Извилистой дорогой поиска

«Мы мало интересуемся прошлым людей, когда они живы,
и вспоминаем об этом только после смерти, когда уже поздно».
Олег Лундстрем


Для краеведа-исследователя нет ничего прекраснее и одухотвореннее, чем поиск того, что никому не известно, о чём давно забыли в суете. Всегда так бывает: идёшь по тропе поиска - и вдруг обрыв или тупик. Что делать? Бросить начатое, довольствуясь уже полученным? Конечно же, нет! И вот думаешь бывает днями, а то и месяцами, как же искать дальше, по каким путям-дорожкам идти. И случается, находишь такую тропку, какая ведёт то в обход, то через такие дебри пустопорожнего материала, что диву даёшься, сколько же ещё перелопатить придётся. Но главное - не отступать, быть настойчивым. Результат будет обязательно, порой он сродни настоящим научным открытиям.

Краеведы-историки не могут жить без общения друг с другом. Всегда у них находится общая тема для разговоров. Эти зачастую мимолетные встречи дают очень многое.

Заинтересовался я судьбами краеведов двадцатых годов. Как-то зашёл в краеведческий музей к хранителю фондов Марии Ивановне Алфериной. Рассказываю ей о краеведах Союзовых. Были, дескать, в Чите братья такие, Михаил Иванович и Виктор Иванович, близкие в двадцатые годы к окружению видного забайкальского краеведа и общественного деятеля Алексея Кирилловича Кузнецова. Родились в Чите в семье вышедшего на поселение народовольца Ивана Осиповича (или Иосифовича) Союзова. Оба как бывшие белые офицеры в 1931 году были арестованы и осуждены на различные сроки концлагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Мария Ивановна внимательно выслушала меня, напрягла память и, как всегда, тихим, ровным голосом стала рассказывать, как в середине восьмидесятых годов музей посетил приезжавший в Читу известный музыкант Олег Леонидович Лундстрем, который сообщил, что он - внук народовольца Петра Валуева, бывшего на спецпоселении в Чите вместе с Иваном Союзовым. У деда было две дочери. Одна из них затем вышла замуж за Лундстрема, отца музыканта, а другая стала женой Виктора Ивановича Союзова и к началу восьмидесятых годов проживала на подмосковной даче семьи Лундстремов.

Поблагодарив любезную Марию Ивановну, я загорелся желанием действовать, немедленно написать в Подмосковье жене Союзова. Но спохватился, что адреса её у меня нет, что я толком не представляю, кто такой Лундстрем. Вообще-то, я знал, что в начале века в земельно-лесной части управления Нерчинского горного округа работал Франц Карлович Лундстрем, швед по национальности. Но какое отношение он имел к известному музыканту?

Отправился я в Пушкинскую библиотеку и в третьем томе «Музыкальной энциклопедии» прочел биографию Олега Леонидовича Лундстрема. Она начиналась словами: «Родился 20 марта 1916 года в Чите».

Это сейчас о нём знает почти каждый читинец - после его приезда в Читу на гастроли в 1997 году. А тогда шел только 1995 год. Тогда же в журнале «Здоровье» № 2 опубликовали его интервью под заголовком «Король джаза» и прекрасную фотографию. В связи с тем, что приближалось 80-летие нашего знаменитого земляка, я предложил эту дату для включения в «Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области» на 1996 год. Написать очерк о нём вызвался читинский краевед Вадим Васильевич Перминов, а авторская группа краеведческого телесериала Читинского телевидения «Московский тракт» собралась специально съездить в Москву для встречи в Олегом Леонидовичем. В канун его юбилея мы все смогли посмотреть фильм о великом музыканте. А потом были читинские гастроли оркестра, вписанного в книгу рекордов Гиннесса...

Но я отвлёкся. Чтобы узнать адрес Лундстрема, я написал письмо хорошему своему знакомому профессору Московской консерватории по классу истории русской музыки Алексею Ивановичу Кандинскому. Просил его сообщить мне адрес дирижера известного оркестра. Ответ не замедлил себя ждать.

Я написал Олегу Леонидовичу, тщательно взвешивая каждое слово, а потом каждый день бегал к почтовому ящику. И вот долгожданное письмо у меня в руках. Почерк ровный и четкий. Привожу его текст полностью.
"Москва, 15 июля 1995 года.

Уважаемый Геннадий Александрович!

Получил Ваше письмо и спешу ответить. О судьбе Виктора Ивановича Союзова я располагаю довольно скудными сведениями, но я ими поделюсь с Вами.

Виктор Иванович был женат на одной из дочерей Петра Прокопьевича Валуева - Марии, родной сестре моей матери - Галины Петровны. Со слов Марии Петровны я помню, что в конце 20-х годов или начале 30-х он был репрессирован на пять лет, затем освобождён. В 1937 году он был снова репрессирован и был освобождён в 1947 году. После освобождения они проживали в Ташкенте, но Виктор Иванович был болен непроходимостью сосудов ног. Мы приехали из Китая в Казань в 1947 году, и моя мать, списавшись с сестрой, ездила в Ташкент повидаться с Союзовыми. Виктор Иванович был в плохом состоянии здоровья. А в 1949 году (может быть, в 1950-м?) он скончался, и его вдова переехала к нам в Казань. С тех пор она жила вместе с нами. В 1964 году переехала с нами в Москву и скончалась в 1979 году в возрасте 81 года.

Вот всё, что я могу Вам сообщить. К сожалению, мы мало интересуемся прошлым людей, когда они живы, и вспоминаем об этом только после смерти, когда уже поздно. Но такова, к сожалению, жизнь.

Буду очень рад, если что-нибудь из написанного пригодится. Желаю успехов в Вашей так необходимой сейчас работе!

Ваш Олег Лундстрем".

Письмо Олега Леонидовича приоткрывало дальнейшую картину жизни Виктора Ивановича Союзова. Куда только я ранее не обращался с письмами и запросами: и в Чите, и в Москве, и в других городах. Ответ был один: жизнь его оборвалась в 1931 году. Но почему в 1931 году, если в 1933-м он был освобождён из лагеря на станции Медвежья Гора в районе строительства Беломорканала и направлен в ссылку в Западную Сибирь? Пережив несправедливое осуждение, он вдруг вновь на десять лет был лишён свободы. Долгие десять лет изоляции...

Вновь письма, вновь запросы. О втором осуждении пока ничего не удалось узнать, однако из Ташкентского ЗАГСа прислали копию записи акта о смерти Союзова Виктора Ивановича, 59 лет, из которой стал известен последний день его жизни - 20 августа 1949 года.

Таковы результаты только одного поиска, а сколько их было! И сколько их будет...


Рецензии
Очень интересно! Но заголовок "Извилистой дорогой поиска" неудачен. Ничего не говорит о сути. Надо было вынести в заголовок Лундстрема. Честно говоря, из-за заголовка открыл рецензию случайно. Избегайте таких ничего не говорящих высокопарных заголовков. Вл.Бараев.

Владимир Бараев 2   28.01.2014 18:01     Заявить о нарушении