Быт при царе Михаиле

Быт при Михаиле Романове.
   Кое-что о быте в годы  царствования  первого царя из рода Романовых Михаиле, я писал,но , кажется мне, что будет любопытным  кое-что «освежить» и добавить.
   В отличие от нынешних времен,тогда русские  люди считали иностранцев людьми низшего сорта.
   Когда  царь Михаил  решил пригласить на службу голштинского  ученого Олеария,  который оказался в Москве проездом из Персии, царь отправил ему «послание»
«Ведомо нам , что ты гораздо научен в астрономии и географии. и небесному бегу, и землемерии и иным многим мастерствам и мудростям, а нам, великому государю такой мастер годен»
   Когда весть об этом разнеслась  по Москве,то московские жители учинили чуть ли не бунт и требовали  казнить «колдуна», в  крайнем случаем выгнать вон. Так что Олеарий  еле ноги унес и потом написал  воспоминания о России, конечно,  «жуткие».
   Тем не менее Михаил не оставлял  попыток привлечь на службу иностранцев.1623 году голландец Фан-Дергин представил царю исследование об алхимической мудрости, если по простому, то как из других металлов делать золото.
Докладная  записка, конечно, заинтересовала  царя,только, как известно из затеи делать золото из других металлов ничего путного не вышло.
  Царская  казна  после  «Смутного  времени» была почти пуста. Нефть тогда еще не качали  и не продавали.
  Набожность всячески поощрялась в том  числе «для  смягчения нравов».Но обилие  церквей, в одном  Кремле было 52 церкви, «нравы не смягчали».Драка на кулках считалась делом обычным и для  простолюдинов и для «элиты».Летопись сохранила  факты: во исполнение жалобы  князя Гагарина на боярина Леонтьева думский дьяк(это «на сегодня»  вроде как..судебный пристав), надавал по щекам обидчику князя.
Что касается простолюдинов,то таким мягкими мерами дело,  конечно, не ограничивалось.
   Москвичи особенно гордились колоколом на соборе Ивана Великого. Он был так  велик-колокол, что для того, чтобы он «зазвонил» 24 человека «впрягались» в 12  канатов, чтобы его «раскачать».
  Дипломатические  приемы  устраивались следующим образом. Так, когда прибыли послы из Голландии, в день приема у русского царя Михаил послал им « со своего  стола» 8 овец, 22 напитка разных  сортов, кроме «Кока колы»,  конечно и еще всякой  снеди.
В особенно торжественные дни порции эти удваивались, так что «послы не постились».
   Но когда английский посол Меррик напомнил  царю о его обещании за улаживание  конфликта между Москвой и Швецией разрешить английским купцам ЧЕРЕЗ Россию беспошлинно возить товары из Китая и Индий,то тогдашний «министр иностранных дел» от имени царя передал своему «брату» английскому королю, что...»Сибирь далеко. До первых городов езды полгода. И то летом.Зимой вообще не проедешь Да и летом из-за разлива рек... Туземцы( так назывались местные жители) сами не знают, откуда течет и куда впадают реки Обь и Енисей, поэтому «путь этот в Китай и Индию не возможен». Так англичане и не получили «транзит».
  В русской жизни  в те времена большое место занимала бани, как тогда назывались- «мыльни».
  Царская мыльня имела два отделения- мужское и женское. Простолюдины же  обычно «принимали душ» в общих мыльнях, все было почти как  в наше  время на нудистских пляжах.
   Носовой  платок в это время уже появился,но  долго еще его употребляли не по назначению, а для  «украшения».
  Платки расшивались   серебром и хранились не в  карманах, а под шапкой.
  Шапка тоже была очень важным атрибутом одежды. Как правило, шапку носили не одну, а .На голову надевалась маленькая шапочка-в обтяжку, чтобы  волосы не мешали-голову брили, а потом уже на маленькую в зависимости от  достатка и породы «громоздились» другие шапки.
   Вообще обилие одежды было признаком знатности и богатства. Царь Михаил, например, и за обеденным столом сидел в «нагольной» собольей шубе.
 Женщины щедро пользовались румянами и белилами. Когда  красавица  княгиня Черкасская явилась « в свет» только со своей естественной  красотой,то другие дамы  подвергли ее  остракизму.
  Очень ценилась дородность, «статность». Для того, чтобы быть «дородной» готовились  всякие сытные мучные блюда, так что нынешним топ-моделям пришлось бы «худо» в той Московии.
    Бывало что за обедом подавали до двухсот блюд.
 Как «правит страной» царю Михаилу посоветовал голландец  Масса.
«Если царь русский  подобен солнцу,то солнце это настолько покрыто облаками, что земля московская не получает от него ни тепла, ни света».Далее он писал, что приближенные царя грабят народ, обманывают его и потому, от «царя нет света».
Голландец советовал Михаилу, как теперь говорят, проявить «политическую волю».
    Кстати,значительно позже Бисмарк писал на эту тему: «Русский народ-женственный народ, поэтому как всякой бабе ему нужен крепкий мужик, который бы ее и поколачивал иногда.


Рецензии