Мертвый

В один апрельский погожий день пришел к нам в город мертвый.

Был выходной, воскресенье, солнце слепило глаза, на каждой ветке пели птицы, и от их веселого гама, и от солнечных бликов улицы утопали в праздничном настроении. Мамы катали коляски и водили детей за руку. Дети постарше бегали и резвились, брызгались в талых лужах и запускали в проточных ручьях свои бумажные кораблики. Юноши и девушки бродили задумчивые, и те, которые порознь, искали кого-то, а те, что по парам - время от времени целовались и обнимались.

Играл духовой оркестр, и продавали сладкую вату и грушевый лимонад.
Мертвый шел и улыбался широко и приветливо всему миру и никому в отдельности.

Купил леденцов, выпил два стакана лимонаду, пострелял в тире, прокатился на колесе обозрения. Хорошо! Но чего-то не хватает. Верно, общения. Простого человеческого общения.

Мертвый огляделся, выкурил сигаретку наспех, пригладил волосы пятерней и решился. Подошел к девушке в коротком зеленом пальто и с рыжими волосами.
Я вот умер уже давно, а сегодня пришел - весна, праздник, неужели день города, - говорит, - и так все тут, знаете, изменилось за эти годы, словно в другой город попал.

А девушка посмотрела испуганно и отскочила от мертвого.
Пьяный, говорит, пойдем, Насть, отсюда. А то еще и под чем-то, говорит.
Мертвый пожал плечами, снова пригладил волосы, поправил шарф на шее и подошел к молодой женщине с коляской и другим ребенком, которого она держала за руку, а он все вырывался и лез мерить лужу пешком.

Вот, говорит мертвый, я умер, в общем-то, давно уже, несколько лет назад, и город  наш так изменился, я наш город всегда любил, говорит, но после смерти как-то особенно стал его любить, и всех людей, и сегодня пришел - праздник и день такой чудный, солнечный.
Вова, - дернула ребенка за руку женщина, - пойдем, Вова, нас папа вон там ждет, возле киоска, видишь.

Обидно стало мертвому, но не очень. Подошел он теперь к ребятам молодым, студентам по виду. Но и они его отшили. И даже посмеялись. А другие ребята мимо проходили, спросили - что, серьезно, мертвый, взял и пришел? Остановились даже. Мертвый обрадовался.

Говорит, да, да, я умер-то давно уже, а сегодня вот пришел, солнце светит, ручьи звенят, день-то какой прекрасный. Можно я с вами погуляю, похожу. В кино сходить можем, я заплачу, сколько сейчас кино-то стоит?
А ребята смотрят на него так пристально, а потом предлагают с ними пойти. Можно, дескать.

Ну вот, дошли до угла, ребята мертвого окружают, говорят, у тебя еще есть? И смотрят во все глаза. Прямо неловко.
Что - есть? Моргает мертвый, не понимает.
Ну то, ясно что, вещества - говорят ребята.
Какие вещества, ребят, - даже засмеялся мертвый, - я давно умер-то, я уже, наверное, отстал, как молодежь-то сейчас говорит. Я и когда умер-то, уже старый был, многое не понимал у вас, молодых, пока меня не было, я же помолодел с лица, вы, наверное, и подумали, что мне лет двадцать, да? А мне уже - ууу, сколько! И опять засмеялся, языком поцокал, головой покачал.
А ребята не верят, - хорош, мол, тоже дед нашелся.
Да вы пульс пощупайте, не стесняйтесь - и рукав закатал даже.
Один пощупал. Нет пульса, говорит. Потом и все, один за другим, пощупали. Действительно, нет.
Ну и что, мало ли, говорят.

Мертвый им тогда показал свое свидетельство о смерти, в пакет из-под молока завернуто аккуратно, пакет еще советский, с черной изнанкой. Почитали, заглядывая друг другу через плечо. Да, написано. Тоже липа поди. 
Ребята! Да у меня сердце-то не бьется, я вон какой холодный, ледяной вообще, потрогайте. И крови во мне нет давно. Вот сейчас, сейчас. И стал себя по карманам хлопать, потом полез куда-то за подкладку пальто и вытащил половинку лезвия "Спутник", ржавую такую, и пока никто не успел опомниться, полоснул себя сильно по пальцу. И хоть бы что - ни капельки. Хотя надрез вышел ровный, глубокий, почти до кости. Так и знал, что пригодится лезвие-то, - и выкинул его в лежалый грязный снег.

А ребята как каменные.
Все равно ты не мертвый. Просто псих. Ну тебя вообще. И ушли. Рукой махнули. Один обернулся и еще раз рукой махнул.
Заплакал мертвый и пошел не разбирая дороги. Прямо по лужам, все ноги промочил. Один мальчик голову от своего отражения в луже поднял и папе говорит, - пап, смотри, дядя мертвый.
А папа в телефон свой глядит и что-то там нажимает.
Да, говорит, сынок, говорит, мертвый. Молодец, сынок. Мама вернется из парикмахерской сейчас, ее спросишь.


А мертвый тем временем всю площадь насквозь прошагал, аллею прошел и скрылся из виду сразу за городом. Спустился аккуратно с автомобильного моста, и побрел по протаявшему полю, тонущему в золотой апрельской дымке, пронизанной лучами по-весеннему теплого яркого солнца. До самого горизонта темная его фигура все удалялась и удалялась от родного города, в котором никто даже не заметил его ухода - ни в тот, ни в этот раз.

Так же катали коляски, запускали кораблики, целовались и обнимались, покупали сладкую вату и еще радостней и звонче играл духовой оркестр. Только с колеса обозрения, с самой верхней точки его оборота одна девочка решила испробовать этим утром подаренный ей бинокль. И увидела в него, как кто-то далеко в поле, стоя спиной к городу, обернулся, как будто вздохнул, разулся, и куда-то вдруг пропал. Девочка удивилась, но тут же забыла об этом и перевела бинокль на соседнюю карусель.

А видела она все правильно. Мертвый дошел до края кладбища, бросил еще один взгляд на свой город, где прошла его жизнь, где он умер лет двадцать назад, снял ботинки и аккуратно поставил их рядом, сушиться на солнышке. Спустил сначала одну ногу, потом другую, и, по-стариковски неловко, скорее, сполз, чем спрыгнул в могилу.

Из города доносилась приглушенная расстоянием медь и долетали слова песни, усиленные ветхими, но мощными динамикам с крыши районного Дома культуры. Слова были такие:

Поднялся рассвет над крышей,
Человек из дома вышел
Поглядеть на жизнь поближе
Вздумал с утра.

И хотя на самом деле слов песни было не разобрать, но музыка отзывалась где-то в самой глубине сердца, и это было похоже на свежее утро бесконечного солнечного дня.  Как будто в детстве, когда только проснулся и уже собрался идти в школу, но вспомнил, что сегодня начались летние каникулы. Как будто разом открылись все клетки и вылетели все птицы.

А может, это только казалось.


Рецензии
Поменять местами - результат неизбежен...

Он Ол   24.07.2015 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.