Зачем нужны дети?

Принято думать, что дети для чего-то нужны. Но для чего? Точно неизвестно. Однако же все стремятся иметь детей или хотя бы одного ребеночка. Так принято. Положено.
Но когда такое вот крошечное существо у нас появилось, интересно все же было бы понять, а зачем оно нам? Другими словами: что дети могут дать своим родителям?

Когда мама пришла с работы, ужасно усталая, выяснилось, что Сева заболел.
Накануне Сева с мамой были на даче, когда вдруг набежали тучи, стало холодно и началась гроза. И хотя мама с Севой успели забежать в дом и почти не промокли, малыш все-таки простыл.
Севина мама – врач. В этот день она трудилась «за себя и за того парня» (коллега заболел), даже не пообедала толком. Приняла десятки больных: их осенью вообще бывает очень много.
И вот пришла домой – а тут тоже больной!
Мама, наскоро поев, смерила сыну температуру, дала таблетку. Потом взяла на руки, поносила (а обычно Сева этого не любит: только, когда болеет, ему нравится, чтобы его мама брала на ручки). Потом они смотрели в окно на облака: это у них такая игра – «На что похоже это облако?» Потом достали любимую Севину книгу «Животные Африки», принялись ее в сотый раз рассматривать.
Когда мама пришла, Сева был кислый, вялый, ныл и куксился. Через час после маминого прихода малыш выглядел уже намного лучше.
Но самое интересное, что и у самой мамы усталость сняло как рукой. Будто ее и не было.
Казалось бы, после такого рабочего дня только лечь и лежать. А тут опять приходится заботиться, проявлять внимание. Но от этого ей самой стало легче.
Оказывается, свою взрослую силу мы берем у вот этих слабых, беспомощных человечков. Ради них мы должны быть сильными, бодрыми, неунывающими, уверенными. И, принимая эту роль, мы такими действительно становимся.
Значит, дети нужны, чтобы сделать нас сильными!

А когда пришел домой и папа, Сева с мамой накормили его ужином, и папа предложил: «В прятки поиграем?» И поиграли.
Сначала папа с Севой залезли под стол, а стол накрыли скатертью. Мама, конечно, сразу заметила, что на столе появилась скатерть, но никак не могла догадаться, откуда она там взялась (может, сама пришла?) и где же, в конце концов, Сева с папой. Ходила-ходила по квартире, звала-звала: «Севушка! Ау! Где ты?!» И только тогда, когда из-под стола донесся «волчий вой»: «У-у-у-у!!» - мама обнаружила-таки папу с Севой. Какая радость! Ведь так давно не виделись!
Потом пряталась мама. Ее тоже долго искали. Облазили всю квартиру. Сева даже собирался заплакать, но папа посоветовал посмотреть в платяном шкафу. А Севина мама маленькая, как девочка, и худенькая. Оказывается, она сидела в шкафу и почти заснула. Сева нашел ее потому, что из-под одежды высовывалась мамина нога. Сначала Сева не был уверен, что это именно мамина нога, но потом рассмотрел узор на чулке – мамин чулок! Значит, и нога мамина. А где нога – там, наверное, и сама мама!
Играть весело и интересно. Игра снимает усталость и стресс, оказывает психотерапевтическое воздействие. Дети так непосредственно радуются, так эмоционально переживают игровые удачи и неудачи – и заражают своими эмоциями нас, взрослых.
Как-то Сева, когда еще был маленький (сейчас он уже большой: ему уже 2 года!), зашел с мамой на почту. На почте много незнакомых людей, и Сева стеснялся. Но когда вышли с почты, увидели котенка. Котенок сидел на крыльце и почему-то облизывался. Сева так обрадовался котенку, что побежал за ним, а когда тот удрал, просто так продолжал бегать, весело смеяться и размахивать ручками.
Все взрослые, кто это видел, тоже улыбались и смеялись. Некоторые даже специально вышли из здания почты, чтобы посмотреть на Севу. Так один маленький мальчик поднял настроение сразу нескольким взрослым!
Конечно, вы можете возразить, что играть мы можем и сами, без детей. Разумеется, а как же! Папа, мама и бабушка вполне могут поиграть друг с другом в прятки. И будет тоже весело. Особенно бабушке!
Представляете: бабушка залезла в шкаф, а папа с мамой ее ищут?
Увы. Без детей нам все как-то не до того и неловко. Признаемся честно, мы быстро отвыкаем, разучиваемся играть. Дети это умеют лучше, чем мы. Они непосредственней, эмоциональней. В этом их преимущество. И они щедро делятся с нами своими эмоциями.
Взрослым тоже нужно играть. Но без детей у нас это не получается.
Так что дети нужны, чтобы давать разрядку, отвлекать от повседневных, часто рутинных и скучных, дел и забот, снимать напряжение. Чтобы заряжать положительными эмоциями, непосредственной радостью жизни. Дети – это такие эмоциональные батарейки: подключишься к ним – и в тебя рекой вливается энергия.
Дети нужны, чтобы давать нам возможность иногда возвращаться в детство, поиграть, подурачиться, пошалить. Это необходимо каждому человеку.

Мама пришла из магазина. Села в коридоре, поставила сумку на пол. Сева уже тут как тут. Он знает свои обязанности. Сначала несет маме тапки. Потом виснет у мамы на шее и целует. Потом волочет сумку по полу в кухню.
Мама с Севой садятся ужинать. Сева ухаживает за мамой, подает ей ложку, пододвигает солонку.
- Мама, кушай хъеб! – говорит заботливый Сева и дает маме кусок хлеба.
А как же? Разве мама сама догадается взять «хъеб»? Она же ужасно бестолковая!
Если мама устала или плохо себя чувствует, Сева ее лечит: гладит ручкой мамин лоб и мамины щеки. Пока маме не станет лучше!
За папой Сева тоже ухаживает: приносит ему все, что нужно, когда папа что-нибудь мастерит. Тащит из кухни чашку с водой, если папа хочет пить. Половину, правда, проливает. Но зато – какая забота!
Это же очень приятно, когда наши дети о нас заботятся.
Так что дети не только дают нам возможность на время вернуться в детство, но и… заглянуть в свою старость! Когда мы будем дряхленькими, немощными – а они о нас будут заботиться: поить нас, кормить, носить за нас тяжелые сумки.
И, странное дело: оказывается, что это тоже очень приятно!
Так что дети нужны, чтобы заботиться о нас.

Мой любимый автор журнала «Мой ребенок», Катерина Гарелина, недавно написала мне в письме: «Мне безумно интересен мой сын. Я часто ловлю себя на том, что изучаю его, ненавязчиво и осторожно. Все-таки ребенок - удивительный Человек, совсем другой, в отличие
от нас, простых взрослых!»
Действительно, наблюдать за детьми чрезвычайно интересно. Ведь они – не такие, как мы.
Как-то я пришел в гости к Севе. Смотрю, он сидит на диване и занимается очень интересным делом. Под потолком горит плафон. Сева зажмуривает глаза, крепко-крепко, и говорит довольным голосом: «Пиигоела (перегорела)!» Раскрывает глаза: «Опять гоит!» Снова зажмуривается – и еще более довольным голосом: «Опять пиигоела!»
Однажды лампа в комнате действительно перегорела: внезапно щелкнула и потухла. И наступила тьма. Папа объяснил Севе, что произошло, почему стало темно. Так что Сева знает: когда свет вдруг пропал, значит лампа перегорела.
Ему очень нравится, что он может «выключить и включить» лампу, даже не вставая с места и ничего не делая, а просто зажмурив глаза. Вот только он не понимает, что, когда он не видит лампу, это не значит, что она «перегорела».
И это особенность всех совсем маленьких детей. Они уверены: чего нет у меня перед глазами – того и вообще нет. По этой причине дети так не любят, когда мама скрывается из виду: им кажется, что мама исчезла и уже никогда не появится.
Разве это не любопытно?
Дети – очень интересные существа. Они нужны нам, чтобы учиться наблюдать, думать, сравнивать, узнавать что-то новое о них – а заодно (ведь все познается в сравнении) и о самих себе, и вообще о человеке.
Дети нас учат. Они наши учителя!

Когда бабушка вяжет: она замечательно это делает – Сева, если он дома, помогает: держит клубок ниток и постепенно разматывает его. Так они с бабушкой вместе вяжут.
Если папа ремонтирует кран в кухне, Сева тоже помогает: подает молоток, плоскогубцы, моток проволоки. Потом несет все на место, в ящик кухонного стола. Молоток тяжелый, а ящик – выше Севиной головы. Приходится лезть на табуретку, чтобы сунуть молоток в ящик. Но ведь папа занят, ему надо помочь.
Если мама моет посуду, Сева подает ей тарелки. Правда, с тех пор, как Сева начал помогать маме мыть посуду, у них стало значительно меньше тарелок, блюдец и чашек. Но вот недавно появились новые блюдца и чашки. Папа обещает и тарелки купить. А ведь это же здорово – когда в доме столько новой посуды!
А кому папа рассказывает обо всех своих проблемах и горестях? Конечно, сыну! И Сева очень сочувствует папе, когда тот объясняет, что произошла поломка на сервере одной компании, и ему, папе, пришлось срочно его ремонтировать. Севин папа – компьютерщик. Сева знает, что такое «сломать» и что такое «ремонтировать». Видел много раз, да и сам много чего и сломал, и отремонтировал (вместе с папой). Положим, что такое «сервер», он не понимает. Но ведь и мы тоже этого толком не понимаем. Так что разница (в пользу Севы) – только в искренности сопереживания.
Дети – наши сотрудники и наши друзья. Вот для чего они нужны.

Дети придают смысл нашей жизни, независимо ни от чего другого. Если наш ребенок счастлив, успешно развивается, растет, это дает нам ощущение своей нужности, необходимости, осмысленности своего существования.
Мы нужны детям. Но и дети очень нужны нам.
Великий Виктор Гюго так написал о героях своего романа «Отверженные», Жане Вальжане и его приемной дочери Козетте: «Он оказал ей покровительство, а она вселила в него бодрость. Благодаря ему она могла пойти вперед по дороге жизни; благодаря ей он мог идти дальше по стезе добродетели. Он был поддержкой ребенка, а ребенок был его точкой опоры. Неисповедима и священна тайна равновесия весов твоих, о судьба!».


Итак.
Что же могут дать нам дети?
1. Они заражают нас положительными эмоциями.
2. Дают возможность на время вернуться в детство, поиграть и побаловаться, а это прекрасная разрядка.
3. Они учат нас, помогают стать наблюдательными, что-то новое узнать о людях и даже о нас самих;
4. Они наши друзья и сотрудники.
5. Они придают смысл нашей жизни.

Правда, есть и такие родители, которые сами себя обкрадывают.
Например, никогда не играют со своими детьми. Вместо того, чтобы дружить с ребенком, постоянно его одергивают, пилят, ругают. Вместо того, чтобы сотрудничать, противопоставляют свои интересы его интересам (мы хотим, чтобы ты вел себя хорошо, - а ты хочешь безобразничать!), что приводит к конфронтации.
Есть и такие родители, которые свой глубоко скрытый комплекс неполноценности (возникший, например, от того, что этот взрослый человек ведет себя со своим начальством как малое дитя: послушно и покорно) пытаются «лечить» тем, что стремятся полностью подчинить себе своего ребенка, сделать его не самостоятельным человеком, а манипулируемой куклой (так же, как они сами стали куклами своего начальника).
Очень многие родители не видят ничего интересного в общении с совсем крошечным малышом, не понимают, какое это удивительное существо, как увлекательно наблюдать за ним, пытаться его понять. Им с детьми скучно.
Таких людей можно только пожалеть.

Неизвестно, кто кому больше нужен: взрослые – детям или дети – взрослым. Наверное, так ставить вопрос вообще бессмысленно.
Мы не можем жить друг без друга. Мы – две равных составляющих Жизни на Земле.
И поэтому нам хорошо – только вместе.


Рецензии