Нравственный ребёнок

Конечно, все родители хотят, чтобы их дети выросли нравственными, моральными людьми. Но получается так не всегда.
Какого же человека можно считать «нравственным»? И каким образом воспитывается «нравственность»? Что нужно делать, чтобы ребенок вырос нравственным человеком?

Наверное, многим памятен такой эпизод. В феврале 2004 г. в Москве рухнула крыша аквапарка «Трансвааль». В момент катастрофы маленькая 8-летняя девочка, Саша, обнаружила, что рядом с ней в воде барахтается малышка (3-летняя Маша). Естественно, малышку эту Саша видела впервые в жизни. У самой Саши была сломана рука. Она не знала, что с ее родителями. Рядом находилась бетонная плита, поднырнув под которую (а Саша хорошо плавает и ныряет), можно было выбраться из завала. Тем не менее 8-летняя девочка полтора часа держала малышку, успокаивая ее, и дождалась прихода спасателей. Когда Сашу потом спросили, могла бы она поднырнуть и уйти, она сказала: «Ну, конечно! Но как же можно бросить человека в беде?»
А вот другая история. Тоже совершенно реальная. Некая девушка вышла замуж. Ее родители – обеспеченные люди, купили молодой паре квартиру. Однако дочь хотела еще и машину, причем – роскошную иномарку. В этом ей отказали. Тогда она – через своего мужа – «заказала» свою мать. Мать была убита. Дочь рассчитывала получить наследство, достаточное для покупки искомой машины. Но киллера поймали, и он выдал заказчиков.
Конечно, это экстремальные примеры. Однако по ним видно, насколько огромен разброс т.н. «морального поведения» у разных людей. Мишель Монтень когда-то сказал, что отдельные люди отличаются друг от друга зачастую гораздо больше, чем человек отличается от животного. И он совершенно прав.
Что же это такое – «нравственность», «нравственное поведение», «нравственный человек»?
Из приведенных примеров это понятно. Нравственный человек предпочитает не свой сиюминутный эгоистический интерес (спасти себя, выбраться из завала), а интересы других людей – или то, что ему кажется морально правильным (нельзя бросать человека в беде: это неправильно). Безнравственный, наоборот, жертвует всем (или чем-то, не всем – это зависит от меры безнравственности) ради своей корысти: ради того, что ему удобнее, легче, приятнее в данный момент. Для него главное – не соблюдать некие нормы, а добиться своего любым путем.
Почему же некоторые люди ведут себя так, как Саша? А многие другие – так себя не ведут?


Римма Алексеевна – очень строгая мама. Ее дочь, Вита, хотя она и очень умная девочка, и ей уже 7 лет, хоть у нее вполне благополучные и обеспеченные родители, не умеет пользоваться мобильным телефоном: мама считает, что малышке нельзя позволять звонить, кому ей хочется, и разговаривать, о чем хочется. Квартирный же телефон стоит в комнате родителей, закрывающейся на замок. Разговаривать можно только с маминого разрешения и в ее присутствии.
Вита уже обучена работать на компьютере, даже немного умеет печатать (буквы она знает с 3 лет), однако свой электронный адрес ей завести не разрешают: все письма для Виты приходят на адрес мамы и проходят строгую «цензуру».
Все «подруги» и «друзья» Виты, партнеры по играм, отобраны мамой: это подходящие дети, с которыми, по мнению Риммы Алексеевны, Вите можно водиться без риска чего-нибудь плохого от них «набраться».
Дома у Виты две обязанности: она каждый день после обеда выносит пакет с мусором и иногда присматривает за маленькой сестренкой (ей только годик). Эти поручения даны мамой, строго следящей за их исполнением.
Мама Виты не отличается разговорчивостью. И она очень занятой человек. Обычно ее общение с дочерью ограничивается деловыми вопросами и распоряжениями: они должны быть неукоснительно исполнены. Впрочем, Римма Алексеевна – очень выдержанный человек, на дочь никогда не кричит. Однако Вита ее побаивается.
Когда Вита пошла в школу, Римма Алексеевна стала каждый день выслушивать ее «отчеты», но вообще была спокойна за нее: по ее мнению, дочь абсолютно «стерильна» с моральной точки зрения. Действительно, сначала учительница Виту хвалила: послушная, исполнительная, умная, развитая.
Но потом случилось ЧП. В классе есть одна больная девочка, ее следовало бы отдать на компенсирующее обучение, но родители не захотели. Она смешная, говорит непонятно, очень маленькая и слабенькая. Ее стали бить, издеваться над ней. Пришли родители девочки, пожаловались. Выяснилось, что в число главных «инквизиторов» входит и примерная Вита. Она не была самой жестокой (этим отличались мальчики), но оказалась самой изощренной из всех мучителей.
Римма Алексеевна была скандализована. Вита, полностью изобличенная, тем не менее не хотела ни в чем сознаться.

Дане тоже 7 лет. И у него есть маленький братик, Димка. Иногда Даня водит его в садик и забирает оттуда, но мама никогда ему этого не поручает, а просит:
- Даниил, сходишь в садик за Димкой? Я занята, не могу.
В этом случае мама всегда называет Даню полным именем.
Данин папа – большой молчун, а мама, как и Римма Алексеевна, очень занята: она пишет диссертацию. Но, несмотря на это, детям часто удается втянуть и папу, и маму в свои игры. В парке на прогулке они все вместе играют в прятки. Дома – в настольные игры (в основном, с Даней: Дима очень подвижен, непоседлив, да и мал еще).
Когда Даня с Димкой остаются дома одни, старший брат отвечает за поведение младшего. А Димка – очень шустрый, гиперактивный мальчишка: изрядный хулиган. Но Даня умеет за ним присмотреть, никогда его не бьет, хотя они и ссорятся на почве «соблюдения моральных норм». Например, брать конфеты из буфета запрещается, и Даня за этим следит. Димка же так и норовит стащить конфету: именно потому, что нельзя.
Однажды по дороге из садика Даня не досмотрел за братом: тот забрался в лужу, промок. И заболел. Температурил, кашлял.
Мама расстроилась, но не ругала Даню, а потом сказала, что не сердится: это ведь получилось случайно. С тех пор Даня стал еще более внимательным «нянем».
Когда Даня пошел в школу, тоже случился эпизод, будто специально придуманный для проверки его «моральной зрелости». Мальчишки – старше него – зашли в раздевалку первого класса и стали шарить по карманам. Ему они пригрозили, чтобы молчал. Однако мальчик не побоялся спорить с ворами, и те его побили. Даня пожаловался своей учительнице, и воров поймали. Они рассказали, как этот «шпендик» пытался им помешать – вот и пришлось его «поучить». Да, видно, мало ему дали. Вишь, какой вредный мальчишка!

Попробуем разобраться.
«Нравственный человек» ведет себя хорошо, правильно НЕ ДЛЯ ДРУГИХ (не напоказ), А ДЛЯ СЕБЯ. Например, Саша прекрасно понимала, что никто ее не осудит, если она поднырнет и убежит, оставив малышку. Да никто и не узнает. Однако она этого не сделала.
У подлинно нравственного человека есть определенное представление не только о том, как следует себя вести (такое представление есть у всех детей, кроме совсем уж крошечных), но и о САМОМ СЕБЕ как о человеке нравственном, соблюдающем моральные нормы. Например, «нельзя бросить человека в беде» - это моральный императив. Саша уверена, что обязательно должна его соблюдать. Хотя она, конечно, знает, что далеко не все люди и далеко не всегда так себя ведут.
Зачем это нужно Саше? Чтобы сохранить уважение к себе.
Кстати, современные педагоги и психологи считают, что потребность в самоуважении – это главная духовная потребность человека. Правда, разные люди добиваются самоуважения совершенно разными – и даже диаметрально противоположными – способами. В том числе и с помощью самообмана. Но Саше, чтобы уважать себя, нужно вести себя морально. Другого выхода для нее нет. Иначе она потеряет уважение к себе.
Как же получаются такие люди, как Саша и Даня? Что нужно, чтобы человек вырос вполне моральным? И, наоборот: почему некоторые люди становятся аморальными (такими, как Вита, например)?
1. Не нужно самим родителям вести себя аморально – особенно, по отношению к самому же ребенку – если они хотят, чтобы малыш стал нравственным человеком. Поведение Риммы Алексеевны, например, вполне можно квалифицировать как аморальное: она читает все письма, адресованные ее дочери – а это очень некрасиво. Конечно, Вита не осознает, что мама ведет себя не так, как следует. Но, как это ни странно, аморальное поведение близких взрослых развращает детей независимо от того, понимают ли они, что родители поступают некрасиво. Такое поведение непосредственно влияет на подсознание малыша, которое «делает вывод»: маме можно – почему же мне нельзя?
2. Потребление добра и заботы со стороны взрослых не воспитывает. Воспитывает только «производство добра». О Вите, например, очень даже заботятся: в 3 года она уже знала все буквы, в 7 лет уже умеет печатать. Ее развивают, да еще как! Однако это не сделало девочку нравственной.
3. «Производство добра» - это не всякое хорошее дело, а только такое, которое ребенок делает ДОБРОВОЛЬНО. Его не заставили (как заставляют Виту выносить мусор, присматривать за сестрой) – а он сам согласился это сделать. Вот так, как Даня заботится о брате.
4. Вообще нравственное развитие происходит только при условии предоставления ребенку определенной степени свободы и самостоятельности. Нравственное поведение – по определению – самостоятельное, свободное поведение. Если кто-то ведет себя «правильно» из страха наказания – это не имеет никакого отношения к нравственности. Нравственен тот, кто ничего не боится и не видит для себя никакой выгоды в том, чтобы поступать правильно, - и все-таки так поступает. «Прагматическая нравственность» в условиях гарантированной безнаказанности очень легко переходит в глубочайшую безнравственность.
5. Метод «кнута и пряника» (поощрения хорошего поведения и наказания плохого) не имеет прямого отношения к воспитанию нравственности. То есть его можно использовать, но не надо надеяться, что этого будет достаточно для воспитания нравственного человека. Если хотите, использование этого метода не помешает. Но и не поможет. По крайней мере, именно в воспитании нравственности.
6. Тотальный контроль тоже не помогает. Пока вы видите ребенка, следите за ним, он будет вести себя «хорошо». Но нельзя же человека тотально контролировать всю жизнь. А, вырвавшись из-под контроля, такой ребенок обычно начинает «куролесить». Так что мама Виты скорее мешает ей становиться нравственной, чем помогает.
7. Когда от ребенка постоянно требуют: Веди себя хорошо! Не делай так, а делай так! – это не способствует воспитанию нравственности. Раз человеку все время напоминают, что он должен вести себя хорошо, то тем самым предполагают, что он может (а, возможно, и хочет!) вести себя плохо. Подсознание малыша это прекрасно «понимает». К тому же, отстаивая свою самостоятельность, к чему склонны все дети (если ребенок не склонен к этому, он болен), малыш может начать нарушать моральные нормы: именно потому, что вы постоянно требуете их соблюдения.
8. Зато очень способствует воспитанию нравственности поручение малышу роли Защитника Моральных Норм: обычно – в отношении более маленьких детей. Это мы видим на примере Дани, младший братик которого – большой шалун. Следя за братом, Даня чувствует себя Старшим, Взрослым, что делает ему честь, повышает самооценку, дает возможность подняться в собственных глазах – а это дети страшно любят. Вот почему Даня так ревностно относится к своим обязанностям. И те нормы, соблюдения которых он требует от брата, он сам уже нарушать никогда не будет.
9. Некоторые родители думают, что для того, чтобы ребенок вырос моральным человеком, нужно не прощать ни одного его проступка. И ошибаются. Когда мама Дани простила его, хотя он не уследил за братиком, тот залез в лужу, промок и серьезно заболел, мальчику стало стыдно, что он так плохо исполнил свою обязанность. «Мама такая хорошая – а я такой плохой!» Напротив, наказание самим фактом своего вынесения уничтожает вину – избавляет от чувства стыда. Так что прощение может быть более верным путем к нравственности, чем наказание за любой проступок. Только это прощение вины ребенка должно им восприниматься не как проявление бесхарактерности, слабости взрослых, а как великодушие (я могла бы и даже должна была бы тебя наказать, но я тебя прощаю: я знаю, что ты хороший и сделал так случайно).
10. Очень важно для воспитания нравственности – бескорыстное общение взрослых с ребенком. Родители Дани играют с ним. Они дарят ему свое время, свои эмоции - себя. И делают это бескорыстно. Такой ребенок считает, что и сам должен бескорыстно что-то делать для взрослых. Например, не огорчать их. Соблюдать нормы поведения. А вот если взрослые – подобно маме Виты, Римме Алексеевне – общаются с ребенком мало, только на уровне «Старший – Младший» (я приказываю – ты исполняешь), то ребенок не считает себя ничем обязанным такому взрослому. И соответственно ближе к состоянию аморальности – чем к моральному поведению.
11. Некоторые родители считают, что надо постоянно ругать детей за любые ошибки, «читать мораль». Тем самым внушая ребенку: «Ты – аморальный». Малыш верит. И действительно становится аморальным. А нужно всячески внушать ребенку, что он хороший, нравственный, повышать его самооценку, внушать чувство собственного достоинства. Именно Честь и Достоинство человека – фундамент морального поведения. У кого их нет, тот не может вести себя морально. Поэтому нам важно учиться ребенка УВАЖАТЬ, а не только любить и заботиться о нем. Вы спросите: как можно годовалого уважать? Можно. И этому, повторяю, надо учиться. И это – очень важно для воспитания нравственности.
Причина аморального поведения – в отсутствии «внутреннего стержня», внутренней силы, позволяющей удержаться от соблазна. И даже – в отсутствии самого желания удерживаться от соблазна. Эта внутренняя сила и есть чувство собственного достоинства. Уважение к себе.
12. Нужно ли быть непримиримыми к «нехорошим поступкам» малыша? Бескомпромиссно требовать от него строго морального поведения? Да, это может быть полезно, если вы не считаете такую требовательность единственным и достаточным методом воспитания нравственности. Если кроме требований, есть и бескорыстное общение, и настоящая человеческая близость. Если сами родители – достойные, высокоморальные люди. Требования положительно влияют на ребенка, только если исходят от по-настоящему близких и авторитетных взрослых.
13. Есть два разряда родителей, дети которых всегда аморальны: родители-эгоисты (они всегда исходят не из подлинных интересов ребенка, а только из своих интересов, своей выгоды и своих желаний) и бесхарактерные родители (непоследовательные, не умеющие настоять на своем, быть твердыми). Если вы что-то подобное заметили в себе, стоит поработать над собой: любые недостатки преодолимы.

Итак.
Человек ведет себя нравственно, потому что у него сформировано представление о самом себе как о хорошем, нравственном человеке.
Представление это формируется тем, что:
1) Родители бескорыстно общаются с малышом, тем самым внушая ему ощущение своей значимости, ценности;
2) Ведут себя уважительно (как со взрослым) по отношению к ребенку, внушая ему чувство собственного достоинства;
3) Если кроха набедокурил, нередко (хотя и не всегда) прощают его, показывая этим, что считают его хорошим человеком, а отдельные его проступки – случайными;
4) Дают ему роль Защитника Моральных Норм (обычно – в отношении младших детей), поэтому ребенок ощущает нравственные нормы как Свое, то, что он должен отстаивать;
5) Сами всегда соблюдают моральные нормы, поэтому малыш, который хочет быть похожим на маму и папу, уверен, что и ему ни в коем случае нельзя их нарушать.
Ребенок очень высоко ценит такое представление о самом себе, стремится его сохранить во что бы то ни стало. Потерять уважение к себе, нарушив нравственную норму, для него – самое страшное.
Вот так и получается нравственный человек.
Почему таких людей не слишком много? Потому что немногие родители именно так воспитывают своих детей.

И последнее. Иногда родители думают: нравственность – это очень сложно. Вот пойдет в школу, начнем его воспитывать, а пока об этом думать рано.
Это не так. То есть, конечно, новорожденный, чье поведение совершенно непроизвольно (он не может себя контролировать), не нравственный и не безнравственный: он – донравственный. Но уже годовалые дети могут учиться соблюдать нравственные нормы. Хотя от них и нельзя многого требовать.
Но не стоит говорить: подумаешь, обманул, украл, нагрубил – ничего страшного. Подрастет - поймет! Сам по себе кроха ничего не поймет. И если «семена», которые вы посадили, окажутся «бурьяном», не стоит удивляться, если они дадут «ядовитые всходы».
То, что происходит с ребенком до 5 лет, имеет решающее значение. Вся последующая жизнь – лишь «прорастание семян», попавших в его душу в раннем детстве.
Нравственность не свалится с неба, когда ребенок пойдет в школу. Которая, чаще всего, вовсе не способствует нравственному воспитанию, а иногда и прямо вредит. К этому времени ребенку желательно привить «нравственный иммунитет». Тогда у него точно будет все в полном порядке.


Рецензии