3. В гостях
Начало см. "Бабуля"
Через несколько дней после последней встречи на детской площадке я решилась позвонить Ольге Николаевне и напросилась к ней в гости. Она, как мне показалось, даже обрадовалась моему визиту, хотя я была готова получить отказ: не каждый в таком положении испытывает желание принимать гостей - все-таки дело это хлопотное.
У меня было еще минут 10 времени до назначенного срока, поэтому я, не торопясь, шла по бульвару в направлении дома и пыталась продумать схему разговора, чтобы не наскучить хозяйке и не обидеть ее излишней назойливостью или нетактичными вопросами. Но, когда я зашла в квартиру, и увидела хозяйку в элегантном домашнем костюме, с аккуратной прической и в уютных тапочках, да еще с радушной улыбкой – то сразу выбросила из головы все заготовки, потому что жалость, в данном случае, оказалась совершенно неуместна. Ольга Николаевна сидела в кресле около окна с ноутбуком на коленях и, видимо, работала над текстом.
Она радостно улыбнулась в ответ на мое приветствие и сказала:
- Как хорошо, что Вы нашли время навестить меня! Я всегда рада гостям, но они бывают у меня не часто, и Ваш приход - просто праздник для меня!
Увидев на моем лице некоторое смущение, она поспешила заверить , что не будет докучать мне длинными разговорами и чтением своей писанины, хотя именно она меня и интересовала больше всего.
Перед визитом я поискала в Интернете ее рассказы, но компьютер упорно подсовывал мне всякую рекламу и прочую чушь – все, .кроме нужных рассказов. Поэтому я скоро бросила эту бесполезную затею и пришла прямиком к автору.
Ольга Николаевна пригласила меня к накрытому чайному столу. Налила чай. Предложила домашнее печенье, аромат которого витал по всей квартире, и стала расспрашивать обо всех наших новостях. Я с удовольствием рассказывала, спрашивала ее о Егорке, отношениях в ее новой семье, и все никак не могла перейти к главному: как она жила раньше, кто были ее родители, муж. Может, ей будет больно вспоминать то время, когда она была молодая и здоровая, имела семью и планы на будущее. А потом все раз – и … одиночество и инвалидное кресло.
Наконец, я решилась:
- Ольга Николаевна! Вы москвичка? Кто были Ваши родители? Расскажите немного о себе! Вам уже вполне можно писать мемуары: сколько событий за жизнь произошло, сколько разных интересных людей встретили – есть, что вспомнить! И о Сереже с Егоркой - тоже. Кстати, а кто Вы по профессии? Случайно не педагог? Вы так терпеливо общаетесь с Егоркой!
- Вы меня просто засыпали вопросами! Вам действительно это интересно?
- Конечно, интересно! Жизнь любого человека состоит из множества событий, каждое из которых кому-то интересно, потому что он там сам задействован. А про себя читать всегда интересно, особенно, когда эпизод касается давно минувших дней! – обрадовалась я.
- Ну, смотрите! Не я начала этот разговор. Если будет скучно – скажите. Я ведь и начала писать потому, что интересных людей и событий было много, от безделья стала вспоминать молодость, и захотелось написать об этом времени - .для Егорки, для Сергея. Может быть, им это будет интересно. А ведь неплохо мы жили, согласитесь! – задорно воскликнула Ольга Николаевна.
Она лихо развернулась на своем кресле, подъехала к письменному столу и взяла стопку листов, лежащих на принтере:
- Вот, горяченькие! Только вчера закончила один рассказ. Если хотите – прочитаю! – и она пролистала материал, словно хотела удостовериться, что все страницы на месте. Затем надела очки, поправила стопку листков, развернула кресло так, чтобы свет падал на текст, и начала читать.
КАК Я ПОСТУПАЛА В ИНСТИТУТ
В этот дом мы переехали давно, целых 45 лет назад! Для человека – это больше половины жизни, да и для здания тоже немало. Я прожила там всего шесть, до замужества, но он навсегда остался в моей душе как родной, родительский дом,
В тот год я окончила школу и готовилась к вступительным экзаменам в институт. Я лежала на лоджии на большом диване с учебником в руках и пыталась хоть что-то вложить себе в голову за оставшийся до экзамена день. Лето было жаркое, и хоть лоджия была на северной стороне, в тени, я просто изнывала от июльской жары, и в голову не лезли никакие события и даты из толстенного учебника по истории средних веков.
- И как можно за несколько дней не только прочитать, но запомнить всех эти своих и чужих царей и цариц, годы их царствования, все их преобразования и преступления, их интриги и войны, победы и поражения!
Это надо всю жизнь изучать все перипетии жизни одного царя, тогда, может, что-то о нем и запомнишь. Как жарко! Нет! Это невыносимо – тратить лето на этих царей!- вела я внутренний монолог.
А за окном - июль. Жара. Асфальт плавится под ногами. Хочется на пляж, в воду, полежать в лесочке на травке, съесть мороженое, наконец!
- Ну, почему на экономический факультет Плехановского института надо сдавать историю? – снова внутренне заныла я. – Экономическую географию СССР – это еще понятно! Но историю древнего мира и средних веков, - кому только в голову взбрело! Их бы самих посадить сейчас про этих царей зубрить, и про их походы дурацкие – дома им не сиделось! Острых ощущений захотелось! – продолжала я бубнить. - А про этих неандертальцев – питекантропов доисторических! Можно подумать, что они очень сильно повлияли на развитие экономики СССР второй половины двадцатого века!
Просто бред какой-то!
Хорошо, хоть физику не сдавать! Магнетизм и оптика, трение и электромагнитное излучение, трансформаторная катушка , всякие сопротивления, силы тока и прочие напряжения – я бы просто не смогла дотащить все эти знания до преподавателей института, поскольку в голове у меня они надолго не задерживались: дай Бог- до следующего урока не расплескать!
Поэтому институт я выбирала очень оригинальным способом:
Открыла справочник «Для поступающих в ВУЗы» и честно пролистала его от корки до корки.
Сначала я выписала на листочек все институты, где я, в принципе, хотела бы и могла учиться – по названиям, конечно!
Потом пробежалась по этому списку и вычеркнула те, где ни один факультет мне не понравился (тоже по названию, конечно!).
Следующим заходом я отсекла железной рукой все факультеты, где надо сдавать физику на вступительных экзаменах – ее я не любила больше, чем историю. Ну, не повезло мне с учителями физики и истории . И несмотря на пятерки в аттестате по этим предметам, я больше никогда в жизни не хотела ими заниматься!
Зато математику я обожала! Причем, - все ее разделы: и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию, и что там еще было! Я с упоением играла формулами, наслаждалась преобразованиями чисел и выражений, помнила наизусть кучу формул по тригонометрии. И когда после всех манипуляций в заданном выражении все благополучно сокращалось, и в ответе получалась единица – я была счастлива! И все это благодаря прекрасному математику Татьяне Ивановне Троицко, Которая преподавала у нас математику в старших классах.
Невысокая, спокойная, говорила тихо – нам приходилось прислушиваться, поэтому в классе всегда была рабочая тишина. Она никогда не изводила класс мучительным ожиданием, когда один отстающий страдает у доски, а остальные 42 ученика изнывают от безделья и ждут, чем закончатся его муки. Она пускала по рядам свою общую тетрадь с примерами и задачами и, не отходя от стола, говорила, кому какой номер решать, а потом проходила по рядам, , проверяла ответы, давала новые задания, а в конце урока всем ставила оценки. И класс был занят, и оценок у всех было много – поэтому никто не дрожал, что его вызовут, и успевали мы на уроке много, и с отстающими учениками преподаватель мог заниматься хоть целый урок, пока не вдолбит ему материал. Поэтому математику у нас любили все.
На следующем этапе своей «научной работы» я выбрала те факультеты, где первым и основным предметом на вступительных экзаменах была математика: поскольку у меня была медаль, то были шансы отделаться одним экзаменом на «отлично» - и я студентка! И гори они огнем, все эти истории и географии!
Затем к математике приложились другие предметы, к которым я относилась лояльно: география, английский, сочинение, Но история была почти везде, и мне пришлось с этим смириться.
На последнем этапе я определила престижность института и его расстояние от моего дома – ездить пять лет за тридевять земель мне не очень хотелось!
И вот, после всей этой титанической работы на листочке остались: Иняз - куда без лохматой руки не попадешь – убираем!
Финансово-экономический и Статистический – тогда мне показалось это слишком нудным в будущем,
и Плехановский – с тремя факультетами: экономика промышленности, бухгалтерский ( он тогда был совершенно не престижный. Туда можно было попасть, если не добрал баллы на другом факультете. Хотя именно эта профессия помогла мне выжить в лихие 90-е! И третий – общеэкономический. По названию было трудно определить, чему там учат – поэтому я его вычеркнула.
И вот так, методом исключения, путем большой аналитической работы, я остановила свой выбор на факультете экономики промышленности Плехановского института.
Его дополнительным достоинствам явилось то, что срок обучения составлял всего 4 года, и выпускали там просто экономистов, а не инженеров-экономистов. Поэтому в учебном плане не было технических предметов, а главное – черчения, об ужасах которого я уже была наслышана от старшекурсников технических ВУЗов. Гоняли их с этими чертежами по несколько раз, они ночами чертили эти огромные листы, да еще на защиту диплома надо было кучу чертежей делать. К черчению у меня было отношение прохладное, поэтому перспектива проводить ночи за чертежной доской меня не вдохновляла.
Учеба всегда давалась мне без особого напряжения. Я училась ровно по всем предметам, даже по тем, которые не очень нравились.
Наверное, это плохо, когда к окончанию школы тебе совершенно все равно, куда пойти учиться, и ВУЗ приходится выбирать таким оригинальным способом, но я действительно не имела никаких особых предпочтений.
Да, я всегда хорошо писала сочинения по литературе, не имела проблем с русским языком – ошибки я чувствовала каким-то внутренним , десятым чувством, запоем читала художественную литературу, но это совсем не означало, что я хотела бы стать профессиональным литератором, журналистом или преподавателем литературы.
Да, мне нравилась математика, но я прекрасно понимала, что делать ее смыслом своей жизни я тоже не хочу. А чего хочу – не знала вовсе. Раз надо иметь высшее образование – значит, придется куда-то идти учиться! А там, через пять лет, видно будет. Тем более, что экономисты в ту пору были очень востребованы, и конкурс на выбранном мной факультете составлял 8 человек на место! Это ведь как-то характеризует тенденцию спроса на специалистов.
Расположен институт в центре, между Павелецкой и Добрынинской , ехать от дома мне всего 35-40 минут. Красота! Берем, заверните!
И вот теперь я грызла эту историю средних веков и чувствовала, что она упирается всеми четырьмя лапами и никак не хочет влезать мне в голову. Два дня назад мы сдали письменную математику. Вроде я все решила. Но в одном примере по тригонометрии у меня получился отрицательный ответ. Мне почему-то казалось, что на экзаменах не должно быть таких ответов. Я перепроверила несколько раз: нет, все равно минус вылезает! Сдала работу, а на душе кошки скребут: вдруг ошибка. И поэтому не лезет в меня сейчас никакая история! Все мысли только о математике: ошиблась или нет? Я уже четко понимала, что готовилась серьезно я только к математике. Если не «пять» - остальное можно не сдавать, больше трояка не получу.
И вот с такими грустными мыслями, накануне экзамена по истории . я отправилась в институт за экзаменационным листом. в котором уже должна была стоять оценка по математике.
Захожу в деканат, называю фамилию, получаю экзаменационный лист, выхожу в коридор, подхожу к окну и… не могу открыть его – так боюсь увидеть оценку
Потом немного успокоилась, положила лист на подоконник и стала потихоньку открывать первый лист и заглядывать сбоку – хоть хвостик оценки увидеть! Зрелище, видимо, было душераздирающее!
Наконец я решилась взглянуть на оценку: там стояло «отлично»!
Издав какой-то нечленораздельный звук телячьего восторга, я поскакала обратно в деканат, чтобы напомнить им про медаль и на этом основании – полное отсутствие необходимости моего дальнейшего участия в процессе экзаменационного отбора.
Меня поздравили с поступлением и отпустили отдыхать до конца экзаменов. Прыгая от радости, я полетела звонить папе на работу, чтобы сообщить ему последние новости, поскольку маму с братом я еще за неделю до экзаменов отправила на дачу к маминой подруге, чтобы своими вздохами не действовала мне на нервы.
Счастливый и гордый, папа пошел на почту и дал маме телеграмму (мобильников тогда еще не было):
- Наше дело правое, мы победили!
И надо же было такому случиться - телеграфистка случайно ошиблась на одну палочку, по доброте душевной приписала лишнюю к самой последней букве: вместо «и» поставила «м», в результате телеграмма приобрела совершенно другой смысл и чуть не довела маму до инфаркта. Неужели нельзя было без выкрутасов просто написать:
- Сдала на «пять», уже студентка, поздравляю! – и все понятно, и никакого будущего времени.
- Значит, не «пять» а что? Почему не написал оценку? Наверное, трояк! Теперь сдавать все экзамены, а она ничего толком не учила! Теперь не доберет баллы – и все! – причитала мама где-то глубоко внутри и пила валокордин.
Потом она пошла на переговорный пункт, выяснила истину, успокоилась, и даже отпустила меня с подругой к ней на несколько дней «с ночевкой», чего раньше мне никогда не позволялось.
Так завершилось мое первое серьезное испытание на прочность.
О.Н.
Ольга Николаевна закончила читать, и сидела, молча дожидаясь моей реакции на произведение. Я тоже молчала, вспоминая свое поступление, и улетела мыслями куда-то очень далеко.
- Ну, как? Что скажете? Чаю еще хотите? – задала она сразу несколько вопросов.
Очнувшись от воспоминаний, мы с удовольствием обсудили написанное, договорились о новой встрече, а от чая я отказалась – пора было уходить, а к Ольге Николаевне пришел массажист.
Но от одного вопроса я все-таки не удержалась:
- Скажите, а кто готовил этот стол, напек такого вкусного печенья? Неужели – все сами7
- Ну, что Вы! Сама я так еще не смогу! – засмеялась Ольга Николаевна.
Это моя соседка, Галина Александровна, - необыкновенная женщина1 Она так мне помогает – не знаю, как она все успевает? Вот и печенье успела испечь!
А вообще – везет мне на хороших людей! – добавила она. – Вот придете в следующий раз – напишу про нее. Пусть все знают, кто рядом живет! - и протянула мне печатный экземпляр своего, только что озвученного, рассказа:
- Возьмите на память! Вы - мой первый живой читатель! Надеюсь, что не последний!
- Ну, уж тогда и автограф оставьте! Все-таки я первая! - улыбнулась я.
- С удовольствием! - и она размашисто расписалась на первой странице. - Но это - только для Вас! Для всех остальных я остаюсь по-прежнему О.Н. -
И мы расстались с Ольгой Николаевной на неделю, вполне довольные друг другом: я нашла в ней интересного человека и собеседника, а она во мне – благодарного слушателя и читателя.
продолжение следует...
04 января 2014 года
Свидетельство о публикации №214010400722
Валентина Товпегина 15.02.2014 10:33 Заявить о нарушении
Лана Невская 15.02.2014 10:46 Заявить о нарушении