Перед великим шагом

Итак, вы приняли это решение. Вместе ли с мужем, или одна – или просто так получилось. Вы будете рожать. У вас будет ребенок.
Это решение принимают миллионы женщин в мире каждый день. Что может быть обычнее, банальнее?
Но именно это решение – самое ответственное, самое важное, какое только может принять человек на Земле. Никакие президенты, никакие цари и генеральные секретари не знают такой великой ответственности, какую знает каждая Мать.
Да, это так объективно. Однако редко какая молодая – и даже не очень молодая – женщина хорошо себе представляет, что же нужно, чтобы ее ребенок вырос во всех отношениях здоровым и счастливым человеком. О чем нужно позаботиться заранее, что нужно обязательно учесть, о чем подумать, что попытаться предвидеть? Как правило, на первый план выступают материальные и медицинские проблемы, - но есть ведь еще и психологические, и педагогические. Они не лежат на поверхности, и их чаще всего не замечают. И поэтому не успевают обдумать заранее.

Аня (в семье ее зовут Ани, с ударением на «и» – на восточный лад) родилась в сверхблагополучной семье, при самых наилучших условиях. Маме было 24 года: идеальный возраст для первых родов. Она уже успела закончить институт, два года поработала в школе (мама Ани – учительница). У нее хороший муж: преданный семье, и энергичный, и добытчик. Дом у них – полная чаша. Регина Ивановна (вообще-то – Ованесовна) – совершенно здоровый человек, кормила ребенка грудью до 2 лет. Девочка родилась на редкость крупная, здоровая, красивая.
Аня прекрасно развивалась: в 5 лет отлично говорила на трех языках: русском, армянском и английском (мама – преподаватель английского; папа с мамой говорят по-русски, бабушка с дедушкой – по-армянски). Рисовала, лепила. В 6 лет начала писать стихи, которые печатали в газетах. Пошла в престижную языковую школу, куда брали по результатам тестов и даже чего-то вроде экзамена; Аня без труда прошла строгий отбор. Успешно училась по всем предметам.
Но с годами становилась все более замкнутой, у нее не было друзей. С 10 лет писала стихи о расставании, одиночестве, смерти. Мама эти стихи рвала и выбрасывала. В 15 лет Аня пыталась покончить с собой, к счастью, неудачно.
И вот тогда Регина Ивановна впервые задумалась: что же я делала не так?

Даня – поздний ребенок. Его маме было 32, когда он родился. Большая любовь ей не удалась: человек, который ее полюбил и которого полюбила она, был женат, уже был ребенок. Она не захотела строить свое счастье на обломках чужого несчастья: была не так воспитана. Они расстались. Через много лет встретился человек, намного старше нее, вроде бы надежный. С солидным положением и хорошей зарплатой. Чего было еще ждать?
Но сразу после рождения сына обнаружилось, что муж пьет и в состоянии опьянения становится буйным. Ей, интеллигентной женщине, приходилось несколько раз, ночью, с маленьким сыном, убегать из дома; однажды они до утра просидели на вокзале. Был случай, когда она с сыном закрылась от мужа в туалете и просидела там на крышке унитаза несколько часов, пока он не ушел на работу. Однажды пьяный отец ударил трехлетнего сына. После чего чувствительный и ранимый малыш откровенно возненавидел отца.
Разумеется, все это кончилось разводом. Маме было уже 38, создавать новую семью не хватило сил. Ее семьей стал сын: в нем был весь свет, весь смысл ее жизни. Это был талантливый, интересный, умный, но болезненно застенчивый и неуверенный в себе ребенок. Он терпеть не мог всех мужчин и даже мальчиков – играл только с девочками, однако и они его обижали. От отца Даня унаследовал бешеную вспыльчивость, совершенно не мог владеть собой, но эмоциональной чувствительностью отличался чисто женской.
Сейчас Даня уже более чем взрослый человек: ему 35 лет. У него нет семьи, он постоянно меняет место работы, потому что нигде и ни с кем не может ужиться;  у него нет друзей. По-прежнему его единственной опорой в жизни остается мама.

Родители Киры – тоже очень благополучные люди. И Кира – их единственная дочь. Они ее очень любят, они очень заботливые и нежные родители. А Кира – умная, способная (она прекрасно рисует) и обаятельная девочка.
Вот только родителям Киры никогда не приходило в голову, что не только они должны заботиться о ребенке, но и ребенку нужно о ком-то заботиться. И Кира так и выросла: ни о ком не заботясь. Никогда она ничего не делала для других, никто никогда от нее этого и не ждал. У девочки не было и нет никаких обязанностей.
Сейчас Кире 14. Она занята только собой. Очень лжива: постоянно выдумывает то, чего не было и не могло быть – как маленькая. Хвастает дружбой с мальчиками, которые ее не узнают при встрече. Не держит слово. Совершенно не замечает других людей, их потребностей, их нужд. И пока вполне довольна своей жизнью.
Однако у нее тоже нет друзей и, в сущности, жизнь ее пуста, хотя она сама об этом и не догадывается. А что будет, когда она станет взрослой? Какой она станет женой, матерью?

Кто-то, наверное, спросит: так, может, лучше вообще не иметь детей?
Конечно, лучшее средство от кариеса – не иметь зубов. Но беда в том, что главное содержание и смысл жизни женщины, абсолютно любой, - это как раз дети. И здорового счастливого ребенка на самом деле можно вырастить в очень разных – часто вроде бы в не очень хороших – условиях. Только нужно постараться заранее подготовиться, по возможности предвидеть все то, что может вам помешать.
Самое главное, чем стоит заняться решившей рожать женщине, - разобраться в себе.
Скажем, мама Дани кажется абсолютной альтруисткой: все для сына, вся жизнь отдана ему. Но фактически это чистый эгоизм. Ребенок придает смысл ее жизни, у своего сына она берет силы для жизни – во многом, отнимая их у него. Ведь он не может жить только для своей матери – это противоестественно. А получилось, что его роль именно такая: быть утешением своей мамы.
Если бы мама Дани своевременно увидела это в себе, она еще могла бы научиться вести себя рационально по отношению к сыну. Увы!
Ведь не ребенок для нас – а мы для ребенка.
Главное, о чем стоит подумать: что я смогу дать своему ребенку? Понятно, любовь, заботу. Но этого может оказаться мало.
Например, проблема Регины Ивановны – очень умной, энергичной, успешной, интеллигентной женщины – в том, что она 15 лет была уверена: всем детям нужно одно и то же, и я точно знаю, что им нужно. Ее дочь – т.н. творческая личность, а ее отдали в школу, где изучают сразу три языка, задают кучу уроков, жестко требуя их выполнения; где за опоздание на урок вызывают родителей; где учителя никогда ни о чем не говорят с учениками, кроме учебы; где нет дружбы, нет полноценных человеческих отношений. Наконец, девочке нужно было свободное время – ведь она поэт по призванию – а его не было долгие годы. И мама ничего не замечала, не видела, как это для Ани тяжело.
Маме Ани не хватило умения разбираться в людях, гибкости и просто элементарных психолого-педагогических знаний. Хотя она педагог по профессии, прочла много книг по психологии и педагогике. Но не попалось ей то главное, что было именно ей нужно. Или она так читала.
Подготовиться к рождению ребенка – что это значит? Для большинства родителей это значит – купить все необходимое; посоветоваться с врачом. А на самом деле нужно бы еще многое.
Например, решить для себя: а какая я сама? Что я за человек? Что во мне есть такого, что хорошо для моего будущего ребенка, а, может, есть и что-то такое, что не очень хорошо? Разобраться  в себе.
Далеко не всякий человек способен это сделать самостоятельно: многим нужна помощь психолога.
К сожалению, уровень культуры нашего общества таков, что к психологам, а уж тем паче – к психотерапевтам (они же медики!) – обращаются, только когда припечет. Когда дочь уже пыталась покончить с собой, сын сбежал из дому, муж запил и дерется – и т.д., и т.п. И совершенно напрасно. Психологи – не «Скорая помощь». Это просто специалисты, которые помогают ПОНЯТЬ СЕБЯ, свои проблемы и найти правильные пути их решения. А внутренние проблемы есть у всех - или почти у всех - современных людей.
Некоторым даже бывает странно подумать, что можно вот так просто, ни с того ни с сего, пойти к психологу. Это даже кажется чем-то стыдным: я что, психопатка? Я нормальный человек!
Но психопатами занимаются психиатры (тоже медики), а психологи – как раз «нормальными» обычными людьми.
У взрослой женщины, которая собирается рожать, должно быть ПОЛНОЦЕННО РАЗВИТОЕ САМОСОЗНАНИЕ. Само-сознание – сознание себя: четкое представление о себе самом как о человеке, о своих достоинствах и недостатках.
Если женщина себя знает плохо – а так и бывает чаще всего – то она НЕ УЧИТЫВАЕТ СЕБЯ, не понимает, чего же ей ждать от себя, не в состоянии предвидеть, как она повлияет на своего ребенка.
Малыш – мягкая глина в руках своей матери. Что она вылепит из него? Если сама не знает, какая она? Что у нее может неожиданно вылепиться?
А само воспитание – разве оно не требует квалификации? Причем, не только каких-то знаний, но и умений и навыков? Понятно, умения приобрести можно, только воспитывая. Но хотя бы о каких-то знаниях заранее позаботиться надо? По-моему, не помешает.
Очень рекомендую, например, книгу Е.В.Субботского «Ребенок открывает мир»: эта книга написана серьезным ученым – и в то же время это популярная книга, читается она легко, никакой подготовки не требует.
Можно «полазить» и по каким-то сайтам: только не читать все, что попадется, а заранее установить для себя критерии отбора, отделения пшеницы от плевел, потому что Интернет – это, как известно, «глобальная мусорная свалка».
Во всяком случае, какое-то достаточно четкое представление о том, что значит воспитывать и как собираетесь воспитывать именно вы, - желательно иметь еще до того, как ваш ребенок родился.
Еще один вопрос: что за человек мой муж? Наши отношения с ним действительно будут благотворно влиять на малыша? Будет ли он по-настоящему любить ребенка? Станет ли хорошим отцом и достойным образцом для подражания?
Правда, обо всем этом лучше задуматься тогда, когда он вам сделал предложение – или еще раньше.
Конечно, стоит подумать и о том, достаточно ли устойчиво ваше социальное положение, где и как вы будете жить. Хотя как раз об этом современные родители обычно думают.

Детство мы часто называем прекрасным, светлым периодом жизни. Хотя и знаем, что это далеко не всегда так. И далеко не всегда за благополучным детством следует столь же благополучная взрослая жизнь.
Ребенок не выбирает себе родителей, условий жизни, человеческих отношений, которые его формируют. Все это зависит не от него. А всякий взрослый сформирован своим детством. И он не просил его воспитывать именно так, а не иначе. Это сделали его родители.
Родители определяют облик мира. В детской вершатся судьбы человечества. К 5-ти годам закладываются основы личности: дальше человек тоже развивается, меняется – но только в рамках заданной в первые 5 лет его жизни «программы».
Мало кто это понимает, но сейчас, на наших глазах, происходит величайшая со времен Моисея революция в человеческом сознании и культуре. Она заключается в том, что люди повернулись лицом к раннему детству.
Еще сто лет назад ни один серьезный человек не интересовался маленькими детьми. Ни у одного классика педагогики: Песталоцци, Руссо, Локка, Коменского – нет ни единого слова о раннем детстве.
Сейчас мы имеет кучу сайтов, где тысячи молодых мам увлеченно обсуждают мельчайшие проблемы воспитания своих, совсем еще крошечных, детей; огромными тиражами издаются журналы для родителей – их совокупный тираж в нашей стране превышает миллион экземпляров, а ведь это коммерческие издания, кто-то же их читает!
И когда я думаю обо всем этом, меня охватывает глубокое волнение.
Не всегда самое главное – то, что на поверхности; иногда главное – в глубине. Да, на поверхности современной жизни мы видим мало хорошего. Но то, что огромное число людей – отнюдь не профессиональных педагогов и психологов – с таким вниманием, с таким интересом  относятся к раннему детству – вот этого не было в истории человечества никогда! Нам повезло, что мы стоим у истоков этого великого духовного движения. И именно это – самое главное, что происходит сейчас на Земле. Именно так будут говорить о нас – говорить с уважением! – наши потомки: ОНИ ОТКРЫЛИ ЗНАЧЕНИЕ РАННЕГО ДЕТСТВА! Они стояли у истоков этого Великого Открытия! В начале Великой Эпохи.
Именно поворот «лицом к ребенку», причем совсем крошечному, еще не умеющему даже ходить и говорить, вроде бы еще не человеку, - это главное положительное содержание нашего века, нашего времени.
И нам всем стоит подумать: на уровне ли мы своего времени – или безнадежно отстали.
К рождению ребенка нужно очень серьезно готовиться. Много думать, читать, постараться многое предвидеть.
После трех - уже поздно! После 15-ти – тем более.


Рецензии