Это был Юрий Гагарин!

  -Ух ты, какое небо!
             -Смотри, смотри! Большая медведица, видишь?
             -Где?
             -Да вон, большой ковш!
             -Ой, вижу! Вижу!
             -Как здорово!
             -А рядом маленький ковшик, это малая медведица...
            
        Был 1961 год. Мы, набегавшись за день, лежали с подружкой на траве в своем дворе города Ленинска и смотрели на звезды. Такого красивого неба я в своей жизни больше не видела никогда! Миллиарды звезд переливались на темно-синем, сказочно сверкающем  ковре. И было не понять толи небо "падает" на нас, толи мы "летим" в небо.
        Мы смотрели в звездную высь и не знали, что в эти дни готовится старт первого
в мире ракетоносителя с человеком на борту, как объявят потом по радио.
        И вскоре со всех динамиков прозвучал незабываемый, волнующий душу голос Леви-
тана:
        Говорит и показывает Москва! Работают все радиостанции Советского союза!

        Передаем сообщение ТАСС!
       
        Дальше диктор говорил о полете Юрия Гагарина - первого в мире летчика-космонавта вокруг Земли.
        Какое тут началось ликование в домах и на улицах, "братание" всех знакомых и не
знакомых людей! Все прыгали от счастья, не сдерживая своих эмоций. Кричали ура!
        Вся страна объединилась в общей радости и гордости: "Мы первые!"
        Потом взрослые говорили, что так радовались люди, когда объявили о Победе над фашистской Германией в 1945г.
        Это сейчас полет в космос стал для многих чем-то обыденным. А тогда...Каждый полет - это было событие мирового значения!
        Мы видели всех космонавтов, летавших в ту пору. Нас всей школой выстраивали на обочине дороги, чтобы приветствовать героев. Да и не одна школа, весь город выходил на улицы. Для нас это был праздник! В этот день отменяли уроки. Мы, счастливые, стояли и махали флажками при первом появлении эскорта. Громко кричали ура! А ОНИ ехали в открытых машинах стоя: молодые, красивые, улыбающиеся и махали нам в ответ. Разве можно
все это передать словами?!

        Мой папа был военным строителем. Но сначала служил в летных войсках, как тогда говорили. Когда начали строить Байконур возникла необходимость в жилье для тех, кто
работает на космодроме, кто обслуживает стартовые площадки и т.д. Людей набирали со всех родов войск. Жилье необходимо было построить за очень короткий срок, т.к. жить офицерам и их семьям было негде. Руководил всем этим грандиозным строительством генерал
-майор Шубников: инженер,заслуженный строитель, ближайший соратник Королева. Фамилия генерала была даже у нас, детей на слуху.
        Когда наша семья ехала в далекие казахстанские степи на новое место службы папы, мы не знали даже где будем жить.
        Некоторые офицеры приезжали одни. Потом обустраивались и вызывали семью. Но было и так, что некоторые семьи распадались, не выдержав испытание расстоянием в тысячи километров.
       Моя мама поехала за мужем, не испугавшись неизвестности с двумя маленькими детьми. Это был ,без преувеличения подвиг, на который способна только русская женщина!
       Мы с сестрой были  капитанскими дочками. Пока ехали, в поезде познакомились с семьей майора - ракетчика, который ехал с женой тетей Наташей и их детьми, на место службы. С тех пор наши семьи стали очень дружны.
       Первое время жили в землянке с казахской семьей. Тот период почти не помню: в дороге я заболела.
       Контейнер с вещами не пришел. У нас не было ни мебели, ни посуды.
Как мама умудрялась в таких условиях накормить и обиходить всю нашу семью? Настоящая жена офицера!
       Помню, как мама попросила папу купить кастрюлю, так как готовить было не в чем.И папа привез...кофейник! Тогда мама сказала: "Ну вот, в нем я и приготовлю тебе борщ..."
       Вообще, Ленинск в то время снабжался хорошо и продуктами и одеждой.
       Потом мы жили в финском доме на две семьи, где было множество тараканов и клопов, а летом тучи комаров слетались на пир попить людской кровушки.
       Затем мы получили двухкомнатную квартиру в 4-х этажом доме на последнем этаже. С нами переехали наши "друзья" клопы. К тому же, дом оказался аварийным поэтому нас часто затапливало: сверху лился горячий дождь (прорывало стояк). А зимой появлялась проблема с батареями для отапливания квартиры. В комнате становилось холодно и мы спали одетые, или сидели в кладовой, где проходила толстая труба стояка горячей воды. Но при этом мы были счастливы: нас окружали добрые люди, друзья, соседи.

       Об этом времени можно написать отдельную книгу.

       Но вернемся в апрель 1961 года.
       Я сидела на городском пляже. Хотя по нашим меркам это был вовсе и не пляж.Просто песчаный берег реки, где находилось несколько кабинок для переодевания, какие-то строения и вышка для спасателей.
       Когда начинало припекать солнце, а это было уже в апреле, все жители города -
этого оазиса в пустыне, спасались от жары только там.
       Сыр-дарья - быстрая река и очень коварная своим "двойным дном" (подводное течение). Здесь можно было легко утонуть, стоит чуть зазеваться, что не редко и случалось.
       Так вот, сидела я на берегу и грустила. Моего папу направили в командировку в Ташкент. С ним поехали моя мама и сестра, а меня не взяли по каким-то причинам. Было обидно. Но если бы я уехала тогда, не случилась бы встреча, которая запомнилась на всю жизнь!
        Мои родители поручили присмотреть за мной своим друзьям, с которыми мы познакомились тогда в поезде. Тетя Наташа с детьми шли на пляж и взяли меня с собой.
       С началом дня было еще не жарко, и я просто сидела и смотрела на отдыхающих.
        Вдруг все вскочили со своих мест и побежали куда-то. Мне стало любопытно: куда это они все бегут? Я тоже встала и пошла вслед за другими.
        Вижу, много народу собралось. Все смотрят в одну сторону, где круг людей: мужчины в плавках и женщина в купальнике.
        А я гляжу на них широко открытыми глазами и не пойму: " Почему все так столпились? Что здесь интересного?"
        Они разговаривают, смеются, фотографируются. Потом ОДИН МУЖЧИНА увидел меня, подозвал к себе и спрашивает так ласково, с улыбкой:
        -Девочка, как тебя зовут?.
        -Леля
        -Иди ко мне.
         И я пошла к НЕМУ, не опасаясь "чужого дяди", как-будто это был давно знакомый, или близкий мне человек.
         ОН взял меня на руки и нас сфотографировали. Затем опустил на землю и я пошла обратно. Иду, а все смотрят и улыбаются...
         Потом тетя Наташа тоже смотрит загадочно, как все вокруг и спрашивает:
         -Леля, а ты знаешь кто с тобой сейчас говорил, у кого ты была на руках и фотографировалась?
         -Нет, -
         -Это был Юрий Гагарин!
         -Юрий Гагарин?! - переспросила я и чуть не заплакала: "Не узнала такого человека - первого космонавта!
         -Как же так...? Юрий Гагарин только, что говорил со мной?!
          Все произошло так быстро,что я не успела понять сути и значения происходящего.

          Потом об этом событии тетя Наташа расскажет моим родителям и сестре, в дальнейшем узнают друзья и знакомые. А в будущем этот случай станет чуть-ли не легендой в нашей семье. Сейчас, вспоминая о тех событиях гордость переполняет меня. А тогда я просто растерялась.
          Конечно, все мы слышали о НЕМ с тех самых минут, когда объявили по радио. Да и потом узнавали первые, когда должны были полететь космонавты. Находясь в самой гуще событий, как же не знать Юрия Гагарина! Но тогда телевизоры были большой редкостью. Это потом все газеты и журналы будут пестреть его фотографиями, это потом для всей страны, да и не только, он станет самым дорогим человеком.

          Как могла произойти эта встреча? Дело в том, что для космонавтов не далеко от города, в особой зоне, которая строго охранялась, был построен "городок", где они приходили в себя после приземления, адаптировались к земной жизни под пристальным наблюдением врачей...
Городской пляж был одним из наиболее посещаемых мест для жителей нашего маленького военного города, за пределами которого простирались далёкие казахстанские степи.
          И надо же было такому случиться, что ПЕРВЫЙ на планете космонавт оказался на этом месте, в этот час.

          Выходит, что я встретилась с Юрием Гагариным одной из первых. Потом его узнала вся наша страна и весь мир! Получается так. И это уже история, в эпицентре которой, волею судьбы, оказалась маленькая девочка, дочка капитана строительных войск.

          Может быть тот снимок и лежит где-нибудь. Не знаю сейчас и вряд ли узнаю потом сохранился он или нет. Да это уже и не важно.



             Фотография, которую я разместила вначале рассказа - подлинная. Ее привез мой папа с какого-то торжественного события. Здесь Юрий Гагарин в президиуме.
 


Рецензии
Очень приглашаю в наш конкурс, у нас темы памяти Николы Теслы и Юрия Гагарина как раз. Положение висит на странице (конкурс детской литературы "Мост в будущее").

Мост Будущее   25.12.2016 12:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Простите, что долго не отвечала. Отметила Новый год без елки и в кровати, болезнь затянулась. Но все уже позади.
Спасибо за приглашение. Осталось ли оно в силе и какие условия?
С уважением и добрыми пожеланиями.

Лола Веснина 1   31.01.2017 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.