Победители. Борис Баум

Я возратился домой с фронта в 1943году, после сильной контузии был вчистую списан в запас. Мне было 21, такое скорое возвращение считал большой личной неудачей.  Мне было всегда любопытно, что же чувствует человек возвратившийся домой с Победой?
Всем задавался один вопрос: «Что Вы чувствовали возращаясь домой с Победой?» Материал собран в период 1956-1958годах. Отмечался возраст, род войск, место жительства на момент демобилизации. Из 23 опрашиваемых ответы прислали десять фронтовиков. Есть сокращения.
Война воспринимается солдатами Победы, как великое народное бедствие, особо отмечается опрашиваемыми что очень велики личностные поражения. Солдат 1945 года ощущает свою особую значимость в обществе.

Сен. Вас. Степ.
Танкист. Возраст  23года. Тарановка.  Стаж участия в боевых действиях 7,5месяцев. Закончил войну в Будапеште 15 марта 1945год.  До Челябинска добирался на поезде. До Федоровки на попутках. Конечно спешил домой, переживал и скучал по домашним. Мне не верилось, что теперь всегда будет тишина, не будет крови и убийств. Мы убивали врага защищая Родину, но убивать это наша горькая участь.

Абдрахманов Мнайдар.
 29лет. Пехотинец. Каиндыколь. Демобилизовался в августе 1945года. Я хотел продолжать службу в армии, сильно прикипел душою, вот все рвались домой, а я не хотел! Ну если только в отпуск! Чем ближе к дому тем больше одолевала тоска по близким. Мне снился сон, что я приехав домой мою руки, а мама говорит: « Мнайдар, а почему вода красная?» Во время боев не думаешь, а как выдастся свободное время убитые немецкие солдаты предстают обычными людьми, которых против воли посылали убивать… Ещё …  вкус  воды из колодца. Прошло уже 11 лет с того времени, но всё помню как будто это было вчера.
 
Кужим Александр.
40лет.Кавалерист. Аятский. Демобилизовали в августе 1945года. Лошадей загрузили в вагон и вперёд на Родину. Сдал своего боевого друга коня по кличке «Батон» в Воронеже. Плакал, конечно! Домой приехал в сентябре 1945года. Я всю дорогу думал о том, что теперь все средства государства будут направлены на мирную жизнь и мы заживем в достатке. Волновался как меня встретят, куда посадят, чем накормят.  Я забыл как пахнет домашний хлеб.  Всю дорогу берег продукты.

Агапов Володя.
Рядовой. 21год. Красносельское.  Демобилизовался осенью 1945год. Думал о тишине, о часах ходиках на окошке и запахе свежей подушки, которую мама летом сушила на крыше землянки. Я очень сильно скучал по дому и домашним. Вообще то я очень домашний. До сих пор куда не уеду всегда спешу домой на всех парах. Дом это очень важно для человека.

Яковенко Ив. Тим.
 Артиллерист-зенитчик. 34года. Смайловка. Дошел до Берлина. Демобилизовался в январе 1946года. На всех станциях стояли огромные толпы женщин и детей. Это несмотря на страшный холод. Они стояли в надежде. Домой сильно рвался. Я переборол чувство страха перед смертью и защитил Родину. Думал о том, что моим близким было тоже тяжело. В Москве была пересадка, сидя в ожидании сибирского эшелона услышал по радио слова: "Солдат Победы", это очень точные слова о нас.
   
Дуйсенбаев Зейнул.
22года.  Разведка. Домой вернулся 24июля 1945года. Я всегда помнил и скучал по близким, поэтому часто писал домой. Я тогда считал себя очень счастливым и везучим человеком, потому что  достался  счастливый билет на мирную жизнь. Я уважал себя, как солдат и гражданин. Был тогда молод и помню глубоко разделял понятия солдат и гражданин. А гражданин это и есть солдат!

Утепов Ермагамбет.
53года. Павловка. Пехота. Рядовой. Демобилизован в октябре 1945года. Я через всю страну ехал на поезде и видел что Родина жила на подъеме надеждой на большое счастье. Мужиков погибло много, считай каждый второй, много здоровья и сил отняла война. Я тогда понял человек живёт столько сколько хочет, надо только иметь волю к жизни.  На войне было страшно, а теперь впереди ждало только счастье. Если можно так сказать я ехал навстречу со счастьем.  Я был готов преодолеть любые преграды. Часто вспоминал маму.

Канафин Карим.
20 лет, бомбардировочная авиация, бортстрелок. Покровка. Денисовский район. Домой прибыл 23мая 1945года. Всю дорогу ехал у окна или у открытой двери вагона. Сильно спешил домой. У каждого вокзала поезд встречали огромные толпы народа, плясали, пели, танцевали, музыка очень громко играла. Я думал только о счастливой мирной жизни, готов был преодолеть все невзгоды!

Гуриненко Прасковья.
 23года. Радист. Денисовка. Я просто ехала домой, спешила. Мне было радостно. Сильнейшее чувство на свете это тоска по Родине. На фронте скучать было некогда, а чем ближе к дому, тем сильнее ждешь свидания с ним. Ещё радовалась тому, что возращаюсь домой живой и здоровой. Еще моя голова была забита грандиозными планами на новое устройство жизни. А как мне снилась мама, это просто невозможно?! В дороге я как то очень сильно почувствовала, что далеко отбилась от дома… Кто прошел войну долго отсутствовал дома поймет о чем я…

Галимжанов Молдахмет.
 22года. Командир минометного взвода. Денисовка. Я демобилизовался в 1947году. Победная праздничная шумиха на железнодорожных вокзалах утихла, в миллионах семьях продолжали ждать ещё  не вернувшихся с войны. В минуты опасности проявляется в человеке трусость или мужество, я был горд за себя, что ни разу не струсил, не растерялся, проявил мужество. Это считаю важным. На войне подлость видится враз, в мирной жизни с этим сложнее, а это главнейший жизненный вопрос: устроить свою мирную жизнь следовало удобно, так чтоб подлецы держались подальше. Война оставила в моей душе страшнейше глубокие раны, больше этого повторится не должно!


Рецензии
Вот так, преодолевая страх, шли солдаты в бой. Сколько их не вернулось из боя! А те, кто вернулся, пройдя все круги ада, оставили нам свои воспоминания.
Разве можно забыть, как досталась эта победа!
Спасибо вам, Геннадий за эти записи!
Жду новых ваших работ.
С уважением, Лариса.

Лариса Еланская   14.06.2015 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо Лариса за высокую оценку. Как то навалилось все в кучу и забросилась до осени проза ру.

Геннадий Баум   15.06.2015 20:59   Заявить о нарушении
Лето, есть лето! Я тоже мало пишу и мало читаю на Прозе.А скоро откроется у нас купальный сезон, так вообще на море надо быть, а не в сети...
Понимаю, вас. Главное, чтобы осенью были силы и вдохновение для новых работ.
Я буду ждать нашей встречи.
Всех благ вам, пусть все ладится и приносит радость, Лариса.

Лариса Еланская   16.06.2015 11:36   Заявить о нарушении
Лето это всегда горячая пора, хочется так много сделать не откладывая на осень или 2016 год. До следующей встречи подружка!

Геннадий Баум   16.06.2015 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.