Мертвец
Подойдя к своему дому, в предвкушении предстоящего времяпровождения я повернул ключ, отворил дверь, прошел внутрь, включив свет, закрывшись с обратной стороны, проследовал на кухню, где ждал меня сюрприз. Сюрприз, мягко говоря, не из приятных, как мне показалось в первые секунды, когда мы с ним встретились лицом к лицу.
Мертвец.
Не буду описывать на длинные строчки свои первоначальные реакции, нечленораздельные крики и мольбы, корчи и так далее, сразу подробно остановлюсь на смыслосодержащей части нашего диалога (подчеркивая слово "диалог"). Забегая вперед, хочу отметить особым смыслом то, что на определенный момент нашего общения (этот момент мне не удалось четко отследить и поймать) внутри меня уже что-то переключилось, я шел охотно на беседу, подсознательно чувствуя, что это существо несет в себе мудрость, которую люди, кладя жизнь на кон, так стремятся отыскать. Я будто бы видел всю свою прожитую жизнь со стороны. Каким ничтожным глупцом я себе тогда показался. Поэтому, дискутируя, мне все чаще хотелось с ним соглашаться.
- Так кто же Вы… ты? - мысли мои путались.
- Да ты не торопись, я обязательно тебе о себе поведаю, но сначала: как дела? - добродушная улыбка скрасила его в известной степени неэстетичное лицо.
- Я.. Да вполне сносно, - мне все еще было неуютно смотреть на него. - Чем я заслужил встречу с... тобой? Чем я провинился и перед кем? Я обычный человек. Вредными привычками не злоупотребляю. Работаю в офисе, хобби особых нет, как и времени на них.
- Да ладно! Было бы желание! - он улыбнулся. - Ничем ты не провинился, с чего ты взял? - пауза. - А семья? Семья у тебя есть? Хотя нет, - он качнул головой, - не отвечай, я ведь знаю, что и ее у тебя нет, ты эгоист и себялюбец.
- А вот и не правда! - пылко возразил я, - Я любил женщин, а с одной даже хотел создать то, что называется словом "семья", но она меня, кажется, и не любила никогда.
- А ты у нее спрашивал, любит она тебя или нет?
- Да почему я должен что-то спрашивать? - я всплеснул руками, нахмурив брови. - Видно же было, что ей самой ничего не было нужно!
- Ладно, не время нам сейчас углубляться в эту тему.
- Не понимаю, к чему ты затеял этот разговор…
- Я знаю, что ты не понимаешь. Уже и не поймешь, раз я здесь, - он усмехнулся.
- Что это значит? Ты меня съешь, растерзаешь, заберешь с собой в ад или превратишь в подобного тебе? - я сам отчего-то не верил в то, что говорю, поэтому вышло это у меня спокойно, и я даже пытался поддержать его дразнящую манеру разговора, хотя объективный градус абсурдности ситуации был где-то в поднебесье.
- Смешные вы, люди, слабые в своих теориях, практиках, да и вообще во всем, к чему вы прикасаетесь, - он отвел взгляд. - Хотя, видимо, нелепый синтез всех этих ваших несовместимых качеств и делает вас настолько небезынтересными для меня. Поэтому прежде чем выполнить свою основную функцию, меня так и тянет напоследок раскрыть вам глаза хотя бы на одну из тайн вашего, как вы сами считаете, покрытого тайнами бытия, - снова взглянув на меня, он продолжил, - Только посмотрите, вы с легкостью приписываете сотворение всего в этом мире одному создателю - Богу, но почему-то идея смерти никак не может обрести у вас конечного варианта. А вариант здесь только один - и это я.
- Я уже понял, что ты здесь не случайно, но ты упорно не хочешь дать мне разгадку, что же меня ждет?
- Ты же доселе не искал никаких разгадок, зачем они вдруг понадобились тебе сейчас?
Со спокойной уверенностью я признался:
- Потому что, как ты сам сказал, это мой, стало быть, последний шанс что-то узнать, - пауза, - И только сейчас я начал осознавать, что, возможно, в чем-то я мог бы быть счастливей.
- Так ты признаешь, что был несчастлив? - спросил он с толикой удовольствия в голосе.
- Мне казалось, - начал я, - что это счастье… - пауза. - Но в данный момент я дал бы этому имя "пустота". Я жил в пустоте. Но я могу объяснить! Мне просто не хотелось от чего-то зависеть, хотелось быть свободным от обязательств перед работой, друзьями, семьей, не связывать себя ничем…
- Так и как же получилось, что ты этим самым "ничем" себя то и связал?
- Что ты хочешь этим сказать?..
- Вот смотри, - казалось, он был готов терпеливо мне обо всем поведать. - В то время, когда другие расслаблялись, ведомые внутренними порывами в стремлении к богатству, любви, развлечениям, ты сдерживался, приковывая себя к выдуманной самим же тобой идее, что у тебя и так все хорошо.
Конечно, я сразу попытался возразить:
- Все мы слабые… - но вовремя остановился, - хотелось бы мне сказать, что такая жизнь была мне уроком…
Он не ответил сразу, время шло. Тогда мне показалось, что он, таким образом, дает мне еще одну возможность о чем-то поразмыслить. И я использовал это время, вспоминая какие-то ситуации, мгновения, прокручивал альтернативные варианты. Сейчас я бы поступил иначе, думал я. Так, наверно, кажется всегда, когда оборачиваешься назад. Раньше я старался и этого не делать.
- Хорошо, думаю, что время пришло тебе узнать кое-что еще, - сказал он, нарушив создавшуюся тишину. - Мне осталось сказать тебе буквально пару слов и после этого ты перестанешь существовать.
- Стоп-стоп-стоп! - волна ужаса снова на меня накатила, - То есть как это "перестану существовать"? А перерождение, вечность души и прочее?
- Да нет всего этого, - он мягко улыбнулся, - вы же люди все это сами и придумали, не знаю… прозаически-поэтическим сочинительством, видимо, занимались.
- Но как же так?! Просто исчезну?? Ведь это совсем не гуманно… - Я погрузился в отчаяние, - Хотя о какой гуманности я говорю…
- Подожди-подожди, успокойся, тут ты как раз-таки неожиданно попал в яблочко: вселенной правит не что иное, как закон о гуманности.
- В конце, который меня ждет, гуманностью и не пахнет! - вспылил я.
- Погоди возмущаться и послушай. При сотворении материи было выявлено, что она слишком хрупка и без того на протяжении всего своего существования подвержена неутихающим страданиям и саморазрушению. Тут то и вступает в силу закон гуманности: было решено, что на своем финальном этапе любая материя непременно должна быть освобождена от испытания последней муки смерти.
- С ума сойти...
Пауза. Внезапно меня отпустило. Я перестал видеть в своем нежданном госте нечто чужеродное, вражеское. Он определенно не хотел причинить мне зла и боли, он просто выполнял работу. Более того, я был благодарен ему за это пресловутое "сотрудничество". Я хотел знать больше:
- Что же происходит на самом деле в таком случае? Я не могу понять. Человек умирает или нет?
- Конечно умирает, - согласился мертвец, - но не испытывая при этом никаких ощущений. Он просто "выключается", мгновенно засыпает, не чувствуя разум, тело, окружение, а умираю вместо него я. Вместо всех вас - людей, - через секунду он добавил, - У животного мира, мира растений, мира вещей, и прочих миров там свои за то ответственные, это меня не касается.
- Погоди, человек просто выключается? - у меня не укладывалось в голове, - А его тело? Ты вползаешь в него? Или от тела ты избавляешься, а сам приобретаешь форму человека?
- Ты, в общем-то, во всех своих догадках близок к истине, но я не могу тебе объяснить реальную последовательность событий, хотя и очень хочу, - он пожал плечами, - Этот процесс за гранью понимания человеческим разумом. Это так, без объяснений, понимаешь?
- Ладно, допустим… но тогда еще вопрос: ты один все это делаешь?
- Для всего человечества, да, один, - он кивнул.
- Но как тебя на всех хватает?
- Так, давай-ка не будем теперь углубляться в тайны моего бытия, - он снова усмехнулся, - Возможно, я когда-нибудь узнаю это так же, как ты сейчас.
- Подожди, но я ведь не попадал ни в какие аварии, не болел, не кончал с собой... Почему ты пришел? Я же вот, целый и здоровый, стою перед тобой…
- Ты был цел до тех пор, пока пару часов назад не зашел на свою кухню, где, поскользнувшись на мокром полу, ты упал, ударившись веском об угол стола. Насмерть.
Получив последнее разъяснение, мой разум окончательно перестал генерировать десятки причин для волнений. Я уже умер. Меня уже нет.
Еще одна пауза. Через минуту он продолжил.
- Время. Скажи, как будешь готов.
- Я бы хотел тебя еще о чем-то спросить…
- Я знаю, ты мне очень симпатичен, - он сказал это как будто даже с грустью, - и я бы рад говорить с тобой хоть целую вечность, но твоим вопросам никогда не придет конец, пойми, пожалуйста, - пауза, - Нужно сделать то, ради чего мы оба здесь.
- Хорошо, дай мне минутку, - пауза, - я готов.
(5.01.13)
Свидетельство о публикации №214010401711