О риске

Мы сидим в кафе с приятельницей – очень давно не виделись, года два, наверное… Я несколько раз тихонько достаю зеркальце, чтоб взглянуть на себя будто со стороны. Неужели я тоже уже такая… скажем, немолодая?
Хоть она и старше меня намного, всё равно лучше проверить…

Моя приятельница – дама умная и образованная. У неё очень хорошая память, она помнит себя с малолетства, и еще она помнит детали моей жизни, которые сама я давно забыла. И еще она любит монологи, поэтому можно расслабиться, не боясь быть пойманной на невнимательности. Так было всегда, и двадцать лет назад – то есть это не возрастное. Мы познакомились с ней в больнице, лежали в одной палате, и я помню, что мне было не скучно с ней.

– Знаешь, – говорит моя приятельница, – когда я была маленькая и смотрела фильмы про врагов, я всегда удивлялась, как те, кому удалось уйти от погони, опасности или даже… смерти, еле-еле отдышавшись в каком-нибудь укрытии, снова сверкают глазами и начинают сами преследовать этих самых своих врагов. Я всегда восторгалась героями вместе со всеми, кто смотрел эти фильмы – чтобы не выделяться, а сама, в глубине своего детского сознания, спрашивала и создателей фильма, и героических смельчаков, и своих друзей – вы что, дураки все на подбор?! Вы что, не понимаете, что жизнь сейчас дала вам шанс выжить, спастись… И куда вы опять? Неужели вам не остановиться и не подумать… может, есть какой-то другой путь, чтобы доказать свою правду?! или получить свою выгоду?! или что там еще вам надо?! Я всегда из-за этого упускала сюжетные тонкости – меня действительно волновало, почему люди не ценят свою жизнь. Нет, когда фильмы были о войне – там было все понятно…  но я о другом.
 
Я киваю – конечно, я понимаю, о чем вы…

– Однажды я призналась своей подружке, что у меня своё отношение к безбашенному такому героизму, – продолжает моя приятельница, – а та сказала, что это трусость, отсиживаться в канаве, укрывшись ветками и обдумывая следующий шаг. Что это недостойно…  Да, нас так воспитывали, нельзя было бояться трудностей. Но я всегда понимала, что это не страх с моей стороны, это разумный подход. Жертв меньше. Мне это казалось совершенно очевидным.

– Валечка, люди очень разные, – я позволяю себе банальность, потому что она вдруг замолкает секунд на десять. – И ситуации разные. Многие считают бесстрашие проявлением уважения к жизни… или доверия!

Мне никогда не закончить свою мысль в разговоре с ней, я это знаю и не обижаюсь –  тем более, что это была банальность с моей стороны. Моя приятельница, чихнув, продолжает свою речь с того слова, на котором закончила.

– … да, совершенно очевидным. Я думаю, что каждый, подумав, с этим должен согласиться...

Валечка снова чихает.

– … но люди редко отходят от стереотипов. Им внушили, что это хорошо – идти навстречу трудностям или неприятелю. Что, я неправа?..

– Будьте здоровы. Кстати, Валечка, как ваше здоровье? Я слышала, что вы лежали в больнице пару месяцев назад? – Я перевожу разговор, понимая, куда он ведет, но не тут-то было.

– Поджелудок. В смысле – панкреатит. Вот скажи мне, Маша, чем руководствуются люди, которые идут в горы?

– Валечка, переходите сразу к океану, горы – не моя тема. Вернее, я могу и про горы, но теоретически… ну, почти теоретически. В Греции поднималась на гору на одном из островов. Когда отдышалась и огляделась, то произнесла фразу, которая даже меня саму удивила. Я сказала: здесь я хотела бы умереть… Понимаете, Валечка, не жить, а умереть! То есть – в покое. За двадцать минут я поняла так много, что и за десять лет не насобираешь. Там полное отсутствие признаков времени. Нагретый мрамор, плоские мраморные камни, тысячелетние… Сухая трава – жарко было… Внизу море, того самого цвета, малахитового. Далеко в море – парусник. Именно такой, как три тысячи лет назад. И рядом с мраморными плитами, в сухой траве  –  ракушки, принесенные сюда птицами, иначе не объяснить, как они попали на эту высоту, пускай даже небольшую, километровую...

– Маша, я про экстрим, а ты про красоты. На такую гору запросто можно в босоножках забраться, какой тут риск, какой тут вызов? Кроме того, ты меня запутала... причем тут "умереть в покое"? –  Вале непривычно, что я много говорю, но я решила впервые досказать то, что хочу.

– Валечка… Я имею в виду, что если на тысячеметровой горе я впала в такое состояние души, то что делается с людьми при покорении настоящих вершин! – У меня опять получился штамп. – Короче говоря, я понимаю, зачем это людям.
 
– А может, это гордыня? Всё покорить, всех победить?

– Не спорю, конечно, и гордыня тоже. Но это только когда покорение вершин происходит исключительно ради покорения вершин… Такое тоже бывает, случаи описаны.

– А вот ты зачем в океан пошла, Машенька? – Валя добралась, наконец, до нужной ей темы. – Что ты там искала? Ты понимаешь, что с твоими родителями было? Им ведь всё равно – исключительно ради покорения или не исключительно. Им всё равно. Они только знали, что их единственная дочь черт-те где, на яхте маленькой… ну хорошо, не на маленькой…

Валин сын – географ-африканист. Этнограф. Его никогда нет, он где-то так далеко, что и не выговорить.

– Валечка, с моими родителями ничего такого не было, они мне верили. А я точно знала, что не может со мной случится никакой беды – ни в океане, ни на суше. Я не могла не пойти, и они поняли. И я не боялась – многие боялись, как потом выяснилось, а я нет. Я чувствовала, что это судьбоносно. Там было много опасностей, но если бы меня сейчас позвали повторить то плавание, то минут через десять я бы собралась.

– То есть, не дождаться мне внуков никогда…  –  она вздыхает.  –  У него каждая поездка судьбоносная, иначе исчезнет с карты его Африка... И что, Маша?! Ты считаешь правильным, что я сижу без внуков?!

– Валечка, – ласково говорю я, – расскажите мне лучше, из-за чего вы загремели в больницу.

– Видишь ли, Маша, –  Валя улыбается детской улыбкой, –  я когда жирную копченую скумбрию вижу – обо всем забываю. Не управляю собой. Вообще. Иду напролом. А для поджелудочной эта скумбрия – смерти подобна. Думаю, что она, поджелудочная, именно так себе смерть и представляет... Так что я тоже могу. Тоже иногда... иду на риск.


Рецензии
Вера!
На мой взгляд риск - это всегда преодоление страха, конкретного, сиюминутного, тем большего, чем больше степень риска для жизни. Страха, от которого холодеет в желудке, а весь организм неистово протестует. Альпинисты, автогонщики, цирковые акробаты и прочие действительно рискуют, потому что всякий раз борются с реальным страхом, имеющим реальные причины. И именно преодоление страха потом доставляет наслаждение, сравнить которое мне не с чем. Представьте, что воробьи кажутся с кулак величиной, трава неистово зелёной, а девушки все прекрасны. Но это потом и это как сильный наркотик. А скумбрия с поджелудочной - это не риск. А курящие и пьющие разве не знают, что занимаются самоуничтожением? То есть все они "рискуют", однако последствия сильно пролонгированы во времени и в данный момент страха отнюдь не вызывают. И поведение отдельных индивидуумов в этих "рисках" зависит от их собственного к себе отношения, отношения к своему здоровью и, вообще, к себе любимому,(или не очень).А попробуйте-ка предложить кому то скушать крупицу цианида, пусть ничтожно малую. Другой случай!
Так что Ваша приятельница просто поддаётся соблазну, как , впрочем, все мы.
А Ваша зарисовка мне очень понравилась - живо, образно, лаконично,но зримо.
Всего Вам доброго!
Ю.С.Уткин

Юрий Уткин   19.11.2014 01:44     Заявить о нарушении
Привет, Ю.С.! Изучена Вами тема, сразу видно ))) Спасибо! Интересно с Вами.

Эта тётенька моя - с юмором. Всё она понимает, а над собой иронизирует...

А вот я этого не знаю... наслаждения от преодоления страха. Как-то всё у меня по-другому...

Ваша,

Вера Стриж   19.11.2014 07:14   Заявить о нарушении
Вера!
Ваш (и тётенькин) юмор достаточно прозрачен, обнаружим, но не в этом суть для меня.
Вы очень точно обрисовали отношения людей к добровольному риску.
Цитирую.
"Но я всегда понимала, что это не страх с моей стороны, это разумный подход. Жертв меньше. Мне это казалось совершенно очевидным…"

"Там было много опасностей, но если бы меня сейчас позвали повторить то плавание, то минут через десять я бы собралась."

А я добавил ещё и тех, кто причисляет себя к "группам риска"
И,иногда, даже бравируют этим.(Пьющие, курящие, наркоманы,"гурманы")
Они, кстати, тоже рискуют.Но не знают страха.

Я давно интересуюсь психологией и психикой людей рисковых, наблюдал, беседовал - не более.
И, исключая "группы риска" - кои не в счёт, могу сказать только одно:
- среди первых двух одни годятся, другие - нет, для безбашенного риска.
И кто из них мудрее - не знаю.
Но эйфория у преодолевших - это есть, может в разной степени.
Каждому - своё, и это на уровне генетики.
И в этой связи меня также интересуют проблемы суицида.
Встречался с оным неоднократно.Но это не для "Прозы.ru".
Если бы я мог писать!
В последние годы у меня появилось "хобби".
Я пишу на диктофон рассказы уже совсем древних стариков, которые помнят не только войну, но и дальние предвоенные годы.
Они уходят, а мы ничего не знаем о той жизни.
Может что то Вас заинтересует.Буду рад передать.
Моя почта utkin1940@bk.ru.
И простите одинокому старику за назойливость.
Будьте здоровы.
Ю.С

Юрий Уткин   19.11.2014 21:51   Заявить о нарушении
Меня очень заинтересует, думаю, Вы уже про меня понимаете.

Очень Вас прошу, не нужно про назойливость и тому подобное. Мы здесь иногда не зря встречаемся. )))


Вера Стриж   19.11.2014 21:57   Заявить о нарушении
послала письмо

Вера Стриж   19.11.2014 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.