Ребёнок играет

Все знают, что дети любят играть. Но всегда ли мы понимаем, что такое игра? Какова ее роль в жизни ребенка? В какие игры должны играть дети, чтобы нормально развиваться, - и достаточно ли им только играть – или нужно еще что-то другое?

Владик – настоящий игроман. Правда, сейчас ему уже 7 лет: он уже школьник. Но раньше он проводил с играх все свое свободное – от еды и сна – время. У него целый шкаф игрушек (в основном, как и положено мальчику, машинок и всякого оружия), куча всяких сложных игр (вроде лука со стрелами и мишенью, электрического поезда и пр.), кубиков и конструкторов. И никто ему никогда не мешал играть. А добрая бабушка убирала за внучком разбросанные по всей комнате игрушки.
Владик рос живым, способным мальчиком. Но когда он стал ходить в садик, а особенно – в школу, оказалось, что он никогда не обращает никакого внимания на других людей. Однажды рядом с ним девочка из другой группы (меньше него) упала и сильно ушиблась. Она каталась по земле, плакала и кричала от боли. Но Владик (об этом рассказывала потом его воспитательница) не обратил на девочку ни малейшего внимания, так как был занят: строил башню из песка. К сожалению, пока взрослые успели подойти, девочка, катаясь по земле, нечаянно задела ногой башню Владика. Тут он ее заметил, заорал на нее и ударил ее. Видевшая все это воспитательница (его воспитательница) была так возмущена, что тут же позвонила маме Владика и потребовала объяснить, почему ее сын так себя ведет. Мама ничего объяснить не могла.
Владик не понимает, что такое обязанность. Ему непонятно, как он может что-то делать не потому, что ХОЧЕТСЯ, а потому, что ОБЯЗАН. Поэтому он постоянно нарушает все и всяческие правила. Опаздывает на уроки (не на первый, а на следующие: задерживается на перемене), не пишет, когда надо писать, и, наоборот, пишет, когда не надо. Постоянно не держит слова.
Учится он скорее хорошо, потому что очень способный и умный, но и ему нелегко в школе, и с ним всем: и детям, и учителю - очень нелегко.

А вот совсем другой персонаж – Стас. В отличие от единственного ребенка Владика, Стас – старший брат двух сестер. Они ненамного его младше (а точнее – на полтора года): это сестры-близнецы, Рита и Ася. С четырехлетнего возраста Стас заботился о сестрах, притом самым серьезным образом. Он их водил в садик (куда и сам ходил), гулял с ними, даже кормил, если мамы не было дома. За сестер нес строжайшую ответственность.
Играл Стас до семи лет гораздо меньше, чем обычно играют современные дети. Притом, игры были очень однообразные: конструкторы (самое его любимое занятие) и две-три настольные игры, в которые полагается играть с партнерами, но Стас играл всегда сам с собой. Садик он тихо ненавидел, а воспитательницу свою называл «девушка-старушка» - и тоже ненавидел. В садике он никогда ни с кем не играл.
Этот мальчик необычайно умный (его мама и папа – научные работники), наблюдательный, душевно тонкий, своеобразно и самостоятельно мыслящий. Однако вид у него всегда какой-то неуверенный, даже слегка пришибленный; в отличие от жизнерадостного Владика, его редко можно увидеть веселым, радостным, он всегда какой-то скованный, вроде как испуганный. Он неконтактен, необщителен. Хорошо учится, но учиться при этом не любит. Очень обязательный, всегда держит слово, но никогда ничего не делает добровольно: только по поручению старших. На счастливого ребенка Стас не очень похож.

Что же получается? Только играть с утра до вечера – плохо. Слишком мало играть – тоже плохо. Да, так и есть.
Игра действительно имеет в жизни детей очень большое значение. Хотя ошибается тот, кто думает, что игра нужна только детям, но не взрослым.
Замечательный голландский философ Йохан Хёйзинга даже написал целую книгу (и довольно толстую!), которая так и называется «Человек играющий» (Homo ludens – по-латыни). И в этой книге речь идет вовсе не только (и даже не столько) о детях. Оказывается, почти во всем, что делают люди, - вполне взрослые – в том числе в политике, даже в войне (!), есть игровые элементы! Многие серьезнейшие вещи делаются так, как будто это игра. Напротив, в игры (например, спортивные: футбол и т.п.) взрослые дяди и тети играют так, как будто делают самое серьезное дело в жизни.
Самая популярная книга знаменитого американского психоаналитика Эрика Берна называется «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» - и она тоже отнюдь не о детях.
Так что это большая ошибка – думать, будто игра нужна только детям.
Что же это такое – игра? Какова ее роль в жизни человека – и ребенка?

Игра, как считают педагоги и психологи, - это любая деятельность, которая совершается не ради результата, а ради удовольствия от нее самой.
Допустим, сел человек за руль автомобиля, но не едет куда-то, а просто катается. Ему нравится скорость, нравится ощущать себя господином сложной мощной машины. Это будет игра. Но если он едет куда-то и зачем-то: хотя бы в магазин за продуктами – то вроде бы то же самое делается ради результата (купить продукты), и это уже не игра.
Помните, как Том Сойер красил забор? Красить забор – это же работа. Но Том сделал ее  игрой. Поэтому всем захотелось красить забор: как игра это занятие показалось очень привлекательным – хотя как работа никого не привлекало.
Кстати, вы, наверное, заметили любопытную закономерность: все может быть работой – и все может быть игрой. Когда ученику задают задачу – это работа. Нужен результат: правильное решение. Но если ту же задачу решать просто так, ради интереса, - это будет игра!
Так что игра от работы, оказывается, отличается не самим содержанием (делает-то человек вроде то же самое), а только МОТИВОМ (ради чего делает). Нацеленностью или ненацеленностью на результат.
Для чего нужна игра?
Давайте подумаем. Когда я работаю, я делаю столько, сколько НУЖНО – даже если устал или мне не хочется этого делать. Когда играю – делаю только то, столько и так, как ХОЧУ. Надоело – брошу. Захочу еще – и буду еще делать.
Это деятельность ДЛЯ СЕБЯ. И поэтому, играя, мы себя хорошо чувствуем: эмоционально, физически. Игра – это ЗАБОТА О СЕБЕ. Это хорошая разрядка. Это в каком-то смысле отдых. Она доставляет удовольствие: ведь цель игры – удовольствие.
Неудивительно, что Владик – такой жизнерадостный мальчик: он же все свое дошкольное детство непрерывно играл.
Наверное, вы уже поняли: взрослым тоже нужно играть. Не только наблюдать, как играют другие (смотреть футбольные матчи, например), но и играть самим. Всем людям игра необходима.
Но детям она нужна особенно. Дело в том, что ребенок пока лишен многого, что есть у взрослых. Он еще не приносит никакой общественной пользы, он мало что умеет. Но ведь он же человек. Потребности у него те же (они врожденные). Он хочет чувствовать себя сильным и умелым. Хочет уважать себя. Хочет быть КАК ВЗРОСЛЫЙ.
А это пока возможно для него только в игре. Быть настоящим доктором пока нельзя: сначала надо вырасти, закончить школу, мединститут – на это уйдет 15-20 лет. Долго ждать. Потребности же нужно как-то удовлетворять уже сейчас. И ребенок выходит из положения очень просто: он ИГРАЕТ В БОЛЬНИЦУ.
Конечно, ребенок при этом прекрасно понимает, что именно играет, что это понарошку. Ну и что? Все равно же приятно! Я – доктор Айболит, всех лечу!
И уметь, кстати, ничего не надо. Не нужны рентгеновские аппараты, стетоскопы и пр. Взял палочку – и это как бы стетоскоп. В игре не нужно ничего настоящего. Можно не считаться с реальностью.
А ведь реальность очень неласкова к детям. Потому что это наша, взрослая, реальность. Детям в ней плохо, они себя чувствуют неловкими, никчемными, неумелыми - неполноценными. Они унижены. А в игре – совсем другое дело!
Игра построена на УСЛОВНОСТИ. Мы условились, что эта палочка – стетоскоп (хотя и прекрасно знаем, что это всего только палочка), что Миша, которому 3 годика, - это врач, а Маша – его пациент. Договорились, что это КАК БЫ так, – хотя и понимаем, что на самом деле не так. Но, увлекшись игрой, дети забывают о реальности. И это им очень приятно. В мире иллюзий они пока чувствуют себя лучше.
Условность есть и в искусстве (наиболее явно – в театре: недаром же деятельность актеров называется «игрой»). И в социальной жизни.
Всем знакомая ситуация: начальник, который ни по своим человеческим качествам, ни по профессиональным не способен занимать свою должность, – и подчиненные, которые фактически не столько работают, сколько отлынивают от работы. И они очень довольны друг другом. Чем же они довольны? А они так условились: мы делаем вид, что ты настоящий начальник, а ты делаешь вид, что мы настоящие работники. И всем приятно: начальнику – что он такой как бы важный и значительный, а его подчиненным – что можно, как бы работая (а фактически – ничего не делая), получать «зря-плату». Это игра. Та самая, в которую любят играть инфантильные взрослые, психологически ничем не отличающиеся от малых детей.

Итак, играя, дети – в отличие от взрослых (взрослых не по биологическому возрасту только, но и психологически, духовно взрослых) – не только получают удовольствие, но и самоутверждаются, «самозаряжаются» уверенностью в себе. Правда, это иллюзорная уверенность (как иллюзорен стетоскоп, который на самом деле представляет собой обычную палочку) – но другой пока ребенок не может получить, и она ему нужна.
И очень хорошо, что не нужен продукт, не нужен результат: ребенок же еще не умеет его достигать.
Но в то же время игра – деятельность ЭГОИСТИЧЕСКАЯ. Она такова по определению. Играя, мы действуем ДЛЯ СЕБЯ. Мы не обращены к миру, к другим людям. Мы ничего не производим.
Вот почему «игроман» Владик так эгоистичен, не замечает других людей: даже тогда, когда не заметить, кажется, невозможно.
А почему он не выполняет правил, не признает обязанностей? Это тоже понятно: в игре не бывает обязанностей. Правда, правила бывают: и даже есть такой термин – «игры с правилами». И такие игры даже очень способствуют умению подчиняться правилам – но правилам игровым. Когда изначально все-таки есть мотив: я это делаю для своего удовольствия, потому что интересно и весело. А в школе такого мотива чаще всего нет.
Владик привык делать все только тогда, когда ХОЧЕТСЯ. А «обязан» - это и когда не хочется. Этого он не признает.
Он не привык считаться с реальностью. Играть – значит жить В ИЛЛЮЗИИ, в своем воображении. Когда дорожка на полу может стать рекой; простая бумажка – деньгами, палочка – стетоскопом. Поэтому Владику легко игнорировать реальность: он так привык. Он опаздывает и думает: а, может, учительница не заметит. Хотя она всегда замечает. Но вдруг на этот раз не заметит?! Для него важно не то, что существует объективно, независимо от него, - а только свои желания. Он привык считаться только с ними. Как я хочу – так и будет.
Именно это свойство (не считаться с реальностью) – стержень т.н. «инфантильности» («детскости» взрослого человека): очень серьезной психологической и социальной болезни. И очень в наше время распространенной.
Со Стасом же другая (и даже, во многом, противоположная) история. Он с раннего возраста занимался работой, у него были серьезные обязанности. И это оказало большое – и, в значительной степени, положительное – влияние на мальчика. Он ответственный, дисциплинированный, обязательный. Однако он слишком мало – и неразнообразно - играл, был слишком загружен ответственной работой, за результат которой мама (а она у Стаса довольно жесткая, требовательная) с него строго спрашивала. А ведь ребенок-то был совсем маленький. И вот вырос таким не слишком-то жизнерадостным, даже и на ребенка непохожим.

Что из всего этого следует?
Очень просто. Ребенку нужно достаточно много играть. И игры должны быть разными. И индивидуальными (просто катает машинку, никто ему не нужен), и коллективными (так называемыми «ролевыми»: вроде догонялок, пряток и т.п.); и подвижными, и тихими – и т.д., и т.п.
В играх развиваются способности, психические и физические качества малыша. Причем, развиваются незаметно для него самого, без особых усилий, без принуждения. Игра – идеальная деятельность для интеллектуального, физического развития ребенка и развития любых его способностей.
Однако САМ РЕБЕНОК в игре не развивается.
Как это понять? «Я сам» - это добрый я или злой, альтруист или эгоист, самостоятельный или зависимый, уверенный в себе или неуверенный. То есть – какой я человек. Это то, что специалисты называют словом «личность».
А мои способности и мое тело – это мое, это то, чем я владею, что мне принадлежит и чем я пользуюсь, – но это не есть Я САМ.
Так вот – личностное развитие в игре не происходит.
Если все только играть и играть, человек останется «дитятей» на всю жизнь. Это и будет классический инфантил.
Так что очень ошибаются те родители, которые думают, что работать ребенок начнет, когда закончит школу (или институт), а пока маленький – пусть себе играет.
Основы личности закладываются до 5-ти лет – это доказано. После 5-ти будет уже поздно. Так что начинать заниматься продуктивной деятельностью: делать что-то полезное для других людей, заботиться о ком-то, что-то мастерить – ребенок должен КАК МОЖНО РАНЬШЕ.
Что он может делать? Что-то вам приносить (тапки, какие-то вещи): но – постоянно, каждый день, а не раз в год по большим праздникам. «Лечить» вас (у вас болит голова? – пусть подойдет малыш, погладит: пройдет обязательно). Малыш может убирать (даже пылесосить!): если его хвалить, он будет это делать с удовольствием. Поливать маленькой лейкой цветы. Вытирать пыль «в низких местах». Да мало ли что еще! Важно, чтобы родители понимали: это ребенку очень нужно. Он хочет чувствовать себя полезным: это дает ему достоинство, даже гордость. И это так важно для маленького человека. И это нужно ему как можно раньше.
Огромную пользу приносит всякая работа руками. Например, работа на гончарном круге. В домашних условиях она едва ли возможна, но многие клубы и кружки сейчас предоставляют такую услугу. Работа такая полезна потому, что есть МАТЕРИАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, который для малыша очень важен: он берет кусок глины – и получается, например, тарелка или горшок. Ничего, что тарелка кривая, а горшок кособокий – важно, что он это сам сделал. Увидеть, подержать в руках эту своими руками сделанную вещь – огромная радость для крохи, незабываемое переживание.
Мальчики любят что-то мастерить из дерева. Девочки – из мягких тряпочек, цветной бумаги. Все или почти все дети любят лепить.
В игре не развиваются такие качества личности, как объективность (желание и умение считаться с реальностью), чувство собственного достоинства, альтруизм. Чтобы они появились и закрепились в характере малыша, он должен постоянно заниматься продуктивной деятельностью.
Так что – и играть, и работать. И то, и другое. И с самого раннего возраста. А сколько и чем заниматься, пусть решает сам ребенок. Наша задача – предоставить ему возможности и для игр, и для полезной деятельности – и поощрять и то, и другое.

Итак.
1. постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш играл не в одну и ту же (или две-три), а во множество разнообразных игр: подвижные ролевые, конструкторы, настольные, спортивные – все они развивают что-то особое, свое; если же ребенок будет постоянно играть в одно и то же, он рискует развиться однобоко;
2. игр ребенку должно «хватать» - в том смысле, что он должен выглядеть жизнерадостным, энергичным, полным сил и жажды деятельности; в то же время совсем необязательно и даже очень нежелательно, чтобы ребенок с утра до вечера играл и играл;
3. начинать вовлекать малыша в серьезные дела: помощь взрослым, заботу о близких людях – надо с самых младых ногтей, буквально с того возраста, когда он только-только начал ходить и говорить – и это должно происходить не иногда, а постоянно, ежедневно или почти ежедневно;
4. ребенок может начинать что-то делать руками уже в 2-3 годика: с этого времени желательно предоставить ему такую возможность, выбрав нравящийся ему материал (тряпочки, бумагу, пластилин, глину, дерево и пр.), причем, все «продукты», которые получаются у малыша, должны вам нравиться, а еще лучше – найти им в доме какое-то практическое применение: тогда малыш будет гордиться, что сам сделал полезную вещь, которой пользуются взрослые;
5. старайтесь и играть, и работать вместе с ребенком – и почаще; играя с малышом, вы получите великолепную разрядку и придадите особую прелесть игре для своего крохи; работая с ним, вы увидите, как он горд и счастлив этим – и это доставит вам большую радость.


Рецензии