Метод узловых точек, Узлов...

Мне кажется, что всякое произведение может стать пучком плоскостей. В математике им называется совокупность плоскостей, секущих во всех направлениях заданную точку. Я выбираю малые отрезки времени, по две-три недели, где происходят самые яркие действия или закладываются решающие причины событий. Метод узловых точек, Узлов, то есть такого построения повествования, при котором события огромной протяжённости концентрируются на малых отрезках времени. И я описываю подробно только вот эти маленькие отрезки. Это и есть Узлы. Я как бы всю форму движения этой сложной кривой передаю по узловым точкам. «Август Четырнадцатого» – первый из таких Узлов. Александр Солженицын. // Когда художник поймёт, где узел идеи, тогда ему остаётся формулировать, и композиция является сама собою. Иван Крамской. // Подобной плотности нет в житейском обиходе, она – результат творческих усилий писателя. Прежде чем описать одним днём лагерный мир в рассказе, Солженицын неполными тремя сутками описал почти три года Марфинской шарашки в романе. Ради сгущения действия прибегая иногда к хронологическим сдвигам периферийных событий. Однако в передаче ключевых событий он предельно корректен. // Роман Достоевского «Подросток» также написан Узлами. Вся первая часть – два дня, потом перерыв два месяца. После второй части – девять дней беспамятства Подростка, перерыв. Между бурно взрывной, немыслимо уплотнённой третьей частью и заключением – полгода (в нём традиционное распутывание, закончание сведений). Александр Солженицын. // В последнем своём шедевре Стендаль не взялся за полное описание битвы при Ватерлоо. Прошёлся по арьергарду и дал два-три эпизода, рисующие поражение наполеоновской армии. Но столь мощен был удар его кисти, что мысль наша идёт дальше. Глаз охватывает всё поле битвы и картину великого разгрома. Оноре Бальзак.


Рецензии