Мама выходит на работу

Безусловно, декретные отпуска – это одно из достижений цивилизации. Но в то же время декрет создает и некоторые проблемы. Например, - он когда-нибудь кончается. И приходится выходить на работу. То есть не «приходится», а наконец-то можно выйти на работу: потому что большинство современных женщин тяготится сидением в четырех стенах и рады, что снова могут жить нормальной жизнью – то есть работать.
Но для ребенка это очень тяжелый момент. Он-то привык, что мама всегда или почти всегда – в его распоряжении. А тут получается, что это не так. Мама куда-то уходит, надолго, что-то там непонятное делает. Ощущения малыша просты: мама меня бросает. Я ей уже не нужен!
Что же в этом случае нам нужно делать?

Мой постоянный соавтор Катерина Гарелина (она врач-гастроэнтеролог по профессии) недавно вышла на работу после декрета. Ее сыну Ване – почти 3 года.
Вот что она рассказывает:

Что ж, наступил долгожданный день моего выхода на работу. Платье себе с вечера нагладила, халат, конечно, белоснежный новый.
Ванюхе говорю:
- Ванюш, мама с завтрашнего дня выходит на работу. Ты же знаешь, что я – доктор: лечу людей, которые ко мне приходят, когда у них что-то болит. Я тебе рассказывала. А после работы обязательно за тобой приду и все-всё тебе про своих больных расскажу, хорошо?
- Да, мам, ты мне расскажешь про больных!
Утром тоже проблем никаких не было: Ванюшка быстро проснулся, почистил зубы ("Чтобы они у меня не болели, и доктор их не лечила"), оделись с ним и в хорошем настроении отправились в сад. Погода стояла улыбчиво-солнечная, и воспитательница встречала своих деток прямо на улице.
- Мам, ты за мной придешь? - вдруг спросил сын.
- Ну конечно, Ванюш, приду, не переживай даже. Всё, мне на работу пора. Ты молодец у меня! Давай, до вечера!
 Присела я, чтобы его обнять как обычно. Что такое? Откуда взялись поджатые губки и трясущийся подбородок? Ванька крепко обнимает меня за шею, и я вижу, что из последних сил держится, чтобы не расплакаться.
- Мам, ты иди!
 Я встаю и быстрым шагом ухожу... Ванькин плач заставил меня чуть сбавить скорость, но я не вернулась к нему. Обернулась только тогда, когда точно знала, что он не сможет меня увидеть. Он стоял, закрыв ладошками лицо, и плакал, воспитательница его утешала. Странно, первый раз за столько времени он расплакался, когда я уходила. "Ну, - думаю, - первый день выхода мамы на работу, переживает, наверное, просто..." Но та же картина повторилась и на другой, и на третий день тоже, причем, он обнимал меня за шею со словами: "Мам, ты иди!" -отпускал меня и начинал плакать, только когда я скрывалась из виду. Настоящие мужчины не показывают своих слез перед женщиной, даже если это мама. Возможно, просто не хотел, чтобы я это видела. Но, так или иначе, пускать на самотек это было нельзя. Все же было так хорошо!
Как-то мы шли с ним утром так же в сад (я работала уже неделю), и Ванька говорит мне:
- Мам, я не буду плакать!
А у самого, чувствую, уже губа трясется.
- Конечно, не будешь, Ванюш, ты же мужчина у меня! Сильный мужчина!
Смотрю, повеселел от этих слов, но когда пришли в группу, всё повторилось по тому же сценарию: обнял, отпустил... и в слезы, когда я ушла. Интересно, что он не "висел" на мне: "Мама, не уходи!" – а, наоборот, держался до тех пор, пока я не уйду. Думаю, понимал, что маме НУЖНО идти на работу! Я по-прежнему, когда забирала его из сада, интересовалась, как прошел их день, во что играли с Илюшкой, и как себя чувствует Горохов, помогал ли он девочкам собирать игрушки и т.д., что обычно спрашивают все родители у своих чад по дороге домой. И Ванька как-то раз сам спросил меня:
- Мам, а расскажи, как к тебе больной приходил!
 Рассказала. И с тех пор по дороге в сад говорю ему о том, что "ко мне сегодня должен придти больной, у него болит желудок (или печень, или желчный пузырь), я выясняю, где у него и как болит, пальпирую живот ему на кушетке и назначаю лечение, чтобы он поправился". Ваньке очень нравится про все это слушать, и до сада мы идем теперь, разбирая вопросы, вроде:  как болит живот при язвенной болезни желудка, в каком месте нужно пальпировать печень и почему нужно обязательно кушать суп на обед.
Ребенку всегда интересно то, чем занимаются его родители, даже если они работают в магазине, или на стройке, лечат гастриты и панкреатиты, или конструируют самолеты. Стоит попробовать рассказать малышу доступно о своей работе: ему это будет очень интересно, я уверена просто. В 3 года ребенок абсолютно в состоянии это понять: ему ИНТЕРЕСНО всё! Куда уходит его мама или папа после того, как привели его в сад? Понятно, что НА РАБОТУ. Так пусть он знает, ЧТО вы там на этой работе делаете. И пусть гордится вами!
 Видя, как я стираю свой белый халат в ванной, говорит:
- Мам, а ты мне купишь такой же? Я же врач!
- Белый халат, Ванюш, надо заслужить! В первую очередь, своими знаниями, потому что врачам нужно очень много знать и уметь, долго учиться. И - своим добрым отношением к людям заслужить. Это большая честь - носить белый халат!
Надеюсь, мой сын этой чести будет достоин, если решит связать свою жизнь с Медициной. Посмотрим.

Знаете, о чем он просит рассказать меня перед сном? Цитирую дословно: "Мам, расскажи мне про своего больного, который вина много пил, а потом у него печень болела и руки тряслись!" Вот и рассказываю ему, что «когда много пьют вина, то наши клеточки, из которых наша печень состоит, умирают, она увеличивается в размерах, начинает болеть, потому что вино - это яд для организма».
Больной приходит ко мне на прием и говорит:
- Доктор, меня тошнит и болит в правом боку!
 Я кладу его на кушетку и начинаю ему живот пальпировать. У него очень большая печень, она плотная, а у здоровых людей она эластичная и гладкая.
- Мам, и у него руки тряслись, и вода в животе накапливалась, живот раздувался от этого.
- Это, - говорю, - Вань, называется «асцит», когда вода в животе накапливается: это очень плохо.
 Вот так и укладываемся спать под сказку о циррозе печени!
Но, бывает, спрашивает ещё про "толстую тётю с камнями". Я ему как-то про желчнокаменную болезнь рассказывала: у одной пациентки с ожирением - он запомнил. А ещё вещаю ему о желчном пузыре как-то (тоже перед сном), сообщаю, что в нем желчь - зеленая жидкость для переваривания пищи - накапливается, а потом она по трубке, называемой протоком, при сокращении пузыря попадает в кишечник. Кулачок сжимаю - это сокращение, желчь выбрасывается из пузыря. Вроде понял.
Утром зову его умываться, смотрю, - снова "бычок" пришел: стоит у кровати, голову вниз пустил. "Ну, - думаю, - ладно: я все равно тебя перехитрю!"
Взяла тюбик с его апельсиновой пастой, и тут меня осенило:
- Вань, беги скорее, я тебе покажу, как желчь из желчного пузыря выделяется!
Прилетает, а я ему щетку в руки и говорю:
- Вот смотри, - и нажимаю на тюбик с пастой, - так желчный пузырь сокращается, видишь, стеночки сжались? А теперь - внимание! - начала выделяться желчь, - и желтый столбик пасты сверху опускается на Ванину щетку.
- А теперь, когда желчь выделилась, пузырь расслабляется, - и я разжимаю руку с тюбиком.
 "Бычок" тогда убежал далеко и надолго!

Обратите внимание на два очень важных момента.
1. Малыш ведет себя так, как будто он только начал адаптироваться к детскому саду. Хотя на самом деле он давно (примерно год уже) ходит в садик, и у него там все хорошо, ходит он с удовольствием. Ваня – психологически устойчивый мальчик. И тем не менее он плачет.
Понятно, что это действительно сложный момент для него, его непросто пережить.
Катерина ведет себя в этой ситуации правильно:
- во-первых, она не «распускает сопли», а держится спокойно и твердо: надо уходить – и уходит, хотя и видит, что ребенок плачет;
- во-вторых, она не оставляет малыша наедине со своей проблемой, а пытается помочь ему ее решить и, на первый взгляд, очень своеобразным способом: постоянно рассказывает ему о своей работе.
Это тоже совершенно правильный прием. В этом случае ребенок знает и более-менее понимает, что там мама делает на работе, чем занимается. Это для детей важно, даже очень.
Почему это так важно для них? Дело в том, что все дети убеждены: то, чем занимаются их родители, - это самое главное дело. Самое серьезное, самое полезное, самое нужное.
Правда, тут нужно уточнить один момент. Катерина – очень любит свою работу. И вот это тоже важно. Если взрослый человек свою работу не любит, то и ребенок: сын или дочь этого человека – не будет ею интересоваться. Именно интерес, увлеченность – или их отсутствие – имеют здесь решающее значение.
Но если вы любите свое дело, то обязательно заразите малыша своим отношением к нему. Дети баскетболистов убеждены, что баскетбол – самое замечательное занятие на свете. Дети альпинистов рвутся в горы. Дети фотографов уже в 3-4 года берут в руки фотоаппарат. Подозреваю, что дети людоедов искренне считают, что каннибализм – дело хорошее и полезное, а человеческое мясо – самая вкусная еда.
В общем, что делаем мы (если мы это делаем с желанием и интересом), то хотят делать и наши дети.
Поэтому ребенок очень хочет знать как можно больше о том, чем вы занимаетесь у себя на работе.
Поэтому большую ошибку делают те родители, которые думают, что это малыша не касается, он ничего не поймет, и это ему неинтересно. А на самом деле – очень интересно!
Кроме того, очень важно для крохи еще и то, что выход мамы на работу, оказывается, не лишение, нет: его жизнь не становится хуже от этого. Наоборот: мама приходит и рассказывает много интересного!
Оказывается, уходя на работу, мама не уходит из жизни малыша. Она пускает его в свою жизнь, не отделяет ее от его жизни. Они по-прежнему ВМЕСТЕ, у них по-прежнему ОБЩАЯ жизнь, ОБЩИЕ интересы.

Еще задолго до 3 лет Катерина постоянно внушала своему сыну, что он – Мужчина и должен вести себя как Настоящий Мужчина. Как видите, он в этом уже вполне убежден. Вот почему он так необычно себя ведет: вместо того, чтобы не отпускать маму, говорит ей «Мама, ты иди!» - и не хочет плакать при ней.
У Вани, хотя ему еще и 3-х лет не исполнилось, уже есть ВНУТРЕННЯЯ СИЛА – и немалая. Это – вдохновляющий пример для многих родителей.
Но этого надо добиваться уже с полутора-двух лет, чтобы ребенок считал себя Сильным Человеком и старался так себя вести (и достигал в этом успеха!). И тогда тяжелый момент – выход мамы на работу – преодолеть будет проще.

А еще очень важно показать малышу, что его по-прежнему любят, ласкают не меньше, чем раньше, - более того, мама на работе успевает соскучиться и с особой радостью общается с ним. Значит, это не так плохо, что мама уходит: зато, когда она приходит, то любит меня еще сильнее!

Все, что происходит в нашей жизни, происходит и в жизни наших детей. Абсолютно всё! Так должно быть всегда, что бы ни происходило с нами – и с ними. Не отделять себя от них. Да, мы разные. Да, у нас есть своя жизнь (работа), а у малыша – своя (игры, детский сад). Но все равно и его жизнь – это и наша жизнь, и наша жизнь – это и его жизнь. Он должен в ней участвовать, имеет на это право. Если не реально – то хотя бы эмоционально, психологически участвовать.
Это важно и для развития ребенка. И помогает ему без особых проблем пережить непростой для него момент, когда ЕГО МАМА перестает быть только ЕГО МАМОЙ, а становится еще и врачом, или учителем, или еще кем-то.
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Не так важно, что именно вы делаете. Для малыша важно, что это делаете ИМЕННО ВЫ. Приобщайте его к своей жизни, делитесь с ним всем, что для вас важно. Не бойтесь, что он чего-то не поймет. Это не главное. Важно то, что у вас с ним будет общая жизнь, вы останетесь близкими людьми и друзьями – несмотря на то, что декрет кончился, и отделение ребенка от мамы продолжается.
И тогда ваш малыш обязательно почувствует: то, что мама вышла на работу, - это же замечательно! НАМ с мамой теперь живется интереснее и лучше!


Рецензии