Сказание о Мамаевом побоище Екатерины II
«Сказание о Мамаевом побоище» Екатерины II
К математическим загадкам «Слова о полку Игореве», «Хожения Афанасия Никитина» и «Буслаевского» списка Псалтири (1) прибавилась еще одна - «Сказания о Мамаевом побоище». И точно так же, как в Псалтири, в математической кодировке «Сказания» задействованы числовые ряды с номерами «тетрадей» и листов, но в более сложной конфигурации сопряжения рядов. Для выявления и анализа математической составляющей скрытого текста «Сказания» автор этих строк использовал цветную фотокопию иллюстрированной рукописи из собрания Государственного Исторического музея (собрание Уварова, № 999а), датируемой XVII веком, изданную Т. В. Диановой в 1980 г. (2)
По поводу номеров «тетрадей» Дианова пишет: «Тогда писцы нумеровали не листы, а тетради, каждая из которых обычно состояла из 8 листов, проставляя номер на нижнем поле листа. Цифры обозначены буквами славянского алфавита, что существовало до введения современного цифрового обозначения в XVIII веке. Такая нумерация видна на листах 9, 20, 32, 41, 43, 47, 51, 59, 68, 75, 91 (по последней нумерации). На листе 91 поставлено число — 14. Следовательно, в книге было 14 тетрадей по 8 листов в каждой, предположительно всего 112 листов» (3). Издатель и комментатор издания1980 г. рассуждает о нумерованных «тетрадях» книги так же, как исследователь другой книги, «Буслаевского» списка Псалтири, В. А. Кучкин восемью годами раньше, и ошибается: на нижнем поле листов и в этом случае обозначены не номера «тетрадей». И так же, как в случае со списком Псалтири, мистификатор явственно предупреждает исследователя об иллюзорности очевидного. Он размещает не замечаемый комментатором номер первой «тетради» в нижней части листа листа 8об, и два номера, 1-й и 2-й, находятся на одном развороте (то есть 1-й номер в конце тетради, а 2-й — в начале другой, последующие номера располагаются в начале «тетради»). Далее мистификатор поместил лист 41 внутрь «тетради», которая начинается с листа 25 и заканчивается листом 32, если принять допущение, что в каждой «тетради» должно быть 8 листов (мистификатор предлагает такое допущение принять: ведь, нижних номеров, действительно, должно быть 14, и есть «тетради» с 8-ю листами). Но лист 41 сам является началом следующей «тетради», а листы 25 и 32 физически являются половинками одного листа (восьмилистная тетрадь состоит из четырех больших листов, вложенных друг в друга и согнутых пополам по вертикали); физическая половина листа 41 — лист 48. Листы 56 и 57 имеют номерных двойников, дважды показана 8-я «тетрадь» и т. п. (4).
Комментатор отмечает: «Нумерация XVIII века чернилами в верхних углах показывает, что в это время в книге было 105 листов. Многие листы с этой нумерацией перепутаны и утрачены: отсутствуют 12, 13, 17, 18, 21, 29-й листы, после 25 следуют листы 50-55» (5). Процитированное утверждение ошибочно. В книге ничего не утрачено и не перепутано. Перед нами — одна из редакций хитроумно осуществленной мистификации. И креативный автор этой мистификации ничего не имеет против того, чтобы его читатель мистификацию разгадал. В предшествующей своей статье, посвященной «Сказанию» (6), я показал присутствие в произведении скрытого текста, позволявшего видеть в нем памфлет против великого князя Ивана III. Сегодня, с согласия позднего мистификатора, настало время вскрыть еще один пласт скрытого текста — пласт математический.
Ничего сложного в этом деле нет. Если в книге должны присутствовать 14 «тетрадей» - пусть присутствуют, идеальные 8-листные «тетради», и в начале каждой - «ее» номер: 1/1 (первая цифра — номер тетради, вторая цифра — номер листа), 2/9, 3/17, 4/25, 5/33, 6/41, 7/49, 8/57, 9/65, 10/73, 11/81, 12/89, 13/97, 14/105. У этого ряда есть примечательная особенность: в какой бы дроби вы не сложили ее компоненты, до получения единичного показателя, результат будет один и тот же — 2 (1 + 1 = 2; 2 + 9 = 11-2; 3 + 17 = 20-2 и т. д.). В результате этого действия получится ряд из четырнадцати двоек. Сложение всех двоек породит результат, равный 28, или 10, или — 1.
Реальный ряд, совмещающий показатели номеров «тетрадей» и листов, другой. И его тоже следует построить: 1/8об, 2/9, (лист с номером 3-й «тетради» отсутствует, здесь нулевой показатель) 4/25, (5-я «тетрадь» целиком отсутствует), 6/41, 7/49, 8/57, 8/58, 9/62, 10/70, 11/79, 12/86, (номер13-й тетради отсутствует)14/102. Промежуточные суммы: 9, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 8, 8, 9, 8, 8. Сложение всех промежуточных сумм ряда даст результат, равный 63, или — 9. Сумма всех двоек сумм промежуточного ряда равна 10, или — 1, важный показатель коррелятивной связи двух основных рядов и неслучайности всей конструкции (вместе с номером 1 на листе 8об, отсутствием 17-го листа, 5-й «тетради»). Оба ряда представлены ниже в таблице*.
1 2 4 6 7 8 8 9 10 11 12 14
8об 9 25 41 49 57 58 62 70 79 86 102
9 2 2 2 2 2 3 8 8 9 8 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 9 17 25 33 41 49 57 65 73 81 89 97 105
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
* Смещение чисел обусловлено техническими причинами. Для условного восстановления расположения чисел см. вербальное описание таблицы. В каждой вертикали расположены три «этажа» чисел.
Заметим также следующее: последний лист «идеального» ряда, который помечен номером четырнадцатой «тетради», - 105, аналогичный лист реального ряда — 102. Сумма 14 и 105 равна 119, сумма 14 и 102 — 116. Короткий числовой ряд 889 репрезентован дважды, и если ко второй совокупности 889 прибавить две восьмерки, находящиеся левее числа 9, возникнет ряд 88988988, который состоит из двух симметричных половинок, числовое «коромысло», символ ротации и круговращения, но в нем находится еще одно: 88988.
Последние показатели, от числа 105 до числа 88988, находятся в коррелятивной связи с записью даты в заглавии произведения. Т. В. Дианова пишет по поводу этой записи: «Заглавие книги на первом листе выполнено красной киноварной краской, особым приемом украшенного письма — вязью: «Лета шесть тысяч восемьсот девятого году сказание и похвала великому князю Дмитрию Ивановичу Московскому». В этом заглавии указан год, когда происходила Куликовская битва, по старому летоисчислению, принятому на Руси до XVIII века. Однако писец допустил ошибку, пропустив десятки: вместо 6889 года он написал 6809, и поэтому его дата в переводе на современное летоисчисление — 1301 год — неверна. Такие неумышленные ошибки иногда совершались писцами, поэтому в конце рукописных писцы просили читателя об исправлении ошибок» (7). Писцы просили простить их за незамеченные ошибки. Дианова предлагает поверить, что писец не заметил пропуска слова в заглавии произведения. Но всё, написанное писцом, вычитывалось, заглавие же — главный элемент произведения, и незамеченная ошибка на этом поле исключена. (Пропущенные слова и фрагменты слов записывались на полях, лишние — смывались; в рассматриваемом случае писец, дабы не повредить дизайну начального листа, мог смыть часть текста и записать его вновь). Записал же писец в рассматриваемом случае то, что хотел записать. Понять это обстоятельство помогает, в частности, зафиксированная в тексте «Сказания» дата встречи великого князя Дмитрия Ивановича с преподобным Сергием (Радонежским) в монастыре (л. 24). Она пришлась на воскресенье 18 августа, на день памяти святых Фрола и Лавра. В 1380 г. такая встреча не могла состояться: 18 августа был понедельник. А в 1301 г., если бы великий князь и преподобный жили в то время, могла: 18 августа было воскресенье. Так подлинный автор текста показывает условность своих датировок. Есть и другое важное обстоятельство в хронологии сказания, которое не было учтено Диановой и другими исследователями в их временной локализации Куликовской битвы. Выше можно было заметить, что 6889-й год Дианова приравнивает к 1380 г. Для получения такого соотношения в привязке к сентябрю нужно было от 6889 г. отнять 5509. Иначе говоря, Дианова предполагает, что в 1380 г. практиковался так называемый «сентябрьский» год. Но для такого предположения нет никаких оснований, к «сентябрьскому» году на Руси перешли приблизительно сто лет спустя. Само новогодие, сентябрьское или мартовское, было важным событием, служили молебен, великий князь поздравлял подданных с праздником. События, описываемые в «Сказании», начинаются в августе и заканчиваются в сентябре, отмечены различные праздники, но новогодия 1 сентября среди них нет, страна живет по мартовскому календарю. Следовательно, в сентябре-месяце 6889 год равен не 1380 г., а 1381. Любопытно при этом, что от 6809 исследовательница отняла правильные 5508.
Коррелятивные связи следующие, с учетом того, что сентябрь седьмой месяц «мартовского» года. Конечная сумма чисел даты 8.07.6809 равна 2 (8). Этот же показатель имеет конечная сумма чисел дроби 14/105, находящейся в конце идеального ряда. Дата 8.07.1301 также наделена конечным числовым показателем, равным 2. У даты 8.07.1381 аналогичный показатель равен 1, то же наблюдается у даты 8.07.6889. Если сложить число 14 (тетрадей) первого ряда с числом 14 второго ряда, получится 28 с конечным показателем 1. Конечный показатель всех чисел второго ряда также равен единице.
Допустим, что 8.07.1380 — действующая дата, конечная сумма ее чисел равна 9, тот же конечный показатель имеют все числа первого ряда. Но этот ряд генерирован совокупностью «тетрадей», в которой немыслимым образом перепутаны листы, утеряна одна тетрадь, у другой утерян номерной лист, у третьей отсутствует номер, хотя лист на месте. Доверять этому ряду и, соответственно, дате этого ряда нельзя. Однако нельзя доверять и датам второго, идеального, ряда. 1301-й год должен быть отброшен из-за несоответствия реалиям повествования, в 1381 году 18 августа приходилось на вторник. Абсурдность обеих числовых характеристик компоновки книги и всех хронологических маркеров [несуществовавшего события] находит свое конечное выражение в том, что, сложив конечные числовые показатели двух рядов (9 и 1), получим результат, равный 10, то есть единицу, за которой следует ноль. Одно энигматическое «коромысло» с числом 988, являющимся ложной датой, вложенное в другое с тем же числом, допускает, что «коромысла» могут вращаться в разные стороны и таким образом отрицать друг друга.
Второе поле коррелятивных связей двух рядов — лексемы и словосочетания, маркирующие персон и явления периода правления императрицы Екатерины II и саму императрицу - «царь-маму».
Ключевая лексема этого ряда - «царь Мамай», за которой скрывается «царь-мама». Императрица, как известно, была и царем, а лексема «Мамай» напоминает о титуле, который ей намерена была преподнести Уложенная комиссия в 1767 г., и неофициальном титуловании ее многими подданными (и отдельными нынешними историками) «матушкой Екатериной». В тексте «Сказания» множество примеров, когда за спиной темника Мамая возникает силуэт Екатерины.
Отдельные из них.
«Царь от восточной страны именем Мамай, елдин верою» (л. 3об). Эллинская вера Мамая всегда вызывала недоумение исследователей, но к военачальнику и политическому деятелю Золотой Орды эллинская языческая вера никакого отношения не имеет, она связана с персоной Екатерины, под эгидой которой в России умножился интерес просвещенной части общества к античному искусству и литературе, а сама Екатерина в течение всего ее царствования воспевалась поэтами и художниками как Фелица, Венера или Минерва. Ассирийская царица Семирамида, с которой императрицу сравнивал Вольтер, была известна в Европе по произведениям древнегреческих авторов. Уподобление Екатерины ордынскому владетелю при посредстве античного образа (думаю, до появления «Сказания») проведено Г. Державиным в его оде «Фелица»: «Богоподобная царевна | Киргиз-Кайсацкия орды! |Которой мудрость несравненна |Открыла верные следы... | Мурзам твоим не подражая, | Почасту ходишь ты пешком, | И пища самая простая | Бывает за твоим столом» (9). «Елдин» - производное от «елда», намек на известные пристрастия «матушки».
«Он же, безбожный царь, нача рвением дияволим поносим быти первому отступнику царю Батыю» (л. 4). Ни Мамай, ни Батый не были отступниками от веры. Здесь мистификатор подвергает сомнению преданность императрицы православию, видимо, вследствие ее соучастия в убийстве собственного мужа, присвоении престола сына (после Петра III на престол по закону должен был взойти его сын Павел), крайней ее аморальности в интимной жизни и осуществления секуляризации церковных земель.
«Нача глаголати ко отступником своим, еоупостатом...» (л. 5). Написание «е» вместо «с» в слове «соупостатом» едва ли случайно, своеобразная орфография развивает тему распутства Екатерины.
«Аз не хощу тако сотворити, како Батый и будем Русью владеть тихо и безмятежно». После вторжений 1237-1240 гг. Батый владел Русью «тихо и безмятежно», Мамай по этому признаку не мог противопоставлять себя Батыю, его слова находятся в референтной связи с обещанием из манифеста Екатерины по поводу ее вступления на престол о «соблюдении во всем доброго порядка». После Мамая, но задолго до Екатерины князь И. М. Катырев-Ростовский писал о Годунове: «Умилосердился Господь... позволил царю державствовать тихо и безмятежно, и все православное христианство начало утешаться и жить тихо и безмятежно» (10).
Князь Олег Рязанский советует литовскому великому князю Ольгерду послать Мамаю дары «и книги свои, списав, елико сам веси паче мене» (л. 7об). «И писанныя книги» царь же Мамай восприя с любовию...» Какое отношение к заключению союза могли иметь книги, отправляемые Мамаю как обязательные, с точки зрения князя Олега? Здесь либо описывается беспрецедентная и неправдоподобная история, либо речь идет о покупке Екатериной библиотек Дидро и Вольтера, когда она, купив за большую цену библиотеку первого, оставила ее у просветителя (подарила), а библиотеку второго после его смерти купила по завышенной цене (11).
Намек на Екатерину II проведен и в заставке, обрамляющей начало книги. Два больших округлых завитка, как бы сделанных из металла, в основной части орнамента повторяют ее вензель «Е» (в горизонтальном положении), римская цифра II вензеля показана посредством двух крупных стеблей, упирающихся в сердцевину цветков, по бокам от центрального «листа», над которым смыкаются завитки (12).
Ольденбургская династия в скрытом тексте.
Она энигматически репрезентована в первую очередь в персонах Олега Рязанского и Ольгерда (во второй проекции они представляют Европу в целом или французских просветителей, в третьей — российскую Герольдию и дворянство). Имя Ольгерд, являющееся анаграммой английского «Old Harry» (cтарый разбойник, дьявол), в союзе с англо-немецким «Old Herzog» является первичной отсылкой к Ольденбургской династии, к которой принадлежал герцог Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский, ставший императором России Петром III и умервщленный своей супругой (она же его троюродная сестра). Имя Олег, находящееся в очевидном фонетическом родстве с именем Ольгерд и именованием «Ольденбургские», в тексте «Сказания» пишется преимущественно в сопряжении с дефиницией «Резанский», напоминающей о легендарном происшествии в начале династии, когда граф Фридрих Ольденбургский, вступив в схватку со львом, зарезал его, а присутствовавший при этом император Генрих IV обмакнул палец в кровь льва и провел им по щиту графа (отсюда — красные полосы на золотом щитке династического герба) (13).
Дополнительная самостоятельная проекция Ольгерда и «Old Harry» - прусский король Фридрих II, имевший прозвище «Старый Фриц», «друг» Екатерины, которому она продавала военно-стратегические секреты России в период Семилетней войны (14).
Заметна и самостоятельная проекция Олега Рязанского. На л. 5об имя рязанского князя дважды прописано в форме «Отляж». Далее в письме к Мамаю он называет себя «твой посаженик и присяжник Отлег Рязянски» (л. 6). И то, и другое - припоминание частых отставок «случайных», так их называли, любовников «царь-мамы» (15).
Павел I cкрытом тексте.
Он обозначен, в частности, в странном эпизоде сосредоточения русских войск на речке Северке, притоке Москва-реки (было бы логично, если бы автор «Сказания» ограничился указанием на Коломну и «коломенские поля» как место сбора войск), чрезмерном артикулировании названия мало кому известной речки в этом эпизоде и написании ее названия в форме «север»: «Прележит нам к северу...» (л. 48об), «...Яко придоша ко мне медокормцы с севера... и нам подобает итти к североу, прележит нам путь на северу» (л. 49). Несообразности текста подсказывают, что за «севером» скрывается особенный смысл. И наиболее вероятный из возможных - граф и графиня Северные, псевдоним, под которым в 1782 г. путешествовали по Европе престолонаследник Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна (16).
Он же, вместе с французами и немцами, скрывается за «дунайскими татарами», упоминаемыми в связке с «севером» на листе 49 в ответе князя Дмитрия Брянского князю Андрею Полоцкому: «И колика есть войска моего, купно Божием промыслом совокупленных ради браней, належащих ему от дунайских татар, и ныне рцы те, брату моему, слышах бо яко приидоша мне медокормцы с севера...». Путешествуя по Европе, Павел Петрович и Мария Федоровна останавливались в замке Этюп родителей Марии Федоровны, расположенном в 3 верстах к северу от излучины реки Ду, под Монбельяром, в 1816 г. вошедшем в состав департамента Ду (Франция). За дефиницией «медокормцы», неуместной в открытом тексте, скрывается намек на «кормление» Екатериной множества иностранцев в России и вне России. Дунайские (белгородские) татары в конце XIV в. находились в зависимости от золотоордынских ханов, но отнесение именования «дунайские» ко всей Орде является натяжкой и, соответственно, маркером наличия скрытого смысла.
А.И. Мусин-Пушкин о себе.
«Яко же иногда Гедеоном над мадиамы и преславным Моисеом над фараоном» (л. 3). Моисей не одерживал побед над фараоном, утверждение является маркером скрытого смысла. Имя Моисей в арабо-татарской форме Муса, и, соответственно, Моисеем Мусин-Пушкин называет самого себя (во второй проекции (17)). В списке Псалтири с восследованием из собрания Свято-Троицкой Сергиевской лавры он наделил Екатерину II жестом фараонов (18).
«И посла князь Андрей Полоцкий ко князю Дмитрею Брянскому буквицу тайну» (л. 48). Здесь, по всей вероятности, Мусин-Пушкин подсказывает читателю, в каком виде зафиксирован подлинный текст «Сказания» в самом «Сказании».
1 2 4 6 7 8 8 9 10 11 12 14
8об 9 25 41 49 57 58 62 70 79 86 102
9 2 2 2 2 2 3 8 8 9 8 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 9 17 25 33 41 49 57 65 73 81 89 97 105
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Поскольку основной объект коррелятивных проекций двух рядов - Екатерина II, то уместно представить перед характеристикой проекций основные числовые характеристики номинаций императрицы. Ее имя Екатерина имеет конечное числовое значение 4 (конечная сумма чисел 521351851), с добавлением числа 2 (II порядкового элемента титулования) получится 6. В манифестах императрица указывала себя как Екатерина Вторая. Конечная сумма чисел числительного «вторая» - 5, Екатерина Вторая — 9. Ее отчество после крещения — Алексiевна (1352215251), конечное числовое значение отчества — 9. Екатерина Алексiевна, соответственно, равна числу 13, переходящему, по условиям контекста, в 4. Второй известный вариант имени императрицы, написанный на памятнике Петру I, - Catharina, в русском написании Катарина. Его числовые значения - 13 и 4. Очевидно, что в числовом выражении Екатерина Алексеевна и Катарина тождественны. Известно и было популярно детское имя Екатерины-Friederike — Фике, его конечное числовое значение — 2.
В таблице двух рядов есть несколько узлов чисел, проецируемых на Екатерину. Первый узел — в верхнем левом углу. У него наблюдается такая особенность, что при сложении чисел противоположных углов, 1 и 9, 2 и 8, обе суммы будут равны 10, или 1. В графической проекции образуется крест (зачеркивания). Сложении двух единиц породит число 2. Той же 2 равна сумма 1, 2 и 8. Крест, таким образом, зачеркивает слова «Екатерина Вторая» и «Фике» — символизирование крайне негативного отношения мистификатора к императрице.
Не менее важна вторая проекция этого узла, к которой будущая «царь-мама» имела самое непосредственное отношение, - Семилетняя война. Сочетание 9 и 1 напоминает о вступлении России в войну 1 сентября 1756 г. Сочетание 8 и 2 напоминает о начале войны, нападении Пруссии на Саксонию 29 августа того же года (число 29 аналог числа 2: 29-11-2). Упоминавшийся графический крест в связи с присутствием темы войны в узле означает отсутствие права на трон у человека, предававшего интересы России (перед войной и первые полтора года, до разоблачения сообщников Екатерины в январе 1758 г.). Узел помогает также понять выбор августа и сентября для хронологической локализации событий «Сказания».
В следующем узле (с номерами «тетрадей» 8, 8, 9 и листов 57, 58 и 62) Екатерина представлена преимущественно в сумме чисел третьей строки: 2, 3 и 8 вместе образуют число 13, переходящее в 4. Основная проекция этого узла — Семилетняя война: числа 57, 58 и 62 подразумевают 1757, 1758 и 1762 гг., второй, третий и последний (для России) годы войны. Необходимостью репрезентации третьего года войны рядом со вторым и объясняется появление второго 8-го номера «тетради» рядом с первым 8 номером. На третий год военного конфликта приходится разоблачение ряда приближенных к Елизавете лиц, сотрудничавших с Англией, союзницей Пруссией, и допустивших отступление русской армии в 1757 г., после битвы при Гросс-Егерсдорфе.
Следующий узел таблицы образован двумя «тетрадными» номерами 12 и 14 первого ряда и находящимися под ними номерами листов 86 и 102. Так же, как в первом узле, противоположные углы узла симметричны: 12 и 102 образуют две тройки, 86 и 14 образуют две пятерки. Результатом взаимоотношений противоположных чисел, при их делении, вновь будет 1. При сложении 12 и 102 образуют конечное значение, равное 6, 86 и 14 — 10, или 1. В этом узле наблюдаются особые отношения по горизонтали: сумма чисел в этом измерении, как и в вертикальном, равна 8. Наиболее вероятная проекция узла — смерть Павла I, убитого 12 марта 1801 г. (12.03.1801), после преобразования: 3.3.1 или 6 и 1. Имя «Павел» наделено конечным числовым значением, равным 19, или 10, или 1 (сумма чисел 86 и 14 также равна 19, или 10, или 1). Крест (зачеркивания) в рассматриваемом случае является дополнительном указанием на смерть Павла I. (Текст «Сказания» был «открыт» в 1814 г. (19)) Смерть Екатерины зафиксирована в предпоследнем «столбце» второго ряда, где число 13, знак несчастья и антропонима «Екатерина Алексеевна», размещено над числом 97 (указанием на то, что к 1797 г. Екатерины не было на свете, она умерла 6 ноября 1796 г.). Вероятное указание на то, что ее смерть произошла в туалете, скрыто в доминировании чисел 8 и 2, образующих в сумме единицу, в нижних строках двух ключевых рядов и конечной единице второго ряда: конечное числовое значение слова «туалет» равно 1. Примечательно, что ее имя «Катарина» любой русский человек XVIII в. мог прочитать или услышать как «Кат Арина» («кат» в старорусском языке — палач), но числовое значение лексемы «кат» равно 6, «Арина» - 7, и прожила Catharina полных 67 лет. На памятнике Петру она записала свое сущностное имя, палача внука Петра, и границу собственной жизни из числа 13.
Резюме. «Сказание о Мамаевом побоище» - памфлет, главным содержанием которого является обличение преступлений, распущенности и расточительности Екатерины II (20). Основной топоним «Сказания» Куликово поле происходит от французского словосочетания
«coup d'etat» (ку дэ та), означающего «государственный переворот». Мамаево побоище — государственный переворот 28 июня 1762 г., подготовленный специфической деятельностью Екатерины, будущей «царь-мамы», в период Семилетней войны.
Сноски и примечания
1 Сагит Фаизов Гзак и Кончак на заводе Карла Гаскойна // http://sagitfaizov.livejournal.com/33822.html; Он же Математическая шутка Афанасия Никитина // http://sagitfaizov.livejournal.com/29198.html; Он же Числа в орнаменте Буслаевской Псалтири // http://sagitfaizov.livejournal.com/90524.html; Он же Скрытая математическая запись в Буслаевской Псалтири. Из цикла «Классические тексты» // //sagitfaizov.livejournal.com/86846.html; Он же Хронологические атрибуты Буслаевской Псалтири. Из цикла «Классические тексты» // http://sagitfaizov.livejournal.com/87197.html
2Сказание о Мамаевом побоище. М., 1980.
3 Предисловие Диановой: http://www.ruistor.ru/bitvy_kulikovskaya_bitva_ist020.html
4 Примечательно, или показательно? что при всех этих перебивках, утратах листов, удвоении номеров (листов и «тетрадей») Дианова не предлагает читателю маршрут чтения — списка листов в первоначальной, или правильной, их последовательности.
5 Предисловие Диановой: http://www.ruistor.ru/bitvy_kulikovskaya_bitva_ist020.html
6Сагит Фаизов «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html
7 Предисловие Диановой: http://www.ruistor.ru/bitvy_kulikovskaya_bitva_ist020.html
8 Сложение компонентов осуществляется, как было показано выше, до получения результата, выраженного одним числом: 8.07.6809: 8 + 7 + 6 + 8 + 9 — 38 (3 + 8 = 11-2). Точно также в вербально-числовой дешифровке (или дещифровке вербально-числовой энигматики) складываются числовые значения букв (древнерусского, современного русского и других алфавитов) и слов. В зависимости от требований контекста могут учитываться промежуточные показатели процесса сложения. Ноль факультативен, он учитывается в редких случаях в зависимости от требований контекста.
9http://rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/017.htm
10Цит. по: Ключевский, В.О. Курс русской истории // http://www.istorya.ru/book/kluchev/kllec41.php И.М. Кат-Ростовский — предполагаемый автор «Летописной книги», откуда Ключевский извлек цитату. См. о нем: ru.wikipedia.org/wiki/Катырёв-Ростовский,_Иван_Михайлович;
11См. об этом: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я «Екатерина II»).
12 О других скрытых смыслах заставки см.: Сагит Фаизов «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html
13 См. о происхождении герба Ольденбургских:
14 См. о нем: ru.wikipedia.org/wiki/Фридрих_II_(король_Пруссии);.
15 Собственно, здесь зафиксирован диалог. Она дважды говорит [поднадоевшему фавриту]: «Отляж». Он отвечает: «Отлег».
16. См. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Павел_I; http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Монбельяр»); http://en.wikipedia.org/wiki/Doubs_(department).
17 О первой проекции см.: Сагит Фаизов «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html
18 См. об этом: Сагит Фаизов Екатерина II и ее корсары в Буслаевской Псалтири // http://sagitfaizov.livejournal.com/2013/12/21/
19 См. об этом: http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-1102.htm
20 Об ином пласте проекций «Сказания» (связанном с эпохой Ивана III и Ф.В. Курицына) см.: Сагит Фаизов «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html
Свидетельство о публикации №214010300768