Зачем нужны родители?

Существует стойкое убеждение, что детям нужны родители. Причем, так думают все. Однако далеко не все ясно себе представляют, зачем родители нужны ребенку. А ведь это же интересно – и, наверное, важно: понимать, для чего мы нужны нашим детям.
Попробуем для разрешения этой сложнейшей научной проблемы обратиться к помощи… самих детей! Посмотрим на себя их глазами. В самом деле: для чего мы им нужны?

Сева гуляет. Мама сидит в парке на скамейке и читает книжку. Сева занимается очень увлекательным исследованием. Недалеко от скамейки – заросли высоченной, гораздо выше Севиного роста, травы. Полевые цветы: они сладко-приторно пахнут медом, летом и солнцем, и они такие разноцветные. Летают пчелы, шмели, бабочки.
Однако Севу больше всего интересует, что там, в этих зарослях. Вдруг там водятся какие-то опасные звери? Вот что-то прошуршало в траве! Кто это? Вот бы посмотреть!
Малыш решительно движется в самое сердце травяных джунглей, с трудом продираясь через переплетенные стебли. Но потом вдруг останавливается, среди яркой зелени показывается его озабоченная физиономия. Куда он смотрит? Ну, конечно же: он ищет глазами маму. Она никуда не делась, сидит и читает. Вот она поднимает голову, улыбается. Мама тут. Значит, можно рискнуть!
И мальчик с шумом устремляется вперед.
Проходит немало времени, в течение которого местоположение Севы можно определить только по колышущимся высоким колоскам овсяницы и клевера. Потом малыш появляется из зарослей совсем не там, где зашел: на лице у него блаженная улыбка. Он счастлив!
Не думаю, что Христофор Колумб испытывал больший восторг, завидев на горизонте землю - новый материк.
- Мама, Сева пасол, и там темно, и там зуцьки (жучки), и Сева высел (вышел)! – доложил первооткрыватель, весь сияя.
Для мамы это, наверное, не такое большое открытие. А вот для Севы - очень важный момент в его жизни и развитии. Он отважился в одиночку исследовать новые земли. Кто там живет, какие звери – этого он не знал. Но не струсил, а пошел – сам! Он не испугался «зуцьков» и огромных сердитых мохнатых шмелей, его не смутили переплетенные стволы и стебли тропических растений: мятлика, клевера, повилики и др. Он одержал победу над собой и многое узнал.
А если бы мамы не было рядом? Скорее всего, не решился бы наш герой на такой великий подвиг.
Значит, родители нужны, чтобы не было страшно. Чтобы придать сил, уверенности, успокоить. Они – прочная опора. Они – гаранты. Только тогда, когда они рядом, ребенок чувствует, что малознакомый ему загадочный мир – не страшен: ведь рядом те, которые защитят и помогут.

Днем Сева спит: утомился на прогулке. Но вот он проснулся, открыл глаза. Мама стоит рядом, она улыбается и протягивает ему руки. Мама рада, что Сева проснулся, рада, что у нее есть Сева. Значит, своим пробуждением и самим своим существованием он доставляет радость, приносит счастье. Он нужен, очень нужен маме.
А раз маме – значит и вообще всем. Всему миру. Потому что мама – это же Самый Главный Человек на Земле. И вот он, Сева, приносит ей радость, счастье, она не может без него обойтись. Вот какая важная у него роль! Вот какой он замечательный, прекрасный, великолепный, незаменимый, единственный!
Как пьянящая струя молока из маминой груди вливается в ребенка уверенность в своей важности и нужности, в своей полноценности и уникальности. Он – Приносящий Радость. Он – Любимый и Дорогой. Он – Источник Радости и Счастья для своих близких.
Ощущение своей уникальности и незаменимости необходимо каждому человеку: и старому, и малому, и тому, кто в расцвете сил. Но маленькому человеку оно особенно нужно, потому что он еще очень слаб и ничего пока не добился в жизни. А дается это чувство своей неповторимости – любовью родителей.
Кроха не знает, но совершенно безошибочно чувствует: меня никем нельзя заменить. Мама и папа любят именно меня. Значит, без меня здесь, на Земле, никак нельзя! Без меня не обойтись!
Без этой пьянящей уверенности он не мог бы хорошо себя чувствовать. У него не хватило бы душевных сил, чтобы жить и развиваться, преодолевать трудности и испытания. Он не был бы счастлив.

В воскресенье мама и Сева отправляются на дачу. Дача у них на другом берегу залива, на т.н. «Бараньем берегу». Баранов, впрочем, там нет и никогда не было, а откуда такое название – неизвестно. Но там хорошо, там сосны, много воды и воздуха. И туда идет теплоход.
Вот Сева с мамой уже на корабле. Малыш хочет подняться на верхнюю, открытую, палубу. Туда ведет узкий, крутой железный трап. Расстояние от ступеньки до ступеньки большое: почти в треть Севиного роста. Это значит – намного выше колен. Представляете себе такие ступеньки? Каково по ним подниматься?
А тут еще корабль плывет, на озере волнение, бегут быстрые сердитые волны с белыми барашками. Ветер.
Но Сева против того, чтобы его несли на ручках. «Сам!» - заявляет он безапелляционно. Ну что ж, сам – так сам.
Но с первой ступеньки он падает. Мама подхватывает сына, ставит на ноги. Слава Богу, не ушибся.
- А ты за перила держись. Вот это – перила. Ручками возьми – вот так. Ну, вперед!
Мама подбадривает Севу. И он, держась за нижнюю часть перил, успешно карабкается наверх. На верхней палубе мама гладит сына по голове и поздравляет с победой. Ур-ра! Виктория! Сева страшно доволен.
Выходит, роль родителей – в том, чтобы поощрять самостоятельность детей и в то же время помогать эту самостоятельность так проявлять, чтобы и добиться успеха, и голову себе не разбить.

На верхней палубе есть детская площадка. Сева решил поиграть с другими малышами: их тут много. У одного мальчика постарше Севы – ярко-оранжевая большая машина. Не машинка – а именно машина, самосвал. Сева вполне мог бы поместиться в кузове этого великолепного самосвала.
Конечно, такая вещь привлекла внимание мальчугана. Он решил поиграть вместе с хозяином, но тот не оценил добрых намерений и Севу оттолкнул. Что такое?! Агрессия! Сева бросился с кулаками на обидчика.
Но не тут-то было. Вдруг наш герой очутился в воздухе и, болтая ногами, перелетел к ближайшей скамейке. Что за чудеса? Ах, это мама! Она сердита. Строго смотрит на сына. Сева смущен. Стоит опустив голову.
Спустя несколько минут мама опять отпускает Севу играть. Но к оранжевой машине он больше уже не подходит.
А это еще кто? Ух, какой страшный зверь! Сева в ужасе замирает. К поручню мостика привязан огромный мохнатый пес с черной мордой. Он гораздо больше Севы и, конечно, без труда мог бы его съесть.
Но потом, основательно подумав, Сева решает, что собака-то привязана, сидит на цепи. И решается приблизиться. Тут и мама подошла. Посмотрела-посмотрела на этого страшилища и… погладила его. Пес завилял хвостом.
- Можешь его погладить: он добрый, - сказала мама.
Сева долго не решался, но потом все-таки чуть-чуть погладил собаку по правому боку. Пес лизнул Севу в ухо. Малыш весело засмеялся.
- Но не гладь всех собак. Понял? Если собака добрая, тогда можешь гладить. А злую нельзя гладить.
- Зъая какая?
- Если рычит или лает, значит злая.
Вот, значит, для чего нужна мама: она помогает малышу ориентироваться в огромном и пока еще малознакомом ему мире. Объясняет, что можно, чего нельзя. Предостерегает от ошибок. Иногда и наказывает.
Конечно, это бывает неприятно. Но кто-то же должен «расставить флажки», чтобы маленький человек знал, куда можно идти, куда нельзя.
На самом деле детям это очень нужно: они сами хотят, чтобы для их поведения были расставлены внешние подпорки. Они даже благодарны за это нам, взрослым. Им так легче – когда точно знаешь: это можно, а вот это нельзя.
Хотя они иногда и бунтуют против наших запретов: если их слишком много или если у ребенка возраст такой. Но это ничего.
Детям нужны взрослые еще и в качестве Власти. Только власть эта должна быть справедливой и твердой. Без этой Взрослой Власти детям тоже плохо, потому что сами они власти над собой пока еще не имеют почти никакой.

Севина мама небольшого росточка. Но она очень сильная!
Например, однажды она зашла в ванную и повернула кран. Ей самой показалось, что повернула как всегда. Но кран вывернулся из трубы и упал в раковину. Раковина треснула.
А в другой раз мама уронила в раковину, там же, в ванной, свой карандаш для бровей, и он проскользнул в сливную трубу. Мама хотела его оттуда достать – и сломала трубу! Прямо выломала полностью. С мясом!
Папа и Сева прибежали посмотреть на такое чудо и глазам поверить не могли. Это ж какой силищей нужно обладать! Такую трубу и Иван Поддубный бы не выломал.
А мама-то маленькая, худенькая.
Сева смотрит на маму с восхищением. Вот какая у меня мама!
Кстати, домашнее прозвище Севиной мамы – «Маша-катастрофа». Это папа ее так называет: из уважения к ее талантам.
Пришлось папе чинить трубу. Папа у Севы тоже уникум, но в другом роде: что бы мама ни сломала, папа все может починить. Все абсолютно! Хотя он человек интеллигентной специальности.
И вот папа – с помощью Севы (подававшего инструменты) – раз-раз и приладил трубу на место. Всего за полтора часа!
Сева смотрит с восторгом и на папу. Ведь труба была совсем-совсем отломана – и вот она на месте, как новенькая. Будто только что из магазина. Ай да папа! Вот какой у меня папа. Все умеет! Брильянтовые руки!
Оказывается, родители нужны еще для того, чтобы ребенок ими восхищался. Чтобы иметь перед глазами Образец Настоящего Человека, на которого хотелось бы быть похожим. Вот такого, как Севина мама – «Маша-катастрофа». Или такого, как папа, который мгновенно превращает любую разруху в то, что работает и служит людям. Папа-волшебник!
Всякая мама и всякий папа – немножко Волшебники для малыша. Немножко Боги. Это идеальные существа. Недосягаемые образцы. Но хотя они недосягаемы, на них страшно хочется быть похожим.
И благодаря этому малыш стремится расти, учиться, взрослеть. Потому что перед ним - Великая Цель, которая его вдохновляет.

- Тихо! Папа спит!
Действительно, папа устал на работе и заснул на диване с книгой в руках. И Сева должен охранять его сон. Ведь он единственный был дома и видел, как папа заснул. Значит, больше некому позаботиться о папе.
И Сева всех предупреждает: и маму, и пришедшую в гости бабушку:
- Тихо! Папа спит!
Сам Сева не играет, не дудит и не шумит: нельзя, папа спит!
А вот мама Севы очень боится мышей. Сам же Сева ну ничуточки их не боится. Вот ни капельки. Наоборот, он мышей очень любит.
А в подвале их дома есть мыши. К сожалению, этот подвал используется как сарай, и у них там тоже хранится множество всяких вещей. Тех, которые редко бывают нужны. Но иногда все же приходится за ними спускаться. А что, если папы нет дома? Тогда мама просит Севу:
- Пойдем в подвал. Я мышей боюсь!
И Сева мужественно ведет маму в подвал. И охраняет ее от мышей, пока она берет то, что ей там нужно.
Так что родители нужны ребенку еще для того, чтобы ему было о ком заботиться. Другим людям его забота пока не нужна: они без нее обходятся. А вот родителям – нужна. Это очень важно для растущего человека. Важно – с самого нежного возраста.
Это дает ему ощущение своей взрослости, полезности, силы.
Он заботится о папе и маме. Он сильный и добрый!

По вечерам вся семья: мама, папа и Сева – собирается у телевизора. Собственно, телевизор включают не всегда. Просто это место, где принято проводить вечера. Тут на полу лежит мягкий ковер. Стоит уютный диван. Здесь хорошо поиграть, почитать, посмотреть интересную передачу.
Сева очень любит эти вечера. Он наслаждается теплом своего дома и близостью к маме и папе. Это его дом, его мир, самый-самый лучший, его собственный. Это его место на Земле. Теплое и защищенное от всех бурь. Это единственные в мире люди – самые родные, свои.
Отсюда он будет черпать силы для жизни не только сейчас, пока еще мал, но и потом, уже став взрослым человеком. Родительский дом поддерживает человека всю жизнь – уже одним тем, что он есть (и даже тем, что был).
Мы вырастаем из своего детства, но оно продолжает питать нас духовной силой.
У румынско-молдавского поэта Михаила Эминеску есть такое стихотворение:
                Звезда взошла, столь далека
                Средь синего простора,
                Что луч ее летит века,
                Пока достигнет взора.
                Быть может, свет ее погас
                Давно в дали безвестной,
                А нам сияет лишь сейчас
                Огонь звезды небесной.
                Любовь – звезда. Ее уж нет,
                В глубокой тьме погасла,
                Но долго мертвой страсти след
                В ночи нам светит ясно.*
И хотя здесь поэт говорит о любви, но то же можно сказать и о родном доме, о родителях. Даже тогда, когда их уже нет, они продолжают поддерживать нас.

*Перевод Александра Бродского.

Итак.
Родители нужны для того, чтобы:
1) малышу было не страшно, чтобы внушать уверенность в своих силах, чтобы защищать;
2) чтобы малыш чувствовал, что он доставляет кому-то радость, ощущал себя Творцом Радости для другого человека, незаменимым и неповторимым в этой уникальной роли;
3) чтобы поощрять его самостоятельные усилия, поддерживать и направлять;
4) чтобы ребенок знал, что можно и чего нельзя, чтобы чувствовал, что есть Власть, которая направляет его в правильную сторону;
5) чтобы крохе было кем восхищаться, чтобы перед ним был Идеал Человека, на который ему бы хотелось походить;
6) чтобы ему было о ком заботиться;
7) чтобы у него были родные, близкие люди, свои собственные, именно его и больше ничьи.

Это прекрасная роль в жизни – быть Родителями. И если мы ее исполняем достойно, то получаем столько удовлетворения, что доставить его не может ничто другое.


Рецензии