КУ-15. Пророчества, астрология

                Пророчества, астрология.
                (В продолжение предыдущей главы)
 
                Тема, которую я здесь затрагиваю, так обширна, что ее, конечно, трудно рассмотреть в одной небольшой главе. Этому вопросу посвящены тома различных исследований, научных и ненаучных трудов. Я не специалист в этой области, но свое мнение по данному вопросу выскажу.
                Итак, верить ли в пророчества? Как относиться к астрологии?
                Я с интересом читаю гороскопы, когда они попадаются мне на глаза. Слушаю их по радио или по телевидению (утром собираясь на работу стараюсь не пропустить гороскоп на день в передаче Первого канала «Доброе утро»). Интересно же услышать что тебя ждет хотя бы сегодня. Причем, практически не верю услышанному и прочитанному, так как из личного опыта знаю, что процент угадывания совершенно такой же, как при методе тыка. Но все равно смотрю, читаю и слушаю. Видимо, в каждом из нас заложен неистребимый интерес хоть одним глазком заглянуть в свое будущее. Причем, каждый конечно надеется услышать только хороший прогноз. Однажды я слышала, как молоденькая девушка говорила гадалке, прицепившейся к ней на улице с предложением погадать по руке: «Ладно, так и быть, погадайте. Но только чтобы хорошее нагадали. Если плохое, то лучше не надо». И это совершенно правильно.
                Знать надо только хороший прогноз, о плохом лучше не знать. Представьте себе, если той же девчонке цыганка бы нагадала такую судьбу: «Жить будешь довольно долго, но жизнь проживешь неинтересную, серую. Любовь тебя обойдет стороной, замуж не выйдешь, детей не будет, работа будет в тягость, да к тому же малооплачиваемая. Умрешь в одиночестве от тяжелой болезни». И как потом с таким прогнозом ей жить? Не лучше ли сразу и повеситься?
                Врач-психиатр Владимир Файнзильберг считает, что около десяти процентов людей внушаемые личности, и мрачные прогнозы могут сломать им жизнь, так как получив печальный прогноз, человек начинает верить в него и интуитивно настраивается на пессимистичный сценарий собственной жизни.
                В связи с этим мне вспоминается история о том, что в юном возрасте моей маме цыганка нагадала, что она умрет в пятьдесят четыре года. Это тем более произвело на нее впечатление, что ее отец умер именно в этом возрасте, а спустя годы и старший брат погиб в пятьдесят четыре. «Рок», - решила она. Я помню в тот день, когда мы праздновали ее пятьдесят четвертый день рождения, после ухода гостей мы с ней на кухне мыли посуду, и она мне сказала: «В течение года я умру. Вот увидишь, до пятидесяти пяти я не доживу. Такова моя доля». Сейчас моей маме уже за семьдесят и она, слава богу, умирать не собирается. Но если бы степень ее внушаемости была бы сильнее, а характер слабее, чем есть, как знать пережила ли бы она тот роковой, как она считала, для нее год.
                На днях смотрела телепередачу о прекрасном актере Георгии Буркове. Гадалка тоже предсказала ему смерть в пятьдесят пять лет. Он настолько поверил в это, что когда пережил этот возраст (кстати, именно в пятьдесят пять у него случился инфаркт, но с помощью медиков он выкарабкался довольно быстро), говорил: я живу лишние годы. «Лишних» он прожил всего два года. А если бы не воспринял так серьезно это предсказание, то, как знать, быть может, и по сей день радовал нас своим талантом.
                Так что же, не верить в гороскопы и предсказания? И все приметы – ерунда на постном масле? Как знать, как знать... Если бы все это было настолько глупостью, то вряд ли бы эта глупость просуществовала сотни и сотни, если не тысячи, лет. Но и верить во все это безоглядно – глупость еще большая. Некое рациональное зерно в гороскопах все же имеется. Но они могут отражать только общие черты, характерные для определенных знаков зодиака.
                Вот я, например, по гороскопу Близнецы и некую двойственность своего характера ощущаю всю свою сознательную жизнь. Это отнюдь не раздвоение личности, упаси бог. Обе личности уживаются во мне вполне гармонично и счастливо, дополняя и помогая друг другу. Может быть, поэтому мне редко бывает скучно самой с собою, ведь нас двое. У меня даже два имени, одно официальное, по паспорту, а другое – данное при крещении, которое созвучно моему официальному, но все же иное (Раиса). Просто моя мама решила, что мое паспортное имя – не христианское и подобрала мне похожее для крещения, что, кстати, оказалось лишним: есть в нашей вере святая с моим исконным именем. Но это я так, к слову. Но вот к людям, рожденным под знаком Скорпиона, я отношусь с осторожностью: сколько «Скорпионов» я встречала – все они в той или иной степени оправдывают свой знак. Рожденные под знаком «Тельца» - труженики и консерваторы. Разумеется, это у кого-то слегка проскальзывает, у кого-то ярко выражено и к тому же на все это накладывается еще много чего – воспитание, образование, тип характера, тип нервной системы, состояние здоровья, условия работы, семья и так далее. Даже имя влияет на судьбу человека (см. далее главу «Обмануть судьбу-злодейку»). Случается, что некое эмоционально сильное событие, потрясшее человека, может основательно изменить его. И еще много и много разных факторов.
               Поэтому составлять общий гороскоп для всех Близнецов, или всех Водолеев – то же самое, что говорить примерно такое: «Сегодня все Максимы, существующие на земле, встретят свою любовь, а всех Марин ждет выговор от начальства». Ясно, что это полная чушня. Читаю, например, гороскоп на сегодня: «Раки могут поменять место жительство, Близнецы отправятся в дальнее путешествие, Скорпионов ждет романтический ужин» и т.д. И тут же вспоминаю про многомиллионную армию заключенных или военнослужащих-срочниках, среди которых сотни тысяч и Раков, и Близнецов, и Скорпионов. О каких путешествиях и романтических ужинах для них может идти речь?
               Помню, лежа в роддоме с маленьким только что рожденным мной сыном, я смотрела на остальных семерых малышей, родившихся в тот же день, и думала: неужели им всем уготована одинаковая судьба? Ясно было, что этого не может быть. И даже в индивидуальный гороскоп, составленный лично для меня опытным предсказателем, я бы поверила лишь отчасти, с очень большой поправкой на плюс-минус. Потому что каким бы он ни был разопытным, все равно учесть все факторы моего существования и все движения небесных светил он не в силах.  Помню, как обиделся и разочаровался Александр Невзоров, некогда очень популярный телеведущий и репортер, в предсказаниях Павла Глобы, когда тот не «увидел», что на жизнь Невзорова в 1990 году случится покушение: в него стрелял в сердце человек, который назначил ему встречу на пустыре якобы для передачи интересной информации.
               Еще меня всегда удивляло, что разные гороскопы дают уж очень противоречивые, а порой и взаимоисключающие вещи. Читаешь гороскоп друидов – одна фигня, читаешь гороскоп Павла Глобы – другая фигня, читаешь восточный гороскоп – третья фигня, и что интересно все три фигни даже отдаленно не схожи. Или они составляются по принципу: какой-нибудь, да в точку попадет наверняка. Как я уже писала абсолютно все гороскопы сбываются стопроцентно: если не у вас, то у кого-нибудь когда-нибудь где-нибудь, да сбудется непременно, если не в реале, то во сне или в мечтах.
                Итак, что касается гороскопов, то они дают лишь весьма общие рекомендации и прогнозы. И погрешность их может быть столь велика, что фактический результат может быть абсолютно противоположным. Предлагаю вам верить в гороскопы, если прогноз благоприятен. Если нет – просто не верить, астрологи ошиблись, ведь они такие же люди и им тоже свойственно делать ошибки. К тому же среди них много шарлатанов и самозванцев, для которых соврать, что нам с вами чаю выпить. То же самое относится и к пророчествам.
               
                P.S. Кстати, на «Проза.ру» ранее я опубликовала рассказ «Аленкины советы». В этом небольшом ироничном рассказе повествуется о том, как пожилой журналист, ведущий постоянную рубрику в модном журнале для девушек, на нетрезвую голову сочиняет советы девчонкам на разные темы от имени некоей Алены Пупсик. Например, как модно одеваться в этом сезоне или как правильно выбрать колготки. При этом он все напропалую выдумывает из собственной нетрезвой головы как бог (вернее, черт) на душу пошлет, ничего не смысля в том вопросе, о котором советует. Рассказ, естественно, чистый мой вымысел, на который, впрочем, меня натолкнула та ахинея, что пишут в так называемых гламурных журналах (доводилось почитывать). На этот рассказ откликнулся Сергей Моргульцев, который одно время работал на «Русском радио». Привожу цитату из его сообщения (можете сами прочесть его рецензию на этот рассказ):  «Я вспомнил, как год, наверное, писал еженедельные гороскопы для Русского радио "с потолка". С тех пор не верю никаким гороскопам».
        Как говорится, без комментариев. Выводы делайте сами.


Рецензии