Красота супружества

Всё запланировано как обычное интервью с пожилой парой на тему «Красота супружества». Передо мной шпаргалка со стандартными вопросами о первой встрече, воспитании детей и внуков, секретах семейного счастья… Ничего интересного. Я ожидаю увидеть людей, за долгую совместную жизнь уставших друг от друга, чей брак держится лишь за счет времени, прожитого вместе. Я иду на интервью с «большинством»- теми, кто давно уже не любит, но кого связывает привычка. Я не знаю, кто мне навеял такое представление о семье- долгожителе, верно, сложилось само собой из жизней знакомых и родственников, которые уже в 40 лет перестают любить друг друга.
Права ли я? Не знаю. Не думаю, что в моём возрасте можно судить людей, проживших вместе целую жизнь… Но в любом случае, встреча с Верой Самойловной и Фёдором Васильевичем полностью перевернула мои представления о браке как о привычке.

Она сидела рядом с ним, бережно поправляла его одеяло, которое и не думало никуда сползать. Глаза её были лишены жизни – он тяжело болел, но она болела вместе с ним, жаждала обменять его болезнь на своё здоровье, лишь бы ему стало легче… Усталая, беспокойная, она вновь и вновь просыпалась от тревожных мыслей и искала его… А он улыбался ей одними глазами и от этого взгляда морщинки у её глаз искрились радостью… Но вот она снова отводила от него глаза и они снова наполнялись бесконечной усталостью и страхом за него…до того момента, пока он ей не улыбнётся…

Подумать только! Ему 82 года, ей – 79! У них 8 детей, 17 внуков и 3 правнука! А они сияют от счастья, как будто встретились только вчера и влюбились друг в друга с первого взгляда! Будто не было 60 лет брака, превратившего любовь в привычку!
Я видела настоящую любовь, одну и на всю жизнь, ту любовь, о которой мечтает каждый человек, любовь, о которой слагают стихи и пишут песни…

Моё интервью было заведомо неверно, ложно. Не о том нужно спрашивать этих счастливых людей, не об их первой встрече, не о трудностях семейной жизни…
Что делают в такой ситуации профессиональные интервьюеры я не знала. Может, импровизируют? Вот только я не профессионал, да и мне тогда было совсем не до импровизации…и тем более не до моего убогого интервью… Я восторженно смотрела на супружескую пару без желания мучить их своими банальными вопросами…

- Просто поделитесь своим счастьем…

Глаза Веры Самойловны задорно засверкали, она оглянулась на мужа, ища его одобрения и затем, получив это одобрение, вышла из комнаты.
- Ты сама всё увидишь, - улыбался Фёдор Васильевич,- наше счастье – наши дети, внуки и правнуки… Садись ближе к окну, к свету…- заботливо говорил дедушка.
А вскоре пришла и Вера Самойловна с кипой альбомов. Затем принесла ещё  и ещё… столько фотографий я никогда не видела, однако меня совсем не страшило время, которое понадобится для их просмотра… Всё, что было связанно с этой семьёй уже вызывало у меня жуткий интерес и восторг. Я устроилась поудобней у окна, рядом сели они – вечные влюблённые и начали знакомить меня со своим счастьем…

Посвящённая в поразительную историю любви, познакомленная с огромной и дружной семьёй, угощённая вкуснейшими пирожками, святясь от впечатлений, я шла домой. В голове крутились бесконечные фотографии с шумных праздников, свадеб, детских утренников  и простых, но светлых будней; имена и лица счастливых, улыбчивых людей, умеющих хранить верность и нежность друг другу; детей – цветов жизни, своих и приёмных…одинаково родных и любимых. Но больше всех мне запомнились они – Фёдор Васильевич и Вера Самойловна и их глаза: глаза людей, познавших красоту супружества, людей, чья вера в добро и любовь преодолела все трудности! Глаза настоящих, искренних людей!

Телефон нервно вибрировал в сумке… На том конце Мама, перепуганная и встревоженная, уже ругала меня за забывчивость и безответственность. Я опомнилась от мыслей: был уже глубокий вечер. Сколько же времени я брала «интервью», если уходила рано утром?! Я улыбнулась: «Прекрасное интервью… Ни одного вопроса, зато сколько впечатлений… Неповторимый день!»

Говорят, с возрастом любовь становится менее пылкой. Приобретает спокойствие. Думаю, это отговорка для людей, переставших друг друга любить, ведь настоящая любовь видна невооружённым глазом и для нее не существует ни времени, ни расстояния, ни возраста влюблённых.

Счастье людей определяется их жизнью. Лишь подытоживая свою судьбу, зная, что было сделано всё возможное, человек может признаться в том, что он счастлив. Вера Самойловна и Фёдор Васильевич – те немногие, кто признают своё счастье. Счастье настоящее, земное. Счастье, доступное каждому человеку, умеющему любить. Это счастье – семья.


Рецензии