Философия смерти и бессмертия

    
 Смерть – завершающий момент земного существования живого существа. Как для восточной, так и для античной философии характерна идея вечности души, а смерть - освобождения души из темницы тела. В монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) существует догмат «Страшного суда», который должен определить судьбы грешников и праведников и после этого должно наступить «тысячелетнее царство божье». В буддизме признается только один вид «дивного бессмертия» - нирвана - абсолютной отрешенности от внешнего мира, его страстей и желаний (санскр. угасание). Существуют и нетрадиционные концепции бессмертия человека.

     Одна из них нашла свое выражение в философии представителей русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. «Философия общего дела» Федорова стоит у истоков учения о космической роли человека как разума, сознания природы, порожденного вековыми усилиями эволюции, создатель утопического проекта по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению Вселенной в рай. Воззрения Федорова ценны сегодня не их религиозной составляющей, отдавшей дань своей эпохе, а именно благодаря его реалистическим и созидательным идеям относительно регуляции стихийных сил внешней природы и собственно человеческой. Федоров подчеркивал, что сама природа в человеке создала зло смерти, создала свое несовершенство. Притупленное отношение человека к смерти как к злу разоружает его в борьбе с ней. «Смертность, — считал он, — сделалась всеобщим органическим пороком, уродством, которое мы уже не замечаем, и не считаем ни за порок, ни за уродство».
     Для К.Э. Циолковского космос является живым существом, человек – союзом бессмертных одухотворенных атомов, блуждающих во Вселенной. Он призывает нас не бояться смерти, так как Вселенная существует бесконечное время и соответственно многое во вселенной может повторяться неограниченно количество раз. А если смотреть с этой позиции на жизнь, то жизнь любого живого существа, состоящего из живых атомов, также повторится неограниченное количество раз, жизнь во вселенной бесконечна, а абсолютной смерти во вселенной не существует.

     В материалистической философии преодоление смерти – это растворение в жизни «рода», символическое бессмертии человека в результатах его дел, продолжении рода и памяти потомков. Последнее, естественно, не вызывает никаких сомнений и возражений, даже если человеческие деяния остаются безвестными и анонимными. Однако новейшие научно-естественные достижения все чаще являются поводом для обоснования бессмертия души. Даже появилась новая наука о бессмертии – иммортология. За последнюю треть XX столетия по итогам научного поиска в данной области исследований, в той или иной степени приняли и принимают участие в разработке концепции практического бессмертия человека и близких к ней идей такие ученые как философы И.В. Вишев, Л.Е. Балашов, В.В. Минеев; биологи В.Ф. Купревич, Л.В. Комаров и другие.

     Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев пишет: «Проблема бессмертия — основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает» 1. Но каждый человек – есть частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества, единства с ее биосферой и ноосферой, а потенциально с другими возможными формами жизни во Вселенной актуализирует не только мировоззренческие, но и объективные проблемы смысла жизни и практического бессмертия.

     Трансгуманизм. Это модное нынче философское направление можно считать мировоззрением. Один из его сторонников британский  биогеронтолог Обри ди Грей заявил, что люди, которые проживут 1000 лет, уже родились и находятся среди нас. Для того чтобы остановить процесс старения ди Грей предлагает чинить клеточные и молекулярными повреждения различными «инженерными  методами». Пока опыты проводятся на мышах, но  через несколько десятилетий, уверяет ученый, омоложение человека станет доступным всем желающим – в виде инъекций или даже таблеток. 

     Под трансгуманизмом понимается - изучение результатов, перспектив и потенциальных опасностей технологий, позволяющих преодолеть фундаментальные пределы человеческих возможностей, и изучение этических вопросов, связанных с разработкой и использованием подобных технологий. Трансгуманисты охотно принимают такие радикальные изменения, как ликвидация старения человека, создание искусственного интеллекта или загрузка человеческого сознания в компьютер. Подобная позиция объясняется, прежде всего, ясным и четким пониманием возможностей науки и техники, а также готовностью пересмотреть культурно-философские нормы с учетом меняющихся обстоятельств. Некоторые критики выступают против отдельных технологий, называя их «вмешательством в природу». Но с точки зрения трансгуманизма нет ничего принципиально плохого во вмешательстве в природу, будь это уничтожение заболеваний, повышение эффективности сельского хозяйства, чтобы прокормить растущее население Земли, или запуск спутников связи на орбиту. Трансгуманизм на это отвечает, что в том, чтобы быть человеком нет никакой самостоятельной ценности, ценность заключается в том, кем мы являемся как личности и в том, что мы делаем в своей жизни. Многие человеческие черты неудобны или вредны; большинство трансгуманистов хочет развивать положительные черты человеческой природы и избавляться от негативных.

     Когда речь заходит о возможности остановки старения и достижения неограниченного долголетия человека, в качестве возражения часто приводят аргумент о том, что смерть является частью естественного порядка вещей и даже была принята Декларация ООН о запрещении опытов по клонированию человека. Однако трансгуманизм настаивает на том, что, является ли что-то естественным или нет, не имеет никакого отношения к тому, является ли это хорошим и желательным. В противном случае нам придется ехать за молодостью и бессмертием в другие страны (например, в Англию, Францию, Китай, Японию), которые среди многих прочих не поддержали Декларацию ООН и продолжают активные исследования в области клонирования человека, расшифровки его генома, регенерации стволовых клеток, нанотехнологии и на других направлениях, непосредственно связанных с решением проблем человека, тем более, под углом зрения перспектив трансгуманизма: жить или не жить физически долго.


Рецензии
В тему ли к вашим рассуждениям будет мое высказывание или нет, но с полной уверенностью утверждаю, что никакой потусторонней жизни для человека нет и не может быть. И подобное для него(человека) является благом. Представим на миг, что есть "там" жизнь. Каким будет страдание умершего, когда он видя (допустим) мучение дорогого ему человека, а помочь ни чем не может. Либо второй пример, когда не может уберечь того же, от грозящей ему гибели.
Если бы существовала потусторонняя жизнь, то на земле не было бы войн. "Оттуда" предупредили бы людей, чем она грозит каждому.
Жизнь после смерти придумали сами люди для собственного утешения. Дескать не бойтесь смерти - умрете, но будете жить. Подобный утешительный абсурд греет и невежду и заумного ученого.
А то что своевременная смерть для человека благо, даже не стану доказывать свою правоту. Кто-то сказал то ли из великих, то ли наоборот, что смерти нет, есть только жизнь и небытие. Пример: вот только человек дышал т.е.(это жизнь) и прекратилось дыхание (это уже небытие). Так где же она, эта смерть? Ваша статья как раз является подтверждением моего рассуждения, что людям так хочется верить в глупость потусторонней жизни. С уважением А.

Антонина Глушко   20.03.2014 12:08     Заявить о нарушении
Уважаемая Антонина Глушко вы не замечали что скрытая суть мифов и рае и аде говорит что вечная жизнь это плохо из за ада и хорошо благодаря раю. То есть в аду человек может успеть проклянут свою вечною жизнь и вечные муки а в раю он может восхвалять вечною жизнь которая дает ему столько выгод. Конечно не следует забивать что каждое плохое настроения отличается друг от друга, что дает шанс на поддержания вечной жизни без шанса того что дух потухнет. В мифе об Антихреста сказано что этого самого Антихреста посадят в огненное озеро и он пробудет там вечно в вечных муках. Так один человек жертвует своей вечной жизнью для каких то целей. Так и люди творя грехи жертвуют своим наказаниям в вечном кругообороте наказания и преступления.
Миф о Прометеи тоже говорит что титан Прометей был на вечно наказан Зевсом за то что дал огонь людям а люди не сделали ничего чтобы помочь ему.

Костырко Антон   10.05.2014 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.