Цена хлебу и зрелищам

Новелла

      Не о хлебе все мысли у нас, нет, не только о том, как вкуснее поесть и попить, зрелищ просит душа!.. Но беда, мы привыкшие к зрелищам, нас непросто уже чем-нибудь удивить, а иначе сказав, к удовольствиям всяким привыкшие, давно ими пресытившись, и не знаем уже, что придумать еще!.. И к тому, о чем только сказал, стоит вспомнить великого Цвейга* слова:
      Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена.
      И не просто, а тайно!.. И живет человек, улыбается, и вдруг бац, счет приходит ему, и немаленький… Денег нету, увы!.. И здоровьем и нервами платит тот человек, не стерпев, и уходит порой в мир иной…
      Человек… Очень-очень непросто о мудрейшем из мудрых что-нибудь говорить… Вот о нем что Эйнштейн** написал:
      Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности.
      И добавить тут нечего!..
      Цену хлеба мы знаем как будто бы… Не все, правда, но знают ее… Хлеб – понятие святое!.. И земля… Вот о ней что писал Пифагор:***
      Поле свое обрабатывай собственными руками, не оставляй его возделывать твоим невольникам: для земледелия необходимы руки свободного человека.
      А невольник есть тот, не владеет который собой, тот, который ведомый сатанинскими темными силами…
      Цена хлебу есть пот… Настоящим же хлеб будет только в том случае, если пот проливался с улыбкою и со светлыми мыслями…
      Надоел?.. Так и быть, перейду, так сказать, от теории к практике, от теории к действиям!.. Допуская в рассказе своем вероятные экскурсы, этим делая выводы, подводя резюме…
      Мне уже тридцать пять, и Ефремом зовут… Разведен, и уже не хочу быть к кому-то привязанным, от кого-то зависимым… И есть друг у меня, и мы очень похожие… Не физически, судьбами!.. И ход мыслей у нас одинаковый, но случается, спорим порой… Эдуард, как и я, любит выпить вина… И мы вместе работаем, и коллега он мой, в кабинете одном…
      Июнь месяц; и пятница…
- Душа требует зрелищ и радостей!.. – вдруг сказал Эдуард.
- Этим хочешь сказать, что намерен расслабиться и опять провести выходные свои с какой-либо красавицей?.. – я с улыбкой спросил у него.
- А ты хочешь сказать, - сделал вид, что обиделся, он, - что тебе это делать надоело уже?..
- Душа требует зрелищ, удовольствий других!..
- И каких, например?.. Гастролеры-артисты в сей момент в отпусках!..
- На рыбалку бы съездить когда…
- На рыбалку?.. – задумался друг.
- Ага… Чтоб и вправду расслабиться, чтоб и впрямь отдохнуть!..
      И на этом, казалось, разговор наш закончился…
- Одно озеро знаю, Ефрем, расчудесное, куда можно бы было махнуть, - но продолжил его Эдуард через пару минут. – И речушка там рядышком есть…
- В таком случае вперед!.. – сказал я, не задумавшись.
      В тот же день собрались, не забыв взять палатку с собой и побольше провизии, вечерком на крутом друга джипе и отправились в путь. Час езды, говорил…
      Целый час!.. И в салоне хорошая музыка, настроение прекрасное; можно думать о чем-то или вспомнить о том, что уже в жизни было приятного, можно даже мечтать…
      Зрелищ, значит, хотим… Все ж таки как-то глупо звучит… Но имею в виду не родео, не цирк, не бои гладиаторов!.. Правда, ныне немало таких, кто готов посмотреть, а быть может, и сам поучаствовать в этих самых боях!.. Возвращаемся к прошлому, хищный зверь в нас порой просыпается!.. И во мне, и во мне раз проснулся такой… И о том вспоминать совершенно не хочется…
      Были ли мы когда-то действительно дикими?.. С трудом в это мне верится… Мы такими становимся!.. И в невеж-дикарей нас, увы, превращает прогресс!.. Старики ныне ходят, воткнув в уши наушники, «иес» в восторге кричат, когда можно и нужно «ура»!.. Запад темп задает...
      Нет, я «иес» не кричал, и большого влияния запада на меня, двадцать лет аж назад, быть еще не могло… Да, пятнадцать мне было тогда, и гостил я в деревне у бабушки, в лес однажды забрел далеко… Далеко-далеко, но дорогу назад мог найти без труда, ориентация хорошая!.. Память также хорошая, и на лица особенно…
- Эй, ау, отзовитесь же кто!.. – и услышал вдруг вскрики истошные; голос явно девчачий, вне сомнения, зареванный…
      Отозваться пришлось… И спустя минут пять пред собою увидел красавицу на год, видимо, младше себя. И сияла от радости девочка… черт возьми, вполне взрослая девица!..
- Слава Богу, что ты!.. что ты рядом со мной, ах, спаситель ты мой!.. – и малышка приблизилась и прильнула ко мне с благодарностью.
      И тогда, и тогда… что-то явно случилось со мной, и я начал ее целовать… в щечки, шею и губки…
- Эй, не надо, ты что?!.. – и, опомнясь, отпрянула, снова вскрикнула цыпочка, попыталась меня оттолкнуть. – Ищи девку какую для этого!..
- Но ты хочешь домой!.. – бес вселился в меня, уже лапал ее.
- Да, хочу, но поверь, я доселе ни с кем!.. – вновь готова была разреветься несчастная.
- Еще целка?..
- Клянусь!..
- Пососи в таком случае прыткого, - совсем стыд потеряв, приспустил я штаны, - возьми в ручку свою, гладь и дергай его… Могу, кстати, погладить тебе!..
- Нет же, нет, хоть убей!.. – в самом деле расплакалась, разливалась она в три ручья…
      Тут опомнился я, спрятал тотчас обратно свою штучку в штаны, а спустя полчаса распростился с девчоночкой…
      До сих пор стыдно вспомнить о том…
      И уже по гравийной дороге с Эдуардом мы ехали, цель, похоже, близка… Настроение прекрасное!.. И село; магазин…
- Чтоб хватило на несколько дней, возьму хлеба буханку еще, - пояснив, заглушил друг-коллега мотор. – Здесь, Ефрем, его вкусным пекут!..
- В таком случае желательно прикупить и бутылку винца!.. – открыл дверцу машины и я…
      Продавщица; старуха уже… Кроме нас, в зале только со вкусом одетая женщина; городская, наверное… Между прочим, стройна… черт возьми, и красивая!.. И лицо очень-очень знакомое... Да, та самая, та, о которой я думал минут десять назад!..
      Настроение… и не только оно, выходные испорчены!.. И за хлеб и за зрелища, за все надо, придется когда-либо платить!..

*Стефан Цвейг. Известнейший австрийский писатель. (1881 – 1942 гг.)
**Альберт Эйнштейн. Выдающийся физик-теоретик. (1879 – 1955 гг.)
***Пифагор. Древнегреческий мыслитель. (576 – 496 гг. до н.э.)

                2013 г.


Рецензии