Подвела старость

Дед Егор не дал сегодня своим костям понежиться. Взыграло в нем тщеславие старого рыбака, и он, как и задумал, задолго до подъема соседского паренька Петьки плелся, скребя сапогами, по отсыревшей тропинке к своему месту на Чарыше, где с вечера поставил фитили.

Но как ни торопился старик, ненамного обогнал Петьку. Тот, хоть и проспал, оказался на берегу как раз в тот момент, когда дед проверял свою первую снасть. Услышав шаги, старик поднял голову, и Петька увидел его испуганное вытянутое лицо, непривычно выкаченные глаза.
- Дед, ты чего?
- Пе-пе-петька…
- Чего тебе, дед Егор? — недоумевал парень, вглядываясь в лицо старика.
- Пе-пе-петька, черт…
- Да ну тебя, дед, сам ты как черт!
- Та-та-там черт, та-там… - дед указывал пальцем на воду.

Петька спрыгнул вниз, ловко заскочил в старикову лодку, прихваченную к коряге у берега.
- Шутишь, дед, теперь уже и черти-то не водятся, все перевелись.
               
В присутствии Петра старый рыбак чуть приободрился, заговорил более внятно:
- В фи-фи-фи-тиле че-черт си-си-дит…
- Бог с тобой, дедуля, чего выдумал!— приговаривал парень, стараясь зацепить своим багорчиком дедов фитиль. А когда приподнял его, на поверхности воды плавно зашевелился мех.

Петька от неожиданности на мгновение замер, но потом подхватил снасть обеими руками, сцедил воду и бросил на дно лодки.
- Смотри, дед, их даже два!— не удержался он от легкой иронии и стал вызволять  уже погибших животных. Это были выдры.

- Ах, ты, язви тя… А я подумал: черт, спужался… - дед конфузливо продолжал что-то бурчать себе под нос, вспоминая недавний случай, когда его тоже подвела старость.
               
Прошлой осенью поплыл  он проверять перетяги. На одном из крючков почувствовал добычу. Чем ближе подтягивал, тем больше она казалась. Когда же рыбина всплыла, дед увидел огромного — на  пол-лодки тайменя. Будучи молодым, таких не ловил — это  хоть для кого редкая удача, а теперь и не мечтал о ней, потому и растерялся.

Какое-то мгновение смотрел огромной рыбине в глаза, она, казалось, смотрела в глаза ему, и дед, даже не вспомнив о багорчике, не успев перебрать в мыслях возможные варианты развития события, просто выпустил леску из рук. Таймень рванулся, но другим крючком зацепило лодку. Теперь пленником оказался старик.
               
Не помнит он, сколько «катался» за рыбиной по Чарышу, сколько лодка черпала бортом воду, наполняясь все больше, но знает, что надежды на спасение оставалось все меньше. Опрокинься лодка— ему не выплыть в одежде в холодной воде…
               
И вдруг он увидел на берегу Петьку.
-Спасай меня!— закричал  дед хрипло и безнадежно, и Петькину подсказку:
- Руби! Шнур руби!— не сразу понял. Потом,нашарив в воде на дне лодки топорик, освободил, наконец-то, раненого тайменя. Долго не мог успокоиться, не веря в благополучный исход случившегося. Руки тряслись, пока вычерпывал из лодки воду, переправлялся к берегу…

- Спасибо тебе, дружок,— то ли за тот, припомнившийся, то ли за этот случай благодарил дед паренька.
- Не за что, дед Егор!— простодушно ответил Петька, складывая добычу старика в его сумку. Рыбы в дедовых снастях набралось с полведра, да две выдры. «Тяжеловато деду будет» - подумал он вытаскивая добычу на берег, помогая выбраться старику.

«Старый, совсем старый дедушка становится» - подумал парень, но вслух жалости не высказал, а приободрил:
- Хороший улов сегодня у тебя, дед! Дотащишь?
- Дотащу помаленьку! А  ты давай, езжай, свои снасти проверяй. Спасибо тебе! Кабы не ты… — и пошел шаркающей походкой домой.
             
Хоть и зарекся дед Егор, с того случая с тайменем, больше не рыбачить, фитили проверять ходил чуть не каждое утро - не терпела душа без рыбалки.


               


               
               


Рецензии
Хорошо! Художественно.
С уважением

Валерий Могильницкий   07.02.2014 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Очень важно получить такой отзыв.
Обязательно зайду к вам!

Ираида Медведева   07.02.2014 18:23   Заявить о нарушении