Плюшевые воспитатели

Общеизвестно, что дети обожают мягкие игрушки. С ними они спят, разговаривают – даже дружат. Но не все родители знают, что плюшевые мишки и зайки – еще и замечательные воспитатели!

Вот что пишет, например, о своем сыне Ванюше (ему год и семь месяцев) замечательный педагог и новый автор журнала «Мой ребенок» Катерина Гарелина:
«Сегодня утром Ваня почему-то не захотел чистить зубы. Тогда я сказала: «Ваня, посмотри, твои мишки совсем не умеют чистить зубки, им без твоей помощи не обойтись. Покажи им, пожалуйста, как нужно правильно это делать». Ваня тут же взял свою щетку и начал чистить зубы. Потом он решил надраить "зубки" и обоим «Микам». С каким же старанием он начищал мордочки своим верным друзьям! «Как же нас выручают эти два плюшевых медвежонка!» - подумала я уже не в первый раз.
И действительно: Ваня с ними и на горшок садится, и засыпает. Это просто мои главные помощники в воспитании!»
Очень похожие сцены можно довольно часто наблюдать и в детском саду, где я работаю, особенно – в младшей группе.
Допустим, дети играли кубиками и разбросали их по всей группе. Понятно, сама воспитательница их собирать не станет: во-первых, непедагогично (это значило бы приучать детей к тому, что их дело – разбросать, а дело взрослого – собрать), во-вторых, на это нужно немало времени потратить. Заставить детей собрать? Можно, но трудно. Они будут ныть, отлынивать. И, в конце концов, тоже получится антипедагогическое воздействие: дети поймут, что убирать кубики – дело противное, его следует всячески избегать. Зачем воспитывать отвращение к труду и к порядку?
Любовь Борисовна, воспитатель младшей группы, делает так: у каждого ребенка в группе есть любимая мягкая игрушка. В основном, эти игрушки куплены родителями, но «живут» в садике постоянно.
И вот Любовь Борисовна говорит какому-нибудь двух или трехлетнему человеку:
- Шурик! Мы же забыли научить Фимку складывать кубики. Скорее научи Фимку складывать кубики!
Что предлагает воспитатель малышу? Выступить в роли Наставника, Учителя.
Ни для кого не секрет: у детей – потрясающее воображение. Притом они еще постоянно путают плоды своей фантазии с реальностью. Поэтому для ребенка Фимка (матерчатый ежик) – как живое существо.
То есть, конечно, малыш понимает: обучение Фимки – игра. Но это очень приятная, увлекательная игра.
Одно дело, когда я выступаю в роли неумелого недисциплинированного малыша, которого заставляют делать неприятную работу; другое – когда я Наставник, обучающий хорошим манерам глупого Фимку. В результате все проходит замечательно: Любовь Борисовна держит Фимку и иногда подает кубики, а Учитель старательно показывает, как и куда нужно их складывать.
Замечательно то, что несколько раз побывав в шкуре Защитника Порядка, ребенок начинает сам этот порядок соблюдать, причем с большим рвением.
Интересно, почему?

Маргарет Мид, в начале прошлого века проводившая исследование на Самоа, с некоторым удивлением обнаружила, что главное занятие юных самоанцев от 4 до 7 лет –  воспитание детей! Семьи большие, поэтому приходится нянчиться с малышней. И на нянях лежит полная ответственность за здоровье и хорошее поведение подопечных.
И оказалось, что до 2-3 лет малыш на Самоа – это маленький тиран. Но как только он сам получает роль Воспитателя, наступает резкая перемена: ребенок начинает охотно выполнять все те правила, которым обязан обучить малышей (об этом более подробно можно прочесть в замечательной книге Е.В.Субботского «Ребенок открывает мир»).
Оказывается, когда мы наставляем ребенка, объясняем ему, как следует себя вести, контролируем его поведение, - мы тем самым внушаем ему роль нарушителя, противника порядка. Если же сам ребенок получает роль Сторонника Порядка – а это роль приятная и почетная – то он уже ощущает этот порядок как СВОЙ.
Кстати, не чужды подобной психологии и очень многие формально взрослые люди. Кто больше всего верит в полезность и нужность армии и железной дисциплины? Профессиональные военные. Кто считает математику главным школьным предметом? Учителя математики.
Вот и ребенок так «рассуждает» (вернее, так «рассуждает» его подсознание): раз я это сам делаю и делать это приятно, значит это хорошо, значит так и надо. МОЕ ДЕЛО – ХОРОШЕЕ ДЕЛО, - так мы обычно думаем.
Вот почему нашему крохе очень нужен кто-то, гораздо глупее, беспомощнее него, – по отношению к кому он мог бы выступать в роли Воспитателя.
Хорошо, если семья большая – как на Самоа. Тогда можно воспитывать маленького братца или сестричку. А если семья маленькая – как в России? Если ребенок только один?
Тогда пусть в роли потенциального нарушителя и неумехи выступает Мика или Фимка – а наш маленький капризуля – в роли его Наставника. Пусть он учит плюшевого глупыша садиться на горшок, держать ложку, убирать игрушки, чистить зубки. Глядишь – незаметно и сам уверится в том, что все это нужно и важно, – и сам всему этому научится.
Причем, наши плюшевые помощники – в отличие от живых детей - на редкость безропотно принимают любые воспитательные воздействия: никогда не спорят, не пытаются сопротивляться. Вот Мике «зачистили» зубной пастой всю мордочку – а он даже и слова не сказал! Это ведь очень хорошее качество, вы согласны?

Что еще могут делать для нас наши мягкие помощники? Они могут служить посредниками между нами и детьми.
Например, мама накричала на дочь. Возможно, не совсем справедлив был мамин гнев. Найдет ли в себе силы малышка сказать маме о том, что с ней не согласна? А ведь это очень важно: не загонять вглубь свое недовольство, не допустить отчуждения между самыми близкими людьми.
А что, если маме обо всем скажет… Фимка? На Фимку-то нельзя обижаться! «Придет» Фимка (возможно, вместе с обиженной дочкой) и «скажет»: «Мама, ты зачем Машу обидела? Маша это сделала нечаянно, она не хотела».
Или наоборот. Неприятно ведь упрекать ребенка, ругать его. Так пусть это за нас делает кто-то другой.
Например, в той же младшей группе есть Сова Алиса: ее сама Любовь Борисовна сшила из лоскутков. Это очень величественная и пестрая (лоскутки разного цвета) особа величиной с небольшой самовар, набитая ватой – и в очках! Очки самые настоящие: это старые очки Любовь Борисовны.
Так вот сама воспитательница детей не ругает, не делает им замечаний. Эта функция возложена на Алису. Алиса – в общем-то довольно-таки грубоватая особа, она не слишком церемонится. И еще она большая насмешница.
Скажем, за обедом Владик и Ариша … подрались! О, ужас! Что теперь делать? Владик толкнул Аришу, и у нее пролился суп.
Но бдительная Сова Алиса не дремлет:
- Владик! Что ты смотришь?! Возьми тарелку и вылей на нее весь суп! Нет, одной тарелки мало! Иди на кухню, возьми кострюлю и вылей на нее. Пусть она утонет в супе!..
- А ты, Ариша? Есть у тебя руки и голова или нет? Из этого мальчика надо сделать котлету! Насади его на вилку и пожарь. Потом мы его разрежем и съедим!
- Молодцы! Как я люблю хулиганов! Дети! Все берите пример с Ариши и Владика! Зачем нужен обед? Чтобы научиться драться и разливать суп! Ариша и Владик, выйдите из-за стола, чтобы все дети могли на вас посмотреть. Ну, давайте, давайте… Вот они, наши герои! Все берем с них пример!
Понятно, что такие «замечания» воспринимаются детьми несколько иначе, чем обычные наши педагогические нотации, вызывающие внутреннее сопротивление и нагоняющие тоску. В том числе и на нас самих. А тут всем весело – и проблема указана.
Ребенку важно услышать со стороны оценку своего поведения – вот он и услышал. Ему понятно, что ведет он себя неправильно. Над ним посмеялись – но не зло, а по-доброму. И конфликт уладили, и неправильное поведение прекратили, и назвали его – со всей резкостью и прямотой («хулиганство» - так определила поведение детей Сова Алиса) – а никто не обижен.
А попробуйте прямо все это высказать от своего лица: слезы, обиды, конфликты. А на наших плюшевых сотрудников дети никогда не обижаются.

Еще один прием – ругать не ребенка, а куклу. Малыш изорвал и изрисовал обои, хотя это запрещено. Можно его отругать и наказать – чего проще. Заодно и себе, и ему настроение испортить.
Но можно сказать:
- Ах, кто это сделал? Это Фимка сделал?! Какой нехороший Фимка: он изрисовал обои! Хотя ведь знал, паршивец, что этого делать нельзя, - и т.д., и т.п.
В этом случае поступок малыша приписан другому – и он видит его как бы со стороны, как посторонний наблюдатель, - поэтому может правильно оценить. А когда мы самого ребенка ругаем, он часто не понимает, за что, даже если его преступление совершенно очевидно, - потому что он «внутри него» и не в состоянии посмотреть на себя со стороны.
Конечно, после того, как мы отчитали Фимку, может оказаться, что Фимка-то не виноват, а виноват Шурик – и наказать все же придется именно его. Но к этому времени «преступник» уже немножко по-другому относится к своему «преступлению», потому что ему дали возможность увидеть ситуацию со стороны.

Дома у Артемки (3 года) есть три матерчатых куклы, надевающихся на руку: Краус, Маус и Котаус. Кто такие Котаус и Маус, понятно, а Краус – это крыса. От Мауса он отличается только цветом: Маус белый, а Краус серый.
Обычно роль Крауса поручается папе (или бабушке), Котауса – маме, а Маус – сам Артемка.
Крауса, Мауса и Котауса купили потому, что Артемка очень мало и плохо говорил. У него были жуткие «фефекты ечи» (никто, кроме мамы и логопеда, даже и не понимал, что он говорит), вообще рот он открывал крайне неохотно.
Через год после появления в его жизни этих симпатичных зверей Артемка заговорил. По-настоящему: активно, живо, на разные темы. Даже стал чрезмерно болтлив.
Как удалось этого добиться? Очень просто: играли почти каждый вечер в Крауса, Мауса и Котауса.
Например, так:
МАМА. – Краусик, ты был сегодня в магазине?
БАБУШКА. – Да, Котаусик, был.
МАМА. – Что же ты там купил?
БАБУШКА. – Я купил гранаты и тыкву.
МАМА. – Ты слышишь, Маусик? Он купил гранаты! А бомбы там тоже продаются, как ты думаешь, Маусик?
АРТЕМ. – Нет, он окакие ганаты купил! (показывает картинку)
МАМА. – Ах, вот такие. Ну, это не опасные гранаты. Как ты считаешь, Маусик?
АРТЕМ. – Они кусные. Касные!
МАМА. – Сладкие?
АРТЕМ. – Кисенькие чучуть.
МАМА. – Ну а ты что купил в магазине, Маусик?
Следует длинное перечисление (по картинкам), с указанием цены, веса, цвета и вкуса всего приобретенного.
А до 3 лет Артемка вообще ни на какие вопросы не отвечал: сразу отворачивался и замыкался в себе. Но одно дело, когда тебя самого спрашивают, и совсем другое – когда Маусика.
Так что наши мягкие коллеги – еще и замечательные учителя.

Итак.
Мягкие игрушки не только успокаивают малышей, но могут использоваться в воспитании и обучении.
1. если вы чувствуете, что малыш что-то делать (чистить зубки, мыть ручки и пр., и т.п.) не очень хочет, пусть он поучит этому своего плюшевого любимца, повоспитывает его: все дети обожают быть Учителями и Воспитателями – а кто учит другого, уже не может быть в оппозиции тому, чему он сам учит;
2. если малыш совершил проступок и его следует отругать, попробуйте приписать его преступление игрушке и поругать ее, подробно при этом проговорив, почему этот поступок совершен, почему так делать нельзя: в этом случае можно достаточно жестко «называть вещи своими именами» - ведь вы ругаете не малыша, а куклу;
3. если ваш ребенок обидчив, порицайте и наставляйте его от имени какого-либо смешного и симпатичного плюшевого персонажа: кроха наверняка не обидится на вас;
4. если вам необходимо научить малыша чему-то рутинному и относительно скучному, можно разнообразить процесс обучения с помощью мягких игрушек, от имени которых вы – и сам малыш – будете говорить.

Как сказал замечательный психолог Владимир Леви, «воспитание – всегда немножко или множко спектакль». Он прав. А ведь дети так любят кукольных персонажей. И самый увлекательный Театр Кукол для них – тот, в котором главную роль играют они сами.


Рецензии