Лень и всепожирающий огонь

         Человеческие истории. Они всегда бывают очень интересны для изучения и анализа с разных точек зрения и  по восприятию.  Каждый проживает свою жизнь,  вкладывая в неё свои: характер, чувства, желания, умственные способности и возможности, силу воли и терпение, настойчивость и усердие, полученные воспитание и знания и еще,  многое и многое другое… не говоря, что всегда в этом процессе участвуют  душа, сердце, разум на уровне интеллекта и вера. Хотя все это не может существовать в идеальной гармонии и правильных сочетаниях. Всегда в этих качествах характера чего – то, или не хватает, или наоборот бывает в избытке.
         Ведь наряду с положительными чертами характера всегда присутствуют, более нейтральные восприятия в жизни. Они не дают возможности двигаться вперед к намеченной цели, а предрасполагают к топтанию на месте, создавая видимость «непреодолимых» трудностей.  Такие трудности бывают или временными и чаще поддаются серьезным изменениям к лучшему, или переходят в  неразрешимую и безвыходную ситуацию.
         Всё объясняется тем, что в данный период времени человек попадает как бы в какую- то полосу невезения, провала и «невыносимых» жизненных  трудностей.  Именно с такими оправданиями они, попавшие в такую «полосу» невезения,  высказываются перед близкими: семьёй,  родственниками,  друзьями  и сослуживцами, частенько видя  именно в своем окружении, все свои  беды и неудачи.
         Однако  есть черты характера, которые тянут жизнь назад. В таком  случае, не видно не только какого - то понимания  в восприятии создавшихся условий, а начинается полный тотальный всепоглощающий регресс.  Считается, что самой отрицательной чертой характера создающей такие состояния является – лень, и ей сопутствующие черты: безволие, глупость, апатия, бессилие и неверие в свои силы. В Библии написано - « От лени в доме просядут балки, и если опустить руки протечет крыша»*
         Человек стремительно набирая обороты, катится по наклонной вниз, в бездну, откуда в принципе возврата нет. Всё происходит так быстро и бесповоротно, что очень скоро забывается, какая налаженная и красиво протекающая жизнь была им покинута. В создавшихся условиях уже за бортом Жизни, человек больше не оправдывается, он принимает условия как данность, как свершившийся факт, никого не винит, а просто приспосабливается к новым  сложившимся переменам, хотя они с каждым годом, месяцем, днем и часом, только ухудшаются.  В Книге жизни отмечено про таких падших людей ….  «Бедный ненавистен даже своему ближнему…»*.
         Ближайшее  окружение перестают бороться с этим падением и так же привыкают к новым реалиям. Исчезает сочувствие, желание оказать посильную помощь, понимание,  жалость и главное,  ответственность за когда – то близкого и дорогого им человека. Все переходит в разряд понятия - Судьба. Мол,  видимо такая судьба была уготована там «наверху» и все кончается тем, что попавший в такую ситуацию человек еще живым,  вычеркивается как бы из основного  списка Жизни, ему только надо дожить хоть как- то свои оставшиеся  годы или месяцы. Так абсолютно здоровый и во всем более или менее удачный и адекватный человек, раз оступившись, теряет все и всех. В подтверждении всему этому хочу рассказать близкую по духу повествования историю одного человека, которая была в действительности и происходила  в нашей деревне в середине прошлого столетия. Эта история конечно печальна,  тяжела для восприятия, если серьёзно над ней задуматься, но очень поучительна. Думаю,  у многих найдутся аналогичные истории из жизни людей, когда-то живших и живущих рядом с нами. 
             Историю, которую я хочу рассказать, точнее ее завершающую  фазу, происходила определено на моих глазах. Выходит я был ее очевидцем, очевидцем  падения, когда то абсолютно нормального человека. Звали этого человека Бесо* , это сокращенное от Виссариона или как чаще  употреблялось это имя в сельской местности – Бессариона. Жизнь этого человека могла бы и не отличаться от жизни десятков, сотен и тысяч людей родившихся и живущих в деревне. Она не стала бы поводом для рассказа, если бы в нее не включились те конкретные отрицательные черты характера как: лень, хандра, где-то глупость,  неспособность правильно воспринимать и анализировать создавшиеся условия, потеря интересов к жизни и неверие в собственные силы. Но давайте все по порядку, не отнимать, же у человека его хорошее в прошлом.
            Герой нашего рассказа жил в той же деревне, в которой жили мои родные дедушка и бабушка, он даже приходился ему каким – то очень  дальним родственником. Как рассказывали, отец у него был, как для жителя деревни довольно состоятельным человеком. У него было большое хозяйство. Работать он любил и умел, от чего дело его продвигалось вперед. Все у него получалось, хозяйство с каждым годом увеличивалось, и преумножалось. Он часто нанимал из жителей деревни работников или работниц, или приглашал их со стороны, чтобы во время завершить работы по хозяйству или для быстрой  уборки богатого урожая: фруктов, кукурузы, фасоли, ячменя и винограда. Видимо вот из таких нанятых работниц, ему приглянулась одна женщина, которую он впоследствии  оставил у себя дома, имея уже жену и в дальнейшем мирно жил с обеими женщинами. Поговаривали, что он в одну ночь имел близость с обеими женщинами, которые в отведенное время Природой в один день родили ему детей. Та, привлекательная женщина стала матерью Бесо. Они так и жили вместе эти две женщины, не ругались, воспитывали каждая своих детей, помогали друг другу, следили за хозяйством и  рожали новых. Наш герой был восьмым. В деревне если руки растут из нужного места, любят работать и создавать, можно достичь многого в преумножении богатства и решить вопрос обеспечения семье нормальных жизненных условий. Школ, как таковых в деревне не было, поэтому эти полуграмотные люди весь день проводили в поле, в огороде или в  лесу. Вставали с зарей и работали и работали без устали, тем самым вопрос обеспечения семьи продуктами питания и  на другие нужды были решены полностью.
            Так было и у Бесо, унаследовав от отца многие хорошие качества, огромную работоспособность и умение ведения хозяйства,  он во многом преуспел.  Уже возмужав, он отделился, создал свою семью и свое личное хозяйство. Настоящий работяга, все у него в руках спорилось и получалось. У него были самые крупные и сильные быки, не одна пара буйволов, боле  полдюжины  дойных коров, бычки, телки и телята. В хозяйстве были десятки овец, коз, не говоря о множестве гусей, уток, индеек и другой птицы. В хозяйстве царил порядок. Женившись, он стал, так же как и  отец многодетным, видимо гены многодетности  сыграли свою роль.
         Дом он построил на небольшой возвышенности, недалеко от дома моего деда, рядом в шаговой доступности журчал родник, двор у него  был большой и просторный. Немного отвлечемся от повествования. Что  касается родника, у меня и сейчас, при нахождении в деревне, после наполнения подставленной под струю  емкости, водой, всегда тянется рука в поисках крана, чтобы закрыть его. Городская жизнь и привычки накладывают свои отпечатки. Всегда было жалко, сколько же чистой питьевой воды утекало в канаву и питало небольшую речушку, протекающую в деревне. Эта небольшая горная речушка мелела летом, зато во время таяния снегов в горах становилась такой буйной и неукротимой. Сносила мосты, выкорчёвывала деревья, катала по своему склону огромные валуны камней,  а иногда она уносила и зазевавшихся людей и живность.
        Дом  Бесо был добротный,  как и у многих в деревне срублен из  дубовых оттесанных брёвен, большой и просторный, со многими хозяйственными постройками. Вся имеющаяся живность имела свои закрытые теплые помещения. Интересно были сделаны курятники. Они напоминали избушку Бабы-Яги на куриных ножках, так как стояли обособленно на четырех высоких столбах каждый.  К ним были прикреплены специальные жерди с лесенками, по которым птицы поднимались вечером на насест. У него был самый большой виноградник, который давал не одну сотню литров натурального красного вина. Вино он хранил в больших глиняных кувшинах,  закопанных глубоко по самую горловину в землю винного погреба, тем самым сохраняя вину все самые его благородные свойства. Так живя в достатке и воспитывая детей, ведя своё большое хозяйство,  продолжалась его жизнь.
         Шли годы, дети выросли, кто женился, кто вышли замуж, обзавелись своими семьями. Менялись места их жительства, многие уехали работать в город, кого не привлекала работа на земле. Так случилось, что практически с ними никого не осталось из детей. Они остались одни с женой и своим большим хозяйством. «Дети» потихоньку растащили по своим углам бывшее большое хозяйство, кто увел быков, кто коров и коз, поделили овец и всю другую живность.
        Хозяйство таяло на глазах. С другой стороны «дети» находили оправдание своим действиям, объясняя все тем, что родители вдвоем,  больше не управились бы с таким большим хозяйством.   Безбедно-обеспеченная  жизнь  плавно и безвозвратно преобразовалась и стала нищенской. Все, что было, роздано или отобрано детьми было, естественно употреблено для семейных нужд, что привело все к полному исчезновению. Он с женой,  еще делал  какие  - то потуги,  чтобы хоть как то восстановить уровень жизни, но постепенно в их жизни наступили тяжкие времена,  лень сковала руки и ноги, работать больше не хотелось,  думая о том, что дети помогут и обеспечат в дальнейшем.
        Вот с этого периода, я еще подростком познакомился с этой семьей. Они уже жили очень бедно, никто из детей ничего существенного в жизни не добился. Они практически, чтобы выжить продавали все, что у них еще оставалось от, когда то большого хозяйства.
       Помню, он много и часто курил, но денег на папиросы у него уже не было. Поэтому он уже не чурался и выброшенных «бычков». Я помню из своего детства,  живя в городе, жалел его и собирал ему брошенные недокуренные папиросы «Прима» и привозил, когда приезжал на каникулы в деревню. Он был доволен моими подношениями. Иногда,  я брал исподтишка у отца папиросы и отдавал ему из жалости, хотя отец мой привозил ему целые свертки неупакованных папирос, взятых по знакомству на табачной фабрике.  Лень поселилась в его мышцах, мозгах и во всем теле, он потерял интерес к жизни, перестал ходить в лес,  ухаживать за давно заросшим виноградником.
        Так, практически  нестарый еще человек, превратил себя в короткое время в нищего. Хорошо помню его удручающий и безобразный внешний вид, каким он ходил по деревне: всегда  небритый, в старой потертой меховой шапке-ушанке, постоянно расстегнутой,  шнурки которой,  свисали по бокам и болтались при ходьбе. Она как то смешно сидела на макушке головы.  Телогрейка непонятного цвета, одета была прямо на голое тело. Брюки постоянно расстегнутые, удерживались на теле перевязанной веревкой, короткие, оборванные внизу,  из которых торчали две голые ноги, обутые в резиновые калоши. От него постоянно воняло мочой, и видно было, что этот человек неизвестно когда в последний раз мылся.
          Резкий переход к нищенской жизни глубоко изменил его вид, состояние и уровень. Лицо стало глуповатым. Этому еще помогали и деревенские ребятишки, которые постоянно дразнили его, издевались и смеялись над ним. Он стал отщепенцем, если ранее он был желанным гостем на любом пиршестве и кувде* , поминках и свадьбах, теперь он к общему столу не допускался, сидел в лучшем случае в самом конце стола в одиночестве. Вскоре от тяжелой жизни и невозможности хоть как то повлиять на него, слегла жена, которая впоследствии от нищеты и болезни скончалась.
         Дом, в котором они жили, стал таким же убогим и нищенским. В окнах давно гулял ветер, так как деревенские мальчишки ломали стекла, камнями закидывая их, и сыновья приезжавшие, чтобы восстановить их, просто перестали их вставлять из бесполезности этого дела. Они часто приезжали и забирали его к себе, но он привыкший к своей жизни и все еще думая, что у него есть дом, сбегал, не задерживаясь у них более двух трех дней. Его уже считали тронутым, да и как не тронешься от такой жизни. Дети постоянно его дразнили, обзывали всякими обидными словами. Он бегал за ними с палкой, что конечно откладывала в его психике и манерах поведения, элементы потери нормального восприятия действительности. Лень и уже помутненное сознание абсолютно выбило из него способность бороться с трудностями, ему уже было трудно пойти в лес и собрать хворост или притащить какое- то деревце, чтобы обогреть свое жилье. Он уже не мог жить в нормальных условиях. Понятия мыло, полотенце, чистая простыня навсегда исчезли из его сознания и употребления. Издевательства деревенских детей сделали свое «черное» дело, он и вправду тронулся умом, становился неадекватным в восприятиях, терял внимание, на что уже указывали глаза.
         Тихо, тихо начал таять и дом, с каждой зимой он становился все менее пригодным для жилья. Исчезли все двери, которые пошли на обогрев печки и помещения, где он спал. Вместо двери, уже висела какая- то грязная занавеска. Потом исчезли оконные рамы и внутренние перегородки. Изгороди вокруг дома так же уже давно не было, ее тоже поглотила, всепожирающая печка.  Во дворе не осталось ни единого деревца,  и когда то плодоносящие яблони, груши, сливы и другие плодовые деревья были сожжены в той же печке. Соседи вначале как могли, помогали ему, но вскоре привыкли к его такому существованию и смирились с его положением. Вскоре в ход пошла древесина крыши, которая за одну зиму исчезла полностью и бесследно. Все было поглощено всепожирающим огнем печи. Сыновья в своем бессилии слушали замечания и советы односельчан, но вскоре и они свыклись с этим и перестали даже приезжать и смотреть за ним.
       Так и стоял на возвышенности дубовый сруб без крыши, окон и дверей. В нем гулял ветер и нищета. Следующие зимы поглотили две боковые стены и деревянный пол самого дома, от него остался только угол из двух стен защищавших северную сторону дома. Я как то заглянул за эту стенку, это был предел убогости. В самом углу стояла солдатская кровать с грязным матрасом и одеялом, из которого отовсюду торчали клоки шерсти, и конечно печь с небольшой  торчащей трубой. Ни стола, ни стульев, вся домашняя утварь способная гореть,  была безжалостно сожжена и уничтожена огнем.  Такая « собачья» жизнь впроголодь и на морозе, в грязи и в нищете окончательно сломали его. Он уже не бегал за своими обидчиками, перестал обращать на них внимание. 
        Жизнь не щадит никого, она никого не выбирает. Нет у нее своих любимчиков, человек сам создает и себя и свою жизнь. Вот так раз, оступившись, она довела человека до полного личностного краха. Когда он скончался на своей грязной кровати,  от добротного дубового сруба осталась, только одна стена с оконным проемом, занавешенного грязной растрепанной занавеской. Вид всего этого приводил нормального человека в ужас. Тем более тех, которые его знали хорошо и помнили, какое хозяйство было  у него и как это всё, бесследно исчезло вместе с человеком. 
            Эта территория и сейчас считается неудачной и неблагоприятной землей, никто ее не купил и не построил на ней дома. Так она и осталась небольшой возвышенностью,  как память об этом неудачнике, который из  своей глупости и неспособности жить нормально,  сжег полностью свой дом и уничтожил самого себя. Вот такая грустная история о человеке, которого побороли: лень, безразличие к жизни и  неверие в свои собственные силы и довели  до самого дна Жизни.  Вытолкнутый когда то на её обочину,  он  так и не смог найти в себе силы вернуться в неё обратно.  Жизнь! Она  ни с кем не церемонится, она:  и его, и его доброе имя, и его дом сравняла с землей, оставив неизгладимый отрицательный  след на жизни его  потомства, которых еще долго попрекали в невнимании к родителям.

                                1.  Эклезиаст - гл.10, строка18;
                2.  Притчи  - гл.14, строка 20;
                3.  Имена измененны автором;
                4.  Кувд - религиозное обрядовое застолье в честь поклонения святым.

                (Рассказ основан на реальных событиях)
   
      
             
         
   


Рецензии
Неблагодарность детей к своим родителям тянется со времён библейского Хама, и примеров такого отношения сегодня не так уж и мало...

Анатолий Бешенцев   09.02.2014 16:07     Заявить о нарушении
Да это верно,но и создавать неудобства и невозможность совместного проживания, своим непокладистым характером тоже неправильно, тем более, когда внимание детей с возрастом все более нужнее и весомей. Спасибо за отклик.

Эдуард Шиукаев   09.02.2014 17:32   Заявить о нарушении