О разновозрастных группах

Былое советское педагогическое единообразие, слава Богу, давно уже дало трещину, и теперь родители, отдавая ребенка в садик, порой могут выбирать: отдать его в обычную, одновозрастную – или в разновозрастную группу. Такие группы сейчас есть во многих садиках.
Какую же группу выбрать, если есть такая возможность: одновозрастную или разновозрастную? Чем они отличаются друг от друга? И как правильно определить, что лучше именно для Вашего ребенка?

Ванюшке сейчас 4 года. Раньше он ходил в обычный садик, но там не прижился, так как прослыл жутким хулиганом. Этот мальчик – из вполне благополучной семьи, но его папа – из числа так называемых «приходящих отцов»: он не часто бывает дома, в основном, – по командировкам. Он очень устает на работе, дома, как правило, отсыпается или смотрит телевизор.
Ванька – на редкость шустрый, активный пацанчик, мама и бабушка с ним не справляются: он их не слушается. Особыми воспитательными навыками они не обладают, а ребенок сложный. И вот на семейном совете было принято решение: отдать ребенка в разновозрастную группу. Такую нашли без особого труда, и воспитатель сказала, что проблемы ребенка ей понятны и есть возможность с ними справиться.
Сначала Ванькины мама и бабушка думали, что эта воспитательница очень строгая, держит детей в ежовых рукавицах. Но оказалось все не так.
Правда, первые дни мальчику было непросто: получилось, что он – один из самых маленьких в группе. Там были дети от 3 до 7 лет: самому старшему, тоже Ване, - уже 7, а младшей, Анечке, - 3 года. Еще двоим – по 4, как Ванюшке. Остальные – старше.
Недели две Ванька чувствовал себя не в своей тарелке, пытался, как в прежнем садике, капризничать, драться, грубить, но ничего у него не вышло. Мальчишки и особенно девчонки старше него драться ему не дали: просто схватят и держат – потом, когда ему уже не хочется драться, отпустят. Сначала он обижался, но вскоре начал отвыкать махать кулаками по всякому поводу.
А капризничать тут было как-то не принято. Малыши смотрели на старших, а у тех – много работы: воспитательница сама не делает почти ничего, все – на них: столы расставить, накрыть, на прогулку всех одеть, игры организовать. Не до капризов, да и стыдно было бы перед малышами: они же старшие, опытные люди! И малышам, глядя на «стариков», неудобно давать слабину.
Отношения в группе тут были другие. В прежнем садике – все просто: все равны, ты игрушку отобрал – или у тебя отберут; ты быстрее бежишь в догонялки – или другой; тебя наказала воспитательница или другого кого – вот и все отношения. Конечно, играли друг с другом, но игры все знакомые, одни и те же, ничего особенного.
Здесь игр оказалось много больше и таких, о каких Ванюшка раньше ничего не знал. Например, построить дом из «Строителя». Это сложное искусство. Старшие – архитекторы и инженеры, малыши – рабочие. Нужно работать слаженно и аккуратно, чтобы не испортить результат общего труда.
Много всяких сюжетно-ролевых игр: в больницу, например, - которым Ванюшку научили старшие дети.
Вообще многое в этом садике мальчик узнавал не от воспитательницы, а от старших детей. Так, собственно, было и в его прежнем садике, но там узнать от товарищей можно было немного: они же того же  возраста, что и он. А тут все интереснее.
Еще одно отличие: тут ничего нельзя было натворить безнаказанно. В прежнем садике за порядком следила только воспитательница, а тут – почти все. Старшие помогают воспитательнице и чувствуют себя по отношению к младшим вроде как тоже немного воспитателями; младшие подражают старшим.
Раньше, в старом садике, Ванька знал, что воспитательница  всего увидеть не может, так что и бояться особо-то нечего. Тут и воспитательница не видит – а все равно не развернуться: не дадут. Глаз много – и рук, посильнее, чем у него, тоже много.
Особенно бдительными оказались старшие девчонки: Лиза и Ира. Эти за всем уследят, они за порядком почище воспитательницы смотрят. А они крупнее и сильнее всех в группе, сильнее даже Вани, того, которому уже 7 лет.
Кстати, так получилось, что с Ваней-то наш Ванюшка в конце концов и подружился. Хоть и разница между ними – 3 года. Теперь их водой не разольешь: всюду вместе. Выглядит это со стороны довольно забавно, потому что Ваня старший – черный, как уголь, похожий на цыганенка, а Ваня младший – наоборот, уж такой белобрысый: у него волосы светлее, чем кожа. Ваня старший – высокенький и тощенький; младший – маленький и плотненький, как колобок. Вот такие друзья!
Почему они так сошлись? Ваньке маленькому приятно, что у него такой солидный друг. Это как-то поднимает его в собственных глазах. Представьте себе, что вы, допустим, рядовой начинающий артист театра – и подружились с каким-нибудь маститым опытным мэтром. Приятно! А Ване-старшему приятно, что он может играть роль Старшего, Опытного: это тоже поднимает его в собственных глазах. Ему только 7 лет – а на него уже смотрят, как на кумира, как на Большого Человека; он – Авторитет. Приятно!
Кстати, Ваня-старший – хоть и не идеальный, конечно, но хороший: смелый, умный, активный – мальчишка. Поучиться у него Ваньке есть чему. И влияет он на друга, в основном, вполне положительно.
Бывают, конечно, у Ванюшки всякие конфликты и в новом садике. Но друг Ваня не дает его в обиду, если даже и захочет нашего героя обидеть кто-то из старших детей, кто гораздо сильнее него. Бывает, Ванька не успевает за старшими детьми и огорчается, даже плачет. Но хулиганить он почти перестал, и, в общем, перевод в разновозрастную группу сказался на нем в лучшую сторону.

Пример нашего Ванюшки, бывшего хулигана, а теперь – вполне приличного человека – достаточно удачно иллюстрирует разницу между одновозрастной и разновозрастной группами.
Разница эта – прежде всего, в том, что социальные отношения, естественным образом складывающиеся в коллективе детей, в разновозрастной группе, как правило, совершенно иные.
В группе сверстников все равны и все – КОНКУРЕНТЫ.
Это, впрочем, характерно и для взрослого социума, и даже считается нормальным. Обсуждать, насколько это нормально для взрослых, здесь было бы неуместно (хотя я такие отношения считаю ненормальными, о какого бы возраста людях ни шла речь), но для личностного развития детей это очень плохо. В одновозрастной группе многие дети озабочены, главным образом, тем, чтобы выделиться, обратить на себя внимание воспитателя или сверстников, победить, превзойти их в чем-то и т.п. В таких группах дети часто постоянно ссорятся, так как друг друга нисколько не стесняются и не боятся, а уследить за двадцатью, а то и больше, маленькими детьми одному взрослому человеку физически не по силам. Все это в воспитательном смысле не очень хорошо.
В разновозрастной же группе старшие дети в каком-то смысле ощущает себя взрослыми и для них естественно считать своими ценности и нормы поведения взрослых, тем более, что всем детям очень хочется стать Взрослыми, почувствовать себя Взрослыми. А это проще всего, когда общаешься с детьми младше себя.
Вот почему мало-мальски грамотному воспитателю совсем нетрудно сделать так, чтобы старшие дети добровольно взяли на себя роль помощников: не только в каких-то прагматичных конкретных делах (расставить столы, одеть всех на прогулку и пр.), но и в вопросах порядка и дисциплины, и даже – соблюдения нравственных норм.
А это ситуация принципиально другая.  Малыши очень часто больше склонны слушаться старших детей, чем взрослых. Объясняется эта кажущаяся странность отнюдь не романтическими причинами. Просто малыш знает, что взрослый, даже если и поймает его на какой-то провинности, не станет применять к нему «меры физического воздействия». А старший ребенок – кто его знает. Со взрослыми малыш контактирует не так часто, а только в определенных ситуациях, а со старшими детьми – всегда, постоянно. Взрослые с ним не играют, а старшие дети – играют. Они ближе, играют большую роль в жизни, и в то же время они – тоже в какой-то мере власть.
Такая власть, не сосредоточенная в одних руках, более гибкая и более близкая и понятная ребенку, - больше видит и больше знает. Поэтому в правильно организованных (что не составляет особого труда) разновозрастных группах дети, в целом, реже ссорятся и отношения у них менее конкурентные: старшие и младшие чаще всего не воспринимают друг друга как конкурентов – они же разные. Семилетний не стремится ни в чем превзойти четырехлетнего: велика-ка ли честь? А трехлетка не пытается перещеголять шестилетку: это все равно невозможно.
В разновозрастных группах – это доказано – лучше обстоят дела с развитием речи детей, потому что маленькие имеют возможность постоянно общаться с шести и семилетками, которые, разумеется, знают гораздо больше – и, в том числе, больше слов – и вообще лучше говорят. Одна же взрослая воспитательница за день работы (за одну смену), как установлено, в среднем общается с каждым ребенком от 3-4 до 7-8 минут, причем это «общение», в основном, состоит из однообразных приказов и распоряжений, которые малыш должен выполнять, не обсуждая их. Какое уж тут развитие речи!
Дети в правильно организованной разновозрастной группе знают больше разных – особенно сюжетно-ролевых и подвижных – игр, лучше соблюдают правила. Они обычно более уравновешены и меньше растормаживаются к концу дня (то есть – к тому времени, как родители приходят их забирать из садика).
Однако идеализироваться разновозрастные группы не стоит. У них есть свои недостатки.
Скажем, организовать какое-то соревнование в такой группе сложно: младшие не желают соревноваться со старшими, предвидя свое неизбежное поражение; старшие – тоже не хотят, так как им кажется унизительным соревноваться с «малявками».
Обучение в таких группах идет трудней и, как правило, менее успешно, так как детей всех вместе можно учить только рисованию, лепке и т.п.: тут разный возраст – не помеха. Но как учить их всех вместе математике (то бишь – устному счету) или чтению? Приходится их разделять, что создает целый ряд проблем, с трудом разрешимых в условиях обычного детского сада.
Разновозрастная группа – разнообразней и интересней в смысле человеческих отношений и воспитательных возможностей, однако этими возможностями еще надо суметь воспользоваться. Можно так сказать, что разновозрастная группа предъявляет более высокие требования к профессионализму и даже педагогическому таланту воспитателя. Как раз слабым воспитателям проще работать в обычной, одновозрастной, группе. Кстати, такие группы, во многом, для удобства взрослых (воспитателей, заведующих, методистов, образовательных чиновников) – и созданы. Всем – одну еду, одни программы; за всеми – одинаковый присмотр – так легче. Бумажки проще оформлять. А это же ужасно важно!
Мой опыт говорит мне о том, что хорошие воспитатели – все без исключения – в значительной мере так организуют свои группы – вообще-то одновозрастные – как будто они разновозрастные. То есть у них тоже какие-то дети им помогают, причем – вполне добровольно, и пр., и т.п.
В каком-то смысле любая группа детей – разновозрастная. Потому что ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (личностный) ВОЗРАСТ детей все равно разный, пусть даже они все примерно одного биологического возраста. Кто-то растет в семье, где есть и папа, и мама; кто-то – в неполной (что почти всегда тормозит личностное развитие). У кого-то есть младший братишка или сестренка, а кто-то – единственный и неповторимый. Словом, все дети все равно РАЗНЫЕ. И хорошие воспитатели это умело используют.
А это значит, что разновозрастная ли группа или одновозрастная – не главное. Да, это существенно, но не играет решающей роли. Главное – чтобы у Вашего ребенка был хороший воспитатель: любящий детей, умеющий их правильно организовать, разобраться в их характерах.
Конечно, условия разновозрастной группы сами по себе ближе к условиям большой семьи или дворовой компании. Но подходят они не для всех детей и не для всех родителей.
Если для папы и мамы чрезвычайно важно, чтобы с ребенком много занимались и в каком-то отношении его развивали (развили какие-то отдельные способности, умения и навыки, интеллект), то им вряд ли подойдет разновозрастная группа. Которая, как уже сказано выше, для обучения менее удобна. Другой вопрос: а правы ли эти родители, что хотят именно этого? Но таких родителей сейчас очень много.
Если ребенок во всех отношениях благополучный, то ему почти безразлично, в какую группу ходить: стоит ли искать, где есть разновозрастные группы, куда-то его возить? А вот для такого малыша, как Ванюшка, можно и поискать разновозрастную группу, и пусть это даже будет довольно далеко. Тут игра стоит свеч.
Нужно помнить и о том, что мотивы для создания разновозрастных групп в садике могут быть совершенно разными, а от них многое зависит. Иногда все дело в педагогических принципах (как в Вальдорфских и Монтессори-садиках, а также некоторых других). Иногда – это простая необходимость (санаторные садики, садики при школах, частные, сельские и вообще загородные, где просто мало детей; часто в обычном городском садике летом мало детей, и их временно объединяют в разновозрастную группу). Иногда – что-то вроде эксперимента или даже – стремление выделиться  (заведующая хочет, чтобы ее садик прослыл особенным, передовым).
Если Вы хотите отдать ребенка в санаторную группу, тут все понятно: там его будут лечить, а то, что группа разновозрастная, это данность, и тут ничего не поделаешь. Если это просто маленький садик, где иных групп быть не может, тут тоже все понятно: выбора у родителей нет. А какой будет эта группа, зависит от воспитателя.
Если это – результат определенных педагогических убеждений и принципов, то лучше сначала с ними познакомиться. Например, Вальдорф и Монтессори – хотя и те, и другие организуют разновозрастные группы – это, мягко говоря, две большие разницы.
Если же дело в том, что заведующая садика очень честолюбива и хочет всем показать: вот, мол, какая я передовая и какой у меня сильно продвинутый неизвестно куда садик - то я вообще посоветовал бы от такого «дошкольного учреждения» держаться подальше: по крайне мере – до тех пор, пока эту шибко передовую заведующую не уволят.
Однако спросите любого хорошего опытного педагога, которого воспитание интересует больше, чем обучение, какие группы лучше: одновозрастные или разновозрастные – и вы получите стереотипный ответ: РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ. Я  тоже так думаю, но абсолютизировать не стоит.
Главное – не возраст детей, а человеческие отношения между ними. А они зависят, во многом, от работы воспитателя.


*Автор благодарит Хиноверову Марину Викторовну, зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 «Лесная полянка» г. Петрозаводска, за интересную информацию о разновозрастных группах.


Рецензии