Японские военнопленные на Забайкальской земле

(Места их дислокации)


К нам в гости все чаще приезжают японские делегации и непременно интересуются судьбой своих соотечественников бывших военнопленных, которых содержали в лагерях на территории Забайкалья после Второй Мировой войны. А что знаем мы об этой проблеме?

После войны с Японией на территории Читинской области в период с 1945 по 1947 год располагалась сеть лагерей военнопленных бывшей Квантунской армии. Всего было пять номерных лагерей, точнее сказать, лагерных управлений, а в каждом из них - лагерные отделения.

В Могочинском районе располагался лагерь № 6 с отделениями в Давенде, Богузее и других поселках.

В Чернышевском районе дислоцировался лагерь № 23 с двумя отделениями в Букачаче.

Наиболее раскиданная система отделений была в лагере № 24. Их насчитывалось около двадцати в Чите и её пригороде Кадале, на станции Новая и в селе Верх-Нарым Читинского района, в посёлке Дарасун и в селе Большом Туринском Карымского района. Отделения этого лагеря японских военнопленных располагались также на рудниках Калангуй, Белуха и Букука Оловяннинского района, Хапчеранга, Мордой и Бырца Кыринского района, в поселке Кокуй Сретенского района и в Бурят-Монгольском конном заводе Агинского округа.

Лагерь № 25 имел отделения в Вершине Шахтамы Шелопугинского района, Вершине Дарасуна нынешнего Тунгокоченского района, в Холбоне Шилкинского района и в Балее.

Западные районы области (Улётовский, Хилокский и Петровск-Забайкальский) были охвачены сетью отделений лагеря военнопленных № 52. Они размещались в Дровяной, Татаурове, Шебартуе, Хушенге, Гореке, Бударе, Буртуе, Ново-Тарбагатае, Хохотуе, Черёмушках и Петровске-Забайкальском.

Военнопленные объединялись в отдельные рабочие батальоны. Например, два батальона, 511 ОРБ и 512 ОРБ, дислоцировались в Жипхегене Хилокского района, 515 ОРБ - в пади Барун-Крутэй, возле станции Харагун Хилокского района, 518 ОРБ - на станции Яблоновой, 521 ОРБ - в Маккавеево Читинского района и так далее.

Во всех перечисленных лагерях содержали только солдат бывшей Квантунской армии (рядовые, сержанты, старшины, унтер-офицеры и вольнонаемный состав). Использовались они в основном на работах в горнорудной и лесозаготовительной промышленности.

Из-за огромной людской скученности и плохих бытовых условий в лагерях была масса больных. По этой причине на территории области для них организовали пять спецгоспиталей: в Гнилой пади возле станции Яблоновой Читинского района, в Хилке, Карымском и два - в Борзе.

И все же смертность среди японских военнопленных (особенно в период их адаптации к новым условиям зимой 1945-1946 годов) оставила на забайкальской земле кладбища. Они расположились рядом с каждым лагерным отделением. Самыми большими они оказались в Букачаче при 2-м лагерном отделении - 731 могила и при 1-м -513 могил, в месте дислокации 511 ОРБ -590 могил, в Мордое Кыринского района - 243, в Хапчеранге Кыринского района - 232 и так далее. Всего же в забайкальской земле, по самым скромным подсчетам, осталось не менее 6500 бывших японских военнопленных.


Рецензии
Можно немножко добавить к вашим конкретным данным? Мой отец, выросший и работавший всю жизнь в Бурят-Монгольском конезаводе № 128 им.Буденного-Агинском овцесовхозе, иногда немного рассказывал о пленных японцах в связи с какими-то жизненными обстоятельствами. Например, о том,что зимой 1945-1946 г.г. чабанов не хватало и его тетке-чабанке БМКЗ "выдали" в помощь в Конторе 3 или 4 истощенных пленных японцев и главное - с указанием кормить их "нормировано", что ей было непонятно. Как только на телеге она их привезла на отару - приготовила еду для всех. Новые рабочие прямо набросились на еду и стали объедаться мясом, молочным,прямо не прожевывая и не давая хозяевам возможности поесть. Только один из японцев поел чуть-чуть, стал ругаться и у остальных отбирать еду,но они его поколотили и продолжили жадно есть, пока не свалились и не заснули. К утру один из рабочих помер, второй был еле жив, тетушка испугалась и повезла их всех обратно в Боржигантай. Но других кандидатов в чабаны не было и пришлось ей двух живых обратно привезти. Умный японец быстро научился говорить по-бурятски и по-русски, работать с овцами, и тепло, распрощавшись со всей чабанской семьей, позже был увезен, вроде бы уехал на Родину.

Дарима Базарсадаева   23.09.2016 10:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.