмы, вообще, трудно, потому, что за тысячи лет своей истории человечество уже успело высказаться по любому поводу не одну сотню раз








МАКСИМЫ И АФОРИЗМЫ

(ЧАСТЬ III)





















* * *
         №1
Есть множество способов перестать быть человеком: стать прислужником тирана, насильником и убийцей. Но самый распространенный  путь - всячески потакать собственным страстям. Зло разнообразно, но подлинным источником всех бед, происходящих с человеком, является страсть, которой он не способен противиться.
* * *
№ 2
Не вызывая жалости у одних, постараемся избегнуть зависти и у других!
* * *
№3
Завидуют тому, чего лишены, свободному человеку незачем завидовать другим, ибо он обрел главное – самого себя.
* * *
№ 4
Мы уважаем себя за достижения, а не за пороки. Именно в этом отличие настоящего чувства собственного достоинства от ложного, легко сменяющегося заискиванием перед правом сильного
* * *
№ 5
  Нельзя сохранить хорошие отношения с плохими людьми, самому не становясь на них похожим.
* * *
№ 6
Любовь иных очень низкого пошиба: она дает очень мало, притом, что требует плату, несоизмеримую, с тем, что дает. Плата, которую низкий человек берет за свою любовь, никогда не соразмерна с его «благодеяниями». Оказывая мелкие, как правило, ненужные услуги, он требует божеских почестей в ответ на хамство, по отношению к тем, кого «облагодетельствовал».
* * *
№ 7
Путанность речей как нельзя более выпукло демонстрирует скудость ума говорящего.
* * *
№ 8
Тот, кто никого не любит, не может отличить и любовь от лести.
* * *
№ 9
Питая зло в сердце, оправдываем и все зло, причиняемое нам другими.


* * *
№ 10
Совесть – это внутренне тайное знание о том, как мы должны поступать в соответствии с велениями долга. И всякий раз, когда мы поступаем не должным образом, она сигнализирует нам об этом, вновь и вновь мысленно возвращаясь к содеянному, дабы, заставить нас в дальнейшем, избежав прежних ошибок, восстановить попранную справедливость.
* * *
№ 11
Нам редко нравится то, чего мы не понимаем, притом, что мы сами редко понимаем то, что нравится другим.
* * *
№ 12
Двуличный человек редко достигает чего-либо на своем поприще, ибо его слова и помыслы направлены все время в разные стороны.
* * *
№ 13
Все девушки заняты в основном одним и тем же – выдают себя за тех, кем не являются на самом деле, что делает их, как ничто другое, похожими друг на друга.
* * *
№ 14
Когда в обществе какой-либо порок распространяется повсеместно, его начинают выдавать за добродетель.
* * *
№ 15
Враги для того и существуют, чтобы мы, борясь с ними, побеждали и себя.
* * *
№ 16
Найти счастье в любви и легко, и трудно: трудно найти человека, с которым был бы счастлив, и легко, встретив его однажды, обрести с ним всю полноту счастья.
* * *
№ 17
Горе от ума означает лишь то, что ум используют не по назначению.
* * *
№ 18
Нравиться всем – упаси нас Боже от такой напасти!



* * *
№ 19
Главный порок бедности состоит в том, что она лишает человека удовольствия совершать бескорыстные поступки.
* * *
№ 20
Нет на свете такой панацеи, сулящей спасение роду человеческому, ради которой стоило бы умереть, и, тем не менее, овладев многочисленными умами, приобретя характер массового психоза, она становится подчас ненасытной, требуя себе в жертву все новые миллионы человеческих жизней.
* * *
№ 21
Помимо обычной земной музыки есть еще музыка души, не слышимая обычным слухом, и к которой первая приближается в лучших своих образцах. Незримое присутствие этой небесной музыки в шедеврах, собственно, и делает их поистине бессмертными.
* * *
№ 22
Познание - всегда движение от невежества к знанию, чей краешек приоткрывается нам, путем рассуждений. Оно бесконечно, т.к. полог неведомого никогда не открывается простому смертному полностью.
* * *
№ 23
Друзей редко интересуют наши личные проблемы, чаще для них важнее следование принятым в общем кругу внешним традициям и обрядам.
* * *
№ 24
Сколь счастливы были бы люди, если, перестав вмешиваться в дела чужие, обратились, наконец, к своим собственным!
* * *
№ 25
Если что-то беспокоит тебя, ищи источник беспокойства в себе, а не в других!
* * *
№ 26
Лучше усвоить мало, но ясно, чем много и путано.
* * *
№ 27
Наши желания неутолимы, поэтому только безумец стремится к их полному удовлетворению, ибо предпочитает вместо обуздания первого желания, отбиваться от целого сонма последовавших за ним следом.
* * *
№ 28
Может ли прийти к Истине тот, кто идет к ней ложным путем?
* * *
№ 29
Глупо ругать поэта за вымысел, называя его обманщиком, ибо его задача воздействовать на воображение читателя, рождая у того великие иллюзии, а вовсе не на ум.
* * *
№ 30
Главная цель плебея – достичь такого положения в жизни, когда он, наконец, может сказать: мне никто не нужен.
* * *
№ 31
Нет большей несправедливости, чем воздавать человеку справедливость после смерти.
* * *
№ 32
Кто не верит самому себе, всегда готов поклясться перед другими.
* * *
№ 33
Принципы, не связанные с моралью, выражающие лишь личные привязанности и склонности, не стоят того, чтобы  приносить им в жертву возможность общения с близкими людьми.
* * *
№ 34
Главное заблуждение Атлантов в том, что небо упадет на землю, если они перестанут поддерживать его своими плечами.
* * *
№ 35
 Слово, подкрепленное властью, конечно, имеет вес, но лишь подтвержденное собственным примером, - истинно.
* * *
№ 36
Познавший любовь отчасти познал и смерть, т.к. меру любви неизбежно определяет способность к самопожертвованию.
* * *
№ 37
Не делая хорошего, непременно совершишь дурное.
* * *
№ 38
Эгоист мертв для помощи другим, а живая душа всегда готова прийти на помощь ближнему, будучи мертва для суетных радостей света.
* * *
№ 39
Все так спешат быть кем-то, что мало у кого остается времени быть самим собой!
* * *
№ 40
Почему, когда человек оказывается лучше, чем мы о нем думали, мы разочаровываемся не в себе, но в человеке?
* * *
№ 41
Тот, кто владеет собой, владеет всем, тот же, кто не может отвечать за себя, остается лишь жалким рабом собственных страстей.
* * *
№ 42
Честолюбец, строящий свое достояние на амбициях, подобен утопающему, который хватается за бросаемый с корабля якорь, принимая его за спасательный круг.
* * *
№ 43
Самодовольный человек не видит никого равного себе, отсюда и его зависть к чужому успеху.
* * *
№ 44
Посредственность во всем непохожем на себя видит личное оскорбление, в отличие от умных людей, дураки читают в чужом уме собственный приговор.
* * *
№ 45
Конечно, редкие перемены бывают к лучшему, однако, жить без перемен стало бы и вовсе невыносимо.
* * *
№ 46
Есть люди, для которых давать обещания есть просто форма общения, но, ни в коей мере – не руководство к действию.
* * *
№ 47
Без дерзания не было бы никакого дела, а без удачи ни одно из них не было бы доведено до конца.
* * *
№ 48
Имеющий цель твердо идет по жизни, а не имеющий цели, больше влечется по ней волею обстоятельств.


* * *
№ 49
Идиотские вопросы, задаваемые дураками, в действительности, бывают адресованы таким же глупцам, как они сами; не дело философа отвечать на них.
* * *
№ 50
Гений и злодейство – вещи потому несовместные, что основой всякой мудрости является страх Божий. Злодейство, таким образом, уподобим зданию, построенному на песке, лишенному в основе своей фундамента.
* * *
№ 51
Она - человек, обладающий непреложной истиной. В ее лице истина обрела плоть и кровь. В некоторой степени она носительница парадокса: с одной стороны – она сторонница взглядов, проверенных многими поколениями, но с другой, поскольку все вокруг дураки, она не может ссылаться на их опыт. Поэтому она довольствуется лишь опытом собственной жизни. Это очень удобно. Такая уверенность в себе автоматически превращает любые ее высказывания в непреложные истины. И с этой уверенностью она прожила всю жизнь!
* * *
№ 52
Разбудить в человеке творческое начало, отделить его Я от повседневности и суеты. Научить отличать повседневные нужды от высших устремлений души – в этом цель художественного воспитания личности. А во имя чего? Ведь произведения искусства бесполезны. Какое практическое применение можно найти картинам великих художников? Никакого. Они служат исключительно для украшения жизни. Тем не менее, за них платят огромные деньги, т. е. весьма осязаемый материальный эквивалент. Почему? Очень просто. Картины великих мастеров, несут в себе духовное начало. Потому и платят за них столько, что, отдавая материальное, которого, сколько ни скопи, все мало, взамен получают духовное. Произведения искусства – спутники человеческой души в ее поиске себя, не дающие, но помогающие через духовное становление обрести и веру.
* * *
№ 53
Всякий честолюбец подобен катку, укладывающему асфальт: он хочет, чтобы все, что бы его ни окружало, укатывалось в колею, оставляемую им  за собой.
* * *
№ 54
Лозунг пессимистов: самый простой способ сдержать слово – не обещать ничего хорошего.

* * *
№ 55
Любовь – наука, доступная очень немногим, ревность же – всем и каждому.
* * *
№ 56
Безумцы пьют для бесстрашия, а напиваются до бесчувствия.
* * *
№ 57
Ничто так не манит и одновременно не вредит женщине, как эмансипация, во всегдашнем ее стремлении к равенству полов.
* * *
№ 58
Произнесенное слово может возвысить, а может низвергнуть сказавшего его, тогда как несказанное дает шанс, оставить последнее слово за нами.
* * *
№ 59
Ум женщины обратно пропорционален той энергии, которую она тратит, чтобы подогнать мужчину под свою мерку.
* * *
№ 60
Безумец тем более опасен, чем сильней в нем стремление облагодетельствовать человечество.
* * *
№ 61
Тот, кто стремится к знанию, делает это, чтобы избежать ошибок в будущем, а тот, кто не совершал промахов в прошлом, не достиг и знания, делая их неизбежными в будущем.
* * *
№ 62
Иные страсти опьяняют не хуже вина, но само пьянство – наихудшая из них.
* * *
№ 63
Выпить много и остаться в трезвом уме – для этого много ума не нужно!
* * *
№ 64
Даже крохотный шаг в сторону духовного больше ста шагов в сторону греха.
* * *
№ 65
Необходимое знание –  спасительный заслон ненужным сведениям.
* * *
№ 66
Демократии в любви быть не может, ибо царь сердца всегда один, поэтому тот, кто говорит, что любит всех одинаково, остается,  на самом деле, равнодушен ко всем, кроме себя.
* * *
№ 67
Что толку бороться со своими дурными склонностями, если оставлять без внимания страсти, данные склонности порождающие!
* * *
№ 68
Играть со смертью нельзя, как невозможно иметь дело с партнером, не признающим никаких правил игры.
* * *
№ 69
И древняя классика кажется, порой, написанной вчера, и сегодняшние потуги  тщеславия выглядят старо, как мир!
* * *
№ 70
Конечно, много заразных болезней, но желание вклиниться в речь собеседника, красного словца ради, – самая заразная из всех!
* * *
№ 71
Многозначительность зачастую бывает необходима, чтобы придать ложный смысл речам, лишенным в основе своей какого бы то ни было  смысла.
* * *
№ 72
Всякие перемены к лучшему - от Бога, от человека – только к худшему.
* * *
№ 73
Как бескорыстный человек проживает жизнь дважды –  свою собственную, и памятью в сердцах других людей, так и честолюбец умирает дважды: первый раз собственной смертью, а второй -  забвением в памяти даже самых близких.
* * *
№ 74
Обещаем из лучших надежд, а выполняем  из наихудших опасений.
* * *
№ 75
Когда тело восстает, именно разум призван примирить его с душой.



* * *
№ 76
Мы негодуем на тех, кто не может понять того, что ясно нам, и в то же время часто сами не в состоянии разобраться в том, что очевидно всем.
* * *
№ 77
Нет ничего обременительней дурных привычек.
* * *
№ 78
Разумный человек печется о спасении собственной души, безумец – о спасении рода человеческого.
* * *
№ 79
Не суди о Боге по окружающему тебя миру, ибо мир плох не потому что его таким создал Бог, но - люди.
* * *
№ 80
Как тень вовсе не свидетельствует о том, что солнце перестало светить, так и дурной человек не доказывает того, что Бога нет, но лишь то, что он отвернулся от Бога.
* * *
№ 81
Мы, скорее, согласимся переносить собственные неудачи, нежели успехи, сваливающиеся на голову других.
* * *
№ 82
Самая большая любовь бывает порой не чужда ненависти, и самая жгучая ненависть иногда бывает похожа на любовь. Это вовсе не значит, что они не могут существовать друг без друга, просто люди, в силу несовершенства натуры, не могут оставаться до конца последовательны в своих чувствах. Любовь замолкает, когда в нас начинает говорить эгоизм, и ненависть к греху остывает, когда мы сами время от времени впадаем в искушение.
* * *
№ 83
Чем более духовно слаб человек, тем громче в нем голос плоти, и тем меньше он в силах ей противиться.
* * *
№ 84
Реклама имеет такое же отношение к действительности, как и лирические стихи – к подлинной любви.



* * *
№ 85
Нет худшего деспота, чем раб, ставший господином. Рабы, выбившиеся в люди, презирают среду, из которой вышли, оставаясь внутренне теми, кого  презирают.
* * *
№ 86
Видеть даже в хорошем плохое, и наоборот, почитать дурное за хорошее, – вернейший способ потерпеть крах всех своих начинаний.
* * *
№ 87
Человек подневольный не может быть хозяином своего слова, поскольку у него самого другой хозяин.
* * *
№ 88
Достоинства без развития пропадают, а пороки множатся без посторонней помощи.
* * *
№ 89
Ложная мудрость сверкает, как фольга на солнце, привлекая своей доступностью многих. Но Истина не лежит на поверхности: будучи многогранна, она вынуждает каждого идти к ней лишь своим собственным, одному ему уготованным  путем.
* * *
№ 90
Человеческая ограниченность может сочетаться как с добродушием, так и с изуверством, коль скоро невежды начинают превозносить растиражированные догмы, как последние достижения современной мысли.
* * *
№ 91
Семейная жизнь ничем не хуже и не лучше, чем всякая прочая, и вовсе необязательно быть богатым и могущественным, чтобы совершать в ней добрые дела.
* * *
№ 92
У всех явлений в жизни есть своя оборотная сторона, в том числе и у человека. И счастлив тот, кто работой духа сумел обратить свои природные свойства в их противоположность: страх - в бесстрашие, сумасшествие – в гениальность, убожество – в высокие движения души.
* * *
№ 93
Глядя на предметы только с теневой стороны, сами рискуем своим негативным отношением к жизни превратиться в собственную тень.

* * *
№ 94
В поисках ответа на сложные вопросы не пренебрегай простыми решениями!
* * *
№ 95
Любовь – квинтэссенция брака. Когда она умирает, перестает существовать и сам союз. Точнее, он может продолжаться еще сколь угодно долго, сохраняя при этом одну лишь видимость, и эта его видимость рано или поздно становится явной в разводе.
* * *
№ 96
Слова могут быть красноречивы, а молчание может быть красноречивей всяких слов.
* * *
№ 97
Льстят всегда из страха, хвалят же по остаточному принципу, - тех, кого еще не успели освистать.
* * *
№ 98
Добрые слова лечат не хуже лекарств, злые – не хуже ядов сводят в могилу.
* * *
№ 99
Любовь проверяется временем, герои - бедой, друзья – и тем, и другим вместе взятым.
* * *
№ 100
Ничто не оборачивается для честолюбца большей ношей, чем бремя чужой славы.


Рецензии