Книга образов

Духовное Писание

Книга образов

1
   Господь правит мирами, и неколебима воля Его, направляемая ко благу. Волей Его и безграничным милосердием Его созидается праведность во вселенных, и детям Божьим открывается истина и спасение. И дары духовные посылаются верующим. По милости Господней и я был удостоен части даров сих. Соблаговолил Спаситель открыть мне слова духовные и явления сокрытые. И оглашал я сии явления миру: в меру сил своих. Трудился усердно, дабы принести мне хотя бы некоторую пользу тем, кто открыт любви, и тем, чьё сердце исполнено мира. Обращал я речи свои и к неверующим, и к маловерным. Говорил я простым и мудрым, надменным и смиренным. И не делал различия в любви своей, убегал лицеприятия. Ибо взором духовным глядя на мир сей, видел: каждый сын человеческий есть сын Божий – в Промысле Господнем.

   Был я в местах пустынных и в местах людных, в краях богатых и в краях скудных, в обителях святых и в вертепах заблудших. Всюду жизнь, но не всюду дух. Имел я учеников добрых и хулителей зловредных. Встречал я ангелов и светлых детей духа. Встречал также демонов и жертв тьмы бездуховной. И вот, исполнив многие труды духовные, поселился я в уединении вдалеке от городов многолюдных.

   Прожил я долгое время сторонясь споров гневных и разговоров пустых. Стоял дом мой неподалёку от морского берега. И вечерами, любуясь гладью искрящейся, мирно молился я, призывая дух кротости на детей человеческих.

  Шептал я слова молитвы, духом подсказанные: «Ликует сердце праведника от любви Господней, и от служения Богу Единому процветает дух человеческий. И тот, кто исполнен веры искренней, ищет Отца своего Небесного и непременно  находит  Его.  Отец  же  обнимает  верующего  Духом Своим, и ведёт по пути любви и познания: насыщает и утешает, и освещает путь его. И в малом, и в великом, и в мимолётном, и в вечном Господь – Царь и Владыка, Отец и Спаситель. Вещает вселенная о добродетели Его и миры воспевают Бога нашего, имя Ему – Единый Бог. Он превыше мироздания, и звёзды – украшение короны Его. И Он же есть милостивый Помощник наш, Отец любящий, помогающий всякому страждущему: малому и убогому, и немудрому. Ибо все люди – дети Его, издре;вле призванные к святости. Уготована детям Божьим благодать неизречённая. Путь их в Царство Небесное, в миры истины, в коих приблизятся к ним ангелы, дабы наставить их. И Церковь Небесная, вечно праведная, примет праведников в лоно своё. И умножится мир, и будут спасённые пить из реки святости, насыщаясь водою живою и будут вкушать свободно хлеб жизни. Сии дары духовные ждут всякого в изобилии, ибо Господь Бог Единый изобилен и щедр. Он изливает благодать Духа Своего с любовью великою, и никогда не иссякнет любовь Его, всему жизнь дающая! Да отвратятся народы от гнева и корысти, и откроют сердца свои любви и миру! Да отложат владыки орудия бранные и венцы прославлений отдадут славнейшему Вседержителю! Пусть любовь светом ангельским осветит и согреет творение! Боже наш, укрепи веру нашу и помоги нам быть угодными Тебе, ибо следование воле Твоей есть спасение!»

   И однажды во свете бриллиантовом явился мне ангел благодатный, сказав мягко: «Мир тебе, сын человеческий, проповедник кротости! Я Ангел премудрости, пришедший к тебе ныне по воле Божьей».

   Поклонился я Ангелу и так сказал: «Мир тебе, святой! Дивным благословением Господь благословляет меня, посылая славных Своих служителей в жилище моё скромное и малое. Чем обязан я приходу твоему?»

   Отвечал мне посланник небесный: «Ведомо Господу, Отцу нашему, желание твоё познать явления духовные и передать их для вразумления народов земных. Потому ныне услышь слово от Бога нашего. Так говорит Господь Бог Единый: «Сын Мой возлюбленный, встань, выйди из дома своего, и пойди вглубь земель, тобою незнаемых. Пребывай в умеренности и препояшь сердце своё верою крепкой. Ангел Мой сопроводит тебя, и наставит тебя в премудрости небесной. Да вразумишься от созерцания неизречённого»».

   Тогда воскликнул я: «Благодарю Тебя, Отче мой! Исполню я волю Твою в точности, как и подобает верному служителю Твоему. Ибо нет ничего желаннее для того, кто знает Господа, чем исполнить волю Его любвеобильную!»

   Услышав это, кивнул мне Ангел премудрости в знак согласия, и исчез из виду.

2
   Направился я в путь свой, идя по местам безлюдным, дорогами каменистыми. И пылало сердце моё жаждою узреть обещанное Господом. Шёл я два дня и на третий день пришёл на возвышенность, и справа от меня была долина обширная. И вот, что видел я в ней.

   Два множества народных, каждое порознь, строили две башни.

   Одно множество было в одежде чёрной. Стояли над ним надсмотрщики в богатых нарядах. Золотые жезлы были в руках надсмотрщиков и повелевали они народом своим. Поднимали надсмотрщики жезлы свои над толпою, и речь их была твёрдою, походила на лай собак: «Бог ревнив, гнев Его силён! Бойтесь Господа, ибо все мы рабы Его, твари низкие и грешные! Да будет жизнь ваша страхом, и служение ваше – тяжким бременем!»

   И люди в поту и ранах носили камни большие, строя башню цвета тёмно-серого. Подносили строители камни к башне и, поставив камень, один из строителей вставал на колени, другие же подходили к нему. Двое из них брали и держали за руки стоявшего на коленях. Третий же, подойдя сзади к сему несчастному, сворачивал шею ему. Затем строители взрезали горло убитому, и окропляли они кровью его камень принесённый ими ранее. И поднимался камень этот чудесным образом наверх башни, и вставал на место ему предназначенное.

   Ужаснулся я от такового зрелища. Возмутилось сердце моё от беззакония кровавого. Отвернулся я от богохульной мерзости, чтобы взглянуть на другое множество народное.

   Было то множество в одежде светлой и опрятной. И не было над ним надсмотрщиков. Лишь некоторые умудрённые ходили меж строителей в простой одежде, весьма кротко. И в руках у них были ветви цветущие и благоухающие, так что даже я чувствовал дивное их благоухание. Возглашали умудрённые мирным голосом: «Добр Господь и сострадателен! Миром окружён престол Его отеческий. Славьте Господа благодеяниями, ибо все мы – возлюбленные дети Бога Единого! Да будет жизнь ваша любовью, и служение ваше – наслаждением!»

   И ободряемые такими призывами, поднимали строители камни большие, и несли их к башне, возводимой народом. Была сия башня цвета белого мрамора. И поднеся камень к основанию башни, на землю клали его строители. Затем вставали они вокруг камня и брали друг друга за руки, и поднимали лица свои к небу, беззвучно вознося Господу молитвы благодарения. И чудесным образом поднимался камень тот наверх башни, и вставал на место ему предназначенное.

   Тогда восхитился я чудесным тем строительством, подумав: «Дивное виде;ние послано мне по воле Господней для вразумления моего!»

3
   И тотчас явился предо мною Ангел премудрости.

   Поприветствовал я его поклоном, он же сказал мне: «Мир тебе, сын человеческий! Запомни образ, что явился тебе ныне. Опиши его в точности, да не скроешь его от жителей земли. И вот толкование этого образа.

   Башня тёмно-серая, которую видел ты, есть символ духовной гордыни и ложного благочестия. Строители и носильщики, приносящие в жертву себя, есть символ людей малоумных и доверчивых, дух свой подчинивших разуму злонамеренному. Надсмотрщики же в дорогих одеждах есть символ вероучителей жестокосердных, проповедников пристрастия. Чрезмерное рвение поит сердце их злобой дьявольской. Подобны они сеятелям безумным, которые, идя по полю, выпалывают не волчцы, а колосья хрупкие. И когда придут такие ложные благодетели к Хозяину земель, строго взыщет с них Хозяин за неразумное служение. Ибо никакое беззаконие не скроется от Хозяина земель. Так и жестокосердные вероучителя: избирают они из книг мудрости духовной лишь отжившее и жестокое, ибо любят власть свою. Падки они на лесть о благочестии своём. Мирное же и доброе, и любовью напоённое Слово Божье они скрывают, извращают или умаляют. И жезлы их золотые безжизненны и тяжелы, как и слова оправданий их. Не потерпит Бог сего беззакония, и никогда не будет достроена их башня тёмная, которую видел ты. Ибо, что строится на насилии, то падёт пред Господом и Царством Его. Падёт и башня та, и каждый строитель её будет осуждён сообразно своему заблуждению».

   На это ответил я: «Да будет так! Истинны суды Господни и преисполнены справедливости».

   Продолжал говорить мне Ангел премудрости: «А вот, что скажу я тебе о башне светлой. Она есть символ духовной кротости и благочестия истинного. И строители её, работающие в мире и с молитвой искренней, есть символ людей духовных и весьма разумных, познавших сокровенную сладость заповедей Господних. Умудрённые же, что одеты в простые одежды, есть символ вероучителей богоугодных. Дух любви процветает в них кротким служением. Подобны они добрым садовникам, что подвязывают молодые деревца к колышкам, дабы не погибли деревца от порывов ветра северного. И поливают садовники деревца свои водою, дабы сберечь их от немилосердной засухи. Потому, когда придут сии благодетели к Хозяину земель, одарит их Хозяин милостью своею. Ибо любили они деревца в саду, словно собственных детей, а сие угодно Хозяину земель. Так и богоугодные вероучителя: любят они всех людей как братьев и сестёр своих. Поэтому любит таковых вероучителей Единый Бог наш, ибо Он всем Отец. И жезлы тех вероучителей – ветви непрочные, но живые и лёгкие, как и душа их. И благоухают жезлы их духом праведности. Восславит Господь строителей башни их светлой, которую видел ты, и будет она достроена. Ибо, что строится с любовью духовною, то свято пред Господом и Царством Его. Вечно будет возвышаться та башня светлая, и каждый строитель её будет вкушать от плодов святости!»

   На это ответил я Ангелу: «Да будет так! Истинны суды Господни и преисполнены милосердием!»

   Услышав это, кивнул мне Ангел премудрости в знак согласия, и исчез из виду до поры. Я же пошёл далее путём своим.

4
   Шёл я несколько дней, прославляя милость Господа к верующим и просветление духовное, что исходит на ищущих Бога Единого. Молился я Господу истины и Церкви Его Небесной о приумножении света праведности.

   Так молившись, пришёл я в некий день к возвышенности, и начал подниматься по ней. Поднявшись же, увидел, что оканчивается она крутой скалою, весьма высокой. И со скалы той открылся мне вид трёх собраний людских.

   Взглянул я по левую руку мою, и предстало предо мною на широкой равнине множество людское. И были люди в нём в разврате погрязшие, одетые вызывающе. Все они пировали и веселились. Ещё видел я среди них демонов выше роста человеческого, покрытых шерстью чёрной, сидящих на тронах массивных. Люди же потакали сидящим демонам, служа им и улыбаясь им. Поднимали грешники кубки свои в честь демонов, и приветствовали их как сидящих на тронах земных. Демоны же радовались прославлению и щёлкали пальцами своими. И появлялись вследствие этого дары разнообразные: драгоценности, одеяния и яства изысканные. И сии дары отправляли демоны тем, кто славил их: сообразно людской угодливости.

   Смотрел я далее, и видел, как на глазах моих грешные люди те старели. И когда приходила для них пора дряхлой старости, припадали они ко тронам демонов, и все богатства свои слагали пред ними. Молили демонов грешники продлить их жизнь человеческую. Но брал каждый демон богатые дары каждого из молящих в руки свои, и тут же превращались те дары в острый кинжал. И вонзал демон этот кинжал в молящих старцев-просителей: кому в сердце вонзал его, а кому – в голову. И падали старцы те бездыханными. Кровь же их омывала троны демонов и ноги их, и текла далее по полю. Другие же люди из множества людского будто не замечали конца соплеменников своих. Продолжали они веселиться и льстиво славили демонов по-прежнему.

   Опечалился я, видя всё это, и воззвал к Ангелу премудрости: «Святой Божий! Соблаговоли явиться предо мною, дабы разъяснить мне прискорбное зрелище это».

   И явился предо мною Ангел премудрости. И говорил он мне: «Слушай же, сын человеческий, слова мои о смысле того, что было тебе явлено. Видел ты образ множества грешников земных, хулителей добродетели. Всю жизнь потакают они своим слабостям и прислуживают греху. Символ же того греха – демоны, тобою виденные.

   Сладок грех для сердца человеческого и извечно удобен путь скверны. Потому приятно людям славить демонов тех. Но велика цена греха умышленного для души человеческой. Как от вина крепкого поначалу приятно пьющему, а позже затуманивается разум его, и не властен он над телом своим, – так и грех не сразу обнаруживает коварство своё, а лишь через время.

   Видел ты, как преходящи плоды греховные, дары демонов. Как бы много не накопил их человек бездуховный, – не купит он за них спасение в конце жизни своей земной. Потому, пред кончиной своей взывая лишь к материальному, не получат корыстные ответа духовного. Видел ты, как превращаются дары грешников в кинжал, который их же и сражает. Таково духовное воздаяние. Сам же грешник наказывает себя. Сам приносит жизнь свою в жертву корысти своей. Уловляется сам на свой же крючок.

   И всё явленное тебе собрание грешников само посадило демонов на те троны, что видел ты. Истинно говорю тебе: если бы нашёлся хоть один человек из того собрания, кто отвратился бы от греха, и пред смертью своей понадеялся бы не на дары нечистые, а на милость Господа, воззвав к нему с раскаянием искренним, – был бы такой кающийся прощён. И Господь дал бы ему такую силу духовную, что, несмотря на старость свою, одной рукою смог бы раскаявшийся повергнуть демона с трона его! Одной пятою смог бы раскаявшийся обратить могучее тело демона во прах! Но нет никого, чтобы сделать так.

   Видел ты, как одних демоны бьют кинжалом в сердце, а других – в голову. Знай же, что поражаемые в сердце есть образ тех, кто погряз в страстях низменных, и ради наслаждений душевных отступил от Господа. А поражаемые в голову есть образ тех, кто погряз в мудрствованиях многочисленных, и разумом своим отверг добродетель и Отца её – Господа Бога Единого.

   И ещё видел ты, что глухи и слепы грешники к участи, гибнущих от рук демонов, соплеменников своих: не слышат стонов их предсмертных, не видят падения их во прах земной, и не обоняют пролитой крови их. Происходит так, ибо безумен мир греха в своём жестокосердии!»

   На это отвечал я Ангелу премудрости: «Так, Господи! Правду изрёк небесный служитель Твой».

5
   Ангел же сказал мне: «Посмотри теперь в другую сторону».

   Посмотрел я по правую руку мою, и предстало предо мною ещё одно множество людское. И было в нём людей больше, чем в том множестве, что видел я ранее. И видел я людей, шедших отдельно друг от друга. Объединялись они друг с другом изредка, а расходились часто. И пока шли те люди путём своим, вырастали из земли ветви, будто стальные: вместо листьев были у них длинные лезвия весьма острые. Опутывали сии ветви людей, создавая вокруг них заросли. И видел я, что старели те люди. Чем старше становились они, тем более острые клинки опутывали их: одних более, других менее.

   Ещё видел я, что витали над полем тем ангелы и молились за людей идущих. И когда какой-либо человек тот подходил к порогу жизни своей земной, спускался к нему ангел. Руками своими незащищёнными ломал и раздвигал ангел заросли острых лезвий над человеком умирающим. Не щадил руки свои ангел, – глубоко вонзались в них лезвия. Раздвинув же лезвия, поднимал ангел израненные руки свои к небу, – и исцелялись раны его. Тогда брал ангел человека спасённого на руки свои и возносил в Небеса его.

   Удивился я увиденному, и сказал бывшему рядом Ангелу премудрости: «Святой Божий! Разъясни мне и этот образ».

   И ответил мне Ангел: «Образ, который был явлен тебе, есть образ мира людей мирских. Не имеют они большого влечения ко греху, но и добродетельным путём идут редко. По жизни идут они, заботясь в основном о себе, но, бывает, что и другим оказывают содействие: любят любящих их и родственников своих.

   Заросли же острых лезвий, которые видел ты, есть образ греховных отступлений от правды и малодушия, совершаемого людьми подобными. Каждый духовный проступок их порождает клинок, и каждый грех – чреват лезвием. Оттого людей тех в конце жизни окружают заросли острейших лезвий и клинков; заросли греховные, которые каждый из них взращивал на протяжении жизни своей. Ещё видел ты, что одних людей опутывают сии заросли более, других менее, – сообразно жизненному пути их.

   Но благ Господь и свята во служении Церковь Его Небесная! Потому видел ты, что кружили над множеством людским ангелы. Взывали они к духу людскому, не давая ему совратиться на пути греха окончательно. И когда подходил какой-либо человек тот к порогу жизни своей земной, тогда ангел руками своими раздвигал острые заросли над умирающим человеком этим, и руки ангела были в ранах. Сие есть образ служения Церкви Небесной детям человеческим. Знай же, что жизнь свою проживают ангелы, святые и угодники во служении роду человеческому. Просвещают и вдохновляют они каждого, кто не обложил жиром злобы сердце своё и не напитал разум свой желчью презрения. Хотя и много горя от душ потерянных терпят ангелы, собратья мои, но и много радости ведают они от душ спасённых. Ибо вторых много более, чем первых.

   Ещё видел ты, что берут ангелы людей на руки свои и возносят их в Небеса духовные. Сие есть образ милосердия Вседержителя и Спасителя нашего – Господа Бога Единого. Ибо всякого, в ком есть малейшее добро, примечает Бог. И всякого, в ком таится слабейший росток праведности, лелеет Господь в милосердии Своём. Как садовник заботливый поливает хрупкий побег ценного растения, так Господь поит водою жизни росток души праведной и овевает его любовью Своею вечною. И под опекой Господа и Церкви Его Небесной крепнут души спасённых, и возрастают, как дивный сад. И плодоносит тот сад плодами любви, мира и мудрости. И не видно предела саду Царства Божьего: как капель в море, много в нём миров, и как лодок речных, много в нём вселенных!»

   На это ответил я Ангелу премудрости: «Так, Господи! Да прославят все миры Царство Твоё Небесное!»

6
   Ангел же сказал мне: «Посмотри теперь прямо перед собой».

   Сделал я по слову его и, глядя пред собою со скалы, увидел вдалеке человека шедшего по равнине обширной. Была на плече у него небольшая сума, и выглядел он непримечательно, но уверенно шёл дорогою своей. И видел я, что появлялись рядом с ним из неоткуда люди, имеющие нужду: кто увечный, кто плачущий, а кто с детьми. И много было этих людей. И всем помогал человек тот: утешал и раздавал пищу из сумы своей. Иным же отдавал он и одежду свою. И при всём том каждого страждущего благословлял путник тот святым благословением, и благодарил он Господа за жребий служения своего. Однако же все облагодетельствованные путником, получив своё, быстро исчезали. Иные из них – даже не поблагодарив его.

   И вот, на глазах моих старел тот путник. И чем старше становился он, тем больше страждущих одолевали его. Так, что уже с трудом передвигал он ноги свои. Когда же, став уже глубоким старцем, подошёл он к порогу жизни своей, явился к нему последний страждущий. Был этот страждущий ещё более немощен, чем тот старец благочестивый. И вот, благословив Господа, отдал старец тому немощному последнее, что имел, и, в последний раз благословив Господа, пал без сил и пресеклась жизнь его. И тогда немощный проситель, которому перед смертью своею помог старец, превратился вдруг в ангела светозарного. Сей ангел взял тело старца благочестивого на руки и вознёс в Небеса духовные.

   Возрадовался я таковому образу. Ангел же, что был со мною сказал мне: «Запечатлей в сердце своём, что увидел ты, и да будет начертано сие в разуме твоём до конца дней твоих. Ибо явлен тебе ныне образ угодников Божьих, прославляемых в Царстве Небесном от века до века. Видел ты лишь одного человека благочестивого. Сие есть образ того, что невелико число угодников и великих праведников в рода;х созданий.

   Ещё видел ты, что из неоткуда появляются просители и в никуда исчезают они, и не благодарят за благодеяния. Таков образ многих сердец человеческих и душ неокрепших: ликуют они, когда получают; но печалятся, когда отдают. И звуки слов прошений и требований для уст их сладки, как кушанья изысканные. Но звуки слов благодарности и бескорыстия – горьки, как плод несъедобный.

   Ещё видел ты, что с числом лет жизни праведника умножается вокруг него число просителей и страждущих. Знай, что сие – образ жажды человеческой. Ибо на каждого накормленного приходится с десяток голодных. А когда накормишь десяток тот, придёт ещё сотня голодных и укорит тебя. А когда накормишь сотню ту, явится ещё тысяча голодных и укорит тебя ещё больше. Тяжка доля служения праведного, но по нраву доля сия праведникам и угодникам. Потому видел ты, как благочестивый человек тот благословляет Господа Бога Единого и в своих трудностях. И Господь наш не оставляет таковых праведников пред лицом Своим. Подкрепляет Он жизнь их вдохновением небесным и силами духовными.  Духом Своим защищает Господь правых пред Ним. И Церкви Своей Небесной повелевает Господь помогать правым служителям духовным на земной стезе их.

   Не бывает доброго служения, что не вознаградилось бы Господом многократно! Потому видел ты, как превратился последний проситель в ангела и вознёс старца благословенного на Небеса духовные – в Царство Небесное. Там усадят угодника на трон прославления, равно как и всех иных, подобных ему. И не будет нуждаться он ни в чём, пребывая в лоне святости. И скажут о нём спасённые: «Благословен брат наш, превзошедший нас во служении! Да будет он примером нам – отныне и до вечности». И ангелы воспоют славу праведнику, ибо воплотил он надежды их на детей Господних, рождающихся на Земле».

      На это ответил я Ангелу премудрости: «Так, Господи! Да укрепятся духом все, исполняющие волю Твою!»

7
   После этого Ангел взмахнул правой рукой своею, и в скале, на которой стоял я, сдвинулся камень и появилось квадратное отверстие. И увидел я в нём крутую каменную лестницу.

   Сказал мне ангел: «Ступай этим путём», – и сказав это, исчез.

   Я же начал спускаться по лестнице той. Освещали мне путь факелы. Ярко горели они, но не было от них дыма и на стенах не видно было копоти. Спустившись же довольно в толщу скалы, оказался я в коридоре прямом и пошёл по нему далее. Стены коридора были неровными, цвета жёлтого камня. Освещали коридор факелы, подобные тем, что были на лестнице.

   На стене левой было начертано: «Опасайся греха, ибо остры клыки его, и пасть его бездонна... Обходи стороною грешника явного и не слушай посулы его, ибо может он ввергнуть тебя нагим в бездну дьявольскую… Сторонись собраний нечестивых, где клевещут ради выгоды: раз войдёшь туда – не выйдешь незапятнанным».

   На стене правой было начертано: «Терпеливым будь с невеждами, кротким – с обвиняющими, ибо терпелив с тобою самим Господь-Вседержитель… Облачись в добродетель, словно в одежду свою, и любовь к ближнему лелей, пуще очей своих, ибо беспрестанно любит тебя Спаситель… Всякому человеку будь братом мирным, дабы вступить тебе в обитель Отца твоего Небесного».

   Сказал я в сердце своём: «Воистину, в изречениях сих есть мудрость наставления божественного!»

   Дойдя до конца того коридора, вышел я из подземелья и увидел, что настала ночь. Ясен был лик её, и в чистом небе сияло множество звёзд. Заметил я, что стою на большом каменном балконе полукруглом. Из камня были и перила его. Выдавался этот балкон из огромного берегового утёса, совершенно отвесного. Ровным полукругом вдавался утёс этот в сушу, так что пред балконом находился как бы полукруглый залив морской.

   И видел я, что вдалеке, по левой стороне утёса и по правой стороне его, на одном уровне с балконом моим были два подобных же балкона. Лишь перил не было на них. Располагались все балконы от верха утёса на высоту около пятидесяти шагов. А от побережья высота балконов была шагов около ста. Весьма дивился я величественному виду утёса этого и балконов, выступающих из толщи его.

   И вот, на правый от меня балкон вышел изнутри утёса человек. Был он одет в драгоценное одеяние, богато расшитое. На груди его сиял золотой крест равносторонний. И был этот крест украшен девятью крупными бриллиантами. На голове же человека того была тиара с блестящим полумесяцем, лежащем на боку. В руках человек тот держал длинный жезл пастырский, у которого на верху был камень невиданный, сиявший в ночи светом ярко-алым. С достоинством выступал человек тот, высоко держа голову свою. Подошёл он к краю балкона и ударил о него жезлом своим. Видел я уверенность на его лице. Посмотрел он на небо звёздное, и, улыбнувшись победно, смело ступил с балкона каменного, будто желая вознестись в небеса. Но, как и положено по закону природному, стремглав упал он с балкона и разбился об острые скалы прибрежные. Ужаснулся я, глядя на это.

   Вскоре после того, как упал человек в одеяниях драгоценных с правого балкона, на другой балкон, что напротив первого, по левую сторону от меня, вышел изнутри утёса другой человек. Был он одет в одежды простые, цвета серого. Не было на нём знаков и украшений. Шёл он смиренно. И подойдя к краю балкона, пал он на колени свои и до земли склонил лицо своё, и молился горячо. И после встал он, и воздев руки свои пред собою, не смея взглянуть в небо звёздное, шагнул с балкона. Но, вопреки закону природному, не упал человек тот в пропасть, будто стоя на воздухе. И увидел я, что приобняв держал его ангел, дотоле невидимый. Начал возносить ангел человека того в высь небесную с быстротою великой. И на высоте огромной сверкнули они, подобно звезде, и исчезли из виду.

8
   Тогда явился предо мною Ангел премудрости, витая пред балконом, на котором стоял я.

   И сказал мне Ангел: «Сын человеческий, открой дух свой вразумлению небесному. Ныне видел ты два образа. Тот, что был справа от тебя – и слева от глади морской – есть образ пастыря надменного, выдававшего прах земной за сокровища Небесные. У подобных ему ложных пастырей есть великие культы и множество последователей. Таковые нечестиво присваивают себе титулы духовные, коими лишь Небеса одаривают, а не собрания человеческие, любящие облекать волю человеческую ризами святости. Знай же, что неистинны сии ризы и бездуховны. Удел их: моль и тление. Как видна людям ветхость древнего, что считалось вечным когда-то; так и род небесный видит ветхость лжедуховности пастырей надменных. Ибо вечна жизнь спасённых в Царстве Божьем, и годы человеческие для них подобны мгновениям. Видел ты, как будучи уверенным в славе и благоволении к нему Господа, пал пастырь надменный с балкона в низину унижения. Сие есть образ воздаяния за надменность.

   Видел ты и другого человека, вышедшего на балкон, что был слева от тебя – и справа от глади морской. Человек тот есть образ достойно верующего. В смирении живёт он, и называет себя лишь слугою и чадом Господа. И людей считает он братьями и сёстрами своими, а не стадом безропотным, что ради шерсти и мяса дано ему во владение. Видел ты, что пред смертью своей пал человек тот на лицо своё. Кротко понадеявшись на Господа и Спасителя своего, смело ступил он с края балкона в пропасть. Но не пал он в низину унижения, а был подхвачен ангелом и вознесён на Небеса духовные. Сие есть образ воздаяния за смирение и кроткое служение.

   Итак, кто приходит к Дому духовности с намерением занять почётное место подле Хозяина Дома, – тому место у дверей или же в сенях, доколе не образумится. Тот же, кто приходит к Дому духовности во смирении; с духовной жаждою, а не с пресыщением; не как учитель премудрый, а как ученик робкий, – тот прав пред Церковью Небесной. Садится такой гость у дверей, не превознося душу свою и дух свой. Истинно говорю тебе: выйдут из Дома к тому гостю высокие слуги, и поклонятся они ему, приветствуя его как брата своего. Возьмут они его за руки и проводят в Дом духовности. Усадят его на почётное место возле Хозяина Дома. И улыбнётся им всем Хозяин».

9
   На это отвечал я Ангелу премудрости: «Ясны слова твои, святой посланник Божий! Но вижу, что и я стою на подобном балконе. Значит, и сам могу испытать насколько же служение моё право пред Господом. Стоит сделать мне шаг с балкона этого, дабы узнать: паду ли я в низину унижения или нет?»

   И подошёл я к краю балкона.

   Но Ангел премудрости поднял правую руку свою и возразил мне строгим голосом: «Стой, неразумный! Не видел ли ты, что на балконе этом есть перила каменные, каких на прочих балконах нет? Посему, не этот путь предназначен тебе. Следуй путём, который я укажу тебе».

   Тогда отошёл я от края балкона.

   Ангел же взмахнул рукою своею и исчез из виду; и открылся ход в полу балкона. Спустился я в этот ход, и оказался на лестнице каменной, шедшей по правой стороне полукруглого утёса. Проходила эта лестница под находившемся справа от меня балконом каменным, и оканчивалась рядом со скалами и побережьем залива морского.

   Осторожно спустился я по лестнице той. И рядом с острыми скалами, в воде прибрежной, увидел я тиару и посох пастыря, павшего с балкона. Хотел я подойти к ним, чтобы рассмотреть их вблизи, но тут раздался гром отдалённый. И понял я, что не следует мне касаться предметов этих, ибо неугодно Господу восхищение незаслуженным прославлением.

   Подошёл я к берегу моря, и увидел причал укромный. Стоял у причала корабль малый, безлюдный.

   Тогда явился мне снова Ангел премудрости, сказав: «Сын человеческий! Ныне сядь на корабль, что пред тобою. Сам повезёт тебя корабль сей. Нет на нём ни единого человека, ибо в одиночестве тебе предназначено проделать путь за море. Приготовься же к испытанию духовному».

   Ответил я Ангелу: «Да исполнится воля Божья!»

   Взошёл я на корабль, и тотчас понёс он меня сам собою по морю. Море же было широко и спокойно. Дул слабый ветер и быстро отдалялся от меня берег, где возвышался утёс с тремя балконами.

   Утро положило предел ночи. Увидел я пред собою зарю ясную, и понял, что плыву на восток. Когда же совсем рассвело, увидел я по правому борту корабля вдали тучи чёрные и тёмно-синие, и гром донёсся до слуха моего. Быстро стала приближаться буря к кораблю моему. Ветер и волны стали устрашающими. И вот, в очередном ударе громовом, услышал я будто хохот раскатистый.

   И слышал я голос звенящий и полный ненависти: «О ничтожный! Узнаёшь ли меня, исполненного всяким могуществом?»

   Ответил я громко: «По лжи нечестивых уст, говорящих ко мне, узнаю; я волю дьявола! Ибо свидетельствую, как было и в пору прежнюю, в года ушедшие, что слаб дьявол вместе с царством своим. И всё могущество его есть ложь! Настоящее его есть страх, а будущее его – небытие!»

   И ответил мне дух нечистый: «Узнаю и я раздражающие и надменные речи твои, ничтожный раб Бога своего. Ибо ты – пыль, воздымаемая с земли колёсами повозок рабов моих! Ты – гордец, что, будучи ничтожнейшим, мнит себя истинным. Напою я тебя ядом кары моей, и не вырвешься впредь из греховных сетей! Так пади же ниц предо мною!»

   Гневно отвечал я нечистому: «Верно, что мал я пред Господом и пред Царством Его. Пред последним Божьим угодником не посмею возвысить я голос мой, смиренно стоя в тени его. И если надобно будет Господу Богу Единому, буду и рабом последним. И даже пылью готов я быть с радостью, но не в царстве твоём, дух нечистый, а на дороге, что ведёт в Царство Божье! Пусть же едут по дороге той повозки рабов твоих: недалеко суждено уехать им. Ибо, будучи и пылью, я, и мириады подобных мне малых служителей Господа, соединимся воедино. Создадим мы такое облако, что вопьётся оно в ноздри служителей твоих, заслонит взор их нечистый, переломит оси колёс их! Тогда повозки их разобьются о дорогу святости. А сами они разбегутся в разные стороны с дороги той: влево и вправо, и назад. И укроются нечистые в потёмках неразумия своего, затаившись в гротах ненависти и корысти!»

   И в бурном рокоте отвечал мне дух нечистый: «Довольно ты уже оскорблял меня в жизни своей. Изведай же крепость силы моей!»

10
   И вот, обрушилась буря дьявольская на корабль мой со всей силы своей. Ливень мощнейший свергался на меня. Сверкали молнии, били громы и волны заливали борта корабля моего. Возникали надо мною демоны, состоявшие как бы из чёрного дыма. Видом были они подобны юношам. Натягивали демоны луки великие и пускали в меня стрелы дымные. И пробивали те стрелы в корабле отверстия. И одежда моя от бури дьявольской превратилась в лохмотья.

   Тогда пал я на колени свои, и взмолился Спасителю об избавлении: «Господи! В пору скорби не оставь меня и не пренебреги прошением моим. Ниспошли благословение Своё и укрой меня под сенью праведных. Яви милость Свою и благодатью Своею утоли голод духа моего. Ибо в Тебе спасение моё, и Ты – путь праведности моей. Воззри на горький плод от мира сего, что вкусил я необдуманно. Ведаешь ты горечь разделения, и чуждо оно Тебе, Вседержителю. Но помню я милость Твою и нрав Твой кроткий, напоённый благодатью истины. Созижди же разделённое и восставь распавшееся, и да будет оно лучше прежнего! Ибо Ты немощных ставишь на ноги, и слепым даёшь прозрение. Ты просвещаешь заблудших, и жаждущих в пустыне отчаяния поишь водами жизни. Направляешь Ты путь праведных мудрою Своею волей. Так направь и меня, служителя Твоего малого. Ибо без Тебя, Господи, нет пути и покоя мне. Исходил я пути мирские, извилистые, и вот, вижу: пусты они и бесплодны. Был я в собраниях пышных, но увидел их ветхость и ложность слов их. Посему направь меня путём, угодным Тебе. Проложи путь мой в края миром исполненные. Тропою жизни проведи меня, сбереги от ущелий гибели. Защити от бездн искушений и укрой от бурь заблуждений. В Тебе, Боже, дух мой обновляется, и сердце моё ускоряет бег свой от любви к Тебе. И пока в мире земном служу Тебе, укрепи меня Духом Твоим. Да укрепится воля моя в благом служении Тебе, Господи! И да войду я в Царство Твоё Небесное, – хотя бы и последним из удостоившихся пребывать там! Господи, защити же меня от бури дьявольской, ибо Ты – моё прибежище! Ты Защитник мой во все дни жизни моей!»

   И после этой молитвы моей разверзлись небеса над кораблём, и возник в них свет ясный.

   И раздался глас свыше, говорящий в силе: «Сын Мой! Как и во времена прежние, говоришь ты о Царстве Моём мудро. Посему кротость твоя вменится тебе в праведность».

   После тех слов Господних снизошло сияние на корабль мой, охватив и его, и расстояние в несколько шагов от бортов корабля. За пределами сияния продолжала бушевать буря дьявольская. Внутри же того сияния, прекратился дождь и ветер, волны стали спокойными. И все повреждения, нанесённые кораблю бурей дьявольской и демонами, исправились. И клочья одежды моей соткались воедино, и стал я одет лучше прежнего.

   Прославлял я в духе моём Господа, и благодарил Его за милость Его и дары Его великие. Уже не обращал я внимание на бурю. Закрыв глаза свои, отдался я на волю Провидения. И лишь слышал я как ярилась буря дьявольская, будучи бессильна повредить воле Божьей.

   Но вскоре утих звук бури. Тогда открыл я глаза свои и увидел, что было утро, и море повсюду спокойно. Приближался корабль мой к берегу, куда и надобно было мне прибыть. Был тот берег пологим, с небольшими холмами, редкими деревьями и зелёным кустарником. Вскоре причалил корабль к пристани. Сошёл я с корабля и увидел тропу неширокую. И с чистым сердцем пошёл я по тропе той. Шёл я в течении дня, с небольшими остановками, дабы подкрепить силы свои.

11
   Вот настал тихий вечер, и воздух сделался приятным от аромата трав полевых. И предстало предо мною поле длинною шагов около ста и шириною шагов шестьдесят. Усеяно оно было камнями округлыми величиною с кулак. Близко лежали друг к другу камни те, но друг друга не касались. И явилось сияние на краю поля. Изошёл луч от того сияния на камень небольшой, лежавший на краю поля. Тогда превратилось то сияние в мужа статного в одеждах белых. Был в руках его посох пастыря. И простёр муж сей посох свой над полем, пойдя вперёд. Ступал муж между камней, призывая имя Божье. Дойдя же до другого края поля, муж сей воздел руки свои к небу и, окутавшись сиянием, устремился ввысь. И лишь вознёсся он, – поразился я, ибо камни на поле проросли травами сочными, а многие из трав тех расцвели цветами светящимися. Но взглянул я на камень, что первым осветился лучом сияния, из коего явился муж дивный. И вот, вижу: пустил камень тот лишь слабый побег. И был тот побег рядом с иными невзрачным. Дивился я этим о;бразам.

   Тогда явился мне снова Ангел премудрости. Спросил я его: «Святой, растолкуй мне значение этих образов».

   И отвечал мне Ангел премудрости: «Открой слух свой и разум свой и слушай внимательно. Поле, что видел ты, есть образ вселенной твоей. Камни на поле есть образ миров, подобных твоему. Камень на краю поля, примеченный тобою, есть образ мира твоего. Сияние же, явившееся на краю поля, есть образ Помазанника Божьего. Пал луч сияния на камень, ибо избран был мир твой для служения Помазанника. И явился муж, воплотившись в мире твоём ради всех миров. И простёр он над мирами любовь свою, будто посох. И оглашал истинное учение своё над всеми мирами. А окончив срок служения своего ради детей человеческих, вознёсся он к Отцу своему, Господу Единому. Посеянное Помазанником спасительное учение расцвело в сердцах благорасположенных, подобно цветам ярким, – сообразно вере и духовности каждого из миров вселенских. Твой же мир мало внял слову Помазанника. Потому и узрел ты, что изошёл из камня мира твоего лишь слабый побег».

   Отвечал я Ангелу: «Воистину велика премудрость духовная! Но печально мне, что мой мир мало внял Слову Божьему».

   На это возражал мне Ангел премудрости: «Не печалься и не скорби о мире своём, ибо не забыт он в очах Господних. Истинно говорю тебе: настанет пора – и возвеличится мир твой славою духовной, утвердится он в свете святости. Даже ныне в мирах, упредивших ваш, дети Божьи чтят мир ваш как весьма драгоценный пред Господом Богом Единым. И род ваш чтят как принявший в лоно своё Помазанника Божьего».

   Сказав это, исчез Ангел премудрости. Я же отправился далее путём своим.

12
   Было утро ясное, когда увидел я вдалеке возвышенность. Виднелся на ней дворец блестящий. Ко дворцу этому вела удобная дорога гранитная. Невдалеке же от меня стояла беседка округлой формы с крышей в виде купола. Внутри неё увидел я старца благообразного. Был он одет в одежды белые, и бела, как снег, была борода его. Подошёл я к нему для приветствия.

   Так говорил я старцу: «Мир тебе, добрый человек! Прибыл я сюда из далёких земель, желая послужить Господу и наставиться в мудром учении Его. Ты по виду мудр. Открой же мне, что за дворец виднеется вдали на возвышенности? Направить ли мне к нему стопы свои?»

   Отвечал мне старец: «Мир и тебе, сын человеческий! Не узнал ты меня ныне, но узнал я тебя, ибо уже встречались мы в духе. Знай же, что я Оглашающий, что наставлял тебя прежде».

   И тотчас пала пелена с очей моих, и узнал я великого Оглашающего, что в пору прежнюю показывал и разъяснял мне явления духовные. Узнав его, почтил я его поклоном.

   Продолжал говорить Оглашающий: «Дворец, о котором спрашивал ты меня, есть Храм праведности. Собираются в нём дети Господни на собрания мирные, беседуя свободно в сени Вседержителя. Ныне и тебе предназначено посетить Храм сей. Иди же со мною к венцу пути твоего».

   Отвечал я Оглашающему: «Святой, великую честь оказываешь ты мне! Пойду я по слову твоему».

   Отправились мы по мощёной дороге к Храму праведности. Через время взошли мы на пологую возвышенность, оказавшись в окрестностях Храма. Был там сад благоухающий и пруды с чистою водою. Чем ближе приближались мы к Храму, тем больше встречали людей в одеждах стран и народов различных. И все люди те сердечно приветствовали друг друга и мирно беседовали между собою. Приветствовали они Оглашающего, что вёл меня к Храму, и меня вместе с ним. И некоторые из них говорили: «Мир вам, путники! Чисты вы верой своею и кротки испове;данием своим, раз сумели прийти ко Храму праведности».

   Вскоре подошли мы к самому Храму. Ровны и белы были стены его. Был он высок весьма, и оканчивался несколькими башнями. Двери Храма были шириною в четыре шага и высотою почти в два роста человеческих. Искусные золотые и серебряные узоры были на этих дверях, и были они богато украшены камнями драгоценными.

   Вошли мы во Храм премудрости, и прежде меня вошёл Оглашающий. И увидел я дивный зал, светлый и просторный. Большие окна освещали его светом приятным. Было там много паломников, ищущих мудрости. Оживлёнными были беседы их.

   Поднялись мы по широкой мраморной лестнице на другой этаж, и вот, оказались в зале ещё более великолепном, чем первый. И видел я, что не только люди, но и ангелы там ходят меж людьми и беседуют с ними. И доносились до слуха моего мудрейшие рассуждения их.

13
   Долго дивился я, находясь в верхнем зале этом. Но вот раздался звук трубный, и вошёл в зал Наставник, – тот, в кого верят многие. Тот, кто в пору прежнюю помог мне в борьбе со зверем дьявольским. Сразу узнал я его духом моим, хотя ныне был он в другом образе, чем в ту пору, что являлся мне. Сияли одежды его блеском бриллиантовым. Лик его был светел. Благоговели все пред ним, и услаждали взоры свои, смотря на него. От его присутствия трепетали сердца собравшихся.

   Ангелы же, что были в зале, встали в ряд и передавали друг другу некую драгоценность, источающую свет божественный.

   Указывая на эту драгоценность, сказал мне Оглашающий: «Смотри, это венец премудрости».

   И вот, двое ангелов, получив последними в руки свои этот венец, возложили его на голову Наставника.

   И вещали ангелы: «Свят Наставник истинный, сущий от начала времён! Славен он во всех мирах! От века и до века свята проповедь его!»

   Ответствовал им Наставник: «Мир вам, дети Господни!»

   Сказав это, снял с себя Наставник венец праведности и вознеся его пред собою, сказал: «Свят и славен Господь Бог Единый, Отец мой и Отец ваш! Да исполнится воля Твоя, Господи! Отец наш Единый, да укрепит и наставит всех нас Дух Твой!»

   И после этих слов венец праведности в руках Наставника окутался будто белым пламенем и исчез.

   И раздался глас Божий: «Сын Мой возлюбленный, истинна речь твоя. Ибо в тебе созидается Слово Моё от начала времён. Благословен ты во всех мирах».

   После этого все, кто был в зале, и я среди них, воскликнули единодушно: «Истинно так!»

   Поклонился Наставник и все прочие, услышав глас Божий. Некоторые же поражались тому, что услышали слова Господа. И даже я поражался, хотя и ранее, по милости Божьей, слышал веления Его в духе моём. Ощутил удивление некоторых и Наставник.

   Тогда повернулся он к собранию людей и ангелов и сказал: «Братья мои! Ведомо мне смущение некоторых из вас от слышания речений Господних. Не смущайтесь же и не удивляйтесь! Ибо есть ли среди вас кто-либо, хотя бы раз не слышавший речи Господа Бога в духе своём? Есть ли кто среди вас, не утолявший словами Божьими душу свою? Истинно говорю вам: на всякую веру истинную отвечает Господь в духе. Тихи и мирны слова Его, исполненные любовью. Потому не подобает смущаться тем, кто слышит мирные слова Господа. Скорее подобает смущаться тем, кто не может расслышать святых слов Его».

   Сказав это, пошёл Наставник по залу, кратко говоря со многими, ободряя их и улыбаясь им. И вот, подошёл он и встал рядом со мною. Сотряслось сердце моё от близости к нему, и преисполнился я волнением великим.

   Наставник же приветствовал меня: «Здравствуй, брат мой! Рад я вновь увидеть тебя! Не волнуйся, видя меня ныне, ибо я прежний. Сии одежды прославления да не скроют от тебя духа моего. Дух чужд различий в одеяниях или в материи. Ищи духовное средь материального. Ищи великое и принесёт оно тебе с собою и малое.

   Приветствую я и тебя, Оглашающий! Возьми же ты сына человеческого, приведённого тобою сюда, и отведи сего друга моего в одну из комнат Храма премудрости. Ибо сказано, Отцом моим и Отцом вашим: друзьями будут Ему и всем детям Его те, кто любит Его всею душою своей».

   Возрадовалось сердце моё от слов Наставника. Положил он руку свою правую мне на плечо, улыбнувшись мне. И я улыбнулся ему кротко. И пошёл Наставник далее по залу. А Оглашающий указал мне на лестницу неприметную, и пошёл я вслед за ним наверх, в одну из комнат Храма.

14
   И вошли мы в одну из верхних комнат Храма премудрости. Была та комната светла и изящно обставлена. Всё в ней было сообразно нуждам человеческим, и не было в ней пустой вычурности. Из окна широкого была видна вся окрестность близлежащая. Вид её был чудесен.

   Обратился ко мне Оглашающий: «Ныне оставляю я тебя здесь для отдыха и молитвы. Укрепи дух свой и силы свои. Да будешь и впредь неколебимым в служении своём!»

   Ответил я ему: «Благодарю тебя, Оглашающий! Будь благословен Господом!»

   И, тепло улыбнувшись мне, покинул меня Оглашающий.

   Сердце моё исполнилась миром, и молился я так: «В пору мирную в обители премудрости душа моя воспевает Господа! Милость Твоя, Боже мой, источается без меры на всё творение. И любовью Твоею созидается праведность, и святость возрастает в душах духовных детей Твоих. Ныне славлю я тебя, удостоившись духовных даров от Тебя. Ведь нет ценнее даров, нежели дары духовные, посылаемые жаждущим любви и мира! Но и ныне не только о себе и своей радости помышляю я. Вспоминаю я обо всех людях, что встречались мне в жизни моей. И у Тебя, Господь и Спаситель мой, прошу я благословения для них и вразумления.

   Мысль о всех учениках моих беспрестанно пребывает в разуме моём, и любовь к ним – в сердце моём. Ниспошли же им, Господи, премудрость и бесхитростность! Дай им в несчастьях утешение духовное, а в радостях ниспошли им трезвость мысли. Миром преисполни души их. Уста их напои водою из сосуда кротости. Да будут учения их последовательны и милосердны! Удали от них корысть и жажду прославления деяний собственных. Да следуют они во всём воле Твоей, Господи! Ибо свята воля Твоя, Отец наш Небесный!»

   И после молитвы таковой будто небольшое облако явилось посреди комнаты. И предстали в нём предо мною образы учеников моих и всех людей любимых мною. Видел я, где каждый из них находится и что каждый из них делает. И возрадовалась душа моя! От любви к ним слёзы полились из очей моих. Благословлял я каждого из них, кого видел. Но вскоре исчезло то дивное облако.

   Тогда подошёл я к окну широкому, чтобы дать отдых взору своему. Увидел я поля и дальние сады; реки и мирные жилища. Всё это словно воспевало славу Господу. И возликовал я от того, сколь благословенна жизнь в стране той, ибо исполнена она всякой праведности. Лишь дух может привести туда.

   И вот явился вдалеке в небе свет великий. И увидел я много ангелов, окружавших тот свет. Тогда появился пред светом Наставник. Начал он восходить во свет небесный с великою славой. Ангелы же голосами неизречёнными пели песнь небесную. Были те голоса прекраснее всякой музыки земной. И слышал я из песни той:

— Ныне в вере и во служенье,
преисполнены благодатью,
мы поём эту песнь святую
в честь Наставника и спасенья!
Слово Божье он возвещает,
и мирам даёт луч надежды.
В его слове Господь прославлен.
Кроток нрав его, дело – мирно.
Будь же всякий ему подобен,
удаляя из сердца злобу,
не приемля корысть и ревность!...
Вверьте Господу свою волю,
Вседержителя полюби;те –
и прославится добродетель,
и все Божьи миры спасутся!
Так приблизим же эту пору,
подвизаясь святым единством!
Славен Бог наш, Спаситель вечный!
Он с Небес нас водою жизни
вечно поит и насыщает.
Он любовью Своей безмерной
ободряет всех боязливых,
умягчает жестокосердных.
Он предвечным Своим Законом
просвещает во тьме погрязших,
наставляет в нём тех, кто верен.
Всюду правит Господь Всевышний:
всё Он знает и всё Он может.
Всех любовью готов согреть Он!
Кто вкусил благодатной веры, –
Славит Господа и ликует!

   Наставник же, возвысившись ещё более, исчез во свете небесном, и более не мог я видеть его. А один из ангелов, певших песнь в честь Наставника, приблизился ко мне и вошёл в комнату мою. И увидел я, что это Ангел премудрости снова явился мне.

   Сказал он: «Сын человеческий! Недолго тебе быть здесь, ибо почти испил ты чашу явлений и образов, данных тебе по благодати Господа Бога нашего. Но пред тем, как я препровожу тебя к дому твоему, скажу я тебе некоторые слова духовные. Запомни их и передай людям. Да не сделаешь их тайными!»

   И, с поклоном, ответил я Ангелу: «Святой, сделаю я всё по слову твоему».

15
   И начал Ангел премудрости своё наставление: «О люди земные, не стремитесь в Царстве Божьем ко всемогуществу! Благословенно Царство Небесное, ибо основано оно на Божьей истине. Не даров ищите и драгоценностей, не славы, не благ, не почётных мест, ибо входящие в Царство не желают подобного. Желайте лишь праведного служения и претворения воли Божьей, ибо таковы желания праведников. Видят они лишь духовное, ибо дух святости извечно влечёт к духовному. Для духа же нет сокровищ дороже истины. Не положить её за пазуху, не сокрыть за двойными стенами. Кто желает приневолить истину, запереть её в башне каменной, – тот потеряет её из виду и будет посрамлён пред Небом. Тот же, кто жаждет познать истину и преисполнить ею жизнь свою, – будет принят на Небесах с почтением. Ибо лишь в мирные дома входит истина, сторонится она бранных домов невежества. Просветляются истиной кроткие, а надменные от неё удаляются. Хорошо сказано о ней: «Вся земля взывает к истине, и Небо благословляет её, и все дела трепещут пред нею. И нет в суде её ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!» [2 Езд 4:36,40].

   Вопрошают многие: «Что есть истина?» Нам же, высоким служителям, ясно: сам Господь Бог есть Истина мироздания. Воля Вседержителя есть мерило истины для созданий Его, ибо исполнена воля Его высшей любовью и милосердием. Рассыпает Бог Единый искры истины в души детей Своих человеческих. Призывает Он их быть правдивыми, становиться богоподобными. Говорит Всевышний ныне, как и в древности: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине судите. Никто из вас да не мыслит в сердце своём зла против ближнего своего» [Зах 8:16,17].

   Знайте же, что в мире земном живая истина является не в сказанном, не в написанном, не в чём-либо запечатлённом на камне долговечном или на бумаге податливой. Истина вечно течёт и изменяется для взгляда людей поверхностных, но остаётся она неизменной в сути своей, – и примечают это люди вдумчивые.

   Подобна истина быстрой реке, текущей из вечности в вечность и омывающей берега прошлого и будущего. И вот, есть некоторые, кто зачерпывает из этой реки воду истины в бутыль свою, закупоривает пробкою бутыль и ставит её в чулан или же на алтарь драгоценный. И когда проходит время, говорят люди эти: «Вот вода истинная. Дана нам она из древности, и не может быть иной, кроме неё». Сколь же малоумны говорящие это, ибо за реку принимают воду в бутыли, к тому же воду древнюю и стоячую. Пусть выйдут такие люди к реке истины, дабы пить из неё во всякое время. Ибо хотя вода в реке изменяется, но река остаётся сама собою и вечно утоляет жаждущих. Всем хватит вод реки истины. От начала мира полноводна и свежа она. Исток её – Господь истины.

   Не прозябайте же в болотах вражды об истинности! Отойдите от идолов самопрославления, рядящих вам ваши мнения в одежды истины. Ярки одежды сии, но ложны. Помните ли вы наставления божественные? Как бы вам не прослыть слепцами, что гордятся зрением мнимым!

   В пору древнюю учитель ревнивый укорил Помазанника Божьего и учеников его, сказав им надменно: «Нечистыми вы вошли; кто не омылся сперва, не смеет вступить и созерцать святыни. Я чист, ибо я омылся в источнике, и спустился по одной лестнице, и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды» [Окс 5,7].

   И ответил ему Господь устами Помазанника Своего: «Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натёр снаружи свою кожу, как блудницы душатся, моются, натираются, чтобы возбудить желание, а внутри они полны пороков. Но о ком ты сказал, что они нечисты, омылись в живой воде, которая нисходит с Небес» [Окс 9,10].

   Ищите же воды живой! Да поможет вам дух ваш отличить поток извечно свежей воды истины от стоячих вод неколебимых мнений, отравляющих враждою мир земной».

16
   И далее наставлял Ангел премудрости: «Укоренён в мирском преходящий разум человеческий. Подменяет он небесное материальным, живое – безжизненным, и божественное – человеческим. С древних пор доныне собрания людские в привычном зрят истинное. Ищут они духовное вовне, а не в себе самих, где возможно услышать голос Спасителя. Внешнее ослепляет их, и труд духовный неприятен им.

   Полагаются люди на привычное сверх меры, и оттого приходят к ним беды. Ибо много есть книг, в которых видят лишь полезное и святое, а между тем, в книгах тех весьма много незначимого. Ради того и определено свыше служение наше, служение ангелов премудрости: дабы помогать детям Божьим отличать святое от пустого.

   Слушайте же ныне речь мою все, имеющие слух и духом ищущие! О писаниях вам поведаю, о тех, что во многих собраниях зовутся великими и священными. Много писаний было создано, много есть их ныне и ещё более явится в пору будущую. Но творится великое смущение в мире земном. Разделились люди по племенам многочисленным согласно вере своей. И во главе каждого племени положили они писание. У каждого племени своё оно. И каждое племя мнит писание своё единственным и святейшим. Возлежит писание на троне, подобно царю; любят его, словно супруга; отдают за него всё, как за родителя. Окружено всякое писание свитой из многих толкователей и посредников. И велика свита сия! Процветает она от прославлений многочисленных. Преисполнена она достатком и славою. И всякую букву писания чтят толкователи как ризу богоданную.

   Говорят они: «Лишь мы одни храним слово боговдохновенное. Сам Господь нам дал писание наше: нет в нём лишнего и всё в нём истинно». И в ответ на всё новое, исходящее от духа, твердят рабы ветхого: «Довольно нам того, что мы нашли в наследии отцов» [Кор 5:104]. Но чрезмерна такая жажда праведности, ибо часто смотрят толкователи на букву человеческую, а Дух Божий упускают из виду. Имейте же твёрдость духа признать, что являющееся через язык плотский и руку человеческую не имеет высшей истины. Потому не объявляйте писания ваши совершенными.

   Но да не отвращу вас от веры в боговдохновенность! Истинно, что Бог даёт откровения и явления, и образы. Закон Божий свят и действителен, но совершенно познать его возможно лишь в Царстве Божьем. Многие ложно понимают боговдохновенность в мире земном. Ибо не даются от Господа слова окончательные на языках преходящих. Насторожитесь же, когда говорят вам, что Бог низвёл писание водя рукою человеческой, которая наносит на материю знаки письменные. Позволительно для людей древних, неискусных в познании, думать, что подобен Единый Бог писцу или надсмотрщику за писцами. Вы же должны уже возрасти разумом своим и духом. Да постигните суть боговодохновенности!

   Господу ли миров, Владыке вселенных, Противнику идолов деревянных и каменных, создавать идолы письменные в умах людей? Богу ли Единому, сущему вечно, создавать для людей преходящих книги преходящие? Не Противник ли Господь всего застывшего: ветхих слов и мёртвящих запретов? Потому начертайте в уме своём и в душе своей, что скажу вам ныне: боговдохновенное не в букве, а в помысле. Мудро провозглашено было в древности, хотя многие и пренебрегают тем провозглашением: «Всевышний смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки. Он смотрит на намерения» [Хад 119].

   Сияет свет боговдохновенности и ясен он в святости своей. Но люди земные смотрят на него издалека, сквозь густые леса мира своего. И стволы мыслей человеческих, заросли желаний тайных и прочее – то и дело заслоняет свет божественный. Потому является он для живущего во плоти созерцателя прерывистым. Когда пишет созерцатель писание духовное, бывает миг, в который видит он ясно свет божественный. И тогда слова его боговдохновенны, ясны, красивы, чисты и вдохновляют многих, читающих писание. Говорю вам: за это созерцателю поют славу в Царстве Небесном.

   Но бывает, закончив одну строку боговдохновенно, теряет созерцатель свет Божий за стволами плотского мнения и привязанности человеческой. Ведь весьма обширны эти стволы! И от них многие явленные созерцателем в писании слова ложны, темны, некрасивы, нечисты, порою же и богохульны. Слова эти многих отвращают от всего писания. В такое время печально взирают на созерцателя в Царстве Небесном и молчат.

   Потому тонко разбирайтесь в писаниях. Не полагайтесь на множество толкователей. Ведь весьма часто человек норовит склонить слова писания к своей выгоде. Вы же сами исследуйте писания духом своим, ибо дух ваш – от Господа. Будьте мудры и трезвы разумом своим. Ищите благословения Божьего, укрощая страсти свои. И Дух Божий даст вам мудрости отличить в писаниях боговдохновенное от человеческого. Ибо нет окончательных пророков среди людей и совершенных нет среди сынов человеческих. Но есть много тех, кто ослеплён пламенем гордыни.

   Следуя духу, и я, Ангел премудрости, учу вас ныне словами из писаний некоторых. Не вопрошайте меня о тайнах писаний. Но слушайте слова из них, дабы иметь пример благочестия в прочтении».

17
   И далее наставлял Ангел премудрости: «Помните, что и пророки, и праведники сознавали ограниченность свою пред Всевышним. И вот, Глашатай истины так молился Господу:  «Прости мне мои грехи и незнание, мои излишества и то, что Тебе лучше известно обо мне, нежели мне самому» [Хад 197]. Сколь же вы в духе своём должны быть скромнее его!

   От начала мира Божьи посланники не записывали святые учения свои, опасаясь вражды и расколов среди учеников своих и в народе своём. Ученики же пророков, преклоняясь пред ними, часто объявляли святым ими сказанное. Неокрепшие умы учеников питались слухами, позабыв о духовном различении. А после них приходили страстные и корыстные толкователи. Они, снедаемые огнём ревности и жаждой учительства, отсекали в писаниях одно и добавляли другое, – по рассуждению своему. Бранили они важное и возвеличивали малое. Объявляли они святым выгодное им, а невыгодное им клеймили дьявольским.

   Эти ложные служители были полны тихим коварством и буйной злобою. О них написано: «Оградили страны знания стенами себялюбия и страстей, покрыли их тучами невежества и слепоты, занавесились от света сокровенного» [Дол]. Но корыстные служители разоблачают сами себя. Стары они душою своею и черствы сердцем своим. Призывая народы к жестокости и войне, обнажают они срам лжеучений своих. Не ходите вслед подобных притеснителей, ибо недолго им возводить смуту в мире Божьем. Тщетны упования их. Недаром сказано: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость» [Сир 30:26].

   Просите же у Господа кротости веры, дабы отличить вам ложных святителей от святителей праведных. Ибо и у тех, и у других уста могут быть сладкими, а речи – светлыми. Если же взглянуть взором духовным, видно, что слова святителя праведного дают мирный и многочисленный плод. И сей плод всякого страждущего, кто вкусит от него, насыщает любовью. А слова святителей ложных не таковы. На первый взгляд светлы они, но мутнеют быстро, предстают мелким сором. Нет плода у слов лицемерных! Ценящий их подобен безумцу, желающему насытится ветром.

   Помните, что сказано: «Не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и пророк» [Дид 11:8]. Издревле даны вам приметы, по которым до;лжно отличать святое от грешного. Прежде всего, наблюдайте в людях любовь и мир, добросердечие и милосердие. Сии люди недалеки от святости. Истинно сказано: «Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» [3 Ин 1:11].

   Тех же, кто беспрестанно страшит вас карами небесными, учит о полной ничтожности вашей пред Господом Богом, поит ужасом сердца; верующих, – таких людей сторонитесь. Ибо Единый Господь есть Победитель страха и Даритель любви. Страху же любовь противна. Хорошо сказал мудрец древний: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» [1 Ин 4:18].

   Помните, что человек праведный идёт путём любви и мирного служения. И призывает он идти за собою не ударами плети страха, а дарами из сумы добродетели. И ученикам своим он говорит: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» [Евр 10:24].

   Не приемлет праведный иного соперничества, кроме как в бескорыстных благодеяниях. Потому всякому верующему заповедано: «В делах благочестивых старайтесь обогнать друг друга» [Кор 2:148]. Стоек праведный в служении своём. Хоть и мягок он сердцем своим, но воля его твёрже алмаза. Истинно написано: «Оступился праведный – и прославил Господа. Оступился грешник – и проклинает жизнь свою» [Сол 3:5,11]. Будьте же тверды в испытаниях, не теряя веры и в бедствиях!

   Всею жизнью свой стремится праведный быть подобным Всевышнему Спасителю: не в величии и прославлении, а в любви святой и кротости. Помнит он, что сказано от Господа: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» [Лк 6:28,35]. Итак, в духовной жизни вашей направьте путь свой к праведности. Ступайте вслед тех, кто словом своим и делом утверждает любовь и мир.

   Помните о милосердии Божьем. Да не упустите за величием Его волю Его, направленную ко спасению живущих во всех мирах! Подражайте же Создателю вашему в любви и добрых делах. Так вы лучше всего послужите Господу. Ибо истинно сказано:  «Всевышний добр и приемлет лишь добро» [Хад 159]. Так и Церковь Небесная несёт мир, а не вражду.

   Царство Небесное исполнено любовью Господней. Истинно изречено о нём: «Оттуда исходит мир со времени сотворения вселенной. И мир наступит для праведных» [1 Ен 12:18,20]. Ищите мира – и найдёте праведность».

18
   И далее наставлял Ангел премудрости: «Остерегайтесь лжеучителей, учащих о вражде и разделении. Наживаются они на страхе, искажая волю Божью в угоду себе. Самомнение переполняет их, и чёрные птицы корысти свили гнёзда свои в душах их. Сказано о лжепророках: «Грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну» [Мих 3:5].

   Горе тому народу, что подпал под власть корыстных лжеучителей! Горе тем, кто задавлен пятою их алчности и отравлен вином лжепророчества! Ибо лучше претерпеть многие бедствия природные, имеющее начало и конец, нежели быть в бедствии, порождённом умами хитрыми и сердцами ледяными. Сказано о подобном народе: «Князья твои – как саранча, и военачальники твои – как рои мошек. Спят пастыри твои» [Наум 3:17,18]. Говорю вам: на том народе, пастыри которого спят, лежит великая тягота.

   Два рода лжеучителей возрастают в народе развращённом: род жестокого безверия и род жестокой веры.

   Вот каковы лжеучителя из рода жестокого безверия. Рыщут они повсюду, словно звери хищные. Хитростью и осмеянием загрызают они многие души, и тем враждуют против любви Божьей. Но воистину такие хищники получат воздаяние от Господа Бога Единого! Обломают они клыки свои о вечно неколебимую твердыню истины! Сказано о слугах безверия: «Предают они насмешкам верных. Но встанут верные над ними в день воскресения» [Кор 2:212]. Пресечётся радость клеветников, и ядовитое слово их навек замрёт в устах их! Ибо торжество их есть пустота, и кичливость их есть безумие. За слепоту их воздастся им. Знайте же: «Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых, и скорбь измождит их прежде смерти их» [Сир 27:32].

   А вот каковы лжеучителя из рода жестокой веры. Смиренны они в речах своих и выглядят, словно мирные овцы. Но вмиг обнажают те «овцы» острые зубы свои, лишь заметят в ком-либо несогласие со своим учением. Блеяние их обращается в рычание. Такие лжеучителя в неистовстве сбрасывают с себя одежды смирения. И пред всеми обнажают они язвы брани и ненависти, покрывающие ненасытные души их! Лжеучителя проповедуют о жестокости Господа. Мирные заповеди Его топят они в желчи своей воинственности. Такие безумцы отягощают души человеческие мирским и всем отжившим. Ухищрениями и баснями заволакивают они свет духовности. Порочат они Церковь Небесную и всякую премудрость, если исходит она не из их уст.

   Бездуховные служители за духовное служение выдают своих рук движение. Отворотили они слух свой от слов Господа Бога: «Моя – вселенная и всё, что наполняет её. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение» [Пс 49:12-14,23].

   Кичащиеся верою своей утверждают, что к Господу они ближе, нежели все остальные. Гордецы даже выносят приговоры свои от имени Господа Бога и Царства Его! Но посрамит Вседержитель гордыню их! Некогда сказал человек надменный об одном из людей: «Клянусь Богом, что Бог никогда не простит этому человеку!» Но, услышав такие слова, Всевышний сказал: «Кто посмел клясться Моим именем, что Я не прощу этого человека? Я, истинно, уже его простил» [Хад 31].

   Потому не дерзайте возлагать на плечи человеческие долю Божью! Как бы вам не надорваться от неё и не осрамиться пред силами небесными и пред родом земным».

19
   И далее наставлял Ангел премудрости: «Прислушивайтесь к учащим о любви, ибо они лучше прочих внемлют наставлениям Божьим, избирая пути прямые. Велико число верных служителей Господа. Несут они весть радостную, ибо сердце праведника ликует в лоне Всевышнего! Верно написано: «Люби душу твою и утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» [Сир 30:24,25].

   И ныне я, Ангел премудрости, призываю вас, детей человеческих, умножить собою число верных Божьих служителей. Вкусите от хлеба праведности и испейте воды жизни, сходящей с Небес! Откройте сердце своё любви Господней, – и исполнится дух ваш служением верным. Услышьте призыв мудреца древнего: «Заклинаю вас Богом Небесным, чтобы каждый творил истину и имел любовь к брату своему» [Зав I, 6:9]. Ибо имеющие в себе чистую любовь к ближним своим спасены в Царстве Небесном и укоренены в жизни вечной. Верно сказано: «Блаженны все те, которые принимают слова мудрости, исполняют пути Всевышнего, и небезбожны с безбожными: ибо они будут спасены» [1 Ен 19:83].

   Духом ищущие верующие всех миров и всех эпох пребудут в Царстве Небесном, познав духовное единение. Пред Славою Божьей получат они награду свою вечную. Ибо слух Господень не минула молитва праведных: «Как преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберётся Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твоё» [Дид 9:4]. Истинно говорю вам: постигла волю Божью молитва сия!

   Господь Бог наш не есть подобие надменного царя земного. Вседержитель и Спаситель наш есть Отец Небесный! Все мы – возлюбленные дети Его. И люди земные есть духовные сыны и дочери Его. Всё сие издревле открыл Господь, сказав: «Обратятся ко Мне во всей праведности, и от всей души, и Я соделаю в них дух святой. И все будут именоваться сынами Божьими. И откроется, что они сыны Мои и Я отец их, и Я люблю их» [Юб 1]. Верен Отец наш Небесный слову Своему. Он – Родитель наш заботливый и Воспитатель терпеливый. Возглашал о Нём святитель древний: «Благословляйте Господа правды и превозносите Царя веков пред всем живущим, ибо Он Господь наш и Бог, Отец наш» [Тов 13:6,4].

   Исполнена святостью и блаженством духовная семья Господня в мире Небесном. Повсюду там Дух Святой. Всюду там любовь божественная. И вот, исходит из Царства Небесного истинное обетование Господа Бога Единого: «Я введу в блистающий свет любивших Моё святое имя, и посажу каждого из них отдельно на престоле почести, – в жилище праведных путей» [1 Ен 20:32,33].

   Бытие райское предназначено всем хранившим в себе в жизни земной образ Божий. И всё, что волновало сердца и умы человеческие, будет разъяснено в Царстве Божьем. Всё неясное осветится светом истинного познания. Ибо нет тайного пред Богом и слугами Его. О том, что случится тогда, возвещено: «Праведные будут жить в свете солнца, и избранные – в свете вечной жизни; дни жизни их не кончаются, и дни святых бесчисленны. Мир будут иметь праведные у Господа мира. Будет сказано святым, чтобы они искали на небе тайны справедливости и наследие веры, ибо оно стало ясно, как сияние солнца на земле. И свет праведности будет силён вовек пред Господом» [1 Ен 9:3-6].

   А что ещё будет в Царстве Небесном со спасёнными, того не могу передать я словами человеческими. Ибо Господь изрёк: «Я приготовил для Моих праведных служителей то, что не видел ещё ни один глаз, и не слышало ни одно ухо, и не чуяло ни одно сердце» [Хад 37]. Потому восклицают верующие во всех мирах: слава Господу Богу Единому!»

20
   Так учил меня Ангел премудрости в Храме праведности. И вот, окончил он учение своё.

   Обнял он меня и свет разлился в очах моих. Когда же прозрел я, то увидел: стою рядом с домом моим, что неподалёку от морского берега, откуда начал я путь мой по воле Божьей.

   Сказал мне Ангел премудрости: «Ныне возвращён ты в дом твой. Избавлен ты от обратной дороги путём прежним, ибо ни к чему тебе видеть снова то, что уже видел ты ранее. Не забудь же всё, что было явлено тебе. Не искази образов божественных. Надлежит тебе записать всё, виденное тобою и разъяснённое мною. В остальном держись умеренности и в трудностях укрощай нрав свой по мере сил своих. Вот наставление для тебя: «Ныне устрой дом твой и вразуми народ твой, утешь уничижённых и отрекись тления, и отпусти от себя смертные помышления, отбрось тягости людские, сними с себя немощи естества и отложи в сторону тягостные для тебя помыслы, и готовься переселиться от времён сих» [3 Езд 14:13,14]. Да пребудет с тобою мир!»

   С поклоном, ответил я Ангелу: «Благодарю тебя, святой, за мудрые наставления твои и попечение твоё! Сделаю я всё по слову твоему во славу Господа. Да вразумятся все духом ищущие по вере божественной!»

   Услышав это, кивнул мне Ангел премудрости в знак согласия, и исчез.

   Я же вошёл в дом свой, и, благословив Господа, начал писать книгу о том, что было мне явлено. Писал я её много дней и с великим пылом духовным. И закончив, посвятил её, как и труды прежние, Богу Единому – Создателю и Спасителю.

   Пусть же всякий, читающий скромное Писание моё, по возможности научится от него кротости духовной. Ведь и сам я учусь от него кротости и мудрости. Ибо многие озарённые божественным светом речи сего Писания не дерзаю называть лишь творением своим.

   В жизни своей говорил я, но ценил и молчание. Учил я, но и сам учился мудрости у всех, в ком её находил. Муж ли, жена ли, старец или дитя, – каждого может благословить Бог жемчужиной мудрой мысли.

   И вот, что нашёл я: если кто, слушая речи праведности, от тебя исходящие, принял их в сердце своё и им последовал, то не гордись этим, ибо это Господь чрез тебя обратил человека того к истине. Если же кто слушал речи праведности, от тебя исходящие, и отверг их, и бранил, и порочил в озлоблении, то не гневайся на такое и положись на Бога Единого, ибо Он верен. Господь приведёт всякие дела и мысли к свету.

   Заповедано от Бога Единого любить каждого не за мирские заслуги и по плотскому пристрастию, но за чистоту духа, возлюбленную Создателем. Потому надобно быть чутким к вопросам ищущих, но глухим на хулу презирающих. И в служении всегда свято хранить образ Божий и мудрейшие заповеди Его, подкрепляя себя молитвой и созерцанием духовным. А будучи хвалимым, равно как и терпя поношения, надобно хранить кротость речей и бодрость духа.

   Господь рассудит каждого по правде. И дела наши взвесит на весах истины Единый Бог, Духом Своим освещающий тайное! Те же, кто свидетельствовал об истине, будут приняты Отцом Небесным в обители праведных. И провозгласят ангелы имена угодников Божьих во всех мирах!

   С глубокою верой в это, призываю благословение Господа на всех верующих. И сам взываю к Богу Единому и к Небесной Церкви Его: пусть же ведут путём созидания духовного всех людей любимых мною и меня вместе с ними, дабы при случае мог я помочь им! Да умножится благоволение Небесное от служения человеческого, творимого ради праведности!

   Славен Господь истины, в любви Своей учащий правых, и заблудших наставляющий в Своём милосердии!


Духовное Писание

I. Книга истины > http://www.proza.ru/2013/11/30/2114
II. Книга мира > http://www.proza.ru/2013/12/08/1398
III. Книга веры > http://www.proza.ru/2013/12/14/7
IV. Книга явлений > http://www.proza.ru/2013/12/20/2086
V. Книга молитв > http://www.proza.ru/2013/12/25/1934
VI. Книга образов > http://www.proza.ru/2014/01/04/1313


Рецензии