Чувство композиции - природное...

Несмотря на различие фактур, в законах композиции разных искусств много общего. Если я буду изучать законы построения живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, романа, я уже не буду беспомощен и в искусстве режиссуры. Всеволод Мейерхольд. // У меня – слова, у тебя – цвета. Композиция присуща всему. Расул Рза. // Художественное произведение безгранично в отношении читателя. Сколько читателей, столько в нём оказывается и «планов». Расположение этих планов делается автором в строжайшем порядке под воздействием неведомой силы, в просторечии называемой талантом. Малейшее прикосновение к размещению расстраивает произведение и уменьшает его влияние. Михаил Пришвин. // Художественное создание и в слове то же, что и в живописи, – картина. Нужно отходить, то вновь подходить к ней, смотреть ежеминутно, не выдаётся ли что-нибудь резкое и не нарушается ли нестройным криком всеобщего согласия. Николай Гоголь. // Композиция сонета требует такой же неукоснительно строгой дисциплины, как и композиция мраморного рельефа. Обучаясь искусству сонета, ты развиваешь свой разум, логику, умение придать твоим мыслям последовательность. Для настоящего художника мало быть живописцем, скульптором или архитектором. Чтобы полностью выразить всё, что он хочет, художник должен быть поэтом. Ирвинг Стоун. // Я намерен представить в моей живописи некое физическое потрясение, которое всегда мотивируется соображениями выразительности. Так сказать, некое четвёртое измерение. Марк Шагал. // Тайна искусства редко лежит в простом изложении событий, в их последовательности. Виктор Шкловский. // Композиционные приёмы прозы различны. Лев Толстой опробовал в «Фальшивом купоне» и «Хаджи-Мурате» особый способ рассказа, основанный не на близких отношениях знакомых людей, а на сцепке событий, объективной связи незнакомых меж собою лиц. Вспомним круговую структуру четвёртой главы в романе «Дар» Владимира Набокова. Двойную композицию произведений Александра Дюма: каждая глава есть законченное приключение плюс общий сюжет. Строение книг Сергея Довлатова: на колесе центрального сюжета позвякивают бубенчики анекдотов. // Перечитал свои юношеские главы романа – текст беспомощный. Сути подлинного искусства я тогда не разумел, поддавался худшим литературным влияниям. Взять оттуда мне нечего. Но вот что удивительно! Распределение материала по главам, строение части, то есть композиция – абсолютно зрелая, хоть используй сейчас. Значит, чувство композиции – моё природное! Александр Солженицын. // Дети, по-видимому, с самого начала обладают почти совершенным чувством композиции, которое они часто утрачивают в юности и восстанавливают за счёт усердных занятий. Бетти Эдвардс. // Когда речь идёт о подлинных произведениях пластического искусства или поэзии, слово «композиция» звучит уничижительно. Иоганн Эккерман. // Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Коран. // Разве можно сказать, что Моцарт «скомпоновал» своего «Дон-Жуана». Композиция! Это и вправду гнусное слово. Детали и целое слиты в духовном творении воедино, пронизаны дыханьем единой жизни. Создавший его ничего произвольно не раздроблял и не склеивал, никаких опытов не проделывал. Покорный следовал демонической власти своего гения. Иоганн Гёте.


Рецензии