Дедушка и бабушка

На фотографии мои дедушка Николай и бабушка Пелагея Осиповы.

В последнее время мои мысли уносятся в  послевоенное детство. Семья у нас была большая. С бабушкой и дедушкой жили мои родители, нас  трое детей и мой дядя, мамин брат. У дяди своей семьи не было.   Вспоминаю дедушку и бабушку. Дедушка с бабушкой очень любили друг друга, жили очень дружно, никогда не повышали голоса друг на друга. В памяти всплывают  эпизоды далёкого  времени.

       Дедушка читал мне книжки, гулял со мной, водил в клуб, где показывали фильмы.Он на общественных началах состоял в правлении клуба. В клубе часто бывали концерты местных артистов, самодеятельность. Иногда, вечерами, раскладывал бумаги на  столе, работал.  Считал  что - то  на счётах, а я, сидя под столом, играла. Помню, с какой радостью  встречали дедушку, когда он  достал две буханки хлеба, белого и чёрного.  Потом  долго  грел руки у печки, зимы стояли суровые, а очереди  за продуктами длинными.  Дедушка  баловал меня  большими красными  Алма – Атинскими   яблоками, которые покупал в ресторане проходящего поезда.

         Жили мы на улице Вокзальная. Прямо, через дорогу,  проходили несколько железнодорожных путей, которые разделяли город на две части. Моста над ними не было, и приходилось переходить  через рельсы на другую часть города.  Днём,  и особенно ночью, слышен был мерный стук колёс, проходящего  состава  поезда.

         Бабушка была верующей,  водила меня в церковь. Я рассматривала в церкви,   раскрашенные   библейскими сюжетами  стены, потолок, слушала церковное пение.  А вечерами бабушка  читала мне  церковные книги, молитвы, рассказывала о Боге. «Внученька, ты можешь скрыть плохой поступок, не рассказать о нём, но от Бога ничего не скроешь, он всё видит и слышит.  Ангелы записывают в книги хорошие и плохие поступки. А когда предстанешь перед Богом, все поступки будут положены на чашу весов,  и от тебя зависит,  куда попадёшь,  в Рай или Ад»

     Перед церковными праздниками, особенно перед Пасхой и Рождеством, бабушка делала генеральную уборку, стелила красивые скатерти, салфетки. Вкусно пахло пирогами и другими печёными изделиями. А накануне, в глиняной кадушке, замешивала тесто. С любовью бабушка  подбивала его , и говорила, что тесто живое, оно  «пыхтит», старается расти.  Я любила заглядывать в кадушку с тестом и с удивлением замечала, как оно высоко поднимается вверх. Пекла пироги бабушка в большой русской печке, с железной заслонкой. Как мы любили детьми забираться наверх печки и сидеть там! Тепло, уютно.   А весной бабушка выпекала вкусных красивых жаворонков, сделанных из теста. Угощала родных и знакомых. Дом наш был гостеприимным. Часто собирались родственники, слушали радио, играли в лото, пели задушевные песни.

   А ещё я любила смотреть, как бабушка гладит бельё особенным приспособлением, рубелем. (Он и сейчас  у нас сохранился, как раритет) В её руках рубель  волшебно порхал над столом, удивительно ловко переворачивала бабушка простыни, и постепенно росла горка выглаженного белья. Гладила бабушка бельё и большим утюгом, предварительно разогрев его горящими угольями, находящимися внутри утюга.

  Часто вспоминаю незатейливое кушанье, которое готовила  бабушка:  постное масло заправлялось мелко нарезанным луком, посыпалось солью, некоторое время выдерживалось. Какая была вкуснятина макать хлеб в масло и кушать его!  Просила бабушку сделать бутерброд с маргарином, посыпала его сахаром, выбегала на улицу и делилась  им с подружкой. Время было голодное, послевоенное.

  В детстве   я часто болела. Однажды  со скарлатиной попала в инфекционную больницу. Мама не могла  быть со мной -  родилась моя сестрёнка.  И  в больницу легла  ухаживать за мной моя ласковая, добрая бабушка.

Очень  любили меня  дедушка с бабушкой. Я была старшая  дочка у моих родителей, балованная. За мои проказы мама частенько ставила меня в угол. Поставит в угол и уйдёт на работу, так как прощение просить я сразу не хотела. Не успеет мама переступить порог, как бабушка освобождала меня  от наказания, долго беседовала со мной. Увидев, что мама идёт с работы говорила: «Быстро вставай в угол!» Подходила ко мне мама и я, упрямо помолчав несколько минут, выдавливала из себя:  « Мамочка, прости, больше не буду!»

    Милые сердцу воспоминания! Но как быстро, очень быстро, не стало у меня дедушки  и бабушки. Сидели мы все вместе за обеденным столом, у дедушки случился инсульт, после которого он так и не выздоровел. В этот же год умерла от рака бабушка. Тяжело болела, но была очень терпеливой, страдала и молилась.  Я её поила водичкой  чайной ложечкой, переживала за неё.

      После  того,  как потеряла дедушку и бабушку, я скучала по ним. Тайком бегала на кладбище, которое сравнительно далеко находилось от дома. Пришла однажды на могилку, плету веночек из травы  и плачу. Откуда не возьмись, поднялся смерч. Столб пыли приближался ко мне. Со страху бросилась бежать. Смерч подхватил с  креста венок, закружил его и унёсся дальше. С тех пор я без взрослых  на кладбище не ходила.
  Светлая Память  и Царствие небесное   дедушке Николаю и  Бабушке Пелагеи.


Рецензии
Спасибо, Галина, за чудесные воспоминания! С уважением,

Элла Лякишева   02.03.2020 13:41     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Элла! Всего Вам доброго! С теплом души,

Галина Шахмаева   04.03.2020 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.