Детский сад со всех сторон
Кроме того, не рекомендуется тратить на дорогу до садика больше 20 минут, что тоже ограничивает наши возможности. Трехлетний малыш за 20 минут далеко не уйдет, а возить его на машине вряд ли кто будет: так что, в лучшем случае, можно выбирать из 3-4 «дошкольных учреждений», расположенных поблизости от дома.
И все-таки присмотреться к садику, в который предположительно пойдет ваш ребенок, стоит. Возможно, у вас будет возможность, пусть и ограниченного, но все-таки какого-то выбора. Но даже если это и не так, ясное представление о том, куда будет ходить ваш малыш, позволит правильно построить отношения с воспитателями, с заведующей. В конце концов, вы просто можете заранее понять, чего вам ждать от садика, что там ваш кроха получит и чего не получит. У вас не будет иллюзий, а значит не будет и разочарований.
Сыну Маргариты Шурику скоро 2 года. Маргарита «стоит в очереди» на садик, как и положено, прямо с рождения сына. В отделе образования ей сказали, что она может выбрать любой садик из трех, находящихся по соседству.
Один из них называется солидно - «Центр образования». Это не только садик, но и школа, и еще много всего: кружки, клубы – разное «дополнительное образование». У этого Центра есть даже своя яхта. На ней иногда катают и малышей. Есть конюшня, и в ней – два шотландских пони. Хороший бассейн. Садик (кстати, он в свою очередь называется «Центр раннего развития ребенка») находится прямо в здании школы, в отдельном большом крыле с отдельным входом. В этом садике очень много детей: 4 младших группы, 4 средних, по 5 старших и подготовительных. А вот яслей нет. Здесь серьезные образовательные программы, за основные приняты 2 направления: художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное. Есть компенсирующие группы: для детей с речевыми проблемами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Огромная «приусадебная» территория. При всем при том это муниципальное учреждение с умеренной платой.
Есть просто «Детское объединение». Тоже муниципальное. С яслями. Здесь по 2 группы в каждой «параллели». Лошадей и яхт нет, бассейн имеется, хотя и очень маленький. Образовательные программы попроще. Основное направление работы – социально-личностное.
Есть, наконец, частный детский сад, находится он на первом этаже обычного жилого дома, в типовой трехкомнатной квартире. Здесь никаких групп нет, все дети составляют одну группу, человек 15. Воспитатели – муж и жена. Они же – владельцы. Плата за этот садик очень высокая.
Сначала Маргарита заинтересовалась «Центром развития ребенка». Тем более, ей сказали, что возможен вариант, когда место будет только там: просто там очень много мест для детей, а в «Объединении» их число ограничено.
Сначала она пошла к заведующей. Хотя Маргарита заранее записалась на прием (у этой заведующей есть даже секретарша, и есть приемные часы), ей пришлось ждать полчаса, пока ее примут. Заведующая оказалась очень энергичной дамой, похожей на депутата Госдумы. Она привычными, явно давно заученными фразами рассказала о своем «Центре»: в основном, это был отчет о достижениях и преимуществах – о конкретных детях заведующая не упоминала, никаких проблем не назвала. Маргарита пыталась задавать вопросы, но заведующая ловко ушла от конкретных ответов. Время аудиенции скоро закончилось, руководящая дама извинилась перед посетительницей: она очень занята.
Прощаясь, Маргарита попросила разрешения побыть полдня с какой-то из младших групп, посмотреть, как идет работа, как воспитатели общаются с детьми. Однако эта просьба вызвала у заведующей недоумение: удивленно подняв брови, она объяснила, что это невозможно, так как к детям допускается только тот, кто оформил санитарную книжку, а для этого нужно пройти ряд анализов и медосмотр у нескольких врачей. Маргарите пришлось ретироваться.
Во дворе она задержалась. Здесь было много всего: роскошные клумбы, свои парники с помидорами, огурцами и даже виноградом. Множество спортивных сооружений: горки, лесенки, качели, в том числе «гиганты». Песочницы разной величины, аккуратно накрытые полиэтиленовой пленкой (чтобы собачки не нагадили). Красивые беседки. И даже небольшой фонтанчик.
Однако заметила Маргарита и то, что гулявшим во дворе детям воспитательница строго запрещала даже подходить к лесенкам и горкам. Хотя они вроде бы для детей и поставлены. Вообще те воспитатели, которых она видела, показались ей ужасно строгими и недоступными. С детьми они разговаривали мало, все больше следили за порядком.
У каждой группы здесь был свой участок двора, детям запрещалось переходить границы участка. Безопасность детей обеспечивалась идеально: забор бетонный, с дырочками для вентиляции, и такой высоты, что любой тюрьме на зависть. Ни зверь не проскочит, ни птица не перелетит. А уж человек и подавно.
Вечером, когда мамочки забирают детей, Маргарита прибегла к услугам «сарафанного радио». Сведения получились противоречивые. Некоторые мамочки «Центр развития» очень хвалили, говорили, что здесь непрерывно с детьми занимаются: и танцы, и музыка, и ИЗО. Все прямо с момента поступления ребенка в садик и для всех. Бассейн – тоже для всех. Порядок идеальный. Но были и недовольные, которые, по их словам, с удовольствием забрали бы ребенка, да некуда: поблизости нигде нет мест. Одна совсем молодая мама в джинсах высказалась и вовсе нелицеприятно: «Казарма!»
А вот в «Детском объединении» заведующая оказалась более доступной. Она с удовольствием и с увлечением рассказывала о детях, о воспитателях, о работе. Понятно и интересно объяснила, что такое «социально-личностное» направление, что они считают результатами работы по этому направлению. Оказывается, это, прежде всего, умение общаться, уверенность в себе, желание и умение помогать другим.
Желание Маргариты побыть с детьми никаких протестов не вызвало. Правда, заведующая сначала улыбнулась: «Ну, вообще-то это нельзя». Но потом сказала: ничего страшного. Никакая комиссия не приезжает без предупреждения. Так что, если что, Маргарита успеет вовремя удрать. Заведующая поинтересовалась только, нет ли у Маргариты ОРЗ и вообще чего-то заразного. И разрешила.
Маргарита провела с младшей группой весь день: домой уходила только на время «тихого часа». Который, кстати, оказался своеобразным. Действительно, было тихо. Но Маргарита помнила, как сама ходила в садик: их всех, хочешь – не хочешь, укладывали в постели и заставляли тихо лежать. Попробуй пошевелись – встанешь в угол. И так не только в младшей группе, но и во всех.
А тут все было по-другому. Почти все дети действительно легли спать, и, что интересно, в самом деле вскоре заснули. Но 5-6 человек не ложились, и их никто не заставлял. Они остались «в группе» и играли: каждый в свое. Но тихо! Причем, соблюдали тишину явно вполне добровольно.
Обращение воспитателей с детьми здесь тоже оказалось другим. Воспитатели «Центра» напоминали строгих школьных учительниц. А в «Объединении» с младшей группой работали две воспитательницы: одна пожилая, одна совсем молодая (она пришла на вторую смену). Пожилая воспитательница общалась с детьми скорее как бабушка: гладила их по головам, со всеми разговаривала, некоторых брала на руки. А молодая даже играла с детьми в прятки, в догонялки, бегала с ними. Это детям очень нравилось.
Во время прогулки группы в значительной мере перемешивались: братья и сестры разного возраста играли друг с другом, некоторые старшие дети с удовольствием катали младших на санках, на качелях: видно было, что тут так принято и для всех это в порядке вещей. Средняя, старшая и подготовительная группы вместе играли «в краски», а потом в прятки.
Всякий, кто хотел, лазил по горкам и лесенкам. Воспитательница только стояла рядом и страховала, а некоторых даже подсаживала.
Во время обеда одна девочка не хотела ничего есть: пожилая воспитательница вывела ее из-за стола, о чем-то с ней спокойно поговорила и заставлять есть не стала. Эта девочка потом, когда все встали, съела только тефтельку, и даже без хлеба. И выпила компот.
В группе Маргарита увидела много мягких игрушек, правда, далеко не новых. Здесь были и кубики Зайцева, и просто кубики. И наборные доски с буквами и цифрами. Ими явно постоянно пользовались.
Никаких специальных занятий, кроме утренней зарядки, она не увидела. Но атмосфера понравилась, и Маргарита решила, что «Объединение» для ее застенчивого Шурика лучше, чем «Центр».
Познакомилась она и с семейной парой, владельцами и педагогами Частного детского сада. Эти люди ей очень понравились: увлеченные, интересные – настоящие педагоги, а вовсе не прагматичные коммерсанты. Но плата за их услуги была огромной. Все дети у них – необычные: такие, которые в массовом садике не приживаются. Соответственно, и методы работы рассчитаны на таких детей. Некоторые малыши, побыв у них год-полтора, затем переходят в обычный садик: как правило, в тот же «Центр».
И Маргарита решила выбрать «Объединение».
Итак, по каким же критериям можно оценивать «детское дошкольное учреждение»?
1) Насколько оно открытое для родителей. Каково участие родителей в жизни детей в садике? Они только приводят и забирают своего малыша, платят многочисленные «поборы» (увы, это обычное дело в современных садиках в России, хотя и не вполне законное, так что родители могут на это не соглашаться) – и все?
Если садик очень закрытый, родителей явно не хотят допускать в «святая святых» педагогической работы – то это плохой признак. Значит, есть что скрывать; значит, присутствует какая-то неуверенность в своей компетентности.
2) Работают ли в этом садике на результат? Прежде всего, надо выяснить, что понимается под результатом: обычно это зависит от заведующей. Все «государственные» (муниципальные) садики в России работают по четырем основным направлениям: художественно-эстетическому, познавательно-речевому, социально-личностному и физкультурно-оздоровительному. Одно (или два, или даже три – если это «Центр развития») из них выбирается администрацией детского сада в качестве приоритетного.
А вот о том, достигается ли на самом деле результат по главному направлению работы садика, лучше узнавать у родителей подготовительных групп, или даже у тех, чьи дети уже пошли в школу.
3) Как общаются воспитатели с детьми? Только ли на уровне приказов и надзора за поведением детей, за «порядком и дисциплиной»? Или есть нормальное человеческое общение? Как общаются дети друг с другом? Блокируются ли всякие контакты между детьми разного возраста или, наоборот, приветствуются? Делают ли дети хоть что-то друг для друга, помогают ли друг другу – и, если да, то добровольно ли?
4) Учитывается ли в садике индивидуальность ребенка? Не все дети могут спать во время «тихого часа»: для таких детей лежание в постели – форменная пытка. Не всякий ребенок в состоянии съесть стандартный обед. Если всех детей в садике всегда стригут под одну гребенку, это плохо.
5) Насколько разнообразна среда, в которой будет находиться ребенок? Имеется в виду и среда в самом здании садика, и во дворе. Но важно и то, насколько разнообразные возможности среды используются. Ведь различные «средства развития» могут служить просто для показухи, а не для детей.
6) Важнейший критерий: как дети себя чувствуют в детском саду. С удовольствием ли ходят в садик? Хорошее ли у них настроение, когда они приходят домой? Что они рассказывают о садике? Об этом можно узнать у соседей, чьи дети уже посещают этот садик.
7) Какое впечатление на вас производит заведующая? От этого человека очень многое в садике зависит. На ваш взгляд, это скорее чиновница, начальница – или настоящий педагог, который любит детей?
8) Есть ли в садике логопед? Есть ли возможность постепенной адаптации ребенка к условиям садика (например, адаптивные группы)?
Разумеется, разные садики еще и работают по разным программам, и их разнообразие в настоящее время весьма велико.
Однако главное не по какой программе работает детский сад, а в чем видят педагоги свои задачи. Б.П.Никитин сказал, что наши детские сады – это «камеры хранения для детей». Если это действительно так (а, к сожалению, часто это так), то любая программа служит только «для прикрытия». Чтобы иметь возможность сказать: вот, мы работаем по программе «Радуга» и ее выполняем, значит у нас все хорошо.
Эта позиция неверная и даже опасная. Не дети для программы, а программа для детей. Так что неукоснительное выполнение какой угодно программы – не достижение. Тем более, это не так трудно – выполнять программу. Там все написано: творить, думать собственной головой – не обязательно. Собственно, очень часто именно для этого и служит программа: чтобы избавить сотрудников дошкольного учреждения от необходимости думать и от ответственности за свои ошибки. Неважно, полезно ли то, что мы делаем, для детей – или бесполезно. Важно, что мы выполняем программу.
Думаю, что «сарафанное радио» может дать гораздо больше для понимания подлинных особенностей «вашего» садика, чем официальный сайт и вообще любая официальная информация.
Наконец, очень важно разобраться в себе. Чего вы сами хотите от садика?
В последние годы все больше становится родителей с завышенными амбициями относительно собственных детей. Они хотят для своих чад социального успеха и ради него готовы фактически приносить малыша в жертву. Пусть он чуть не с утра до вечера учится, «развивается» – лишь бы стал «социальным лидером».
Могу авторитетно заявить: у такого ребенка больше шансов стать не социальным лидером, а невротиком. Говорю это на основании своего немалого педагогического опыта.
Это – тревожная тенденция. Да, детский сад в России – это образовательное учреждение. Однако по сути своей, по своим целям и задачам сильно отличающееся от школы.
В садике ребенку должно быть хорошо. Все или почти все дети ходят в садик, прежде всего, общаться, дружить и играть. Это их главные дела в садике.
И если в общении все хорошо, если ребенок достаточно и разнообразно играет и хорошо себя чувствует эмоционально и физически, то это главное.
Конечно, перед садиком стоят и серьезные задачи по подготовке детей к школе, по их развитию, в том числе и обучению. И с этим «ваш» садик тоже должен справляться.
Но если у вас и нет выбора, не огорчайтесь. Сделать правильный выбор не всегда просто. Главное все-таки то, что ваш ребенок растет и в его жизни наступает новый интересный период – он пойдет в садик. У него появятся новые отношения с людьми, друзья – а, может быть, и недруги. Все это необходимо для нормального развития человека.
Любой садик – это ступенька в социальном развитии крохи. И эту свою роль он худо-бедно все-таки исполнит.
*Консультанты: Никанорова Наталья Ивановна, главный специалист управления образованием г. Петрозаводска; Егорова Светлана Сергеевна, заместитель заведующей по ВМР МДОУ «Центр развития ребенка» - детский сад № 107 г. Петрозаводска; Шурова Полина Александровна, методист «Центра развития образования» г. Петрозаводска.
Свидетельство о публикации №214010301511