Сиротские похороны Семена Золотарева

Телефонный разговор с В.Ф. Богомоловым.


* * *

 
 
Мне давно хотелось поговорить с Виктором Федоровичем Богомоловым, ведь именно ему поручили хоронить Семена Золотарева. Летом я так и не смогла застать его дома, видимо, он все лето провел на даче. Осенью я была занята работой с геологом Виноградовым, Игорем Фоменко и пр. публикациями по теме. Закончился год, я решила завязывать с темой трагедии, поскольку возможности мои сильно ограничены, да и дятловеды задушили. Но внутри свербила мысль - а вот с Богомоловым я так и не поговорила, не использовала эту возможность, непорядок это... На сегодняшний день Виктор Богомолов является единственным свидетелем, кто принимал участие в похоронах Семена Золотарева. И я решилась позвонить ему 2 января.


[]
 


Виктор Федорович оказался очень приятным в общении человеком, простым, открытым, любезно отвечающим на мои вопросы. Мы приятно побеседовали более часа, хотя тема разговора была печальной. Жаль, что разговаривали мы не наяву, ведь телефонный разговор все же имеет свои недостатки. Я спросила Виктора Федоровича, может быть, лучше мне прислать ему вопросы обыкновенным письмом, чтобы он ответил спокойно, не торопясь, обдумывая ответы, может, что и вспомнит еще к тому, что он рассказывал ранее другим людям? Но Виктор Федорович сказал, что писать он не сможет. Лучше он ответит по телефону. А интернетом он не пользуется.

Мои вопросы были такие:

Правда, что Вы хоронили Семена Золотарева? 

Да, - ответил Виктор Федорович, - Мне позвонил Репьёв из областного спорткомитета, сказал: " Ты вроде был знаком с Золотаревым?" и попросил меня, но как большой чиновник, чтобы я занялся похоронами Семена Золотарева. Отказать я не мог. Я думаю, что надо было иметь в то время большие связи, чтобы похоронить на Ивановском кладбище. Говорили, что у Кривонищенко были влиятельные родители, они постарались.

Власти не хотели хоронить ребят вместе. Они вообще хотели похоронить их в разных местах, и не в Свердловске.

Вы были раньше знакомы с Семеном Золотаревым ? Расскажите, пожалуйста, о нем. 

Да. Я знал его раньше- по Алтаю. Мы с группой были в Артыбаше в 1953 году

Наши маршруты пересеклись, я разговаривал с ним. Спрашивал его, как представителя инструкторского корпуса, о маршруте, которым мы шли с моей группой. Потом мы встречались несколько раз на Коуровской турбазе, мы приезжали туда готовить турслеты, узнали друг друга, здоровались... На Коуровке он проработал недолго. Семен Золотарев очень был заинтересован в своем туристическом росте. Хотел подняться повыше, повысить свою квалификацию, поэтому и пошел в поход высшей категории трудности в то время.

Мы все были удивлены тем, что Золотареву удалось попасть в группу Дятлова. Игорь Дятлов был непростым человеком, не очень общительным. У него была сильнейшая группа в УПИ, слаженный костяк. То, что Золотарев попал к Дятлову в группу, я считаю, в этом была целиком инициатива Золотарева, его настойчивость повысить свою квалификацию в спортивном плане. Он был очень заинтересован, говорил об этом не раз.

Скажите, пожалуйста, почему туристские группы включали в лыжные походы восхождения на вершины гор? Разве это было обязательным для получения высшей категории лыжного похода? 

Да какие там вершины у нас... Просто географически мы живем на Уральском хребте, пойти в лыжный поход и забраться на вершину местной горы... У нас так было принято.

Но ведь район г. Отортен считался опасным для для прохождения в зимних условиях, местные жители предупреждали дятловцев. 

Группа Дятлова была сильной и квалифицированной для похода на Отортен. Но так вот вышло...

Я сам два раза замерзал на Конжаковском камне. Что водка во фляге замерзала, такой был мороз.

А почему не спирт? 

Спирт было очень трудно достать в то время. А водку можно было.

Значит, Вы общались с Семеном Алексеевичем. Замечали ли у него золотые зубы? Какие-нибудь татуировки? 

Я плохо помню. Но какие-то серебрянные зубы у него были. Не совсем чтобы так в глаза бросались, но при разговоре замечались. Татуировок у него не помню. Не видел.

А какой был Семен Золотарев в общении? 

Простой, достаточно открытый. Нормальный. Без этого долгого обдумывания: говорить или не говорить. Не сказать, что слишком общительный. Достаточно образованный.

О войне он что-нибудь рассказывал? 

Нет. О войне у нас не было разговоров.

Кто был директором Коуровской турбазы в то время? Правда ли, что это была женщина? 

Женщина? Вот этого не помню. Как-то нехарактерно для того сурового времени, чтобы турбазой руководила женщина. Директорами в то время были мужчины. Женщину- директора я не помню.

Расскажите, пожалуйста, как прошли похороны Семена Золотарева? Было много людей? 

Первые похороны дятловцев - была большая демонстрация. Я, когда получил просьбу заняться похоронами, очень волновался. Настроение было тяжелое не только у меня, но у всех. Мы устали от похорон. Морально было тяжело. Я плохо помню, кто был. Но людей было мало, человек 12, а кто - никого не помню. Не помню, чтобы фотографировали на похоронах Золотарева.

Репьёв Вас попросил заниматься похоронами Семена Золотарева. А в чем это выражалось? 

Смотреть, чтобы все было в порядке на похоронах. Готова ли могила. Какие люди были, правильные или неправильные. Чтобы говорили речи. Чтобы все прошло спокойно.

Откуда Вы забирали гроб, как распорядитель похорон? 

Гроб нам привезли на кладбище.

Какой был гроб, открытый или закрытый? Цинковый, деревянный, железный? 

Гроб был закрытый. А какой - не помню.

Он был обит материей? Красной или черной, как у нас принято было хоронить. Была ли фотография на крышке гроба? 

Не помню. Гроб был темный, не выделялся. Фотографии на гробе не было. Просто крышка.

Присутствовали ли военные на похоронах? 

Нет. Военных никого не было.

Были ли родственники? 

Из родственников была только мама Семена. Когда мне позвонил Репьёв, он сказал, чтобы я присмотрел за ней. Она была в неважном физическом состоянии, старенькая. Очень горевала.

Вы занимались мамой Семена Алексеевича? Где она остановилась, куда Вы ее увезли после похорон? 

Я ее не встречал, увидел уже на кладбище. Встречали ее работники спорткомитета. Они ею и занимались, и увезли ее с похорон.

Как Вы думаете, это на самом деле была мама Семена Золотарева? Дело в том, что родственники Семена по линии старшей сестры говорят, что никого из них на похоронах не было. А когда вызывали в Свердловск маму и сестру, но им сказали, что тело Семена не найдено. 

Я не знаю, мне кажется, что это была мама Семена.

Золотарева хоронили последним из всех, после 12 мая, говорили, что ждут приезда мамы, долго ждали ее приезда. Наверно, ее раньше вызывали, в марте или апреле, когда все тела еще были не найдены... Вы хотите сказать, что на похоронах была постановка? Хотя, в принципе, возможно. Знаете, поисковики говорили, что там на склоне многие вещи были постановочными.

Виктор Федорович, вот какое у Вас лично было чувство от этих похорон? Не возникало ли какой мысли, что гроб пустой, Вы подходили к гробу, поднимали, опускали его? Были цветы, венки? Говорились ли речи? 

Нет, к гробу я не подходил. Цветы и венки, наверно, были, не помню. Все было очень скромно, и сам гроб. И похороны. 12-15 человек- это очень скромные похороны. Сиротские . Речи говорились, но коротко и мало. Присутствовали люди, мало знавшие Золотарева, все это были работники базы. Люди были молодые, связанные с Золотаревым условно, по работе. Никаких таких мыслей у меня не возникало. Было очень тяжело морально. Мы все уже устали от многих похорон, и похороны Семена Золотарева были последней нотой этого скорбного мероприятия. Вздох облегчения, что наконец все закончилось.

Почему присутствовали работники турбазы? Разве Золотарев не уволился с базы, когда пошел в последний поход? 

Нет, он еще числился инструктором базы, не увольнялся. Пошел в поход, находясь в должности инструктора. База была в 35 км от города, поэтому работникам было неудобно заниматься похоронами, Репьев узнал как-то, что я был раньше знаком с Семеном Золотаревым, нашел меня и попросил. Я его понимаю- ему надо было поставить точку во всем этом. Похоронить последнего погибшего, закончить эту историю.

Мы много говорили с Борей Слобцовым. Слобцов - мой хороший товарищ, мы знакомы давно, и по альпинизму, и по работе в ПО "Автоматика", вместе ходили с ним... Боря почему-то поверил версии Евгения Буянова, а я не верю.

Виктор Федорович, а о лабазе и картоне Борис Семенович рассказывал Вам? Вот откуда у дятловцев мог взяться картон? 

Нет, о лабазе не говорил. А картон... Я думаю, что продукты в рюкзаках были в картонной упаковке, так иногда носили продукты в походы.

Но если маму вызывали на похороны сына, то почему в акте СМИ написаноАлександр Алексеевич Золотарев, а не Семен Золотарев? 

Вы знаете, это одна из загадок этого дела. Другая загадка - протокол от 6 февраля. Власти подчистили дело, убрали оттуда ненужные следствию протоколы и другие бумаги, а с этим протоколом прокололись. Я считаю, что дело было открыто 6 февраля, а не 27 февраля. Мы узнали о том, что группа пропала, 20 февраля.

От кого узнали? 

Не помню. Кажется, от УПИ. Помню, что там очень волновались. Группу ждали, а она не пришла.

А почему Вы не были на поисках дятловцев? 

Я в это время был вызван и занимался другой поисково-спасательной операцией, на Западном Тянь-Шане. Наша свердловская группа попала в экстремальную ситуацию на перевале в районе Афлатуна. Руководитель группы А.Будрин сказал, что нет никакой видимости и они никуда не пойдут с перевала, будут там лежать, пока не прояснится. Лежали в снегу где-то 2, 5 дня, пока не улучшилась погода ( примечание- по данным участника той группы А.Попова . - 4 дня, в окружении сходящих лавин) В районе действовали и узбекские спасатели. Но они нас подвели, не прислали самолет снять группу с перевала.

А что Вы сами думаете, в чем причина гибели группы Дятлова? 

Я много думал и думаю об этом. Я считаю, что там виноваты были посторонние люди. Охранники Севлага. ( Примечание- так Виктор Федорович называл Ивдельлаг). Караульно-поисковая служба. Они охраняли определенные территории от вторжения посторонних людей, занимались поиском беглых. Группа досмотра. Они пришли на место, увидели еще живых ребят и уничтожили их. Все были удивлены, что на территории оказались туристы, для всех это было неожиданностью.

Откуда Вы это знаете? 

Я знаю. Разговаривал с одним человеком. Он говорил, что там в этом квадрате приземлили ступень ракеты, неудачно прошел запуск. Послали группу в этот квадрат. Потом, все люди из этой группы в короткие сроки были распределены по разным местам службы, кто куда. Несколько человек поплатились своими местами. Об этом даже в то время ходили слухи.

***

Какой грустный рассказ. Вот жил человек, воевал, работал, погиб в походе при неизвестных обстоятельствах, искалеченный... на похоронах было несколько малознакомых людей.... и старенькая мама...






[]
 


Ивановское кладбище. Могила Семена Алексеевича Золотарева. 31 декабря 2013 г. на этом кладбище у могил погибших отcлужили Литию по Семену Золотареву и Георгию Кривонищенко. На памятнике помещена икона св. Георгия Победоносца. Фото Д. Пермикина.


Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу.

Я печаль, как птицу серую,

В сердце медленно несу.


Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.

С колокольни отуманенной

Кто-то снял колокола.


И стоит осиротелая
И немая вышина,

Как пустая башня белая,

Где туман и тишина...


Утро, нежностью бездонное,
Полуявь и полусон -

Забытье неутоленное -

Дум туманный перезвон...

(О.Мандельштам)

http://samlib.ru/editors/p/piskarewa_m_l/vbogomolov.shtml


3 января 2014 г.

Майя Пискарева.


Рецензии
Интересная доп.Информация... Интересные вопросы Исследовательницы, так и ответы В.Ф. Богомолова, и приведенные даты...

К 12 мая 1959 г.радиологическая экспертиза была, похоже, завершена. И гроб ,с радиоактивными экспонатами, с приличной радиоактивностью ,похоже, захоронили , вместе с (псевдо)-Золотаревым...

Похоже, Останки Семена Золотарева так и не найдены до сих пор....("Дело в том, что родственники Семена по линии старшей сестры говорят, что никого из них на похоронах не было. А когда вызывали в Свердловск маму и сестру, но им сказали, что тело Семена не найдено" )

У всей Группы Дятлова должна быть повышенная Радиоактивность, кроме экс-ЗЭКа с наколками ("Век свободы не видать") , ( вместо "печаток")

И картон - с "МАЯКА" =("Я думаю, что продукты в рюкзаках были в картонной упаковке, так иногда носили продукты в походы") - от УРАЛЬЦА....

Дороговатые продукты, как и (мандарин) среди зимы, ко дню рождения А. Колеватого...

Геннадий Кислов-Абатский   16.05.2018 18:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.