Детский сад со всех сторон

Проблема выбора детского сада в нашей стране существует скорее чисто теоретически. Обычно родители рады уже тому, что их ребенка зачислили в детский сад, любой детский сад. Что нашлось место для их малыша, и мама может спокойно выходить на работу.
Кроме того, не рекомендуется тратить на дорогу до садика больше 20 минут, что тоже ограничивает наши возможности. Трехлетний малыш за 20 минут далеко не уйдет, а возить его на машине вряд ли кто будет: так что, в лучшем случае, можно выбирать из 3-4 «дошкольных учреждений», расположенных поблизости от дома.
И все-таки присмотреться к садику, в который предположительно пойдет ваш ребенок, стоит. Возможно, у вас будет возможность, пусть и ограниченного, но все-таки какого-то выбора. Но даже если это и не так, ясное представление о том, куда будет ходить ваш малыш, позволит правильно построить отношения с воспитателями, с заведующей. В конце концов, вы просто можете заранее понять, чего вам ждать от садика, что там ваш кроха получит и чего не получит. У вас не будет иллюзий, а значит не будет и разочарований.

Сыну Маргариты Шурику скоро 2 года. Маргарита «стоит в очереди» на садик, как и положено, прямо с рождения сына. В отделе образования ей сказали, что она может выбрать любой садик из трех, находящихся по соседству.
Один из них называется солидно - «Центр образования». Это не только садик, но и школа, и еще много всего: кружки, клубы – разное «дополнительное образование». У этого Центра есть даже своя яхта. На ней иногда катают и малышей. Есть конюшня, и в ней – два шотландских пони. Хороший бассейн. Садик (кстати, он в свою очередь называется «Центр раннего развития ребенка») находится прямо в здании школы, в отдельном большом крыле с отдельным входом. В этом садике очень много детей: 4 младших группы, 4 средних, по 5 старших и подготовительных. А вот яслей нет. Здесь серьезные образовательные программы, за основные приняты 2 направления: художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное. Есть компенсирующие группы: для детей с речевыми проблемами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Огромная «приусадебная» территория. При всем при том это муниципальное учреждение с умеренной платой.
Есть просто «Детское объединение». Тоже муниципальное. С яслями. Здесь по 2 группы в каждой «параллели». Лошадей и яхт нет, бассейн имеется, хотя и очень маленький. Образовательные программы попроще. Основное направление работы – социально-личностное.
Есть, наконец, частный детский сад, находится он на первом этаже обычного жилого дома, в типовой трехкомнатной квартире. Здесь никаких групп нет, все дети составляют одну группу, человек 15. Воспитатели – муж и жена. Они же – владельцы. Плата за этот садик очень высокая.
Сначала Маргарита заинтересовалась «Центром развития ребенка». Тем более, ей сказали, что возможен вариант, когда место будет только там: просто там очень много мест для детей, а в «Объединении» их число ограничено.
Сначала она пошла к заведующей. Хотя Маргарита заранее записалась на прием (у этой заведующей есть даже секретарша, и есть приемные часы), ей пришлось ждать полчаса, пока ее примут. Заведующая оказалась очень энергичной дамой, похожей на депутата Госдумы. Она привычными, явно давно заученными фразами рассказала о своем «Центре»: в основном, это был отчет о достижениях и преимуществах – о конкретных детях заведующая не упоминала, никаких проблем не назвала. Маргарита пыталась задавать вопросы, но заведующая ловко ушла от конкретных ответов. Время аудиенции скоро закончилось, руководящая дама извинилась перед посетительницей: она очень занята.
Прощаясь, Маргарита попросила разрешения побыть полдня с какой-то из младших групп, посмотреть, как идет работа, как воспитатели общаются с детьми. Однако эта просьба вызвала у заведующей недоумение: удивленно подняв брови, она объяснила, что это невозможно, так как к детям допускается только тот, кто оформил санитарную книжку, а для этого нужно пройти ряд анализов и медосмотр у нескольких врачей. Маргарите пришлось ретироваться.
Во дворе она задержалась. Здесь было много всего: роскошные клумбы, свои парники с помидорами, огурцами и даже виноградом. Множество спортивных сооружений: горки, лесенки, качели, в том числе «гиганты». Песочницы разной величины, аккуратно накрытые полиэтиленовой пленкой (чтобы собачки не нагадили). Красивые беседки. И даже небольшой фонтанчик.
Однако заметила Маргарита и то, что гулявшим во дворе детям воспитательница строго запрещала даже подходить к лесенкам и горкам. Хотя они вроде бы для детей и поставлены. Вообще те воспитатели, которых она видела, показались ей ужасно строгими и недоступными. С детьми они разговаривали мало, все больше следили за порядком.
У каждой группы здесь был свой участок двора, детям запрещалось переходить границы участка. Безопасность детей обеспечивалась идеально: забор бетонный, с дырочками для вентиляции, и такой высоты, что любой тюрьме на зависть. Ни зверь не проскочит, ни птица не перелетит. А уж человек и подавно.
Вечером, когда мамочки забирают детей, Маргарита прибегла к услугам «сарафанного радио». Сведения получились противоречивые. Некоторые мамочки «Центр развития» очень хвалили, говорили, что здесь непрерывно с детьми занимаются: и танцы, и музыка, и ИЗО. Все прямо с момента поступления ребенка в садик и для всех. Бассейн – тоже для всех. Порядок идеальный. Но были и недовольные, которые, по их словам, с удовольствием забрали бы ребенка, да некуда: поблизости нигде нет мест. Одна совсем молодая мама в джинсах высказалась и вовсе нелицеприятно: «Казарма!»
А вот в «Детском объединении» заведующая оказалась более доступной. Она с удовольствием и с увлечением рассказывала о детях, о воспитателях, о работе. Понятно и интересно объяснила, что такое «социально-личностное» направление, что они считают результатами работы по этому направлению. Оказывается, это, прежде всего, умение общаться, уверенность в себе, желание и умение помогать другим.
Желание Маргариты побыть с детьми никаких протестов не вызвало. Правда, заведующая сначала улыбнулась: «Ну, вообще-то это нельзя». Но потом сказала: ничего страшного. Никакая комиссия не приезжает без предупреждения. Так что, если что, Маргарита успеет вовремя удрать. Заведующая поинтересовалась только, нет ли у Маргариты ОРЗ и вообще чего-то заразного. И разрешила.
Маргарита провела с младшей группой весь день: домой уходила только на время «тихого часа». Который, кстати, оказался своеобразным. Действительно, было тихо. Но Маргарита помнила, как сама ходила в садик: их всех, хочешь – не хочешь, укладывали в постели и заставляли тихо лежать. Попробуй пошевелись – встанешь в угол. И так не только в младшей группе, но и во всех.
А тут все было по-другому. Почти все дети действительно легли спать, и, что интересно, в самом деле вскоре заснули. Но 5-6 человек не ложились, и их никто не заставлял. Они остались «в группе» и играли: каждый в свое. Но тихо! Причем, соблюдали тишину явно вполне добровольно.
Обращение воспитателей с детьми здесь тоже оказалось другим. Воспитатели «Центра» напоминали строгих школьных учительниц. А в «Объединении» с младшей группой работали две воспитательницы: одна пожилая, одна совсем молодая (она пришла на вторую смену). Пожилая воспитательница общалась с детьми скорее как бабушка: гладила их по головам, со всеми разговаривала, некоторых брала на руки. А молодая даже играла с детьми в прятки, в догонялки, бегала с ними. Это детям очень нравилось.
Во время прогулки группы в значительной мере перемешивались: братья и сестры разного возраста играли друг с другом, некоторые старшие дети с удовольствием катали младших на санках, на качелях: видно было, что тут так принято и для всех это в порядке вещей. Средняя, старшая и подготовительная группы вместе играли «в краски», а потом в прятки.
Всякий, кто хотел, лазил по горкам и лесенкам. Воспитательница только стояла рядом и страховала, а некоторых даже подсаживала.
Во время обеда одна девочка не хотела ничего есть: пожилая воспитательница вывела ее из-за стола, о чем-то с ней спокойно поговорила и заставлять есть не стала. Эта девочка потом, когда все встали, съела только тефтельку, и даже без хлеба. И выпила компот.
В группе Маргарита увидела много мягких игрушек, правда, далеко не новых. Здесь были и кубики Зайцева, и просто кубики. И наборные доски с буквами и цифрами. Ими явно постоянно пользовались.
Никаких специальных занятий, кроме утренней зарядки, она не увидела. Но атмосфера понравилась, и Маргарита решила, что «Объединение» для ее застенчивого Шурика лучше, чем «Центр».
Познакомилась она и с семейной парой, владельцами и педагогами Частного детского сада. Эти люди ей очень понравились: увлеченные, интересные – настоящие педагоги, а вовсе не прагматичные коммерсанты. Но плата за их услуги была огромной. Все дети у них – необычные: такие, которые в массовом садике не приживаются. Соответственно, и методы работы рассчитаны на таких детей. Некоторые малыши, побыв у них год-полтора, затем переходят в обычный садик: как правило, в тот же «Центр».
И Маргарита решила выбрать «Объединение».

Итак, по каким же критериям можно оценивать «детское дошкольное учреждение»?
1) Насколько оно открытое для родителей. Каково участие родителей в жизни детей в садике? Они только приводят и забирают своего малыша, платят многочисленные «поборы» (увы, это обычное дело в современных садиках в России, хотя и не вполне законное, так что родители могут на это не соглашаться) – и все?
Если садик очень закрытый, родителей явно не хотят допускать в «святая святых» педагогической работы – то это плохой признак. Значит, есть что скрывать; значит, присутствует какая-то неуверенность в своей компетентности.
2) Работают ли в этом садике на результат? Прежде всего, надо выяснить, что понимается под результатом: обычно это зависит от заведующей. Все «государственные» (муниципальные) садики в России работают по четырем основным направлениям: художественно-эстетическому, познавательно-речевому, социально-личностному и физкультурно-оздоровительному. Одно (или два, или даже три – если это «Центр развития») из них выбирается администрацией детского сада в качестве приоритетного.
А вот о том, достигается ли на самом деле результат по главному направлению работы садика, лучше узнавать у родителей подготовительных групп, или даже у тех, чьи дети уже пошли в школу.
     3)          Как общаются воспитатели с детьми? Только ли на уровне приказов и надзора за поведением детей, за «порядком и дисциплиной»? Или есть нормальное человеческое общение? Как общаются дети друг с другом? Блокируются ли всякие контакты между детьми разного возраста или, наоборот, приветствуются? Делают ли дети хоть что-то друг для друга, помогают ли друг другу – и, если да, то добровольно ли?
    4)           Учитывается ли в садике индивидуальность ребенка? Не все дети могут спать во время «тихого часа»: для таких детей лежание в постели – форменная пытка. Не всякий ребенок в состоянии съесть стандартный обед. Если всех детей в садике всегда стригут под одну гребенку, это плохо.
   5)           Насколько разнообразна среда, в которой будет находиться ребенок? Имеется в виду и среда в самом здании садика, и во дворе. Но важно и то, насколько разнообразные возможности среды используются. Ведь различные «средства развития» могут служить просто для показухи, а не для детей.
   6)            Важнейший критерий: как дети себя чувствуют в детском саду. С удовольствием ли ходят в садик? Хорошее ли у них настроение, когда они приходят домой? Что они рассказывают о садике? Об этом можно узнать у соседей, чьи дети уже посещают этот садик.
   7)           Какое впечатление на вас производит заведующая? От этого человека очень многое в садике зависит. На ваш взгляд, это скорее чиновница, начальница – или настоящий педагог, который любит детей?
   8)           Есть ли в садике логопед? Есть ли возможность постепенной адаптации ребенка к условиям садика (например, адаптивные группы)?
Разумеется, разные садики еще и работают по разным программам, и их разнообразие в настоящее время весьма велико.
Однако главное не по какой программе работает детский сад, а в чем видят педагоги свои задачи. Б.П.Никитин сказал, что наши детские сады – это «камеры хранения для детей». Если это действительно так (а, к сожалению, часто это так), то любая программа служит только «для прикрытия». Чтобы иметь возможность сказать: вот, мы работаем по программе «Радуга» и ее выполняем, значит у нас все хорошо.
Эта позиция неверная и даже опасная. Не дети для программы, а программа для детей. Так что неукоснительное выполнение какой угодно программы – не достижение. Тем более, это не так трудно – выполнять программу. Там все написано: творить, думать собственной головой – не обязательно. Собственно, очень часто именно для этого и служит программа: чтобы избавить сотрудников дошкольного учреждения от необходимости думать и от ответственности за свои ошибки. Неважно, полезно ли то, что мы делаем, для детей – или бесполезно. Важно, что мы выполняем программу.
Думаю, что «сарафанное радио» может дать гораздо больше для понимания подлинных особенностей «вашего» садика, чем официальный сайт и вообще любая официальная информация.
Наконец, очень важно разобраться в себе. Чего вы сами хотите от садика?
В последние годы все больше становится родителей с завышенными амбициями относительно собственных детей. Они хотят для своих чад социального успеха и ради него готовы фактически приносить малыша в жертву. Пусть он чуть не с утра до вечера учится, «развивается» – лишь бы стал «социальным лидером».
Могу авторитетно заявить: у такого ребенка больше шансов стать не социальным лидером, а невротиком. Говорю это на основании своего немалого педагогического опыта.
Это – тревожная тенденция. Да, детский сад в России – это образовательное учреждение. Однако по сути своей, по своим целям и задачам сильно отличающееся от школы.
В садике ребенку должно быть хорошо. Все или почти все дети ходят в садик, прежде всего, общаться, дружить и играть. Это их главные дела в садике.
И если в общении все хорошо, если ребенок достаточно и разнообразно играет и хорошо себя чувствует эмоционально и физически, то это главное.
Конечно, перед садиком стоят и серьезные задачи по подготовке детей к школе, по их развитию, в том числе и обучению. И с этим «ваш» садик тоже должен справляться.
Но если у вас и нет выбора, не огорчайтесь. Сделать правильный выбор не всегда просто. Главное все-таки то, что ваш ребенок растет и в его жизни наступает новый интересный период – он пойдет в садик. У него появятся новые отношения с людьми, друзья – а, может быть, и недруги. Все это необходимо для нормального развития человека.
Любой садик – это ступенька в социальном развитии крохи. И эту свою роль он худо-бедно все-таки исполнит.
 
*Консультанты:   Никанорова Наталья Ивановна, главный специалист управления образованием г. Петрозаводска; Егорова Светлана Сергеевна, заместитель заведующей по ВМР МДОУ «Центр развития ребенка» - детский сад № 107 г. Петрозаводска; Шурова Полина Александровна, методист «Центра развития образования» г. Петрозаводска.


Рецензии