Мой дом

Каким должен быть дом, где живет ребенок, чтобы он чувствовал себя хорошо и полноценно развивался? Что нужно ребенку: какая мебель, какие игрушки – какие отношения с людьми?
Ведь дети вынуждены жить в мире, созданном взрослыми для себя: квартиры и дома, в которых мы живем, - тоже часть нашего, взрослого, мира. Как же сделать так, чтобы наш дом, наша квартира была не только НАШЕЙ – но и НАШЕГО РЕБЕНКА?

Леле очень повезло: у нее не только есть своя комната, но она еще и довольно больших размеров. Более того, у родителей Лели есть свой дом – и это загородный (вернее, пригородный) дом! При доме лужайка и даже небольшой садик. Все эти блага окружены высоченным забором из проволочной сетки, через который ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит. А уж тем более – человек. Так что – играй, не хочу.
Однако Леля (ей сейчас 5 лет) во дворе играет редко. Дело в том, что там все очень благоустроено: в садике можно двигаться только по посыпанным песком дорожкам, а под деревьями везде вскопано. И, конечно, не Леля там копала: она никогда ничего ни во дворе, ни в саду, ни в доме не делала и даже не может себе такого представить. Сад красивый, но делать там нечего.
Перед домом – лужайка с газонной травой и двумя небольшими клумбами. Места мало. На траве девочка иногда играет: катает коляску с куклой, раскладывает игрушечную посуду или какие-то яркие тряпочки. А больше здесь тоже ничего делать нельзя.
Но давайте зайдем в комнату Лели. Это роскошная комната! О такой комнате, я уверен, многие могут только мечтать – не пятилетние дети, нет, а вполне взрослые и обеспеченные взрослые люди. Огромное, как витрина, окно – но выходит оно на глухую стену соседнего дома. Комната красивая. Вот только здесь тоже нечего делать. Стены в Лелиной комнате пластиковые (панели): к ним ни прикрепить ничего, ни повесить, ни писать, ни рисовать на них нельзя. Висят две-три картины: стандартные конфетно-красивые пейзажи, один из них – японский. Но Лелю картины не интересуют: она к ним привыкла. Много мебели, и очень хорошей и дорогой, такой, которую нельзя портить.
Что делать ребенку в такой комнате? Спать? Валяться на диване? Комната большая, на полу, несмотря на многочисленную мебель, остается много места – но даже здесь не разгуляешься, потому что лежит на этом полу не ковер и уж тем более не дешевый палас, а медвежья шкура. Настоящая! С настоящей же огромной, как колода, медвежьей головой с зубами и стеклянными глазами.
Эту шкуру Леля, во-первых, боится: у маленьких детей нет четкого представления о том, чем живое отличается от неживого – поэтому они на всякий случай считают живым все вокруг, не только чучела и шкуры зверей, но даже кукол. Поэтому девочка не совсем уверена, что медвежья морда ее не укусит, если она станет прямо по ней ходить. Так что она тщательно обходит опасный предмет. А шкура так лежит, что если на ней что-то делать, она разъезжается: скользит по паркету. Неудобно. Поэтому девочка предпочитает играть на огромном диване, но он неровный, слишком мягкий – там тоже неудобно.
Странное дело: в этом роскошном помещении ребенку, в сущности, негде приткнуться. А уж о том, чтобы внести в интерьер что-то свое: хоть рисунок что ли повесить на стену – и речи быть не может.
Так что любимое Лелино занятие – расчесывать волосы перед зеркалом и корчить рожи (тоже перед зеркалом). Что это ей дает в смысле развития – один Бог ведает.

А вот Артему повезло больше. То есть – у него свой комнаты фактически нет: есть угол, кое-как выгороженный в их, единственной, комнате, где живут, кроме него, папа, мама и бабушка. Сама комната гораздо меньше Лелиной. Однако тут много преимуществ.
Во-первых, на одной из стен можно рисовать. Листы бумаги прикрепляются прямо кнопками, потому что к стене прислонен лист обыкновенной фанеры. Рядом, на полочке, целая россыпь карандашей и фломастеров, и старых, и новых.
Тут же коробки с пластилином: на верхних полках (это простецкие книжные полки, поставленные друг на друга – почти до потолка) – выставка готовых произведений. Не всегда можно сразу догадаться, что данная пластилиновая скульптура изображает: то ли это марсианин, то ли восход солнца в горах, а, может, портрет мамы? Но интересно.
На полу, кроме линолеума, ничего нет. Слава Богу. Правда, в шкафу имеется маленький спортивный мат. Артемка иногда его сам достает и с удовольствием на нем кувыркается.
Другие стены, те же книжные полки и даже дверь часто похожи на бельевую площадку, где сушится мокрое белье, только здесь его заменяют листы бумаги с самыми разными буквами, словами и рисунками. Иногда пишет и рисует сам Артем, а иногда и мама или даже бабушка. Буквы – причем, все, какие есть в русском и в английском алфавите – висели в Артемкином углу чуть ли не с самого его рождения и до сих пор (ему тоже 5 лет) висят, хоть он их давно все выучил назубок и даже уже пишет.
У Артема нет дорогих игрушек. Нет никакой своей мебели: спит он на раскладном кресле, которое в течение дня – в распоряжении бабушки, потому что кресло это в комнате единственное. Но места на полу – хватает. Хочешь прыгай, хочешь ползай (Артем, пока был совсем маленький, лет до 2-х, обожал проползать под шкафом, и мама даже говорила, что он молодец: даже пылесосить под шкафом не надо – так там всегда чисто), а хочешь лазай! В Артемкином углу висит канат. Да, да – самый настоящий! Он привязан к огромному крюку под потолком. Артем легко взбирается до самого потолка и может там висеть минут по пять, не меньше. Так что руки у него, несмотря на пять лет от роду, ого-го! – как клещи! Вцепится – не отдерешь.
Поскольку комната одна на всех, вся жизнь семьи общая, все происходит у всех на глазах. Это не всегда хорошо – но Артему интересно. Он с удовольствием беседует с бабушкой о преимуществах вязания крючком перед вязанием на спицах; охотно помогает папе что-нибудь чинить; любит вытирать посуду, которую моет мама. Жизнь всех его близких – это и ЕГО жизнь.
Артем очень любит свою комнату. Здесь всегда есть чем заняться. Здесь интересно. Здесь нет почти ничего, что можно испортить, сломать – и за это будут ругать. Сюда можно внести что-то свое: новый рисунок, новую пластилиновую скульптуру. Это маленькое пространство – не чужое для малыша: он уже что-то в нем СОЗДАЛ САМ, своими руками – и имеет возможность что-то менять, переделывать – и это интересно и ему, и взрослым.

Надеюсь, читатели не поймут сопоставление комнаты Лели с комнатой Артема как утверждение: бедным быть лучше, чем богатым. Богатым быть, конечно, лучше. Так что тут не в этом дело.
Просто родители Лели не понимают некоторых элементарных вещей, а материальные возможности, которыми они обладают, позволяют им дать полный простор своему дремучему непониманию – так что ребенку тесно и скучно в якобы «своей» огромной комнате, которая совсем не ощущается девочкой как СВОЯ.
Психология любого человека – просто потому, что он человек – такова: МОЕ – ЭТО ТО, ЧТО Я САМ СДЕЛАЛ.
Не секрет: это скажет вам любой семейный психолог – многие разводы объясняются в значительной степени тем, что молодожены НЕ ЧУВСТВУЮТ СВОЮ КВАРТИРУ СВОЕЙ. Ее купили родители. Ее обставили родители. Казалось бы, как все хорошо: живите и радуйтесь. Вместо этого смотришь: через год-полтора молодые «разбежались».
Потому что они каждый день приходили В ЧУЖОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, и им казалось, что они там живут ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ. Особенно, если квартира не отдельная и распоряжаются в ней не они, а, опять же, родители.
Так что любой, даже пожилой, человек ощущает как свое только то, что ИМ ВЫБРАНО, ИМ КУПЛЕНО, ИМ СДЕЛАНО.
Так что у Лели, в сущности, нет ничего своего. Эта комната называется «ее комнатой», но кто-то – какие-то другие люди – ее обставили ЗА НЕЕ, нисколько не считаясь с ней, с ее интересами – по собственному вкусу. Даже очевиднейшее: что девочку пугает медвежья голова – не хотят учесть ее родители.
А вот с Артемом, его потребностями и интересами, считаются. И мальчик не замечает скудости домашней обстановки: все, что ему нужно, там есть.

Это очень здорово, когда есть отдельная комната для ребенка. Прежде всего, потому, что все СВОЕ, СОБСТВЕННОЕ укрепляет уверенность в себе и ощущение своей идентичности, самости – а это очень нужно малышу.
Но формально свое – еще не значит свое ПО СУТИ. Во-первых, если комната его, то тогда стучитесь, чтобы войти, спрашивайте разрешения. Неважно, что человеку 2 или 3 года: приучайте его к самоуважению. Во-вторых, если что-то вы в ЕГО комнате хотите сделать, переставить, убрать – опять же, спрашивайте разрешения. Не разрешает он, не можете его убедить – если это не так уж важно, опасности для жизни нет – значит пусть будет, как он хочет: это же ЕГО комната.
А что он в СВОЕЙ комнате сделал САМ? Мебель стоит, как ОН ХОЧЕТ – или как хотите вы, а его никто и не спрашивал? Вы думаете, странно советоваться с такой крохой по такому вопросу? А тут не в рациональной расстановке дело, а в том, чтобы маленький человек почувствовал свою комнату именно СВОЕЙ в полном смысле этого слова. В конце концов, вы всегда можете его убедить все поставить, как надо и как вам хочется, но у него будет ощущение, что решали вы это ВМЕСТЕ, то есть и он тоже решал – а это важно.
В комнате ребенка должно быть что-то, ИМ СДЕЛАННОЕ. Пусть это всего лишь каряки-маряки или странные пластилиновые скульптуры. Важно, что это малыш сделал САМ, СВОИМИ РУКАМИ. Такой ребенок чувствует, что окружающее его пространство в какой-то мере можно преобразовывать, менять, пересоздавать – а это крайне важно для его личностного развития, потому что он ощущает себя Творцом, Хозяином – чувствует свою человеческую силу.
Такие дети гораздо увереннее, психологически устойчивее, у них меньше страхов, они даже спят лучше.
Важнейший вопрос: что может делать ребенок в своей комнате? Артем может: учиться (разумеется, играя, незаметно для себя – но фактически это именно учеба), рисовать, лепить, играть в разные игры на полу, лазать и кувыркаться (заниматься физкультурой), общаться сразу с тремя близкими взрослыми, помогать им. Это вполне полноценная среда обитания для маленького ребенка.
А у Лели почти ничего этого нет.

Дети совершенно равнодушны к комфорту, во всяком случае – в нашем, взрослом, понимании.
Вот две маленькие девочки, сестры Аня и Даша, приехали на дачу. Дача хорошая, с горячей водой, отоплением, ванной. Но дети из старых картонных коробок устроили себе «домик», вырезали в нем окошко и с огромным удовольствием проводят там почти все свое время. «В домике» из картона тесно, не повернуться – а им нравится.
Все же знают, что, скажем, на прогулке взрослый аккуратно обойдет лужу, чтобы не замочить ног, а ребенок обязательно пойдет по воде (если только ему не запретят). Взрослому важно не простудиться, а малышу – чтобы было интересно, чтобы было испытание, и вот он себе устраивает испытание.
Когда я сам был сравнительно маленьким мальчиком, в нашем городе оборудовали новый парк, совсем недалеко от нашего дома. Мы, дети, там гуляли. Там была речка, небольшая, но довольно глубокая и с быстрым течением. Через нее вели два мостика, - один долгое время оставался недостроенным: то есть там были только скользкие металлические трубы, без всякого настила и без перил. А второй – мост как мост, все, как полагается. Так вот, я не помню случая, чтобы мы, мальчишки, переходили на другой берег по хорошему мосту – всегда только по этим трубам. Были случаи, что кто-то падал в воду. Но никому даже в голову не приходило идти по нормальному мосту: это же так скучно!
У детей свои критерии. И с ними нужно считаться.
Для нас, взрослых, наш дом – место отдыха: мы работаем в другом месте, учимся в другом месте. А для ребенка – это и класс, и мастерская, и спортзал, и спальня. Поэтому наборная касса или просто карточки с буквами и цифрами, кубики разного цвета, песочница (да, есть такие – маленькие песочницы для дома), маленький спортивный уголок – важнее для малыша, чем мягкий дорогой диван и полированный стол.
Вернее, мягкий диван и полированный стол крохе вообще не нужны, они в его комнате лишние. Все, что в ней есть, должно быть именно ДЛЯ РЕБЕНКА: то, что можно исследовать, трогать, что помогает развиваться.
Хорошо, если есть место, откуда можно смотреть в окно: многие дети это любят (ведь  даже животные: кошки, собаки – любят смотреть в окно, иногда часами). Это занятие развивает любознательность и наблюдательность.
Конечно, какой-то уют: какое-то местечко, куда можно забиться, спрятаться, любимые мягкие игрушки, которые успокаивают, - это тоже важно.
Своя комната должна восприниматься малышом как абсолютно надежное, уютное и именно СВОЕ место, где ему хорошо, где ему нравится, всегда есть чем заняться, можно что-то менять и куда могут зайти только хорошие, добрые, самые близкие люди.
Педагоги и психологи говорят, что дом в норме должен стать для каждого человека «ресурсным местом», откуда он черпает силы для дальнейшей жизни, для преодоления трудностей. Дом Артема больше похож на ресурсное место, чем дом Лели. Дом Артема человечески богаче, он лучше приспособлен для жизни, его можно любить, быть привязанным к нему. А дом Лели очень напоминает благоустроенную тюрьму. В которую неизвестно за что девочку поместили собственные родители.

Итак.
Решая, как обставить комнату малыша (или ту комнату, где он будет жить, если своей у него нет):
1. не заботьтесь о комфорте в нашем взрослом понимании, не выбрасывайте деньги на дорогие предметы обстановки, которые будут только мешать ребенку;
2. подумайте, что будет в его комнате такого, что поможет ему развиваться: как физически, так и умственно – учиться читать, считать, рисовать, лепить, строить и пр.; можно ли будет ползать, прыгать, лазать;
3. ребенку нужно место на полу: для нас пол – то, по чему мы ходим и что можно заставить мебелью, а для ребенка это площадка для игр – и она обязательно должна быть;
4. на полу должно быть тепло, но роскошный ковер с ворсом лучше заменить дешевым паласом: не так жалко будет, если малыш его испортит, а, кроме того, высокий ворс малышам очень мешает: по такому ковру трудно возить машинку и даже двигаться самому;
5. в комнате малыша должно быть что-то, что он создает и преобразовывает САМ, своими руками: стена, где можно рисовать; угол, где можно строить башни из кубиков и т.п.;
6. уважайте права хозяина комнаты: советуйтесь с ним о том, что куда поставить, а когда он поселится в своей комнате, ничего не меняйте в ней без его разрешения: тогда малыш почувствует, что его уважают, и сам тоже будет уважать себя.


Рецензии