Виражи нашей жизни

               

Федор Федорович Шемчук диктует мне молодому специалисту, какие  суммы  поставить в отчете. « Пиши  Валентина Михайловна,  под»емные восемьдесят рублей, ж\д билет семь рублей, одна четвертая  часть билета на ребенка»  Я отвечаю, что дочери два года и она имеет право бесплатного   
проезда до  семи лет, на что он говорит, что пиши, я тебе сказал. Так и набрали по мелочам около сотни рублей. Учитывая, что я принята по направлению из института на должность инженера-лаборанта с окладом сто тридцать пять рублей.  «Все это деньги предусмотренные законом  и мой совет тебе Валя, извини, что так просто назвал твое имя, но ты мне в дочери годишься, проверяй, знай и обсчитывай каждую цифру и по работе , и по заработной плате. Студенчество твое закончилось, начинается твоя трудовая жизнь, запомни, что всю свою сознательную жизнь ты будешь удивляться людям и читай журнал «Бухгалтерский учет», а советы по жизни мы руководители тебе всегда дадим.» Такими словами встретил меня главный бухгалтер ДСУ-1 управления «Кемеровавтодор». Принимал меня на работу начальник ДСУ-1 Петр Яковлевич Шумаев, прошедший  Великую Отечественную войну, спросил:» Получила ли я деньги?».Отвечаю. что с таким главным бухгалтером  без денег не останусь, получила.
Главный инженер Шадаров Валентин Михайлович  спросил, что все ли сделала по устройству на работу, нет ли проблем , если есть все сейчас порешаем?  «Нет проблем, с добром встретили. Спасибо всем». 
            Я получила распределение  в дорожно-строительный трест на должность мастера, но трест расформировали, соединили с облдоруправлением, выросло новое об»единение «Кемеровавтодор». Водители шутили по этому поводу, что у нас как в Чили, была дележка портфелей. Видимо слияние двух двух организаций произошло небезболезненно , так как было сокращение должностей.

            Вместе со мной в ДСУ-1 появился начальник ПТО  Форостяный Станислав Гаврилович, работавший дотоле в управлении заказчика, украинец из Гайворона. Поскольку я молодой специалист, женщина, на меня не без участия Станислава Гавриловича быстренько повесили все общественные нагрузки. Он освободил женщин своего отдела, от всех общественных нагрузок. В срочном порядке меня избрали ученым секретарем Совета ВОИР, инженером БРИЗа, редактором стенной газеты «Магистраль», плюс еще подписка на периодическую печать на газеты и журналы. Благо я человек, как сейчас говорят коммуникабельный с радостью приняла эту рутину, отлично понимая, чтобы научиться  работать - надо всю работу подряд делать, думаю, что быстрее войду в рабочий ритм, в общественные дела, что при социализме очень даже поощрялось. Да и мои родители всегда говорили, что работа еще никого не испортила.
            ДСУ-1 выполняла реконструкцию автомобильной дороги Москва-Владивосток на участке Кемерово-Топки, строительство автодороги  Ш технической категории Кемерово-Яшкино, проходили как раз очень сложный участок,  взрывая горные породы и внедряя новые технологии и материалы, плюс еще благоустройство сельских об»ектов. Участки находились частично в городе Кемерово, но основные асфальтобетонные заводы, вырабатывавшие асфальтобетонную смесь, в городе Топки, Юрге  и  вблизи села Верхотомка.
            Свободного времени не было, вся жизнь была посвящена работе, общественной работе, политзанятиям. Трудились и мозги, и душа .
На развязке у города Топки грунт был переувлажнен, пробуксовывали    скрепера.
Мы работники строительной лаборатории брали  пробы грунта, определяли с техником Светой Виноградовой уплотнение, но допустимых параметров не получали. До хрипоты спорили с мастером Аликиным А.Д. по поводу просушки грунта, за грубость и некачественно выполненное уплотнение  мастер был лишен частично премии по приказу начальника на основании моей докладной, что и  подстегнуло его работать соблюдая все инструкции. Но личного врага я получила себе на целый год. Только на празднике  Дня Строителя заговорил  со мной, что очень уж очень жестоко бить рублем.  Но приказ возымел свое действие, все старались работать качественно. В борьбе за качество большую поддержку я получала у главного инженера ДСУ-1 Шадарова Валентина Михайловича. Мой тезка, технически грамотен, можно сказать, что умом и сердцем государственный человек, ничего лишнего только, работа, работа и еще раз работа. Причем любое дело , будь это рацпредложение или вопрос по качеству, смотрел со всех сторон на проблему. Делал разбор каждого моего предложения, каждой строки выслушивая и корректируя мои идеи. Поскольку ДСУ-1 подрядная организация, выполнявшая строительство, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, но подчинялись мы управлению «Кемеровавтодор» и работникам центральной строительной лаборатории во главе с начальником Зоей Андреевной Летицкой, жесткой можно сказать жестокой женщиной, умницей, но ставящей себя в противовес другим. Ее слово, как она считала должно быть законом для всех. По всем управлениям слова Летицкой З.А. воспринимались как  Указы царей в России. На любое замечание в ответ я слышала, что Зоя Андреевна так сказала. В ответ я открывала инструкцию по уплотнению земляного полотна,  ГОСТы и просила показать, где здесь Зоя Андреевна ваша и пальцем нажимала на нужный аргумент, пункт, подпункт. А через несколько недель прибыл  выпускник нашего института, отслуживший в Советской Армии два года после  окончания института,  молодой, перспективный Филимонов В.С., полностью перестроивший работу ЦСЛ. Можно было приходить за любой консультацией, согласованием, помощью, вместе решать сложные технические задачи. Центральная строительная лаборатория всегда занимающаяся контролем
 взяла на себя функции не только контроля, но и исследования, внедрения новых технологий и материалов.
     Прибыв из института в июле месяце в сентябре  я принимала участие в сдаче  в эксплуатацию участка дороги государственного значения Кемерово-Топки. Каждый день перед сдачей, включая выходные,  инженерно-технические работники вместе с рабочими участка вручную занимались планировкой откосов земполотна, нанесением разметки, если ломался асфальтобетоноукладчик, а поломки случались почти каждый день, техника не выдерживала напряженный ритм работы, да и техника была, если можно так сказать с допотопных времен, лопатами вручную укладывали асфальтобетонную смесь. Во главе этого штурма стоял главный инженр ДСУ-1 Шадаров Валентин Михайлович. Постарались , участок дороги был сдан на оценку «Отлично». Начальник участка Вышегородцев Ю.М. –коммунист, торжествовал. Весь коричневый от всепроникающих лучей солнца, он находился в одно и тоже время в нескольких местах. Такое создавалось впечатление у всех. Так быстро он перемещался. Машинист  катка  для уплотнения асфальтобетонной смеси Логвиненко Галина в шляпе с полями, защищавшей от солнца, в красной кофточке,  закончив последний слой  уплотнять, встала во весь рост на каток и запела, мы подхватили. Пели и про дороги, и про партию нашу родную, и что скоро построим коммунизм. Все смеялись, радовались,  я  думала,  что Слава  Богу  «Рубикон» пройден. Построили такую дорогу не имея достаточно материалов, техники, построили на голом энтузиазме. Мне казалось тогда, что так построить можно только один раз в жизни, наивная,  я тогда не понимала, что строительство  дорог в социалистической жизни,  это сплошные Рубиконы , которые нужно преодолевать ежегодно, ежечасно, ежеминутно,  в чем убедилась, работая в системе заказчика  и готовя об»екты к вводу в эксплуатацию. Готовим документацию, передаем об»ект вместе с заводом, лабораторией, эксплуатирующей организации Топкинскому ДРСУ, ныне ДЭП-231. Так как снабжение лабораторным оборудованием оставалось желать лучшего. Пытаюсь оставить оборудование в ДСУ-1 на что Шадаров
Валентин Михайлович мне говорит, что завтра будет подписан акт передачи всего и ничего из оборудования нельзя будет взять. Быстро сообразив,  что промедление пойдет не на пользу ДСУ-1, бегу на проходную, краем глаза вижу Гарченко Анатолия Андреевича начальника транспортного цеха, пытавшегося уехать на один из об»ектов. Встав перед ним, как привидение, он даже вздрогнул, быстро ввожу в суть дела, прошу транспорт. Так как на работающих в ДСУ-1 четыреста человек  Союзпечатью был выделен один журнал «За рулем», отданный мной по подписке Анатолию Андреевичу и видя мое желание радеть для работы, он  безоговорочно уступает машину грузовую ГАЗ на два часа. С техником-лаборантом Виноградовой Светой уезжаем в г.Топки за оборудованием. Демонтируем все, что попадается под руку, в первую очередь вакуумную установку, формы для испытания асфальтобетонной смеси и многое другое,  что попало в поле зрения. 
Пресса демонтировать у нас не хватает сил, рабочие все на профилактическом ремонте АБЗ. Приехав в ДСУ-1 в Кемерово, четко рапортую Валентину Михайловичу и Анатолию Андреевичу, что оборудование у нас  в управлении. Они меня хвалят за оперативность. Но где-то в глубине души встает перед глазами разукомплектованная лаборатория, выглядевшая, как будто торнадо прошел по оборудованию. Мне как –то не по себе, словно уличила себя в чем-то плохом, в чем-то недостойном.
            Назавтра еду на участок асфальтобетонного завода в селе Смирновка,
выпускающего смесь на реконструкцию дороги межобластного значения Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий-Кемерово- Юрга. Получив инструкции отначальника отдела кадров Филатовой Марины Лаврентьевны, изучив характеры коммунистов, думаю,  трясясь  в пазике , как –бы мне безболезненно распространить 30 журналов «Коммунист», 30 «Агитатор», несколько журналов «Партийная жизнь», газету «Заря» от сельского райкома
партии, газету «Правда» и многое другое. Под моим личным нажимом, взываю к партийной совести, чести, подписка продвигается.  Кроме политических изданий, рекламирую журналы «Нева», «Неман», «Наука и жизнь», «Москва», «Вокруг света», читаю отрывки повести Б.Васильева «В списках не значился». Вечереет. Женщины плачут, слушая повесть, подписываются на все издания, что я ни предлагаю, даже попросили два экземпляра журнала «Коммунист», с удовольствием я их  подписала  на журнал «Коммунист». Мужчины молчат, думают о чем-то своем, вспомнили Вьетнам, джунгли. Заодно выясняю новшества, введенные на заводе, которые предлагаю оформить как рацпредложение, заодно вступить в члены ВОИР и НТО. От такой бурной деятельности мне жарко, снимаю черный лабораторный халат, остаюсь в ярком платье, босоножках на платформе, в руках сумка из кожи крокодила, все купленное еще в студенчестве. Пока еще на заработанные деньги  ничего не купила, все ушло на продукты и оплату частной квартиры. Да от души наелась шоколада, впервые представилась возможность поесть шоколада до отвала, что и сделала.  Стряхнув мысленно с плеч все заботы, оглядываюсь и вижу автомобиль «Запорожец», единственную личную машину электрика Виктора, работавшего перед приездом в Кемерово, где-то на севере нашей страны на приисках. Больше ни у кого на участке машин,  да и вновь прибывшего начальника ДСУ-1  Локтионова Митрофана Федоровича машины не было. Все пользовались общественным транспортом, автобусом №8,  курсировавшим с интервалом через час.  Вижу,что автомобиль стоит  накрытый брезентом, видимо бережет Виктор от солнечных лучей своего «Мустанга», как он ласково называет машину. Подбегаю к машине, стаскиваю брезент и зову всех фотографироваться. Стою в центре, рядом молодые женщины и парни, кто постарше облокотились на багажник,капот, улыбаемся, позируем фотографу.  Нашу счастливую идиллию прерывает истошный крик Виктора. Гигантскими скачками добегает он до брезента, трясет его и тащит, чтобы накрыть машину. Но мы общими усилиями садим его у наших ног,  заставляем фотографироваться вместе с нами, правда на лице у него вместо улыбки гримаса, словно он только что с»ел целый лимон. Мужчины хлопают его по плечу, хвалят машину, я выписываю ему журнал «Моделист-конструктор» или что-то вроде похожее. Помогаем натянуть брезент на машину. Виктор приходит  в себя,  но все еще в смятении. Что он подумал, когда я брезент стягивала с машины, наверно, вдруг я угоню его мечту жизни. А я водить абсолютно не умею.
            С легкой душой, немного уставшая, еду с рабочими в Кемерово. Чувствую, все идет как по маслу. Трений нигде нет. Об»ект сдан, оборудование лаборатории зажала. Политические журналы распределила, вдруг поощрят, да еще деньгами, куплю пальто с воротником лисой-чернобуркой. Мысленно одеваю, прохаживаюсь перед зеркалом, вдруг отпуск зимой. А вот оно красивое, мое, заработанное мозгами, нервами,
интуицией, хваткой, носить буду только в выходные. Ночью во сне вижу, что пальто я уже купила. Утром в прекрасном расположении духа, пораньше прибегаю на работу, думаю, что бы еще провернуть, показать себя и свое старание. Проверяю список оборудования, телефонный звонок отрывает меня от очередной идеи, секретарь приглашает в кабинет начальника на планерку. В кабинете находятся прорабы, начальники  отделов, главный инженер и главный бухгалтер. Вновь пришедший начальник  Локтионов Митрофан Федорович спрашивает меня:»Молодой специалист кто вас надоумил разворовать лабораторию?» Так как начальник воевал на фронте с фашистами, был крутого нрава и  в людях разбирался, наказывал, если заслуживали, поэтому все смотрят на меня, на кого-же я укажу пальцем, кто подсказал неверный ход. С детства я привыкла держать удар, никого не выдавать. Отвечаю, что сама так решила. Митрофан Федорович провоцирует:»Подумай, молодой специалист?» «Нет это моя идея»-отвечаю я. Видя. Что из меня ничего не  выбьешь, он обращается ко всем присутствующим:»Может лишим ее премии за квартал?»  И мое виртуальное пальто махнув рукавом мне на прощание улетает. Тут начался шум и гам. Анатолий Андреевич и Валентин Михайлович предлагают меня поощрить:»Старалась мол для ДСУ-1, а опыта нет у нее еще, поработает наживет». Прорабы отвернувшись от начальника усмехаются. Всем весело и смешно, а я стою посреди кабинета как на эшафоте. Мне надоела эта веселость и спрашиваю Митрофана Федоровича, что можно ли мне уйти. « Иди, иди ,  молодой специалист, подумай. Как жить будешь?» К вечеру по управлению был выпущен приказ. Который гласил,   что  за разукомплектование лаборатории меня предупредить, если повториться такое самоуправство в следующий раз лишить премии, за соучастие в воровстве лабораторного оборудования техника Виноградову Свету предупредить. Так я поняла, что инициатива наказуема. Испугалась за Свету, рикошетом досталось ей, а у нее маленький ребенок на руках. В лабораторию потянулись сочувствующие, советовали, как в следующий раз увезти оборудование любое, чтобы не было так заметно :» Каждый день по колбочке, следующую неделю прибор Ковалева, потом сушильный шкаф». Но я поняла, что нужно самой заказывать, требовать, доказывать необходимость, потребность оборудования, а не перетаскивать с других организаций.   Потом мастера рассказывали, комиссия, зайдя в лабораторию увидела этот бедлам, пустующую комнату, со стоящим посредине прессом, на нем песочные часы и следы на пыли от форм для испытания асфальтобетонной смеси. У обоих начальников,  передающего  Локтионова Митрофана Федоровича  и принимающего  об»ект  Осипова Петра Георгиевича при виде этого разора был легкий стресс, оба поняли, что просто передать об»ект не получится. Нужно вникнуть в суть дела.
            Через неделю, получив премию за квартал,  отходя от кассы лоб в лоб столкнулась с Митрофаном Федоровичем.  Пока я соображала куда шмыгнуть,  чтобы не заметил меня, услышала голос:»Что,  молодой специалист, матери не пишешь?» Я похолодела, этого мне только не хватало. Вспоминаю, письмо недавно написала, парирую:»Пишу и часто!» Но Митрофан Федорович берет меня за руку и шепчет на ухо, чтобы я сейчас шла на почту, что он меня отпускает с работы и отправила матери немного денег. Чтобы не перечить, чувствую,  что и так показала себя противоречиво, не жду выходных. Иду на почту и отправляю деньги матери.
            Начальник ДСУ-1 Локтионов Митрофан Федорович прошел Отечественную войну. После восстанавливал  разрушенные войной дороги.
В Кузбассе  работал на строительство а\дороги Кемерово-Промышленная, потом на строительстве дороги первой технической категории Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк на участке Ленинск-Кузнецкий-Белово.  Также работали на этом участке дороги воины Великой Отечественной войны Курилко П.,Ломовцев Б. и многие другие. Под руководством их возведено было земляное полотно, мосты,  развязки, путепроводы,  выполнена укладка асфальтобетонной смеси, обустройство дороги. Строительство затянулось  почти на два десятка лет. Все основные  работы были выполнены, но с приходом перестройки, пришли новые руководители, доложили несколько километров асфальтобетонной смеси, подновили обустройство дороги. Устроили помпезную сдачу всей дороги в эксплуатацию, и забрали лавры победителей себе. На торжественную сдачу об»екта были приглашены представители обладминистрации,  бывший глава администрации области торжественно восседал на катке, делая проходы катком по уже уплотненной дорожной одежде, представители правительства России, представители соседних областей,  кураторы из системы заказчика, была и я, так курировала один из пусковых комплексов этой дороги, многих имевших прямое отношение к  строительству, забыли  пригласить,  или не знали, что надо пригласить.  Были хвалебные речи, банкет, аплодисменты главе администрации области, восседавшим за рычагами управления дорожного катка.  Награждали вновь отличившихся, прошедших победным маршем по готовой построенной с потом и кровью дорогой. Никто из выступающих не вспомнил о фронтовиках, о первопроходцах этой дороги.  Я   стояла в огромной толпе приглашенных, слушала хвалебные речи, как в замедленной с»емке  проносились  в мозгу у  меня воспоминания, как  доставали цемент и битум, минеральный порошок и металл,  внедряли новые технологии. Вспоминала работающих на строительстве  дороги рабочих, ИТР,  представила, как-бы рады были этой минуте торжества наши первые руководители, наши рабочие и ИТР,  не  дожившие  до  ввода всей дороги в эксплуатацию,  многие погибли от инфарктов,  выполняя планы социалистических пятилеток, многие в автоавариях  думала, что на каждую бочку меда всегда найдется ложка дегтя.   
            Поработала я с Митрофаном Федоровичем один год. Ругал он нас молодых специалистов по отечески, жалея, направляя наши буйные эмоции в нужное русло. Подсказывал, чтобы не забывали своих родителей. Умер он не дожив до пенсии, война с фашизмом сделала свое черное дело, да и жизнь в социалистическом обществе была не сахар. Закреплена была за ним старенькая   машина «Волга». Но на работу он добирался на автобусе 8-го маршрута,  как и все мы, грешные,  втиснувшись  в салон автобуса, вдохнув воздух , а выдохнуть приходилось почти на выходе из автобуса.   И глядя  на  холеные лица гостей, сидящих в иномарках, их  ликование  думала, что строили все наши дороги  не  вы,  пришедшие  пожать плоды,  ведь заложили основу, сеяли доброе, разумное  старшее поколение фронтовиков и мы  рожденные в военное и послевоенное время,  мечтатели светлого будущего, воспитанные на  «Моральном кодексе строителя коммунизма», на политзанятиях  и на идее, что социалистический строй  лучше и прогрессивнее загнивающего  капитализма.   Но жизнь жестока , выбрасывала  наших дорожников -  рабочих,  дорожников-ИТР и руководителей -воинов на обочину  дороги, не выдерживали сердца крутых виражей наших  родных дорог.    
 

               
               
 


Рецензии