Терпение

Новелла

      Очевидно, придется сказать фразу банальную: хочешь жить, значит, должен терпеть. В древнем мире вот что утверждали мудрейшие:
      Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного. Терпение – украшение мужчины, скромность – украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям – оставить сдержанность.
      Силой должен ответить, получив оскорбление… И еще, если хочешь чего-то достичь, нужна воля, решительность!..
      Терпим, терпим лишения и обиду на тех, кто посмел сделать нам замечание, сами ищем себе неприятности… Когда дело касается радостей, то мы все чрезмерно безудержны, и мы слишком жадны!..
      Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим, - Демокрит из Абдеры* твердил; и он прав, и он прав.
      Удовольствие в том, когда ждешь удовольствия, и тем более зная, что получишь его!..
      И иметь всего много хотим… Вот что мудрый Петрарка** писал:
      Нехватка придает достоинства вещам: будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом – его начнут топтать, как гальку; будь фениксов, что голубей, – погибнет слава редкостной птицы; покрой бальзамовым деревом все горные склоны – бальзам станет плебейской жидкостью; у всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падет цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть; при осаде Казилина в цене было безобразное животное, крыса; а это превосходит всякий род безобразия: подлейшие люди часто расцветали из-за одного отсутствия мужей; примеров не привожу, потому что перо отказывается выводить гадкие имена, да и нужны ли примеры?
      И мы слишком завистливы!.. Нужно помнить о том, что небедные люди очень часто, увы, не имеют возможности тратить деньги свои, плохо спят, слишком много внимания уделяя тому, чтобы их увеличить еще!..
      Одну знаю семью, в которой все без исключение заняты бизнесом, являясь хозяевами нескольких немаленьких магазинов города, руководят деятельностью своих подчиненных. Давно взрослые дети; и за тридцать уже очень светлой в душе, совершенно бесхитростной дочери; и однажды с красавицей у меня состоялся вот такой разговор:
- Ты счастливая девушка, - сказал это участливо; и с моей стороны близко не было зависти. – Имей я столько денежек, побывал бы, к примеру, в Австралии и объездил весь мир!..
- Ах, как ты ошибаешься!.. – засмеялась она, но тотчас, уже с видом серьезным, добавила: – Нет возможности бросить дела, делать то, что хочу.
- Извини, не подумал о том… И зачем тебе деньги тогда?!..
- Я не знаю сама, - тут пожала плечами замужняя, но бездетная женщина.
- Пошли к черту всех-всех!..
- Не поймут, - и совсем опечалилась бедная… извините, богатая, - в том числе и родители…
- Да, и впрямь не поймут, - пришлось с ней согласиться-таки.
      И старались родители, чтоб хватало им, детям, всего, с малых лет обучали тому, чтоб умели деньжата считать, но в итоге несчастна ими явно любимая дочь… И мне жалко ее, только жалость не есть чувство очень хорошее и оно, это чувство, унижает людей… Как того, кто чрезмерно кому-то сочувствует, так того, кого как бы и можно жалеть… И она, дочь богатых родителей, не нуждается в жалости… Вот и славно, скажу!..
      Украшение мужчины – терпение, но всему есть предел… Я способен закрыть иногда на чью-либо бестактность глаза, одного лишь простить никогда не смогу, если кто-то надумает хоть как-либо унизить меня. Это есть оскорбление; и раз этот несчастный – не какая-нибудь истеричная дамочка, то ему за подобные «шалости» морду можно и нужно набить!..
      Тридцать пять мне уже; мое имя Софон. И трудился я сварщиком до недавнего времени, пока некий Василий Геннадьевич, он начальник участка, не решил, что я плохо работаю и не начал ко мне приставать, предъявлять мне претензии ни за что ни про что, совершенно без всякого повода. И терпение лопнуло, и тогда я послал на три буквы его, и пришлось мне уволиться. И все это, представьте, к добру, вскоре сам я начальником стал на другом предприятии!.. Все ж таки инженер!.. И мораль такова: не всегда нужно быть терпеливым и сдержанным!..
      Не прошло двух недель, как я принял дела, и вдруг встретил на улице… ну и ну, нехорошего парня того, то есть бывшего шефа, мучителя!.. И он был подшофе!.. Полагал, что Василий Геннадьевич тотчас сделает вид, будто даже не видит меня, но ошибся, увидел-таки и ко мне подошел…
- Вернись к нам, - предложил неожиданно. – Обещаю зарплату много более высокую!..
- Нет, спасибо, работаю… - и ответил я вежливо.
- Может, выпьем?..
- Нет-нет!.. – поспешил распроститься с негодником.
      Вот и все, и на этом рассказ мог закончить бы свой, но еще через пару недель я внезапно узнал, что Василий Геннадьевич каждый день нынче водочку жрет, а с работы несчастного выгнали. И поверьте, я тут ни при чем…
      И еще раз скажу, повторю: ни к чему быть всегда терпеливым и сдержанным… И пусть будет все так, как желает Судьба… Вряд ли кто-то изменит ее…

*Демокрит из Абдеры. Древнегреческий философ. (460 – 360 гг. до н.э.)
**Франческо Петрарка. Итальянский мыслитель и поэт. (1304 – 1374 гг.)

                2013 г.


Рецензии