Крыша

                Крыша
Куда бы заносила жизнь человека, значит так надо ей. Таким образом, она знакомит нас миром, новыми людьми, да и испытывает нас всеми способами.
 Случилось мне быть в российской глубинке, село возле речки, обычные домики, яблони в огородах. Домики в основном старые, молодёжи мало, не смотря на красивейшие рощи, тихую, с многочисленными заводями, речку, даже с рыбой. Обычная сонная Русь, но не зря сказали: » Умом Россию не понять…..», видел возле одного домика старый, ветхий забор, но его подпёрли свежеотёсанными столбиками. Почему их не вкопали в место сгнивших, это и есть то самое: « Не понять»….
  Когда я проходил мимо сидящих у ворот людей, они вежливо здоровались, я им, так же вежливо, отвечал. По сарафанному радио, все давно знали, кто я и у кого остановился, это тоже наше, русское. Многие дома и тесовые ворота носили остатки былой красоты, некогда резные ставни, были закрашены краской, на многих воротах красовались кованые навесы, память о сельских кузнецах. Крыши были разные, шифер, кровельное железо, красное от ржавчины или от краски, не понять.  Обычная русская деревня.
  Но одна крыша сияла  яркой, зелёной краской и сильно отличалась конструкцией от остальных. Несколько слуховых окон, красивый дымник венчал витиевато выложенную печную трубу. Сам же дом ни сколько не отличался от остальных. Возник вопрос, как эта, явно модная, крыша попала, она ведь стоила приличных денег. Попробовал расспросить, ответ был интересный: Там живёт дед « Крыша », вот у него и спроси, но к нему надо с подходом, иначе пошлёт и надо будет идти…. Купи водки, закуску тоже бери и лови его на рыбалке, может и расскажет, чудной он. Рассказали где его любимое место рыбалки, на ту заводь люди не ходят ловить рыбу, только он.
  Для начала сходил на ту заводь один, без водки. Место интересное, небольшой изгиб русла реки, в прозрачной воде видна скала поросшая водорослями, вот она и образовывала водоворот. Берег густо зарос ивняком, вот там – то и была эта самая заводь, дно не просматривалось, вода была тёмной и похоже глубина была приличная, мрачноватое место.
  Выяснил, что дед ходит на рыбалку по субботам, в любую погоду и на зорьке. Вот и приготовил выпить и закусить в пятницу, выпросил удочки у хозяев, хотя не любитель рыбалки. Смешно конечно, но ночь почти не спал, продумывал, как буду пытать деда, какими байками развлекать, ведь надо было понравиться ему, иначе пошлёт….
 С рассветом вышел кружным путём к реке, дед уже сидел на небольшой косе, у самого глубокого места, две удочки были заброшены в воду.
 Стараясь не шуметь, вышел из кустов, поздоровался и попросил разрешения пристроиться в сторонке, старик, молча, кивнул, это уже обнадёживало. Поплавки его удочек, кажется, уснули, мои тоже не торопились дёргаться. Дед пробормотал: » Клёв пойдёт чуть позже, спит рыба».
 Я начал действовать, достал сало, хлеб и пучок зелени, дед отнёсся к этому равнодушно, сидел, возможно, что – то своё думал. Тут уж я звякнул ножом по бутылке с водкой и стал резать сало и хлеб. Краем глаза следил за соседом, звон сработал, одна бровь деда приподнялась, можно было действовать дальше. Достал пластиковые стаканчики, не выдавая волнения, окликнул старика и показал водку, красноречиво показал два стакана.
 
  Дед сдержано крякнул, почти бесшумно пристроился возле газетки – самобранки. Налил в стаканы, протянул один старику и уже хотел поднять свой, но дед остановил меня жестом. Дальше было совсем интересно, даже загадочно.
 Взяв с газеты кусочек сала с хлебом, держа свой стакан, подошёл к воде, плеснул водку в воду и опустил сало с хлебом в струю воды. Течение подхватило хлеб, сало утонуло сразу, чуть позже утонул и хлеб. Дед свободно вздохнул и произнёс странную фразу: «Принял чертяка подношение, будет рыба и поговорить можно».
 Приняли ещё по одной, как положено, закусили хлебом и салом. Дед крякнул и хрипловатым голосом спросил: «Наговорили тебе про меня, наверное, и про крышу сказали, где спрашивать, не отпирайся, не первый ты.  Только рассказывать не всякому хочется, да и чертяка не всех любит, сегодня подношение принял, можно и рассказать малость.
  Ну, думаю, наговорит дед ерунды, не переслушать…. Но надо держать интерес на лице, тайна крыши важнее.
  « Вот народ, чего им моя крыша далась, сам порой не рад. Старая конечно плохая была, дорого сейчас перекрыть домишко, но прожил бы и так».
 Похоже, водка делала своё дело, глаза деда заблестели, сам налил себе в стаканчик и приложился, не дожидаясь меня, разговор продолжился….
  «Дело на зорьке было, забросил удочки, стопочку для сугрева принял и жду клёва. Тихо вокруг даже на дрёму потянуло, благодать полная. Слышу, машина проехала недалеко, потом обратно едет и снова тишина. И вдруг из кустов здоровенный парень вылез и ко мне идёт, нахально так. Эй, дед вали отсюда, место занято…. Не успел спросить, чего ему надо, второй голос из кустов: « Виктор, назад, Не тронь деда».  Выбрался второй, чуть помельче, седой, полноватый. «Виктор, иди к машине, организуй завтрак».
 Подходит ко мне, поздоровался: « Извини, старик, он на работе, охрана моя».
  Становилось интересно, на фантазии мало похоже, добавил деду для разговорчивости пятьдесят граммов, выпили, закусили салом. Поплавки удочек плавно покачивались на воде, рыба не трогала наживку, разговор продолжился.
 Дед продолжил: « Прибежал этот самый Виктор, принёс столик и корзину с фруктами, буркнул, что шашлык будет минут через пятнадцать и убежал куда – то. Тогда я понял, что рыбалке конец. Седой назвался: Андрей Палыч, говорит, зови меня просто Палыч, так все зовут. В корзине нашлась и бутылка, иностранная какая – то, Налил в крохотные стаканчики, выпили за рыбалку…. Он ещё раз извинился за охранника, да понятное дело конечно, служба у малого такая».
  Я представил эту картину, повезло, видимо, деду, могли просто вытолкать подальше, это сейчас запросто. Загадочное начало получалось, сложно строить догадки о развитии сюжета.
 « Пока я проверял удочки, червяков поменял, охранник прибежал с шашлыком, шустро сработали, вот выучка у людей! Выпили под шашлык по крохотному стаканчику, вроде и мало, а в голове шум от этой водки иностранной. Шашлык хороший, в городе на рынке совсем не такой, там как резина жареная, а этот как раз по стариковским зубам, вкусно!

 За кустами послышался женский смех, Палыч кликнул своего охранника, тот возник как леший из куста, Виктор, дай им удочки, пусть сидят и не шумят…. Исчез этот Виктор, смех стих.
  Палыч и говорит, ты дед не сердись, что потревожил тебя, вырвался я отдохнуть, сбежал от дел. Целыми днями деньги, договора, кредиты, просители всякие, на минуту не оторвёшься от суеты. Бизнес у меня большой, множество народа работает, нельзя расслабиться, даже бросить нельзя, народ таких олигархами называет, может, завидуют, зря, клетка это. Сбежать можно только в деревянный ящик.
 Начало становилось многообещающим. Дед снова приложился к выпивке, крякнул, отошёл проверить удочки. Мне подумалось, интересная встреча у деда вышла, олигарх на отдыхе, не каждый день такое увидишь.
 Удочки были пусты, после заброски поплавки вновь уснули. Старик снова стал рассказывать про ту рыбалку.
 «Шашлык мы быстро прикончили, охранник вновь принёс дымящиеся шампуры, хороший шашлык умеет делать, вволю тогда наелся.
 Палыч разговорился, я – то помалкиваю, боюсь лишнее болтнуть, слушаю и слушаю.
  Свой бизнес, дед, я начинал с карманов, на рынке кошельки брал. Пацан был, нравилось смотреть, как люди ищут потерю, ругаются, плачут, азарт был. Кое -  что матери приносил, говорил, что подрабатываю на рынке, сумки таскать помогаю, пожалуй, не верила, но брала деньги и помалкивала, одна меня растила, тяжело было.
 Был у нас старший, грек с одной ногой, он учил, как карман взять, как убежать, как кричать, когда схватят, наказывал, если утаивали краденое.  Так вот и жил несколько лет, пока не взяли меня на кармане, может и убежал бы, но меня мужик прижал к земле, даже кричать трудно было, милиция рядом была, попал с кошельком.
  Дали три года, судье что – то во мне не понравилось, Бог ему судья. На зоне конечно не сахар, но у меня был кое какой авторитет на воле, это дало поддержку, не доставали меня, ни шпана, ни авторитеты. Уже на зоне я узнал, что страна разваливается, порядки меняются, раньше меня это не интересовало. Начальники меня заставили даже в школу ходить, хотя толку мало было. Учитель что – то рассказывает, а у меня мысль, где сигаретку стрельнуть. Работал на зоне вольный один, матером трудового обучения, учить нас было трудно, так что с ним больше за жизнь разговаривали, шпана уважала его, звали почётно «Дед». Вот он и сказал мне в разговоре, что если не завяжу, то какие бы люди плохие не были вокруг, им выгодней держать меня за колючкой будет, кошельки свои дороже моей жизни. Не завяжешь, так и будешь сидеть всю жизнь с перерывами. Запало мне это в голову, стих я, стал работать на условно – досрочное. Это не так просто, нельзя идти против своих, в бараке живо на место поставят, с начальством тоже ладить надо. В лагере был крольчатник и держали несколько бычков, зачем, не знаю, вот и пристроился туда работать. Весь день в коровнике, пацаны не заходят, запачкаться не хотят, начальник заглянет, чисто и ладно. Но полтора года я зону потоптал, освободился условно – досрочно. Мать вроде и рада была мне, но видно мешал я ей, у неё какой – то мужик жил, не до меня.
  В то время пошли кооперативы, взяли меня в один, на побегушках работать, отнеси, принеси. Я ведь только на карманах работать умел тогда, это в кооперативе не требовалось, могли и пришибить, попадись. Председателю нравилась моя шустрость, что бы не, гонять машину, посылал меня с бумагами, в магазин за мелочёвкой, так и работал глазами да ногами.  Присматривался к работе, стало интересно, как это председатель знает, где что купить, как применить, кому выгодней сбыть.
 Первое моё дело было, перепродал партию досок, денег – то своих не было, взял под честное слово, когда получилось, почуял вкус».
  «Крепко мы тогда с Палычем выпили, а он голову – то не теряет, в моей шум стоит и от рассказа его, и от водки этой».
   Смотрит на меня и говорит: « Счастливый ты дед, мне бы твои заботы, охрана тебе не требуется, вольная ты птица, а вот мне нет обратной дороги из бизнеса. Захочу продать, так ведь не купят, будут ждать пока не разорюсь, потом за бесценок хапнут или устроят катастрофу на дороге».
« Видишь, сам человек выбрал дорогу, а свернуть уже не получается в сторону», - дед тяжко вдохнул, выпили ещё помолчали. Поплавки спали по прежнему, видать, и рыба спала, хотя уже дело к полудню шло.
 « Помрачнел вдруг Палыч и говорит мне, что бы собирался я домой, отвезут меня прямо ко двору. Говорит, что скоро подъедут его деловые знакомые, тут шумно будет. Протянул мне картонку, там его фамилия и телефоны, но сказал: « Звони только в крайнем случае».  Окликнул своего Виктора, велел отвезти меня домой, что – то тихо сказал ему на ухо, тот кивнул и помог нести мои удочки к машине».
  « Забыл я почти про этого Палыча, но через пару недель подъезжает к моему двору несколько машин, подъёмный кран и автобус с людьми. Испугался я, скажу честно, а их старший показал мне карточку, какую мне Палыч дал и объяснил, хозяин велел им крышу на доме моём поменять, это подарок от него. Страшновато стало, но бригадир успокоил, за день справятся, ночевать буду под новой крышей.
 В момент сняли мои ворота, старую крышу сняли, мусор в самосвал загрузили, кипит работа. Бабка моя чай им стала готовить, бригадир смеётся, сиди мамаша, всё сами делать будем…. У них, оказывается и повар есть, в автобусе уже гремит посудой. Вот где работают люди, красота.
 Выгрузили новую крышу из машины, всё железное, блестит на солнце. Каркас на улице собирают, визг инструмента, сварка сверкает. Народ издали смотрит, не поймут в чём дело, даже участковый наш, Егоров, прибежал. Спрашивает, что такое происходит, что за люди и откуда. Старший ихний отвёл его в сторонку, что – то сказал, козырнул  Егоров и убрался восвояси.
  Вот лихо работали, готовый каркас краном установили, Всё подошло в притирочку, мастера! Прижужжали металлические листы, на трубу соорудили красоту с флюгером.  Солнце ещё не село, а они уже двор подмели, сор весь в кузов, ворота на место навесили, сидим с бабкой любуемся и обсуждаем эту диковину.  Старший попросил нас стать возле дома, сфотографировал, это, говорит, Палычу для отчёта, погрузились в машины и уехали, спасибо едва успел сказать.
 Народ может и завидует теперь, даже прозвище дали «Крыша», Бог им судья. А крыша хорошая, во всём районе такой нет, даже у главы нашего.
  Покурили мы, молча, дед повздыхал, может, вспомнил шашлык, странного Палыча. Допили остатки водки, дед и говорит: « Иди домой, я позже пойду, может, поймаю пару щучек, не гоже с пустыми руками с рыбалки уходить».
  Было довольно поздно, когда вернулся я домой, друзья мои с интересом спрашивали, узнал что, или нет? Водка и занятный рассказ сделали своё дело, махнув им рукой убрался, в свою каморку, пообещав утром всё рассказать.
  Говорят, чудес не бывает, иногда люди сами творят маленькие чудеса, сколько случайностей сошлись вместе, что бы у старого человека появилось прозвище «Крыша», а на его доме сверкающая яркой краской кровля!
 


Рецензии