Индейцы Мексики

Центральная Мексика от Мексиканского залива до Тихого океана входит в тропический пояс. Условия жизни здесь очень благоприятны, земля, богатая вулканами, исключительно плодородна, воды много. Люди заселили эти места за 11 – 10 тыс.лет до н.э., ещё во время последнего оледенения. В центре страны находится Центральное нагорье или Мексиканская долина или, по-ацтекски, озёрная равнина Анагуак, со средней высотой более 2000 м. над уровнем моря. В середине равнины находится большое солёное озеро Тескоко, севернее – озёра Шалтокан и Сумпанго, южнее – озёра Чалько и Шочимилько. Вся долина окружена вулканами: Орисаба, Попокатепетль и др.
В долине Теуакан в VII тыс.л. до н.э. поселились первые в Америке земледельцы. Около V тыс.л. до н.э. здесь начали выращивать маис (кукурузу), приручили собак, одомашнили птицу. Ок. 3500 г. до н.э. возникли постоянные поселения, жители которых выращивали маис, фасоль, тыкву. Они стали изготавливать керамику не позднее 3000-2500 г. до н.э. Всё население Центральной Мексики перешло к осёдлому образу жизни и постоянным поселениям к 2000 г. до н.э., что сравнимо с Древним Египтом.

Примерно ок. 3500 г. до н.э. закончилась примитивная эпоха жизни людей и началась доклассическая эпоха. По представлениям ацтеков со времени сотворения мира прошло 4 эпохи:
1) Атонатиу (Солнце воды) – эта эпоха окончилась всеобщим потопом;
2) Тлальчитонатиу (Солнце земли) – в эту эпоху Землю населяли великаны, а окончилась она сильнейшим землетрясением;
3) Экатонатиу (Солнце ветров) – окончилась разрушительными ураганами;
4) Тлатонатиу (Солнце огня) – окончилась всеобщей катастрофой. (Историческая параллель: более 2000 лет назад произошло извержение вулкана Шитли в результате чего погибло несколько городов, однако их жители спаслись и основали город Куикуилько).

В 5-ю эру и появились собственно индейцы. Окончательно образ жизни в Центр. Мексике сформировался в середине 2-го тысячелетия до н.э.
Периодизация:
1) Раннеархаический период – 2000-1000 г. до н.э.
2) Среднеархаический период – X-V века до н.э.
3) Позднеархаический период – V - I века до н.э.
4) Классический период     -  I – IX века н.э.
5) Послеклассический период - X – XVI века.
В раннеархаический период возникли неолитические культуры на территории мексиканских штатов Тамаулипас, Пуэбла и других. Строились первые городища. В этот же период возникли т.н. «средние культуры»: Сакатенко 1300-500 г. до н.э., Тикоман 500-150 г. до н.э., Копилько.

Первую высокую культуру Америки создал народ ольмеки.
Были «археологические» ольмеки в XIV-III веках до н.э. на территории штатов Веракрус, Табаско, Герреро на побережье Мексиканского залива. Расцвет этой культуры пришёлся на XII-V в. до н.э.. когда они создали раннеклассовое общество, с VIII в. до н.э. и государство «Ольмекан». У этого народа был культ ягуара и называли они себя «люди-ягуары». Правил ольмеками верховный жрец. Люди носили длинные хлопчатобумажные рубахи, на ногах сандалии с подошвами из каучука. Они выращивали маис, какао, каучуконосы. В горах добывали медь, золото, серебро, бирюзу, нефрит. Войско состояло из мужчин-ополченцев вооружённых луками и медными секирами.
У ольмеков было 4 основных центра: Трес-Сапотес, Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Серро-де-лас-Месас.

Трес-Сапотес – город в южной части совр. штата Веракрус в долине р. Папалоапан. Невдалеке находится потухший вулкан, где брались камни для строений. Период расцвета 1 тыс.л до н.э. – 1 тыс.л. н.э.
Ла-Вента – город на р. Тонала в шт. Табаско. Расцвет: 1000 – 400 г. до н.э. Там есть несколько пирамид высотой до 35 м., 5 голов из базальта весом по 13-10 тонн. Камни доставляли волоком и на плотах по реке за 125 км. с гор. Город имел чёткую планировку, площадь 200 га, население ок. 18 тыс.чел. Около 900 г. до н.э. здесь была построена Большая Арена для празднеств (Мексиканский Колизей).
Во втором периоде истории у ольмеков оформилась религия с обожествлением ягуара и пернатого змея.

Ольмеки оказали большое влияние на развитее соседних народов, образование государств у майя и сапотеков. Они строили свои колонии на побережье и на Мексиканском нагорье. Возможно, они являются предками майя. А ок. 700 – 600 г. до н.э. на территории шт. Оахака на земле сапотеков ими был построен город Монте-Альбан I.
В третьем периоде истории развивалось интенсивное земледелие и ирригация, процветали ремёсла, был составлен календарь. Ольмеки первыми в Америке изобрели иероглифическую письменность в 1 веке до н.э. Но с III в. до н.э. их цивилизация стала приходить в упадок. Окончательно же она погибла в результате прихода в эти места других народов.
Окончательно древние ольмеки исчезли в конце VI века. От них остались каменные стелы, алтари, гигантские головы.
Известны, также, «исторические» ольмеки – группа племён, в XI - XIV веках жившая в этом же районе.

В период ок. 500 – 300 г. до н.э.  территории шт. Оахака племена сапотеков переживали разложение родового строя и начало классового расслоения. Их столицей стал г. Монте-Альбан II, в 10 км. западнее современного города Оахака.
Ок. 300 г.до н.э. – 250 г. ими было создано раннеклассовое государство на территории штатов Оахака, Герреро, Чьяпас, Веракрус. Город Монте-Альбан стал одним из крупнейших в Америке. Сапотеки соседствовали с ольмеками, майя, с государством Теотихуакан.
250 – 750 гг. – классический период у сапотеков: письменность, сходная с ольмекской и майянской; календарь, где год состоял из260 дней, было 4 сезона по 65 дней, в сезоне было 5 месяцев по 13 дней. От этого периода остались богатые гробницы.
500 – 900 гг. – «золотой век» сапотеков: расцвет науки, искусств, ремёсел. Шли войны с соседними народами ради захвата рабов. Народом правили цари-деспоты и жрецы. Верховный жрец имел титул «Виха-Тао» (Видящий). Главный бог – Косихо, бог дождя и молнии, носил титул «Питао» (Великий). Использовалось иероглифическое письмо.
В IX веке по Мексике с севера на юг прошло нашествие варваров – это переселялись племена тольтеков. Их переселение сопровождалось войнами, восстаниями рабов, гибелью старых государств и возникновением новых. Так закончился 4-й, классический период.

Но государство сапотеков пережило трудное время и в постклассичекий период продолжало существовать, хотя и сильно ослабло. В IX – XIII веках в Оахаку переселились миштеки. Сапотеки начали покидать свою родину. В X веке они основали г. Йоопаа (по-ацтекски Митла, «жилище смерти») – религиозно культурный центр для всей Мексики. По представлениям индейцев, здесь находится «вход в преисподнюю» и паломники приходили сюда умирать. Ок. 1100 г. сапотеки покинули Монте-Альбан, и их столицей до XIV века стал г. Митла. Однако, в XV в. миштеки заняли и этот город. Но уже в нач. XVI века, когда ацтеки покорили миштеков, сапотеки вернулись в Оахаку, и тоже стали воевать с ацтеками. К началу испанского завоевания у сапотеков снова было своё государство, со столицей в г. Монте-Альбан, высокая культура. А в г. Митла располагалась резиденция верховного вождя Виха-Тао.
В 1519 г. вся Оахака и сапотеки были порабощены испанцами.

Племена, жившие в Центральной Мексике, в позднеархаический период переживали разложение родового строя и формирование классового общества.
Ок. 300 г. до н.э. был основан город Тлатилько. Примерно в 200 г. до н.э. построены древнейшие пирамиды в Куикуилько. В долине Анауак в 1 в до н.э. был основан город Теотиуакан. В начале нашей эры вокруг этого культового центра образовалась новая культура.

Теотиуакан находился в 42 км. северо-восточнее г. Мехико на реке Сан-Хуан, на землях племени науа. Эта культура испытывала сильное влияние ольмеков. В этих благодатных местах мамонты водились ещё за 10 тыс.лет до н.э. и от них осталось много костей. Поэтому индейцы верили. Что этот город построили великаны ещё во 2-ю эпоху, а также, что здесь родились Солнце и Луна.
Расцвет Теотиуакана пришёлся на III - VII века, когда в этом крупнейшем городе Америки проживало 50 – 80 тыс.человек и он занимал площадь 22 -28 кв.км. Его влияние распространялось от Северной Мексики до гор Гватемалы. Центр города, площадью 750 га., украшали великолепные постройки. Посередине шёл бульвар длиной 2 км. проложенный к самым большим пирамидам: Солнца, высотой 63 м. (самая высокая в Америке) и Луны, немного пониже. Кроме них в городе было ещё 16 пирамид. Население Теотиуакана составляли «классические» тольтеки, а также другие народы с единой религией. Они выращивали маис, фасоль, хлопок. Были умелыми гончарами, ткачами, художниками, ремесленниками.. правил городом Главный жрец. Главным богом был бог дождя и молнии. Эта цивилизация погибла в нач. VII века в результате нашествия враждебных племён и от эпидемий.

В середине 1 тыс.л. на берега Мексиканского залива пришло племя тотонаки из состава индейской группы племён михе соке. Начиная с VII века, они жили севернее границы расселения ольмеков на территории Веракрус – Пуэбла. Тотонаки заняли ольмекский город Тахин (Эль-Тахин), основанный в IV веке (штат Веракрус). Город стал крупным религиозным центром в период с VII по XIII век. Здесь была большая 7-этажная пирамида с 364 ступенями. Город Тахин погиб после 1200 г. во время нашествия тольтеков от грандиозного пожара.
Другими центрами тотонаков был город Семпоала - XIII - XVI века, и город Халапа.

У этого народа не было единого государства. А были города – религиозные и торговые центры. В г. Семпоала был храмовый комплекс площадью 5000 м2. Деревнями правили родовые вожди. Было много жрецов. Их боги: бог дождя – верховный, богиня небес, бог солнца, бог кукурузы и другие. Богам приносили человеческие жертвы, в т.ч. детей. В XV веке тотонаков завоевали ацтеки. В 1519 г. испанские конкистадоры захватили город Семпоала и всю эту землю и отправились покорять империю ацтеков.

Племя миштеки (мицтеки) жили в Мексике с X века до н.э. С VII века они были соседями  сапотеков и жили на территории штатов Оахака, Герреро, Пуэбла. Вели войны с сапотеками на землях Оахака.
692 г. – «начало» истории миштеков, письменные свидетельства об образовании государственности. Но единого государства здесь всё же не было, а были отдельные княжества. У миштеков была пиктографическая письменность. У них была общая религия с центром культа в г. Ачиутла, где в главном храме Верховный жрец стерёг гигантский смарагд (изумруд)  «Сердце народа».
838 – 1289 гг. – 1-я миштекская династия в г. Тилатонго (штат Оахака).
1011 – 1063 гг. – правление самого прославленного вождя Восемь Олень.
В конце XII века миштеков победили тольтеки и установили свою власть над их княжествами.
XIII - XIV века – новый расцвет государств миштеков.
XIV - XV века – миштеки одолели сапотеков и овладели всей территорией штата Оахака. Но затем, в кон. XV века, их, в свою очередь, победили и к 1494 г. покорили ацтеки.
1519 г. – земли миштеков завоевали испанские конкистадоры. Миштеки продолжали вести свои летописи до 1642 года.

Племенной союз хуастеков, из группы майя-киче, сложился в Мексике в период 650 – 900 гг.
Между 1050 и 1100 гг. они расселились за рекой Тушпан, севернее тотонаков, и захватили город Эль-Тахин. Несколько позднее они сконцентрировались в долинах рек Тампико и Пануко до самого побережья Залива, на территории нынешних штатов Веракрус и Тамаулипас. Культура хуастеков была на очень низком уровне. Это были настоящие варвары, жестокие и отважные. В конце-концов тотонаки их покорили.
В XIII веке оба эти народа поселились в Чапультепеке на берегу Мексиканского залива.
В XIV веке наступил расцвет их культуры и государственности.
В середине XV века их завоевали ацтеки. Но в 1481 г. хуастеки восстали и разбили армию ацтекскского царя Тисока. Это выступление было жестоко подавлено ацтеками в 1491 г.
1519 – 1521 г. – племена упорно сопротивлялись испанским конкистадорам, не покорились и ушли в горы и тропические леса. В настоящее время хуастеки живут в горах Сьерра-Мадре-Ориенталь.

Одним из самых знаменитых народов Мексики были тольтеки. Название этого народа переводится с ацтекского как «строители», по названию их главного города Толлан (Тула). Ацтеки считали себя их потомками и наследниками.
Тольтеки покинули свою родину «Тлапаллан» и, после долгих странствий, пришли в VIII веке на Мексиканское нагорье. Первый «цин» (царь) тольтеков Чальчиутланецин начал своё правление с 720 г. Их верховный бог – бог дождя и бури Чак-Мооль.

Тольтеки  - народ из индейской группы науатль (науа), сначала были варварами, уничтожали древнейшие народы и государства, но довольно быстро «окультурились». В том числе они разгромили раннюю цивилизацию Теотиуакана и тут же наследовали ей. Теотиуакан стал крупнейшим городом тольтеков в VIII - IX веках. Из других завоёванных и восстановленных городов можно упомянуть Шочикалько ( штат Морелос, 40 км. от г. Куэрнавака) и Чолула (штат Пуэбла). В Чолула первое поселение было создано ещё в сер. 1 тыс.л. до н.э. Затем здесь был крупный Теотиуканский город I – VIII в., и тольтекский в VIII - XVI веках. Здесь же было построено самое высокое сооружение доколумбовой Америки – 65-метровая ступенчатая пирамида с храмом Кецалькоатля.
856 г. – основан город Толлан (Тула), на территории штата Идальго.
В 925 г. правителем тольтеков стал Се Акать Топильцин, верховный жрец бога Кецалькоатля. Он провёл ряд прогрессивных реформ, в т.ч. реформу календаря. Во время его правления был расцвет ремёсел, наук, искусств. Однако, затем начались религиозные распри, перешедшие в гражданскую войну. В 947 г. Топильцин с несколькими тысячами сподвижников бежал в Ольмекан, к морю, а затем на плотах отплыл на восток в «страну предков Тлапаллан». Потомки объявили его богом Кецалькоатлем (пернатый змей) и несколько веков ждали его возвращения.

Большие группы тольтеков ушли на юг и покорили миштеков. Другие изгнанники ушли на восток и покорили майя на полуострове Юкатан и в долинах Северной Гватемалы. В X - XII веках там тольтеко-майянские города-государства: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ишимче.
В конце X века в г. Толлан после кровавой межусобицы победили сторонники бога Тескатлипока и не-толланские народы: ноновальки. Здесь воцарилась новая династия правителей – «змеиная». Первый правитель – Матлалошочитль, второй – Митлакоацин, третий – Тлилкоацин, четвёртый – Секоатль (Уэмак), родившийся в 1098 г.
Последний, став царём, женился на чужеземке, чем навлёк «гнев богов» и на страну обрушились стихийные бедствия, неурожай. Секоатль покончил самоубийством. Но это не спасло его народ. Уже после его смерти началась губительная эпидемия и небывалый голод, в результате чего 6 лет спустя Толлан практически обезлюдел. В довершение всех бед, на страну напали варвары – племена чичимеков и в 1168 г. разрушили Толлан. Среди многих, был разрушен и храм Утренней Звезды, построенный в виде 6-этажной пирамиды, украшенной восемью 5-метровыми статуями жрецов или воинов.
После падения государства западных тольтеков, в конце XII века, выдвинулся другой город-государство, Кулуакан, стоящий у восточного берега озера Тескоко. Кулуаканская династия тольтекских правителей правила страной до XIV века, до возвышения ацтеков.

Можно отметить, также, пипили – одно из тольтекских племён, ушедшее в кон. XII века на территорию Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Никарагуа, и жившее там до испанского завоевания.

Новую волну варваров составила группа племён под названием чичимеки, что означает «собачий народ», с VIII века кочевавший на севере Мексики. В середине XII века они двинулись на юг, в Месету, под руководством вождя Шолотль. В 1168 г. чичимеки захватили и разрушили ослабленный город Толлан, а вскоре окончательно разгромили тольтеков и поселились на их земле. Шолотль основал своё компактное государство на западном берегу озера Тескоко со столицей г. Тенайука, в 14 км. от современного Мехико.
Собственную цивилизацию чичимеки построили на основе цивилизации тольтеков. Её расцвет пришёлся на время правления 4-го верховного вождя по имени Кинацин (Крикун) – 1298-1357 гг. Он перенёс столицу в город Тескоко, пригласил к своему двору миштекских учёных, отказался от родного наречия и перенял язык кулуанских тольтеков, который являлся диалектом языка «науатль» (на «науатль» говорили и ацтеки). Кроме того, Кинацин призвал своих сородичей с севера. Те переселились на юг и основали город Тлашкала (Тласкала) в сер. XIV века.
Однако уже при 5-м вожде Течотолале произошёл распад союза чичимекских племён и их ослабление. Были основаны новые города-государства, сильнейшими из которых были: г. Шалтокан, племени отоми расселившемся на землях штатов Гуанахуато и Керетаро при вожде Чиконкуа; город Ацкапоцалько, племени тепанеков.

 В Ацкапоцалько, расположенном в северной части нагорья, поселение существовало ещё в 1 тыс.л. до н.э.  Ацтеки захватили этот город в 1430 г. и тогда столицей тепанеков стал город Тлакопан (Такуба) на западном берегу оз. Тескоко. Этот город-государство заключил союз с ацтекским Теночтитланом и государством Аколуакан (столица г. Тескоко). Позднее Тлакопан вошёл в империю ацтеков.

Город Тескоко в долине Мехино на земле племени отоми, основан в X веке чичимеками. С 1298 г. был столицей государства Аколуакан. 1343 – 1429 гг. – завоёван тепанеками и включён в состав их государства. Снова Тескоко возвысился при царе Несауалькойотле в сер. XV века, когда был заключен союз с Теночтитланом и Тлакопаном. Однако период расцвета был непродолжителен, и с нач. XVI  века Тескоко опять был в состоянии упадка.
В западной части Центральной Мексики много озёр богатых рыбой. Сюда издалека, со своей прародины, пришли три племени народа тарасков, образовавших союз. Сначала они поселились у озера Пацкуаро, находящемуся на высоте 2200 м.. Они назвали эту местность Мичуакон (край рыбаков) и построили столицу – город Цинцунцан (город колибри). Затем народ разросся и расселился  на территории нынешних штатов Мичоакан, Халиско, Наярит и сев.части Герреро.

Тараски тщательно удаляли с себя все волосы, в т.ч. и с головы, металлическими пинцетами. Кроме сельхоз работ и рыбалки, они умели делать керамику, обрабатывали золото, медь, обсидиан. А ещё строили «йакаты» - храмы в виде круглых пирамид, соединённых в один массив. На этой земле много вулканов, и главным богом тарасков был Курикаури (Великий носитель огня), и он же был богом солнца. Военнопленных отдавали в жертву этому богу и сжигали. Другие боги: Уренделуа Векара (Утренняя Звезда), Шаратнга (Луны и урожая), Мимишкоа (бог юга), Уитцнауа (бог севера). Были и другие боги менее значимые, но не менее кровожадные. Так, например, богине дождевых облаков по осени приносили в жертву человеческие сердца, которые, только что вырезанные, бросали в термальные воды Синапекуара у горного озера Куицео.
Первым правителем тарасков был вождь Тариакури. Его внучатый племянник - царь Цици Пандакуре расширил государство на север и на юг. Сын этого завоевателя – царь Тангашоан Цинтича встречался с завоевателем империи ацтеков Э. Кортесом в Теночтитлане, а в 1532 г. сожжён испанцами на костре. Вскоре конкистадор К. де Олид захватил и разрушил город Цинцунцан, а золотой клад тарасков присвоил.

Упомянем ещё несколько индейских племён.
Племя уичоль проживало на севере штата Халиско на берегу Тихого океана. Вместе с племенем кора они сопротивлялись испанцам до 1720 года.
Племя тараумара населяло горные долины Сьерра-Мадре в штате Чиуауа. Они также очень долго, вместе с племенем пима, сопротивлялись испанской колонизации.


Рецензии