Властелины дорог

                «Моя милиция меня бережёт». (В. Маяковский)
               
                ПРОТИВОСТЯНИЕ.
От Москвы до Самары на протяжении всей тысячекилометровой трассы множество милицейских постов – стационарных и подвижных. Дяди ГАИшники те же люди, мои сограждане, только наделённые властью решать твою дорожную судьбу. Есть вполне порядочные представители этого профессионального сословия, а есть не очень. Те, кто «не очень», чрезвычайно озабочены своим финансовым положением. То ли действительно жизнь тяжёлая заставляет присматривать «дополнительный приработок», то ли насмотрелись фильмов, в большом «ассортименте» выброшенных на экраны кинотеатров и телевидения в виде помойки – отходов культуры человеческой. То ли одолевает комплекс «крутизны», также красочно представленной супер-героями на экранах. Кому то надо подражать, если совесть заснула и сам не в состоянии самостоятельно принимать справедливые решения. Увы, быть Личностью не так просто. Для этого надо ещё обладать и характером. Николай Островский теперь ныне в России не в моде со своим «Как закалялась сталь», где главный герой действительно «крутой» парень. Это замечательное произведение изъято, как вредоносное для становления рынка в России, из российской школьной программы и персонажи книги  теперь стали кумирами у братьев-китайцев, да и японцы вдруг усмотрели по-настоящему сильную Личность в Павке Корчагине – настоящего «мужика», и книга во многих японских семьях стала настольной.

Один из самых злейших, именно так, а по существу криминальных, ГАИшных постов в девяностых на всём протяжении самарской трассы, периода махрового расцвета рынка в стране – это БЫЛ пост ДПС на въезде в город Самару. 

Остановка на нём «поголовная» - без исключения. Возможно, логично - криминал в стране набрал такие обороты – что ого-го! Беседа-диалог почти всегда в будке ДПС и в одностороннем порядке. Как правило, разговор строится по принципу допроса, завершающимся, естественно, штрафом. По части обоснований – нет проблем со стороны дядей из ДПС. Заплатишь денежку, выразишься словесно про себя, выходя из будки, и громогласно, отводя душу – «пятиэтажным солдатским» уже в кабине своего грузовика. Длинная тяжёлая дорожная обстановка – дорога узкая и перегруженная. А едешь часто часами, чтобы успеть или до темноты, или к сроку. Умотаешься! А тут, на тебе –«здрасте-пожалуйста»!

Однажды, как-то зимой поздно вечером, дошло до «политического» скандала. Остановили, пригласили. Сын-напарник в кабине остался, а автору этого повествования, то есть мне, пришлось  идти к будке. Напрягаюсь – чегой-то там удумали для тебя, чем тебя приветят в этот раз?

Прямо по коридорчику за столом из сержантского состава представитель дорожной службы. Метров под два ростом, ручищи-кулачищи потомственного молотобойца, ворошащих денежные купюры миллионных достоинств. К нему человек пять очередь – «сдавать» законно заработанные финансы из своего собственного кармана. На столе довольно приличная по высоте стопка купюр денежных. «Молотобоец» почему-то не прячет их в ящик стола, они лежат на всеобщее обозрение - демонстративно. Наверное, как убедительный довод – вам не избежать, «водилы», увеличить её содержимое!

Справа стол, за которым сидит представитель дорожной власти со звёздочками на погонах, лейтенант, помнится. Безразлично-холодный взгляд  и такие же безучастные вопросы, видимо, самому надоевшие. Сесть на стул рядом за стол хозяин ДПС-будки не предложил, я сам «напросился» - просто сел, секунду ожидая приглашения, не спрашивая. Я ему – чуть не в деды гожусь, а должен стоять перед ним коленопреклоненным! Почему так любят унижать себе подобных по биовиду?

Постепенно начинаю «закипать» от тона и надуманности занудно, не по существу, задаваемых вопросов. Терплю. По документам – не придерёшься. Лейтенант задумался – не отпускать же меня просто так. А денежка! И выдал:
                - А у тебя нет на заднем борту штрих-кодовой линейки. Штраф… э-э..!

Это такая полоса слева и справа по заднему борту в виде косой «зебры», но с промежутками полос: белая–красная. Это нововведение появилось неожиданно, говорят  недавно, и также скоро и неожиданно исчезло. Эту полосу можно было увидеть на одной из сотни грузовых машин. Никто толком не мог объяснить - для чего она нужна. Но лейтенант оказался ясновидящим: не узрев, не просветив мой борт в темноте фонариком, – есть ли у меня что-либо на борту, он сразу просёк «криминал» с моей стороны.

Это было последней каплей издёвки над "водилой" из учёной, но непримиримой братии. ДПС-ник не успел объявить свой обвинительный приговор. Я стал медленно подниматься, руки вцепились в спинку стула, побелели, чуть оторвал от пола стул, притопнул им об пол – не очень сильно, чтоб, скорее успокоиться самому. Я впился взглядом в лицо этого молодого лейтенантика, по возрасту, ну совсем годящегося мне в сыновья, и так фамильярно «ты»-кающего мне, как родному папеньке. Хотел увидеть в деянии этого человечка хоть каплю здравого смысла. Закипал, только бы сдержаться:
                - Вы с напарником устроили обираловку среди ночи, с этих водил! Ваша, лейтенант, офицерская честь не страдает!? Этим мужикам отдых нужен!!! А не издевательство! Не грабёж, а помощь дпс-ника!!!

Лицо лейтенанта багровеет – застеснялся, видимо, затем наливается белизной, брови приподнимаются, рот приоткрывается. Вся очередь, как по команде повернулась в нашу сторону: чегой-то, мол, дескать, наш брат-«водила» раскипятился? «Молотобоец» перестал шуршать миллионными купюрами – застыл от неожиданности, мол, что это мужик вытворяет в таком порядочном заведении, но  опасном для него месте.

Секунды, лейтенант приходит в себя – как-никак он здесь хозяин и не-е-е! позво-о-лит тут всяким:
                - А-а-а!!! Коммунист ту-т-та завелся! Иш-ш-шь… он за других… ты за себя-а-а-а..! Мать…  - лейтенант задыхается, дальше не продолжает изливать суть свою. Ему так! хочется, да это и привычно для него, перейти на известную в тюремном обиходе лексику. Но хватает всё же сдержанности, диктуемой единственной, наверное, извилиной – надо остановится, иначе… всякое может случиться.

Очередь «водил» заинтересовалась происходящим, начинает улыбаться, смотрит с удивлением на меня, переводит любопытные – а что будет дальше - взгляды на стража дорожного порядка. Я в ярости – только бы не натворить чего! Этим бандитам в мундирах только бы зацепится. Убью, посадят! А кто будет помогать растить внуков? Государство? А где оно?

У дпс-ника хватает благоразумия приостановить процесс конфронтации – явные симпатии у «водил» не на его стороне. И чем может закончиться всё это, он хорошо знает – уже были прецеденты погрома ДПС–ных будок на некоторых трассах. Ему нужна более-менее приличная позиция при явно невыигрышной игре. А потому он просто, без всякого штрафа отпускает меня в бессильной ярости:
                - Заби-и-ррай!.. да-а-а-кументы сва-аи и катися-а-а!!!

Я мгновенно перехожу на спокойный тон – заставляю себя, иначе не дойду до своей техники и шепчу про себя:
                - Спокойно, Григорич! Спо-о-о-койно. На всех дураков нервами не напасёшься. Только не сорвись. Улыбайся. Глазами! Только молчи – ни слова!Прошу тебя.

Медленно, как бы нехотя, беру свои документы со стола, в руки их «мой новый друг» в погонах не подал. Некрасиво!   Смотрю ему в глаза – хочется понять, можно ли с ним стоять плечом к плечу на защите «народных завоеваний»? Мгновенной вспышкой проносится в памяти лицо американца в прицеле. Тогда в Германии, на границе на самом пике начала  третьей мировой. А ведь разошлись то чуть не друзьями, хоть и на расстоянии, не пожав друг другу руки и не пригласив обоюдно на кружку пива. Лучше бы так, чем лить кровь, не зная – за что и чью! Планета то общая. Хранить её со всеми живущими на ней – вот благородная задача. И посильна она для каждой половинки земного шара. А тут свои устраивают «гражданскую».

Весь молчаливый диалог внутри себя проносится мгновеньем. Я нарочито медленно под одобрительные взгляды моих коллег по дорожным приключениям – «водил» - поворачиваюсь и ухожу настороженно, допуская, что за пределами стен будки в темноте может произойти непредвиденное. Опасения, настороженность – небезосновательны. Этих историй с «непредсказуемостью» на российских дорогах по тем временам было более, чем достаточно. Об  эпизодах произвола «властителей дорог» в те времена уж столько в СМИ взахлёб мусолили.

Я не мог поступить иначе, хотя это и было рискованно. Не просто самолюбие заставило поступить так, а чувство собственного достоинства, когда тебя, унижая, заставляют, в сущности, встать на колени. Я был примерным пионером, активным комсомольцем – прекрасное время и замечательная форма воспитания. Но не был коммунистом. Не считал своими поступками достойным быть похожим на своих братьев-коммунистов в Великую Отечественную войну, бесстрашно воевавших с врагом и получивших, справедливо заслуженные своей кровью, награды. Да и сама идеология коммунизма – абсолют в построении справедливого и по-настоящему демократического общества. Можно ли верить в несбыточное? Не знаю, не уверен. Ведь люди то со своими недостатками при любой форме правления остаются в сущности неизменными. Подчинение законам, установленных обществом, это и есть высшая справедливость со стороны гражданина этой страны. Один из величайших философов своего времени Цицерон сказал: - «Чтобы быть свободным, надо стать рабом закона». Это и есть абсолют свободного и справедливого общества. И не надо врать себе, что «приворовывая», да ещё и в масштабах грабежа тотального, ты не ущемляешь права другого и остаёшься честнейшим членом сообщества себе подобных.

Любители доказать другим своё превосходство путём унижения их, на самом деле опускают себя. И чаще всего это делается от бессилия доказать правомерность своих поступков, несостоятельность доводов по отношению к другим, опираясь на свой ум. А если его в недостатке? А может только одна извилина в мозгу, да и то прямая?


Впоследствии таких эпизодов на этом посту, с явным произволом, не повторялось, хотя и были незаслуженные придирки. Видимо, чаша терпения иссякла. Народу то много проходило через этот ДПС-пост. Может  последней каплей послужил и мой невольный визит на допрос к лейтенанту. А к моменту завершения нашей с сыном конфетной самарской эпопеи в будке даже висел плакат, где был призыв жаловаться на ДПС-службы. И телефоны.  Ну что ж, не зря мудрая русская поговорка гласит: - «Под лежачий камень вода не течёт».


                А МОГ БЫ И ПРИСТРЕЛИТЬ!
Опять ночь глубокая. Полупустынная узкая трасса, без разметки, с колдобинами и плохо  видимой обочиной. По ней можно вполне проводить международные  испытания новых разработок авто, не забираясь в пески Африки. Холодно на улице, а в нашем «Большом Бобе» - грузовике ГАЗ-3307, ещё холоднее. Проехали много, остановиться бы где-нибудь, устроить перекус: желудок забастовку устраивает. Да и на самой трассе  "кафешек" не очень густо. Мало того, что в них не разгуляешься, поскольку это явление редкое на этой дороге, да к тому же за авто с товаром, пока ты трапезничаешь  - «глаз да глаз»! Эх, сколько случаев - пока ты за столом, твой грузовик обчистят за секунды. Спецы!

Кафе, в принципе, желательно, поскольку появляется надежда полноценно, а не в сухомятку, утолить голод горячей пищей и тем самым получить физиологическое удовлетворение, и, соответственно, силы для такой трудоёмкой работы, как трасса. А вот от встречи с ДПС – никакого удовольствия! Что и происходит чаще. Всё-таки мы источник вероятного дохода для административных лиц с милицейскими петлицами, а потому они и расставлены на дороге погуще, чем места, где можно спастись от голода.

Где-то середина пути, надо найти место поприличнее, то есть безопаснее, и подавить бунт в желудке.

Увы! Вместо благоприятного места попался по пути пост ДПС. Конечно, останов. Мол, дескать, куда это вы в ночь втихаря собираетесь проскочить. Контрабанду, небось, везёте? Думаете, мы спим и не бдим? А ну-ка, похвалитесь, что у вас там в кузове, и не перепадёт ли нам чего? Документики… и прочая-прочая…   

Погоны со звёздочками, дядя ГАИшник одет в тёплую шинель. Я выскочил из кабины в куртке на «рыбьем меху». Зимний ветрила пронизывает до костей и, похоже, достаёт до желудка. Мы так и не успели ни пообедать, ни поужинать, и потому настрой отделаться побыстрей – заплатить, не споря, штраф – уж готовы всегда к этому законодательному процессу. Купюры наготове. 

Машин на трассе почти нет, скучно, наверное, дяде ГАИшнику без интересного собеседника. Вот он на выбор и останавливает побеседовать очередного проезжающего мимо.

Дорожный властелин не торопится, скрупулёзно смотрит документы. При свете фонаря на будке ДПС он не в состоянии рассмотреть детально, а в тёплую свою «светлицу» не желает пригласить. Обходит не торопясь грузовик вокруг, требует открыть тент, посмотрел на протектор. Копался несколько минут – замерял его глубину, подсвечивая хилым фонариком. Чуть не полный техосмотр. Тянет, родимый! Ну, чего ты это устроил спектакль середь ночи! Я терплю, замёрз! Запал мой кончается, ещё какую-нибудь неубедительную  чушь ляпнет мой оппонент и мне конец. Убью бедного дядю гаишника! Ему надо обосновать штраф, чтобы я слезу признательности пустил. Да я бы и так отдал, заявив, мол, дескать, виноват, тороплюсь, вот отступные и я поехал. Но его поведение раздражает, бесит, поскольку меня для него нет. Я сам по себе, а он может копаться, не спрашивая моё мнение и не глядя на меня. Появляется противоречивый мотив – не отступать, и не уступать! Разогреваюсь, раскаляюсь!

Так оно и есть! Доигрался мой партнёр. Я требую объяснений, умудряюсь сдерживаться от экспрессии в диалоге. Но в моей тональности представителю дорожной власти что-то не понравилось. Видимо ожидал этот дядя заискивания, признания преступных намерений с моей стороны, низко кланяться, бия себя в грудь и обливаясь слезьми. Говорит со мной грубо - на «ты», в повышенном тоне, высокомерно. Я в ответ пока ещё сдержанно, но с яростным оттенком в голосе осуждаю его в изощрённом вымогательстве. Тут он делает шаг вперёд, словно собираясь войти со мной в клинч, как в боксе, и тем самым напугать меня. Ну-у-у-у, батенька, это уже слишком.

Н-да! Глупо конечно, получается всё это! Честно, я не хотел.

Я взъярился - ответный шаг вперёд, упираюсь ему грудь в грудь, чего он явно не ожидал. Оторопел, но быстро опомнился и стал хвататься за кобуру, пытаясь расстегнуть её. Начал отступать, сделав шаг назад, чтобы удобнее было выхватить своё табельное оружие. Я в ярости. Хватаю за лацканы шинели представителя власти, начинают трещать пуговицы его шинели. Его напарник, наверное, самый умный из нас троих, находящихся на площадке, подоспел вовремя:
                - Э-э! Мужики!!! Охолонитеся-я! Вы чё удумали? А кто за вас будить детишак растить? А..?

Взял разумный человек нас за плечи и резким рывком развёл. Надо же, хватило сил таких яростных драчунов разнять в разные стороны. Пистолет, к моему счастью, остался в кобуре, а шинельные пуговицы товарища из ДПС на месте.

Как то резко, сразу оба успокоились. Наступила даже какая-то апатия – сброс стресса. Минуты тишины – ни слова с той и другой стороны. Пыхтим – успокаиваемся. Я взял инициативу - извинился за глупую выходку, объясняю: устал, дескать, и не терплю хамства. А поскольку нервы изрядно подрастерял, особенно за девяностые проклятые – подарил олигархам на «бедность», то прощу не держать на меня зла.

Мой оппонент по безумному диалогу вдруг спокойным, даже грустным, совершенно несвойственным голосом представителю такой грозной службы, как на дороге, вдруг расчувствовался и рассказал о своём житье-бытье: жена больна, двое детей, зарплата – гроши, на такую бы нашим правителям пожить, риск постоянный на дороге, идти некуда – работы нет. Эта дорога – просвета нет, чтобы хоть что-то заработать и чаще детей видеть. Вот и приходится за чужой счёт. Видно накипело у этого человека на душе. Да и раскрылся мне, что часто происходило у других со мной, потому, наверное, что я спокойно, не выпендриваясь извинился перед ним. И умею слушать собеседника, а оппонент это чувствует. И первым извиниться! А это всегда побуждает к доверию.

Так мы и расстались, даже пожав друг другу руки, и пожелав удачи. Я напарнику его сказал «спасибо» и так же на прощанье пожал искренне руку. По-мужски – крепко.

Россия! Мы должны пережить чёрную полосу наших судеб, иначе мы не  достойны быть твоими детьми.
               
                ДОБРЫЕ И НЕ СЕРДИТЫЕ.
На 777-м километре от Москвы по той же самарской трассе есть ДПС-пост, стоящий почти посередь поля вдали от населённых пунктов. Вполне «лояльный», по крайней мере, по отношению к нам, колесящим по бесконечным дорогам России вдали от родного дома. Может потому, что он сам одинок, как остров в бескрайнем пространстве и его обитатели там  в милицейских шинелях из ближайших деревень, где сохранился патриархальный уклад, не перешедший пока ещё на  городской «избалованный» образ жизнеобитания. А в деревнях российских люди, пожалуй, сострадательнее.

А может потому «лояльный», что обе стороны не настолько глупы, чтобы не понимать предпочтительность нормальных человеческих отношений. Как правило, в первые минуты диалога я воспринимаю человека в ГАИшном мундире, как потенциальную Личность. И когда, остановившись, выхожу к представителю дорожной власти, то сразу же настраиваю себя на доброжелательное отношение и стараюсь брать инициативу в диалоге в свои руки. Поздороваться, спросить о жизни, предполагая заранее, что реакция будет адекватной. Так оно часто и бывает, и я не комплексую по поводу манеры своего поведения – считаю это естественным, тем более, что я по возрасту почти всегда превосхожу оппонента, как правило, с большим отрывом. Я всё-таки дед и у меня трое внуков уже. Безусловно, бывают исключения в культуре поведения «властелина» дороги, когда тот не отвечает на приветствие, «ты»-кает, не смахнув предварительно капельку «росы» со своего юного носа.

На 777-м останов по делу – опрос и проверка по существу без глупых придирок и в итоге пожелают счастливого пути. Вот это культура! Руки начинают чесаться, чтобы нажать кнопочку своего фотоаппарата и сделать совместный снимок на добрую память. Поскольку фотокамера постоянно со мной в пути, есть желание этот сюжетный снимок поместить, как архивный материал в свой фотоальбом, оформленный рисунками и краткими комментариями, очень популярный из-за его красочности  у внуков и среди друзей.

На моё предложение воспользоваться такой возможностью – оставить фото на память о замечательных встречах на дороге, получаю в ответ радостное согласие. Тем более заранее предупреждаю, что фотографии обязательно сделаю каждому участнику фотосессии и подарю в следующий проезд – остановлюсь без призыва полосатой палочкой-жезлом.

Оппонент в милицейском мундире в этом случае радостно соглашается и просит уж заодно «сфоткать» и его друзей, находящихся в ДПС-будке. Не отказываю. Напротив – с удовольствием. Лихим молодецким посвистом представитель дорожной службы сзывает из ДПС-будки своих друзей-гвардейцев. Те выскакивают единым махом – что случилось? – с нахмуренными строгими лицами, едва не с автоматами наперевес. Когда узнают – зачем, улыбаются и встают так, как им скомандуешь. Ребята, сколько не проезжал через этот пост, молодые с открытыми лицами. Доброжелательные.

Делаю фото каждому персонажу и через месяц, проезжая мимо, раздариваю с удовольствием, принимая слова благодарности. А когда предлагают, как старому товарищу, морщинистому дедушке, погреться зайти чайком в ДПС-будку, готов пустить слезу от умиления. И в результате оставляю запись в их журнале, что-то вроде:  « Русь с такими добрыми молодцами не сгинет!».

Этот случай не единичный. Разные люди встречаются: у кого есть совесть, у кого - нет. Кто добрый, тот дольше проживёт на свете в радости. Баланс! Закон сохранения энергии.



Рисунок автора РУЛЕВОЙ
E-mail: otopitel2007@mail.ru


Рецензии