КУ-19. О врагах наших

                Коротенькая глава о врагах наших.
                (Была опубликована ранее как отдельное произведение)
               
                "Прощайте врагов ваших, но помните их имена"
                (Дж. Кеннеди)

                Скажите мне, пожалуйста, как вы относитесь к своим врагам?
                Странный вопрос, абсолютно согласна. Как к ним, гадам, можно относиться? Исключительно с ненавистью, негодованием, презрением, в общем, испытывая чувства, противоположные любви и обожанию. И если автор будет сейчас цитировать Библию на предмет «возлюбите врагов своих», то согласных с ним найдется немного. И первой несогласной буду я сама. По моему, надо быть извращенцем, чтобы возлюбить того, кто по крупному вредит тебе, доставляет много больших и малых проблем, привносит в твою жизнь негатив, а то и настоящие беды. Как можно любить такого? За что? Нет уж, извините, сволочь он редкостная, мой враг. Что б ему пусто было, собаке! И все философствования на тему «если тебя ударили по правой щеке, то ты должен подставить левую» - это для мазохистов или тех, кто себя, как личность, ценит не больше пустой стеклотары. (Кстати, мы почему-то обычно цитируем усеченный вариант библейского выражения, а полный вариант таков: "если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, НО НЕ ДАЙ УДАРИТЬ (!!!) ).
                Встретила как-то такой афоризм: «Возлюбите врагов своих, и они сойдут с ума, пытаясь понять, что вы задумали». Вот это другое дело, это ближе. Пусть лучше сходят с ума, тогда им будет не до нас.
Но с некоторых пор я стала несколько иначе относиться к врагам. У Роберта Рождественского есть строчки:
                «Человеку надо мало:
                чтоб искал
                и находил.
                Чтоб имелись для начала
                Друг -
        один
                и враг -
             один...»
              Очень люблю стихи Р. Рождественского, но всегда удивлялась этим строчкам: враг то зачем? На фига попу гармонь? Без врага куда как лучше.
А со временем поняла: враги нам нужны. Жизненно необходимы. Зачем? Поясню на примере.
              Есть у меня хорошая знакомая. Вместе учились когда-то, вместе начинали работать в одном отделе. Потом я перешла в другое учреждение, но жизнью бывшего отдела интересовалась. Знакомая, с которой регулярно созваниваемся, держала меня в курсе дел: кто уволился, кто на повышение пошел, кто с кем конфликтует и так далее. Была в отделе одна весьма противная дамочка, которая умела испортить жизнь всему слаженному коллективу. Она постоянно наушничала шефу про всех и каждого в отдельности, сталкивала людей лбами, интриговала, устраивала всяческие пакости. За что ее, естественно, дружно ненавидели. Мою знакомую она постоянно подкалывала по поводу внешности, весьма прозрачно намекая на отсутствие талии и присутствие лишних килограммов. Причем, эти намеки делались в столь грубой, издевательской форме, что знакомая, собрав волю в кулак, несколько лет назад скинула разом десять килограммов и стала назло своему врагу стройной и красивой. Недавно знакомая позвонила мне и сообщила, что больше месяца назад сплетница и интриганка ушла на пенсию. «Поздравляю!» - с чувством сказала я. «С чем? – усмехнулась в трубку моя знакомая, - Теперь в отделе тишина. Мертвая тишина. Как в болоте. Не надо держать оборону, быть в тонусе. Все расслабились, сникли. А я за этот месяц набрала уже полтора кило. Что дальше будет?»
              Враг – двигатель прогресса. Нет врагов, есть учителя. И мы должны быть глубоко благодарны им, врагам своим, за то, что держат нас в тонусе, не дают нам расслабляться, толкают нас в спину вперед своими придирками и каверзами. Иногда желание насолить своему врагу, добившись большого успеха, является самым мощным стимулом. («Не мсти врагам своим. Стань счастливым. Они этого не переживут»)  Я думаю, именно это имеется в виду в Библии под словами «возлюби врагов своих». Возлюбить не в смысле, радоваться им, улыбаться, а в смысле быть в душе неким образом благодарным за то, что они, так или иначе, способствуют нашему движению вперед. Нет, брататься с ними мы не будем, и слова благодарности, скорее всего, не озвучим, и щеку левую если и подставим, то все же не дадим ударить, а лучше и подставлять не будем. Но пусть они будут. В небольшом количестве. Много врагов разводить не стоит. Они могут и задавить нас, когда их станет слишком много. Но хотя бы один любимый враг пусть будет. Того не осознавая, он станет нам помощником на нашем пути к успеху.

            P.S. Нет врагов - есть учителя (высказывание кого-то из мудрых).


Рецензии
Во многом согласна с Вами, Лариса. Горько сознавать, когда друг становится врагом.
"Рядом друг, его рука. Значит, есть и я пока.
Где-то враг проходит мой. Значит, я пока живой.
Нету ни врага, ни друга.
Значит, сам сошёл я с круга.." (А.Саакян)

Валентина Колбина   04.01.2014 12:50     Заявить о нарушении
Ух, какие точные стихи.
Хотя, если честно, то вот у меня в настоящее время нет человека, которого я бы назвала своим врагом. И при этом нет никакого дискомфорта, а, напротив, хорошо на душе.

Лариса Маркиянова   04.01.2014 22:45   Заявить о нарушении